Ельник, смелость; набить, уснуть; медленный, кирпичный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ельник, смелость; набить, уснуть; медленный, кирпичный.



Современный русский язык

 

Экзаменационные билеты для студентов, обучающихся по направлению

030600 «Журналистика»

Утверждены протоколом кафедры № 1 от 3.09.2012 года

 

 

Иркутск, 2012

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 1

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Современный русский литературный язык. Основные тенденции развития.

2. Многозначные и однозначные слова современного русского языка.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 2

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Активные процессы в области лексики современного русского языка.

2. Основные понятия и единицы фонетики: сегментные и суперсегментные единицы. Фонетическая транскрипция.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 3

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Русский язык в современном мире.

2. Формирование лексики русского языка. Исконно русская лексика: индоевропеизмы, общеславянизмы, восточнославянизмы и собственно русизмы (тематические группы, части речи).

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 4

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Понятие нормы, признаки нормы. Языковая и речевая нормы.

2. Слово как основная лексическая единица современного русского языка.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 5

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Актуальные процессы в области современного русского языка.

2. Антонимы. Их типы по семантике, структуре и особенностям употребления. Энантиосемия.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 6

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Роль антонимов в лексико-семантической системе русского языка. Функционально-стилистическое использование антонимов (антитеза, оксюморон) и синонимов (однородные и градационные ряды, детализация).

2. Изменения в современном русском произношении.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 7

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Окказионализмы. Окказионализмы и неологизмы. Норма и окказионализмы.

2. Омонимы, их типы и роль в лексико-семантической системе русского языка.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 8

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Омонимы. Причины появления лексических омонимов в языке.

2. Нормированность как основная черта современного русского литературного языка. Норма, ее типы и признаки.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 9

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Лексические синонимы. Синонимические ряды и доминанта. Основные группы синонимов.

2. Нормативные словари современного русского языка. Признаки. Анализ структуры любого нормативного словаря (на выбор).

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 10

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Синонимы, их сочетаемость. Роль синонимов в лексико-семантической системе русского языка Связь синонимии с полисемией. Общеязыковые и контекстуальные синонимы.

2. Орфоэпические нормы и основные тенденции их развития. Структура орфоэпических словарей.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 11

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Старое и новое в русской лексике. Использование устаревшей и новой лексики в текстах печатных СМИ.

2. Аспекты лексического значения слова. Семиологический (знаковый, внеязыковой) аспект значения слова.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 12

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Аспекты лексического значения слова. Структурно-семантический (смысловой) аспект значения слова.

2. Ударение. Фонетическая природа ударения. Типы ударений русского языка. Клитики.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 13

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Аспекты лексического значения слова. Функционально-стилевой (социолингвистический) аспект.

2. Общая характеристика системы гласных и согласных звуков современного русского языка.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 14

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Необщенародная лексика: термины, жаргонизмы, диалектизмы. Функции необщенародной лексики в СМИ.

2. Слог. Слогообразующие и неслогообразующие звуки. Характеристика слогов. Принципы слогораздела. Слогораздел и правила переноса.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 15

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Лексика современного русского языка с точки зрения ее использования. Диалектная лексика. Группы диалектизмов.

2. Лексикология как раздел языкознания. Предмет изучения и задачи лексикологии. Связь с фонетикой и фразеологией.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 16

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Стилистическая дифференциация и экспрессивные возможности русской лексики.

2. Фразеологизм как значимая единица языка. Основные признаки фразеологической единицы.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 17

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Фразеологизмы в их отношении к частям речи: глагольные, наречные, субстантивные, адъективные, междометные. Фразеологизмы, равные предложению.

2. Компьютерный язык.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 18

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Классификация фразеологизмов с точки зрения семантической слитности компонентов. Фразеологические сращения: признаки, стилистическая окраска.

2. Жаргонная лексика и ее классификация.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 19

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Классификация фразеологизмов с точки зрения семантической слитности компонентов. Фразеологические единства: признаки, стилистическая принадлежность.

2. Явление паронимии в русской лексике.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 20

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Классификация фразеологизмов с точки зрения семантической слитности компонентов. Фразеологические сочетания: признаки, отличия от сращений и единств.

2. Лексикография. Словари энциклопедические и лингвистические. Словари одно- дву- и многоязычные.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

Экзаменационный билет № 21

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Лексикография. Лингвистические словари. Комплексные толковые словари.

2. Новая лексика. Причины и пути возникновения новых слов. Группы собственно лексических неологизмов. Семантические неологизмы.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 22

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Формирование лексики современного русского языка. Заимствованная лексика. Причины, пути и виды заимствований.

2. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Специальная лексика: профессионализмы и термины. Цель употребления специальной лексики в СМИ.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 23

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса русского языка. Устарелые слова: историзмы и архаизмы. Группы архаизмов и историзмов.

2. Заимствованная лексика. Старославянизмы: фонетические и словообразовательные приметы. Группы старославянизмов.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 24

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Заимствованная лексика. Словообразовательные и фонетические признаки лексики латинского, греческого, немецкого, французского, английского языков.

2. Типы лингвистических аспектных словарей. Словари синонимов, паронимов; этимологический словарь; словарь иностранных слов; орфоэпические и орфографические словари.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 25

 

По дисциплине «Современный русский язык»

Направление «Журналистика»

 

1. Этапы освоения иноязычной лексики современным русским языком.

2. Общеязыковые и индивидуально-авторские изобразительно-выразительные средства современного русского языка. Основные виды тропов.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 26

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Нормативные и ненормативные словари. «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

2. Интернациональная лексика. Экзотизмы. Варваризмы. Заимствованные слова в СМИ.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ (3-ий Вопрос билета)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

(1 СЕМЕСТР. ЛЕКСИКА. ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

 

Т1

Укажите, какие грамматические значения присущи указанным существительным, глаголам и прилагательным; чем и как они выражены? В чем отличие лексического и грамматического значений?

Доска, молоко; забить, сниться; тихий, медленная.

 

Объясните значения омонимов, при необходимости пользуйтесь толковыми словарями. Приведите примеры предложений с указанными словами.

Актив – актив, гармония – гармония, грести – грести.

 

Определите, омонимию или многозначность представляет слово занять в данных предложениях

1) Петя занял у товарища немного денег. 2) Эта работа займет много времени. 3) Он занят только собой. 4) Нужно было чем-то занять пришедших. 5) Рота заняла новую позицию.

 

Какие типы синонимов представлены парами слов:

Вертолет – геликоптер, губы – уста, довод – аргумент, дорога – путь, лингвистика – языкознание.

 

Объясните, почему приведенные ниже слова являются собственно русскими, исходите при объяснении из словообразовательной структуры примеров.

Каменщик, надругательство, разбег, народность, по-русски, допрыгаться.

 

Включением какой лексики, имеющей ограниченную сферу распространения, характеризуется приведенный ниже текст?

1) На р у днике очень несвоевременно проводится ополаживание горизонтов, заоткоска дорог. 2) Надо добиться, чтобы завалка печей не превышала двух часов, а плавка в печи сидела не дольше 6 часов 30 минут.

 

Т2

 

Укажите, какие грамматические значения присущи указанным существительным, глаголам и прилагательным; чем и как они выражены? В чем отличие лексического и грамматического значений?

Т10

Определите, омонимию или многозначность представляет слово сорвать в данных предложениях

1) Она сорвала понравившийся ей цветок. 2) Экскурсия в музей была сорвана.

 

В чем заключается разница между словами первой и второй групп с точки зрения подбора к ним антонимов:

1) видимый, внимание, обычный, отрадный; 2) вредный, глупый, здоровый, радостный?

Какой тип синонимов представлен словами изразец – кафель?

1) Самгин, прислонясь спиною к теплым изразцам печки. Закурил папиросу, ждал. 2) На серых кафелях пола и белых скатертях столов лежат странные узоры теней.

 

Определите, в каких из данных слов –ий является окончанием, а в каких – суффиксом:

Птичий, пологий, сыновий, погожий.

 

К какому разряду лексики, имеющей ограниченную сферу распространения, относятся слова:

Потрясно, обалденный, клевый, ржать, балдеть, кайф, ишачить, пахать, загорать.

 

Т11

Определите, омонимию или многозначность представляет слово карта в данных предложениях

1) На карте России изображена уменьшенная в миллионы раз территория нашей страны. 2) Я обошел все берега залива и нанес их на карту. 3) Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом. 4) Хозяин усадьбы вышел в гостиную, где карты продолжались. 5) По-видимому, этот план был той последней картой, от которой все зависело. 6) Жизнь товарища, стоявшая на карте, заставила Мересьева идти на риск.

Одинаковые ли (с точки зрения словообразования) типы антонимов имеют слова:

Видимый, класть, лесистый, мягкий, одеть, открывать, рельсовый, свет, сжимать, съехаться?

Какой тип синонимов представлен словами мертвый – безжизненный?

