ТОП 10:

Какое из нижеперечисленных качеств речи не является качеством хорошей речи?



а) правильность

б) ясность

в) логичность

г) громкость

д) краткость

е) уместность

 


 

ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Теоретические вопросы к курсу:

1. Понятие «общение». Составляющие общения. Виды общения. Особенности делового общения.

2. Официально-деловой стиль речи: жанры и языковые особенности. Языковые особенности официально-делового стиля (деловой речи).

3. Понятие «документ». Виды документов. Правила оформления документов. Реквизиты и формуляр документа.

4. Виды деловых писем. Композиция делового письма. Клише делового письма. Правила оформления делового письма.

5. Правила оформления частных деловых бумаг (на примере 2-3).

6. Информационно-справочные документы: особенности композиции, языка. Примеры оформления.

7. Виды делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры.

8. Деловое общение по телефону. Этикет делового ­ телефонного разговора.

9. Конфликт в деловом общении.

Практические задания по курсу «Русский язык делового общения»

ВАРИАНТ 1

1. Распределите слова по трем группам: слова, которые используются только в официально-деловом стиле; слова, которые могут использоваться в официально-деловом стиле; слова, которые не могут использоваться в официально-деловом стиле:

холодильник, зачетка, экспроприировать, инфляция, оптимальные условия, протекция, страховое свидетельство, дипломная работа, принять меры, документ, учебник, поставить на вид, благодарственное письмо, попечитель, клиент.

2. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами официально-делового стиля:

Многие люди индифферентно относятся к вопросам религии. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности. Подвижки могут появиться уже в следующем году. Основной критерий хозяйственной деятельности — прибыль — сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.

3. Напишите доверенность, соблюдая необходимые требования.

4. Раскройте скобки, поставив фамилию в нужную форму. Объясните.

Встретиться с (Сергей Поляница), идти на встречу с (Виталий Гайченя), заявление от (Игорь Денисюк), письмо (Евгений Треноне), подарок от семьи (Верник), роман (Виктор Гюго), шоу (Федор Бондарчук).

5. Запишите названия учреждений, организаций в соответствии с правилами употребления прописных букв. Объясните.

(Р,р)оссийская (А,а)кадемия (Г,г)осударственной (С,с)лужбы; (С,с)овет (Б,б)езопасности;' (Л,л)ьвовский (А,а)втобусный (3,з)авод; (Т,т)еатр (Ю,ю)ного (3,з)рителя; (П,п)рокуратура (Р,р)осиийской (Ф,ф)едерации; (Д,д)ворец (К,к)ультуры (Ж,ж)елезнодорожников.

6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы:

ваза (в)виде шара, (в)отличи... от нас, (в)соответстви...с законом, (в)течени.. трех недель, (не)смотря на занятость.

ВАРИАНТ 2

1. Распределите слова по трем группам: слова, которые используются только в официально-деловом стиле; слова, которые могут использоваться в официально-деловом стиле; слова, которые не могут использоваться в официально-деловом стиле:

касса, попечительство, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, прогулка, допрашивать, потерпевший, комиссия, производственный объект, просрочка, административное правонарушение, ответ, прямые обязанности, спорт.

2. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами официально-делового стиля:

Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности. Коммерческие банки все чаще прибегают к купке денег на свободном рынке. Эта проблема с каждым днем ухудшается. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. Заработная плата не была выплачена пятьсот сорок двум работникам. За проделанную работу ему дали вознаграждение. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

3. Напишите служебную записку, соблюдая необходимые требования.

4. Раскройте скобки, поставив фамилию в нужную форму. Объясните.

Идти навстречу (Петр Сало); видеть вдалеке (Татьяна Коротенко), расписка (Александр Геллер), зачетка (Ирина Студенок), фильмы (Акир Куросава), студентку (Наталья Петровых) отчислили, дипломная работа (Елена Дейнега).

5. Запишите названия учреждений, организаций в соответствии с правилами употребления прописных букв. Объясните.

