Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
II. Использование карты стотта при наблюдении
Модифицированная карта наблюдений состоит из пятнадцати шкал, которые характеризуют особенности поведения человека. В таблице 1 представлены названия шкал и даны комментарии к их содержанию.
Таблица 1
№ шкалы
| Название
шкалы
| Комментарии
|
|
|
|
| Недоверие к людям
| Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость
|
| Депрессия
| Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8-13 свидетельствуют о выраженной депрессии
|
| Уход в себя
| Характеризуется избежанием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию
|
| Тревожность по отношению к взрослым
| Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1-3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4-6 показывают, обращает ли
на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Позиции №№ 7-9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые.
|
| Враждебность по отношению к взрослым
| Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности
|
| Тревожность по отношению к детям
| Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности
|
| Недостаточная социальная нормативность (асоциальность)
| Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют поступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1-4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. У подростков позиции №№ 4-8 указывают на определенную степень независимости, а у детей более младшего возраста - на недостаточную коммуникабельность. Позиции №№ 9-11 свидетельствуют о недостаточной моральной «чистоплотности»
|
| Враждебность по отношению к детям
| Проявляется в различных формах - от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы
|
| Неугомонность
| Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Избегает долговременных усилий
|
| Эмоциональное напряжение
| Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам
|
| Невротические симптомы
| Включает признаки невроза, преимущественно навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д.
|
| Неблагоприятные условия среды
| Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной
|
| Умственное развитие
| Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития
|
| Болезни
| Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие заболевания у школьника, но при этом нельзя поставить точный диагноз
|
| Физические недостатки
| Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие физического недостатка у ученика, но при этом нельзя поставить точный диагноз
|
Карта одновременно является и бланком для заполнения. Удобства модифицированной карты очевидны. Во-первых, возможно оформлять карту сразу на весь класс, а не на каждого ребенка в отдельности, что сокращает время работы, затрату материальных ресурсов. Во-вторых, заполнив карту, исследователь получает возможность увидеть «профиль» класса с точки зрения адаптации к новым условиям обучения и проблемы, характерные для всего коллектива.
Процедура обработки карт состоит в подсчете количества баллов, набранных по каждой шкале и суммарного балла по всем шкалам, который и характеризует степень адаптации того или иного индивида. За каждый ответ «да» выставляется один балл. Чем большее количество баллов набрал индивид по той или иной шкале, тем ниже его возможности по адаптации к имеющимся социальным условиям.
Карта Стотта хорошо зарекомендовала себя на практике. Она позволяет выявить человека с проблемами адаптации и определить направление дальнейшей работы с ним.
При работе с картой Стотта важно соблюдение этики исследования. Прежде всего, психолог, оказывая помощь классному руководителю, должен быть уверен, что педагог хочет действительно помочь школьникам, испытывающим проблемы с адаптацией, и не станет обсуждать полученные результаты с посторонними лицами, другими учащимися и их родителями. Кроме того, необходимо полное взаимопонимание между педагогом и психологом для последующей работы с учеником, требующим помощи.
Иногда в процессе анализа карт Стотта наблюдается ситуация, когда большая часть учащихся класса набирают максимальные баллы по какой-то из шкал. Такой классный коллектив требует повышенного внимания со стороны администрации школы, поскольку необходимо выявить причины столь значительной дезадаптации. К примеру, если класс набирает максимум по шкале «Тревожность по отношению к взрослым», можно предположить, что учителя, которые работают в нем, используют преимущественно директивный стиль в общении со школьниками или чрезмерно строги по отношению к своим ученикам.
Таким образом, возможности использования карты Стотта достаточно широки и дают возможность увидеть проблемы ребенка с различных углов зрения.
В таблице 2 представлено содержание модифицированной карты Стотта.
Инструкция: отметьте любым знаком устойчивую (регулярно, постоянно наблюдаемую) форму поведения ребенка.