1) Молодой человек слабо ахнул – и упал мертвым. 2) Медведь рухнул безжизненной массой.

 

Определите стилистическую принадлежность слов одного синонимического ряда:

Лицо, физиономия, лик, рожа, рыло, морда.

 

К какому разряду лексики, имеющей ограниченную сферу распространения, относятся некоторые слова в тексте:

Конспект одного крутого студента на одной забойной лекции

Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду.

 

Т12

Определите, омонимию или многозначность представляет слово корабль в данных предложениях

1) На корабле подобрали паруса и завязали на мачте крест-накрест снасти. 2) Он в совершенстве обладал той четкостью взгляда, которая необходима рулевому столь огромного корабля, каким является государство. 3) Эти воздушные корабли сняли с ледоколов около двухсот человек. 4) Правый проход в церкви от срединного корабля был затянут цветным коленкором.

Одинаковые ли (с точки зрения словообразования) типы антонимов имеют слова:

Запутать, исправный, одаренный, приехать, робкий, рогатый, свезти?

Объясните образование следующих омонимов. Отметьте среди них полные омонимы и неполные (омоформы):

Бакены – бакены, браться – братца, залив (сущ.) – залив (дееприч.), ласка - ласка.

Хаммурапи не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнну, Урук и Иссин, которые долго пружинили хвост, но пролетели, как стая рашпилей.

Т13

Сгруппируйте слова в соответствии с типами словообразования:

Бороздка, дешевизна, домоседка, доставка, зачетка, мостик, новизна, пересадка, подсобка, полнота, рыбка, теплота, шарфик, югославка.

Одинаковые ли (с точки зрения словообразования) типы антонимов имеют слова:

Вкусный, годный, законность, польза, равенство, родной, слить?

Объясните образование следующих омонимов. Отметьте среди них полные омонимы и неполные (омоформы):

Клуб – клуб, компания – кампания, косой (сущ.) – косой (прил.), люлька – люлька.

 

Какие диалектизмы перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Каром ы сел, кар о мисел, кар э мисел – лит. коромысло; ухв а т, рог а ч, в и лки –«предмет, которым вынимают горшки и чугуны из печи»; пов е ть, пов е тка, подпов е тка, пов е тье, подпов е тье – «постройка для сельскохозяйственного инвентаря»?

 

К какому разряду лексики, имеющей ограниченную сферу распространения, относятся слова:

Комбайн, комб, комби (компьютер), клава (клавиатура), мыло (электронная почта), диск (дискета), моня (монитор).

 

 

Т14

Определите, омонимию или многозначность представляет слово дух в данных предложениях

1) Не обращать внимания на изменившиеся условия – значит быть верным букве, а не духу учения. 2) Высокий дух войск – одно их решающих условий победы над врагом. 3) Ну, смотри, Василий, коли не хватает духу – откажись сейчас.

Как группируются по значению слова:

Голый, нагой, обнаженный, смелый, спешить, сражение, торопиться, храбрый?

Объясните образование следующих омонимов. Отметьте среди них полные омонимы и неполные (омоформы):

Лечу – лечу, мир – мир, нагой – ногой, обрыв – обрыв.

 

Какие диалектизмы перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Бревн о, берн о, бервен о; б е лка, в е кша, вав е рка; там, т а мака, тамочки?

Из какого разряда лексики, имеющей ограниченную сферу распространения, пришли в просторечие следующие слова:

Блатной, мокрушник, перо (нож), малина (притон), расколоться, шухер, фраер, феня.

Т15

Определите, омонимию или многозначность представляет слово дух в данных предложениях

1) Материя не есть продукт духа, а дух сам есть лишь высший продукт материи. 2) Мороз – дух захватывает. 3) Я, бывало, хранила в памяти не мало старинных былей, небылиц про злых духов и про девиц. 4) И какой в поле дух для дыхания чистый и легкий!

Как группируются по значению слова:

Аэроплан, глаза, лингвистика, невпопад, некстати, опрятный, очи, самолет, чистый, языковедение, языкознание?

Объясните образование следующих омонимов. Отметьте среди них полные омонимы и неполные (омоформы):

Лук – луг, обход – обход, печь (сущ.) – печь (глаг.), рубка – рубка.

Какие диалектизмы перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Бр ю чка, кр ю чка, бр ю ква, бр ю шка; туча, хм а ра; тут, т у тачки?

К какому разряду лексики, имеющей ограниченную сферу распространения, относятся выделенные слова?