(У,у)ральский (Б,б)анк (Р,р)еконструкции и (Р,р)азвития; (П,п)равительство (Р,р)оссиийской (Ф,ф)едерации; (К,к)олледж (С,с)вязи; (У,у)ральский (И,и)нститут (Э,э)кономики, (У,у)правления и (П,п)рава; (К,к)расноярский (А,а)люминиевый (3,з)авод; (Т,т)еатр (М,м)узыкальной (К,к)омедии; (К,к)оллегия (А,а)двокатов.

6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы:

(в)следстви... вмешался прокурор, разговоры(на)счет земли, (на)основани...заключения, (в)виду недостатка времени, (с)целью улучшения работы.

ВАРИАНТ 3

1. Распределите слова по трем группам: слова, которые используются только в официально-деловом стиле; слова, которые могут использоваться в официально-деловом стиле; слова, которые не могут использоваться в официально-деловом стиле:

касса, попечительство, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, прогулка, допрашивать, потерпевший, комиссия, производственный объект, просрочка, административное правонарушение, ответ, прямые обязанности, спорт.

2. Отредактируйте предложения всоответствии с нормами официально-делового стиля:

Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности. Коммерческие банки все чаще прибегают к купке денег на свободном рынке. Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю. На вверенной Вам территории нужно еще возвести рынок для жителей района. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. За проделанную работу ему дали вознаграждение. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

3. Напишите резюме, соблюдая необходимые требования.

4. Раскройте скобки, поставив фамилию в нужную форму. Объясните.

Поручить инженеру (Мария Жерех), творчество (Франческо Петрарка), встреча с (Сергей Франко), доверенность (Юлия Бортник), биография (Дмитрий Ковальчук), поставить «отлично» (Вера Чайка), роман (Харуки Мураками).

5. Запишите названия учреждений, организаций в соответствии с правилами употребления прописных букв. Объясните.

(У,у)ральский (Б,б)анк (Р,р)еконструкции и (Р,р)азвития; (П,п)равительство (Р,р)оссиийской (Ф,федерации; (К,к)олледж (С,с)вязи; (У,у)ральский (И,и)нститут (Э,э)кономики, (У,у)правления и (П,п)рава; (К,к)расноярский (А,а)люминиевый (З,з)авод; (Т,т)еатр (М,м)узыкальной (К,к)омедии; (К,к)оллегия (А,а)двокатов.

6. Раскройте скобки,вставьте пропущенные буквы:

(в)силу сложившихся обстоятельств, вышел (на)встречу гостям, (в)целях безопасности, узнать (на)счет подписки, (в)заключени... выступления.

 

ВАРИАНТ 4

1. Распределите слова по трем группам: слова, которые используются только в официально-деловом стиле; слова, которые могут использоваться в официально-деловом стиле; слова, которые не могут использоваться в официально-деловом стиле:

просрочка, оправдательный приговор, действия, порицание, ошибка, перевести на счет, деловое совещание, косвенные обязанности, возместить, депозитный вклад, дача, большущий, пожар, электропроводка, оказать содействие, в порядке очереди.

2. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами официально-делового стиля: Женщину, воспитавшую десять и более человек детей, награждают орденом. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности. Среди некоторых групп населения отмечается недопотребление продуктов питания. Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю. Просим передать в фонд излишки оборудования, каковые, по данным управления, числятся за вашим предприятием. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. За проделанную работу ему дали вознаграждение. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

3. Напишите деловое письмо, соблюдая необходимые требования.

4. Раскройте скобки, поставив фамилию в нужную форму. Объясните.

Выписать премию (Юрий Молибога), картина (Пабло Пикассо), встреча с (Сергей Шевченко), доверенность (Евгений Пращерук), биография (Юлия Ковальчук), поставить «отлично» (Вера Сказка), роман (Харуки Мураками).

5. Запишите названия учреждений, организаций в соответствии с правилами употребления прописных букв. Объясните.