|
|
| №
|
|
|
|
| Карта наблюдений
| фамилия
|
|
|
| Первая шкала
|
|
| Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине
|
|
|
|
| Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если попросят
|
|
|
|
| Играет роль «подчиненного», соглашается на «невыигрышные» роли
|
|
|
|
| Слишком тревожен, чтобы быть непослушным
|
|
|
|
| Лжет из-за боязни
|
|
|
|
| Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней
|
|
|
|
| Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание
|
|
|
|
| Хочет быть замеченным
|
|
|
|
| Не подходит к учителю по собственной инициативе
|
|
|
|
| Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то, например, о помощи
|
|
|
|
| Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос
|
|
|
| Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются
|
|
| Вторая шкала
|
|
| Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится
|
|
|
|
| Просит о помощи в выполнении школьных заданий в зависимости от самочувствия
|
|
|
|
| Старательность в учебной работе нестабильна
|
|
|
|
| В играх иногда чрезвычайно активен, иногда апатичен
|
|
|
|
| Часто сердится, «впадает в бешенство»
|
|
|
|
| Для ручной работы не хватает физических сил
|
|
|
|
| В классе вял, безынициативен
|
|
|
|
| Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения
|
|
|
|
| Движения замедленны
|
|
|
|
| Взгляд равнодушный
|
|
|
|
| В играх чаще всего ленив и апатичен
|
|
|
|
| Часто мечтает
|
|
|
|
| Говорит невыразительно, бормочет
|
|
|
| Третья шкала
|
|
| Не реагирует на приветствия
|
|
|
|
| Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям
|
|
|
|
| Избегает разговоров, «замкнут в себе»
|
|
|
|
| Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий, живет «в своем мире»
|
|
|
|
| Совершенно не проявляет интереса к ручной работе
|
|
|
|
| Не проявляет интереса к коллективным играм
|
|
|
|
| Часто избегает других людей
|
|
|
|
| Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда обижен или подозревается в чем-то нехорошем
|
|
|
|
| Стремится к изоляции от других детей, часто к нему невозможно приблизиться
|
|
|
| Четвертая шкала
|
|
| Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем
|
|
|
|
| Слишком разговорчив, докучает своей болтовней
|
|
|
|
| Преувеличенно много рассказывает учителю о своих семейных делах
|
|
|
|
| Всегда находит предлог обратить внимание учителя на себя
|
|
|
|
| Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя
|
|
|
|
| Обращается к учителю с различными мелкими просьбами для того, чтобы добиться его симпатии
|
|
|
|
| Часто рассказывает фантастические, вымышленные истории
|
|
|
|
| Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилагает для этого достаточных стараний
|
|
|
|
| Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии
|
|
|
| Пятая шкала
|
|
| Переменчив в настроениях
|
|
|
|
| Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении
|
|
|
|
| Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе
|
|
|
|
| Когда о чем-то просит учителя, то иногда бывает очень эмоциональным
|
|
|
|
| Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем
|
|
|
|
| Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу
|
|
|
|
| Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)
|
|
|
|
| Отличается вульгарным языком, любит пошлые рассказы, стихи, рисунки
|
|
|
|
| «Бормочет под нос», если чем-то недоволен
|
|
|
|
| Негативно относится к замечаниям
|
|
|
|
| Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений
|
|
|
|
| Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов
|
|
|
|
| Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан
|
|
|
|
| «Дикий» взгляд (смотрит исподлобья)
|
|
|
|
| Очень непослушен, не соблюдает дисциплину
|
|
|
|
| Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу)
|
|
|
|
| Охотнее всего дружит с хулиганами
|
|
|
| Шестая шкала
|
|
| «Играет героя», особенно когда ему делают замечания
|
|
|
|
| Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими
|
|
|
|
| Склонен «прикидываться дурачком»
|
|
|
|
| Слишком смел, рискует без надобности
|
|
|
|
| Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством
|
|
|
|
| Навязчив, легко управляем
|
|
|
|
| Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя
|
|
|
|
| Часто паясничает
|
|
|
|
| Одевается вызывающе
|
|
|
|
| Часто в группе сверстников совершает глупые выходки
|
|
|
|
| Подражает хулиганским проделкам других
|
|
|
| Седьмая шкала
|
|
| Не заинтересован в учебе
|
|
|
|
| Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют
|
|
|
|
| Не застенчив, но часто проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя
|
|
|
|
| Не застенчив, но обычно не просит о помощи
|
|
|
|
| Никогда добровольно не берется ни за какую работу
|
|
|
|
| Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых
|
|
|
|
| Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми
|
|
|
|
| Избегает учителя, но активно контактирует с другими людьми
|
|
|
|
| Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры
|
|
|
|
| В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность, не соблюдает правила игры
|
|
|
|
| Скрытен и недоверчив
|
|
|
| Восьмая шкала
|
|
| Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать
|
|
|
|
| Временами очень недоброжелателен к тем детям, которые не принадлежат к кругу его общения
|
|
|
|
| Надоедает другим детям, пристает к ним
|
|
|
|
| Часто ссорится со сверстниками, обижает других детей
|
|
|
|
| Пытается своими замечаниями создать определенные трудности для других детей
|
|
|
|
| Находится в плохих отношениях с другими детьми