«Паханы», «бугры» и другие

Людей «опускают» по приговору воров за разные грехи: стукачество, неуплату карточного долга, неподчинение «авторитету», за то, что на следствии «сдал» подельников, что имеет родственников в правоохранительных органах…

Т16

Определите, омонимию или многозначность представляет слово нестись в данных предложениях

1) Машины неслись по шоссе. 2) К дереву друзья неслись со всех ног. 3) Только из далекой слободы несся торжественный звон. 4) Наши куры привыкли нестись на своем месте.

Как группируются по значению слова:

Источник, ключ, любознательный, префикс, приставка, пытливый, родник, смеяться, хохотать?

 

Объясните образование следующих омонимов. Отметьте среди них полные омонимы и неполные (омоформы):

Лук – лук, объездить – объездить, течь (сущ.) – течь (глаг.), обрыв – обрыв.

 

Какие диалектизмы перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Б а ня, б а йня; ж е рдь, руб е ль, п а лка – «предмет, которым скрепляют снопы, сено на возу»; бич, би я к, б и чик, бич у к, бич о вка – «бич, часть цепа»?

 

К какому разряду лексики (с точки зрения ее происхождения) относятся слова:

Т17

Определите, омонимию или многозначность представляет слово обдувать в данных предложениях

1) Легко дремать на вагонной полке, обдуваемой ветром через окно. 2) После дождя, когда обдуло, они решили копнить. 3) Дедушка взял горсть толченого проса, обдул его на ладони. 4) Пузатов не считает свои мошенничества дурным делом…И те, кого он обдувает, держатся того же мнения.

Как группируются по значению слова:

Война, прилежный, купить, торопиться, смелый, продать, плестись, мир, ленивый?

Объясните образование следующих омонимов. Отметьте среди них полные омонимы и неполные (омоформы):

Спится – спица, трут (сущ) – трут (глаг.), лук – луг, ласка – ласка.

 

Какие диалектизмы перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Каром ы сел, кар о мисел, кар э мисел – лит. коромысло; ухв а т, рог а ч, в и лки –«предмет, которым вынимают горшки и чугуны из печи»; пов е ть, пов е тка, подпов е тка, пов е тье, подпов е тье – «постройка для сельскохозяйственного инвентаря»?

 

К какому разряду лексики (с точки зрения ее происхождения) относятся слова:

Бюро, вуаль, кекс, галстук, лозунг, штык, штопор, фонарь, штаб, тетрадь.

Т18

Определите, омонимию или многозначность представляет слово отливать в данных предложениях

1) Провизор достал пузырек, воронку, медленно отлил из большого в маленький, наклеил ярлычок. 2) Парю его, а он – в обморок. Стащил с полки и едва отлил. 3) Время от времени рабочим приходилось отливать воду из старых шурфов. 4) Отлила Волга-матушка от крутых берегов.

К одному ли типу относятся синонимы:

Выговор – нагоняй, жена – половина, кольцо- перстень, отец – батя, поручать – возлагать, слушать – внимать?

Объясните образование следующих омонимов. Отметьте среди них полные омонимы и неполные (омоформы):

Бакены – бакены, браться – братца, лечу – лечу, печь (сущ.) – печь (глаг.).

 

Какие диалектизмы перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Бревн о, берн о, бервен о; б е лка, в е кша, вав е рка; там, т а мака, т а мочки?

 

К какому разряду лексики (с точки зрения ее происхождения) относятся слова:

Тулуп, армяк, зипун, кушак, каракуль, сарай, кошма, капкан, аршин, безмен.

Т19

Определите, омонимию или многозначность представляет слово хвататься в данных предложениях

1) В доме он дрожащими руками хватался то за один предмет, то за другой. 2) Падая, я хватаюсь за больную ногу. 3) Напрасно дал свое расположение заметить, да хватился-то я поздно. 4) Хватились бабы за пожитки – спасать холсты, корыта, нитки.

К одному ли типу относятся синонимы:

Есть – жрать, лицо – морда, спать – почивать – дремать, щеки – ланиты?

Выделите в словах основу и определите, членимая она или нечленимая:

Вдовий, свежий, слоновий, жребий, робкий.

 

Какие диалекты перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Бр ю ква,бр ю шка; туча, хм а ра; бр ю чка, кр ю чка; тут, т у тачки?

 

К какому типу лексики (с точки зрения стилистической дифференциации) относятся выделенные слова в приведенном ниже тексте?