(Г,г)осударственный (А,а)кадемический (Б,б)ольшой (Т,т)еатр, (У,у)ральский (З,з)авод (Т,т)яжелого (М,м)ашиностроения, (Д,д)ворец (К,к)ультуры (Ж,ж)елезнодорожников, (К,к)олледж (Э,э)кономики и (П,п)рава, (О,о)рганизация (О,о)бъединенных (Н,н)аций, (К,к)оллегия (А,а)двокатов.

6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы:

(на)основани.... заявления, (в)соответстви..., (в)целях безопасности, узнать (на)счет подписки, (в)заключени... выступления.


 

ДИСЦИПЛИНА «РИТОРИКА»

Контрольная работа № 1 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

План анализа:

1. Определить тему текста.

2. Сформулировать тезис, который доказывается в тексте.

3. Найти и сформулировать аргументы, которые приводятся в защиту тезиса. Если есть иллюстрации к аргументам – указать их.

4. Найти и сформулировать контраргументы, которые приводятся в опровержение тезиса. Если есть иллюстрации к контраргументам – указать их.

5. Показать композиционное членение текста (выделить вступление, основную часть, заключение).

6. Сделать вывод об эффективности/ неэффективности данного текста. Высказать свое мнение по теме.

Пример разбора текста:

Гомер не был слепым

Так утверждает профессор Александр Портнов, много лет занимавшийся разоблачением знаменитых мировых "мифов".

Все убеждены, что великий поэт Гомер был слепым. В этом не сомневался даже А.С. Пушкин, когда набросал язвительную эпиграмму на Н.И. Гнедича, переводчика "Илиады" на русский язык:

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера...

Пожалуй, все школьники мира помнят рисунок из учебника древней истории, изображающий бюст слепого поэта, созданный в Александрии (Египет) во II веке до н.э., т.е. через 6-7 веков после смерти Гомера. Конечно, скульптор не знал, как выглядел Гомер в действительности. Но почему он решил, что великий поэт был слепым? Может ли слепой передать стихами бесконечное разнообразие форм и цветов мира? Может ли слепой достичь поэтического уровня Шекспира, Байрона, Пушкина?..

До нашего времени дошли две большие поэмы Гомера общим объёмом более 50 печатных листов. И поныне специалистов поражает удивительная образность, точность описаний, живость и яркость сцен, а главное их разноцветность. Например, может ли слепец сказать:

Так от широкого веяла, сыплясь по гладкому току,

Черные скачут бобы или зелёные зерна гороха...

 

А вот наблюдение ужасной детали битвы:

С громом упал он, копье упадавшему в сердце воткнулось,

Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко!

 

Чтобы нарисовать подобную картину, необходимо видеть.Гомер описывает цвета металлов: белое олово, багряная медь, а вот железо у него – седое. Чтобы найти такое определение, поэт должен был иметь зоркий, точный взгляд.

Гомеровский Зевс – чернобровый, Афина – светлоокая, воин Терсит – косоглазый, Хрисеида – черноокая, царь Менелай – светловласый, великий Ахилл – русокудрый...

Я подсчитал в поэмах Гомера зрительные, звуковые, осязательные и обонятельные ассоциации. Оказалось, что 85-90 процентов информации о внешнем мире передано с помощью зрения, 8-10 - приходится на слух, остальное – осязание и обоняние. Такой тип распределения характерен для вполне здорового человека, которому зрение доставляет до 90 процентов информации об окружающем мире! Кстати, в "Одиссее" есть удивительно точный пример того, как воспринимает мир действительно слепой человек – поэт Демодон. В его песне полностью отсутствуют цвет, свет, описание формы предметов. Зато в ней есть множество звуковых характеристик.

