Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж. Расин как великий трагический драматург франции. Анализ одной из трагедий.

Поиск

Жан Бати́ст Раси́н (1639 - 1699) — французский драматург, один из «Великой Тройки» драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Анализ трагедии Расина "федра"

Основными источниками при создании трагедии явились «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Однако для воссоздания наиболее полной картины того времени Расин обращается к трудам других древнегреческих писателей и поэтов. Так он подробно изу-чает «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Энеиду» Вергилия, «Жизнеописания и мнения прославившихся в философии» Диогена Лаэртского.

Основные принципы и некоторые уточнения были написаны Расином в предисловии к трагедии. Наиболее близким к произведению, по словам автора, явился все-таки сюжет Еврипида, хотя в развитии действия Расин выбирает несколько иной путь. Это проявляется прежде всего в отношении к Федре. Этот образ в трагедии Еврипида и Сенеки вызывает страшное негодование и осуждение прежде всего потому, что царица сама решается обвинить Ипполита. По мнению Расина, Федра не могла так низко пасть, так как слишком благородны и возвышенны были ее чувства к пасынку. А вот кормилица, в образе которой автор увидел «низость» и «подлые наклонности», решается на клевету, дабы защитить честь своей госпожи. Образ Федры в произведении Расина одновременно вызывает и сострадание, и ужас. Ее судьба поистине трагична. Она, став женой основателя Афин, прославленного героя Тезея, воспылала греховной страстью к своему пасынку Ипполиту. Это чувство вызвало в героине отвращение прежде всего к самой себе. Она пытается бороться: быть злой мачехой, отправить в изгнание Ипполита, умиловистить разгневанную богиню Афродиту, но все безуспешно. Единственный выход, казалось бы, это смерть, но и при этой мысли ее обуревает ужас. Ее отец Минос - судья в подземном царстве Аида. Все пути отрезаны. Федра в отчаянии. Но и это не предел ее страданий. Судьба и гнев богов приготовили героине еще более тяжкие испытания. Мнимая смерть Тезея и коварные уговоры кормилицы Эноны подтолкнули Федру сначала к раскрытию страшной тайны, затем к признанию в любви Ипполиту и, наконец, к согласию участвовать в гнусной клевете. В трагедии Расина поступок Федры находит оправдание, очень четко сформулированное в предисловии: «Федра же оказывается замешанной в этом только по причине своего душевного смятения, в силу которого она не владеет собой».

Действительно, Федра, в какой-то мере, может быть оправдана, так как эта преступная страсть вызвана Афродитой. Ненависть богини ко всему ее роду объясняется тем, что Гелиос, отец Пасифаи, матери Федры, открыл любовную связь Ареса и Афродиты ее супругу Гефесту.
В финале трагедии Федра искупит свою вину: она откроет истину и оправдает невиновного Ипполита. Но приговор и суд над собой будет очень суров: смерть в страшных муках от яда, некогда привезенного Медеей. Таким образом, рационалистическое переосмысление Расином еврипидовского сюжета заключается в принципе этического оправдания героя. Страсть Федры и ее вина несомненны, но автор фиксирует внимание зрителей не столько на этом, сколько на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини. Мораль-но-философская идея греховности человека вообще получает свое художественное воплощение на основе классицистического принципа типизации и правдоподобия. Этим же обусловлены и те частные отступления от Еврипида, которые Расин так подробно оговорил в предисловии. Особенно удачным оказалось введение нового персонажа - Арикии, благодаря которому более глубоко и динамично была раскрыта душевная борьба Федры. Образ юной девы вовсе не выдуман Расином, автор «неукоснительно придерживается мифа». Это действующее лицо упоминается как в «Энеиде» Вергилия, так и в произведениях других авторов. Существенно новые черты поэтического мастерства Расина проявляются и в тех частях трагедии, которые условно можно на-звать «эпическими». «Федра» насыщена ретроспективными рассказами, начиная с монолога Ипполита о подвигах Тезея и заканчивая рассказом Терамена о гибели сына амазонки. Но эпический элемент в трагедии Расина не заслоняет, а напротив, усиливает динамизм повествования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.005 с.)