«А мы с Егором поедем, - сказала Настя… - Может ничё …Егор, ключ куды? » – «В Ангару», - сплюнул Егор. – «Давай сюды, - прикрывая рот платком, чтоб не разрыдаться, Дарья взяла у нее ключ. – Мне тут рядом. Кажин день буду смотреть. Ты об етим не думай».

(Распутин)

 

 

Т20

Определите, омонимию или многозначность представляет слово часовой в данных предложениях

1) После часовой охоты все присели отдохнуть. 2) Он стоял под фонарем, устремив глаза на часовую стрелку. 3) Она на часовом [автобусе] приедет. 4) Невдалеке слышались шаги часовых, охранявших лагерь. 5) Тикает часовой механизм, телескоп двигается вслед за туманностью, на которую наведен.

К одному ли типу относятся синонимы:

Крепкий – прочный, муж – супруг, правда – истина, проверка – контроль?

 

Т21

Определите, омонимию или многозначность представляет слово вид в данных предложениях

1) Из окна открывается чудесный вид на цветущую долину. 2) Он имеет на нее виды. 3) У вас сегодня не очень здоровый вид. 4) Он с интересом прочитал знаменитый труд Дарвина о происхождении видов. 5) Латинский perfektum следует переводить на русский прошедшим совершенного вида.

 

Какие типы синонимов представлены группами слов:

Жадный - ненасытный, ключ – источник – родник, летчик – пилот, лоб – чело, опытный – знающий, сказать – молвить, ясно – четко?

 

Определите, в чем состоит смысловое различие паронимов, выраженных именами существительными. Составьте предложения.

Гордость – гордыня, знамение – знамя, факт – фактор, преемник – приемник.

 

Какие диалектизмы перед вами – словообразовательные, собственно лексические или фонетические:

Б а ня, б а йня; ж е рдь, руб е ль, п а лка – «предмет, которым скрепляют снопы, сено на возу»; бич, би я к, б и чик, бич у к, бич о вка – «бич, часть цепа»?

 

С помощью лексического анализа докажите принадлежность текста к определенному стилю речи.

Настоящим сообщаю согласие на применение выпускаемого нашим предприятием счетно-решающего устройства в разрабатываемой Вами аппаратуре. Договор на поставку оформляется в обычном порядке.

На Ваш запрос о трубке для регистрации сигналов с частотой 10 Гц предлагаю применить выпускаемую нашим предприятием СЧУ 16 Т 036-К.

 

Т-22

К какой группе (сращения, единства, сочетания) относятся слова-синонимы:

Диву даться, куда ни шло, то и дело, выжить из ума, чем свет, как пить дать, из рук вон, шутка сказать, себе на уме, собаку съесть.

 

Распределите слова по двум группам: общеславянские и собственно русские:

Перепел, властитель, болезнь, будущий, страждущий, богатство, благонравие, согбенный, средство, коростель, ель, яблоко.

 

Определите, чем отличается фонемный состав слов: количеством фонем, их порядком или набором (качеством): стремя – время, дар – рад, рад – радар, рад – ряд, угол – уголь, трос – сорт, торс – рост.

 

Построив вертикальную схему, произведите деление слова на слоги; разделите слово для переноса:

Литературный, русский.

 

Современный русский язык

 

Экзаменационные билеты для студентов, обучающихся по направлению

030600 «Журналистика»

Утверждены протоколом кафедры № 1 от 3.09.2012 года

 

 

Иркутск, 2012

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 1

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Современный русский литературный язык. Основные тенденции развития.

2. Многозначные и однозначные слова современного русского языка.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 2

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Активные процессы в области лексики современного русского языка.

2. Основные понятия и единицы фонетики: сегментные и суперсегментные единицы. Фонетическая транскрипция.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 3

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Русский язык в современном мире.

2. Формирование лексики русского языка. Исконно русская лексика: индоевропеизмы, общеславянизмы, восточнославянизмы и собственно русизмы (тематические группы, части речи).

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

 

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 4

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Понятие нормы, признаки нормы. Языковая и речевая нормы.

2. Слово как основная лексическая единица современного русского языка.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.

Иркутский государственный

технический университет

 

Экзаменационный билет № 5

 

По дисциплине «Современный русский язык»

направление «Журналистика»

 

1. Актуальные процессы в области современного русского языка.

2. Антонимы. Их типы по семантике, структуре и особенностям употребления. Энантиосемия.

3. Практическое задание

 

Билет составила доцент Вайрах Ю.В. «Утверждаю»

03. 09. 2012. зав. кафедрой рекламы и журналистики

к.п.н., доцент Покровская И.А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.362 с.)