Но самым удивительным, очевидно, окажется тот факт, что жившие 25 веков назад древние греки не сомневались в том, что Гомер был зрячим. Им и в голову не приходило считать его слепым. Первые изображения Гомера относятся к V веку до н.э. – и поэт на них изображался зрячим! По преданию, Гомер был похоронен на о. Хиос. На монетах с Хиоса (IV век до н.э.) поэт изображён похожим на Зевса, с широко открытыми глазами.

Разбор текста:

1. Определяя тему текста, мы должны ответить на вопрос: «О чем данный текст»? Тема данного текста – Гомер. Именно ему посвящен весь текст.

2. Тезис данного текста (главная мысль, которая в тексте доказывается) – Гомер не был слепым или Гомер был зрячим. Тезис любого текста должен быть сформулирован только в виде утверждения или отрицания. Тезис не может быть сформулирован в виде вопроса.

3. В тексте приводится несколько аргументов в защиту тезиса.

Аргумент 1. Мнение эксперта, профессора А. Портнова.

Аргумент 2. В поэмах Гомера наблюдается удивительная образность, точность описаний, живость и яркость сцен, а главное их разноцветность. Слепой человек не может дать такое описание предметов и персонажей.

К этому аргументу находим ряд иллюстраций (примеров):

Иллюстрация 1. Образность и точность описаний в стихах:

Так от широкого веяла, сыплясь по гладкому току,

Черные скачут бобы или зелёные зерна гороха...

 

А вот наблюдение ужасной детали битвы:

С громом упал он, копье упадавшему в сердце воткнулось,

Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко!

Иллюстрация 2. Цвета металлов.

Белое олово, багряная медь, а вот железо у Гомера – седое. Чтобы найти такое определение, поэт должен был иметь зоркий, точный взгляд.

Иллюстрация 3. Изображения богов.

Гомеровский Зевс – чернобровый, Афина – светлоокая, воин Терсит – косоглазый, Хрисеида – черноокая, царь Менелай – светловласый, великий Ахилл – русокудрый...

Аргумент 3. Доминирование в поэмах Гомера зрительных ассоциаций (85-90%).

Иллюстрация к аргументу:

В "Одиссее" есть удивительно точный пример того, как воспринимает мир действительно слепой человек – поэт Демодон. В его песне полностью отсутствуют цвет, свет, описание формы предметов. Зато в ней есть множество звуковых характеристик.

Аргумент 4. На первых изображениях (V век до н.э.) Гомер изображался зрячим!

Иллюстрация к аргументу – монеты с изображением Гомера с о.Хиос

4. В данном тексте приводится также контраргумент, который опровергает тезис и доказывает противоположную точку зрения – Гомер был слепым.

Контраргумент 1. Всеобщая убежденность в слепоте Гомера.

Иллюстрация 1 к аргументу – эпиграмма А.С. Пушкина: Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера...

Иллюстрация 2. Рисунок из учебника древней истории, изображающий бюст слепого поэта, созданный в Александрии (Египет) во II веке до н.э.

5. Композиционной особенностью данного текста является отсутствие вводной и заключительной частей.

Текст для самостоятельного разбора

СМИ КАК ОРУДИЕ ГОСПОДСТВА

СМИ часто упрекают в манипулировании общественным мнением. Такого рода абсолютизацию роли СМИ, конечно, нельзя признать адекватной реальности. Однако этот подход плодотворен, поскольку позволяет лучше понять механизм воздействия СМИ на массовое сознание, их роль в мифологизации действительности.

Сверхзадача СМИ - постоянно находиться в настоящем, в точке, где действие происходит в данный конкретный момент времени. СМИ создают и постоянно воспроизводят мифы, которые мы получаем под видом новостей. Поэтому СМИ являются мощным инструментом оперативного управления массовым сознанием.

Одним из первых мифологический потенциал СМИ подметил канадский социолог Маршалл Маклюэн. Маклюэн занимался изучением воздействия телевидения на массовое сознание. Он считал, что телевидение мифологизирует человеческое общение. Присущая телевидению постоянная смена картинок приводит к тому, что единственным способом объединения разрозненных частей информационной мозаики является миф. Согласно Маклюэну, вместе с телевидением наступает эпоха «нового племенного человека».

