Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Жанровое новаторство Шиллера в драме «Разбойники».
Первый период творчества Шиллера - период возрождения идей «Бури и Натиска». Первый период - это «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь». Поскольку «Заговора» в списке нет, про него я ничего не пишу. Еще в годы учения в Военной академии (Карлова школа) - 1773-1780 - поддерживал в себе дух вольности, читая античные и просветительские сочинения и произведения писателей «Бури и Натиска», под впечатлением от которых решил сам написать бунтарскую драму и написал в 1781 г. «Разбойников». «Разбойники» (1781) Источник драмы - рассказ Шубарта «Из истории человеческого сердца». Пьеса написана совершенно в духе идейных и художественных принципах «Бури и Натиска». Во-первых, тема враждующих братьев традиционна для Штюрмеров (Клингер «Близнецы»). Во-вторых, в центре у Шиллера - бунтарь-одиночка, «бурный гений», открыто объявивший войну обществу. Конфликт этот (Карл Моор - общество) выражен преимущественно в монологах и репликах и почти не раскрывается в действии. На первый план выходит другой конфликт - между братьями Карлом и Францем - которому придается большой общественный и философский смысл (два характера наделены чертами, выражающими разные социальные тенденции). Еще один конфликт - между Карлом и разбойниками. Шиллер подчеркивает всем ходом действия, что разбойничество Карла не имеет ничего общего с преступным поведением таких людей как Шпигельберг (по крайней мере, не хочет иметь - а поскольку другого выхода нет, Карл в финале сдается властям). Стилистическая особенность драмы - сочетание патетики и бытовой прозы. Монологи Карла риторичны, насыщены усложненными книжными оборотами, но, вписанные в будничный бытовой план, они приобретают большую убедительность. Художественная форма «Разбойников» не была открытием Шиллера - здесь он идет по стопам драматургов «Бури и Натиска». Но именно Шиллер придал штюрмерской драме общественный смысл, сделал ее содержанием конфликты всемирно-исторического значения. Образ героя-бунтаря приобретает у Шиллера новое для Штюрмеров морально-политическое содержание, связанное с ролью героя как «рупора идей» автора.
33. Поэтика жанра драмы Шиллера «Коварство и любовь». Из трех написанных прозой юношеских драм Шиллера - "Разбойники", "Заговор Фиеско" и "Коварство и любовь" - последняя сценически самая живучая, наиболее популярная. Энгельс назвал "Коварство и любовь" "первой немецкой политически-тенденциозной драмой" С еще небывалой в немецкой литературе силой в ней отражен трагизм тогдашней жизни народа в расколотой на сотни карликовых государств Германии. Уродливыми, отвратительными, низменными называл молодой Шиллер картины жизни герцогства Вюртембергского (настоящего, хотя нигде в пьесе не названного места ее действия). В письме к библиотекарю Райнвальду Шиллер, упомянув про "готическое смешение комического и трагического" в его драме, пишет про "откровенное изображение различных всесильных самодуров", правивших немецкими землями по ничем и никем не сдерживаемому произволу. Многие вюртембержцы могли бы прямо назвать того герцогского фаворита, который, подобно министру-президенту, отцу Фердинанда, пришел к власти, оклеветав своего предшественника. А одна из фавориток герцога якобы тщетно умоляла герцога Вюртембергского отказаться от весьма доходной продажи солдат иностранным державам, - их продавали на убой (и не в одном Вюртемберге) - тысячами! Подзаголовок пьесы: "бюргерская трагедия", то есть трагедия из жизни горожан, мещан - довольно сложного по своему составу социального конгломерата, вне которого находились дворяне, духовенство и крестьяне. Мещанская драма к 80-м годам XVIII века была развитым литературным жанром с традиционными, разнообразно разработанными сюжетами. Формированию этого жанра в немецкой литературе способствовали иностранные образцы вроде знаменитой английской драмы Лилло "Лондонский купец" и "семейных драм" великого французского просветителя Дени Дидро ("Отец семейства" и "Побочный сын")
|