|
|
|
|
| Обижает более слабых детей, младших
|
|
|
|
| В драках кусается и царапается
|
|
|
| Девятая шкала
|
|
| Легко смиряется с неудачами в ручном труде
|
|
|
|
| В играх не умеет владеть собой
|
|
|
|
| Непунктуален, часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы
|
|
|
|
| Как правило, не проявляет ответственности в ручном труде
|
|
|
|
| Обычно не проявляет старания на школьных занятиях
|
|
|
|
| Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку
|
|
|
|
| В классе, как правило, рассеян
|
|
|
|
| Не может длительно на чем-либо сосредоточиться
|
|
|
| Десятая шкала
|
|
| Предпочитает играть игрушками, предназначенными для детей младшего, чем он, возраста
|
|
|
|
| Любит различные игры, но быстро теряет к ним интерес
|
|
|
|
| Слишком инфантилен в речи и поступках
|
|
|
|
| Играет преимущественно с младшими детьми
|
|
|
|
| Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо серьезное
|
|
|
|
| Другие дети часто обижают его, делают «козлом отпущения»
|
|
|
|
| Часто опаздывает на уроки
|
|
|
|
| Уходит с отдельных уроков без уважительных причин
|
|
|
|
| Отличается неорганизованностью
|
|
|
|
| Ведет себя в группе (в классе) как посторонний, отверженный
|
|
|
| Одиннадцатая шкала
|
|
| Часто заикается
|
|
|
|
| Предпочитает отмалчиваться
|
|
|
|
| Объясняется нелогично, беспорядочно
|
|
|
|
| Бесцельно жестикулирует
|
|
|
|
| Часто грызет ногти
|
|
|
|
| Ходит, подпрыгивая
|
|
|
|
| Сосет палец (для школьников старше 10 лет)
|
|
|
| Двенадцатая шкала
|
|
| Часто отсутствует в школе без уважительных причин
|
|
|
|
| Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе
|
|
|
|
| Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям
|
|
|
|
| Отличается неряшливостью
|
|
|
|
| Выглядит так, как будто очень плохо питается
|
|
|
|
| Значительно некрасивее других детей
|
|
|
| Тринадцатая шкала
|
|
| Сильно отстает в учебе от сверстников
|
|
|
|
| Имеет слабые навыки чтения
|
|
|
|
| Допускает ошибки в простейших математических заданиях
|
|
|
|
| Одноклассники относятся к нему, как к маленькому
|
|
|
| Четырнадцатая шкала
|
|
| Дышит через рот
|
|
|
|
| Склонность к ушным заболеваниям
|
|
|
|
| Склонность к кожным заболеваниям
|
|
|
|
| Частые боли в желудке и тошнота
|
|
|
|
| Частые головные боли
|
|
|
|
| Болезненные, покрасневшие веки или темные «круги» под глазами
|
|
|
|
| Очень холодные руки
|
|
|
|
| Косоглазие
|
|
|
| Пятнадцатая шкала
|
|
| Слабый слух
|
|
|
|
| Слабое зрение
|
|
|
|
| Слишком маленький рост
|
|
|
|
| Чрезмерная полнота или другие особенности телосложения, которые могут способствовать развитию комплексов
|
|
|
|
| Заикание
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
III. ПРОТОКОЛ БЕСЕДЫ (ориентировочный вариант)
Фамилия, имя испытуемого: __________________
Возраст: ______ лет
Время проведения беседы: с ____ ч. ____ мин. до ____ ч. ____мин.
Вопросы экспериментатора. Вводные пояснения и замечания
| Поведение испытуемого: жесты, мимика, эмоциональные реакции и т.д.
| Ответы испытуемого, высказывания, пояснения
|
|
|
|
Приложение 8
Список использованной литературы
1. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «психология» и специальностям «Клиническая психология», «общая психология» / А.Л. Тертель. – М.: Проспект, 2006. – 248 с.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.
3. Клиническая психология [Текст]: учебник для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии / ред.: Б. Д. Карвасарский. — 3-е изд., стереотип. — СПб.: Питер, 2008. — 960 с.
4. Лучинин, А. С. Психодиагностика [Текст]: конспект лекций / А. С. Лучинин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 256 с.
5. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500 «Социальная работа» / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
6. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А. Л. Свенцицкий. — М.: Проспект, 2006. — 336 с.
7. Социальная психология [Текст]: словарь / ред. М. Ю. Кондратьев. — М.; СПб.: ПЕР СЭ: Речь, 2005. — 176 с.
8. Сухов, А. Н. Реальная социальная психология [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Н. Сухов; Российская академия образования (М.), Московский психолого-социальный институт (М.). — М.: МПСИ, 2004. — 350 с.
9. Титова, Н. М. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Н. М. Титова; Российская академия образования (М.), Московский психолого-социальный институт (М.). — 2-е изд., испр. — М.; М.: Флинта: МПСИ, 2007. — 248 с.
10. Хьелл, Л. Теории личности [Текст]: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – Спб.: Питер, 2006. – 608 с.
* Примечание.
1. Первыми в списке литературы идут издания, названия которых начинаются с чисел.
2. Далее литература (монографии, статьи из периодических изданий) указывается в алфавитном порядке.
3. Затем указывается литература на иностранных языках, также в алфавитном порядке.
4. В конце списка указываются авторы, чьи книги, научные публикации были заимствованы из Интернета (в алфавитном порядке), т. е. электронные ресурсы вместе с режимом доступа.
Приложение 9
Оформление приложений
1. Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.
2. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
3. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение», его порядковый номер. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста отдельной строкой.
4. Допускается обозначение приложений заглавными буквами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
5. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
|