Телевидение - один из инструментов осуществления политического господства, поскольку позволяет контролировать мысли и поступки миллионов людей. СМИ тоталитарны по своей природе, так как стремятся взять под свой контроль волю людей, их мысли и чувства, тем самым ограничивая свободу личности, порабощая ее.

У современного человека существует настоятельная потребность в получении информации самого разного свойства, и политической в том числе. В России телевидение - самый доступный и к тому же бесплатный источник информации. Но, как и всё бесплатное, телевидение оказывается «мышеловкой». В эту «мышеловку» попадает сознание зрителей. Им предлагают ту интерпретацию действительности, которая выгодна группе, контролирующей телеканал. Российское общество еще не готово оплачивать независимую прессу. Поэтому оно расплачивается за «дармовщинку» своими заблуждениями. Нужно учитывать и то, что распознать манипуляции большинству людей довольно сложно, так как у них нет возможности проверить информацию «на вшивость». У рядового зрителя нет ни аналитических центров, ни советников и консультантов. Нет возможности обратиться к специалистам. Поэтому приходится либо верить на слово, либо не верить. Зритель инстинктивно начинает «щупать» информацию на правдоподобие – может такое быть или нет. Если ему кажется, что может, то он соглашается с услышанным, нет – оставляет без внимания. Зная это, манипуляторы от телевидения умело создают ощущение правдоподобия, совершенно не заботясь о том, насколько изложенные факты соответствуют истине.

СМИ не в состоянии трансформировать саму реальность, но им вполне по силам изменить представление о ней. Если это удается, то в действительности происходят изменения, вызванные информационным воздействием.

Цель информационного воздействия заключается в изменении поведения объекта воздействия путем трансформации существующей в его сознании «картины мира». При осуществлении информационного воздействия на людей используются обходные пути, лазейки в сознании, которые позволяют найти оправдания действиям, не согласующимся с существующей у объекта манипуляций «картиной мира».

Подобного рода перекодирование используется и в избирательных кампаниях. Правда, когда речь идет о выборах, то на избирателя оказывается воздействие через формирование и изменение имиджей политиков и политических объединений. Например, в думской кампании 1999 года образ Примакова как умудренного опытом, солидного, предсказуемого политика был «перекован» в образ больного, старого, неповоротливого человека, лишенного каких-либо политических перспектив. Это удалось сделать благодаря радикальной смене контекста избирательной кампании, трансформации ее смыслового поля, смещения политических акцентов.

Роль СМИ в политическом процессе России очень велика. СМИ являются объектом постоянной борьбы различных политических сил. Контроль над СМИ означает контроль над созданием мифов, которые внедряются в массовое сознание. А мифы управляют мыслями и поступками людей. Поэтому в России борьба за власть сопровождается ожесточенной борьбой за контроль над СМИ.

 

Контрольная работа № 2. ДЕБАТЫ

Темы, предлагаемые к обсуждению (для устного выступления)

Для устного выступления нужно выбрать любую тему, сформулировать утверждение, например, школьная форма нужна современной школе, и доказать его, используя не менее 4 аргументов.

Можно предложить свою тему для обсуждения.

1. Нужна ли школьная форма?

2. Портят ли деньги людей?

3. Место мужчины и женщины в современном мире. Кто доминирует?

4. Брак по расчету или по любви?

5. Эвтаназия: убийство или акт милосердия?

6. Нужно ли разрешить курение в школе?

7. Бывает ли свобода полной?

8. Нужно ли разрешить свободное посещение в вузе?

9. Может ли реклама быть честной?

10. Интернет-общение: за и против?

11. Умрет ли бумажная книга?

12. Следует ли разрешить иностранцам усыновлять российских детей?

13. Нужна ли в России смертная казнь?

14. Нужно ли в России запретить машины с правым рулем?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.019 с.)