ТОП 10:

Теоретический тест по курсу «Русский язык и культура речи»



План анализа словарной статьи толкового словаря

1. Выписать словарную статью с заглавным словом.

2. Лексико-семантические сведения:

Ø Однозначное или многозначное слово. Указать, сколько значений у слова и каких (прямых или переносных).

Ø Тип толкования (через объяснение, через однокоренное слово, через синонимический ряд, смешанный способ толкования)

Ø Достаточность / недостаточность толкования (определение достаточности толкования слова предполагает самостоятельную оценку словарной статьи. Если вам известно значение заглавного слова, которое не отражено в словаре, попытайтесь сформулировать его самостоятельно).

3. Грамматическая справка о слове. Предполагает интерпретацию данной в словаре информации о частеречной принадлежности, морфологических признаках и синтаксических свойствах заглавного слова. Обычно для существительного даются формы им. и род. п. ед.ч. и информация о роде (м, ж, ср); для глагола – начальная форма, формы 1 и 2 лица, ед.ч. настоящего / будущего времени и информация о виде; для прилагательного – формы м., ж., ср.р. ед.ч. им.п. Факультативно могут указываться и другие формы. У остальных слов обозначено, к какой части речи они относятся.

4. Стилистическая справка о слове (анализ стилистических помет или их отсутствия). Демонстрирует знание характеристик употребления слова, представленных в словаре с помощью специальных помет. Каждое значение слова необходимо описать с 4 позиций – по 4 типам специальных помет. Следует обратить внимание на то, что отсутствие помет в словарной статье значимо (разбор помет см. ниже)

5. Акцентологическая и орфоэпическая справка о слове. Необходимо отметить, на какой слог падает ударение, имеется ли у слова транскрипция.

6. Орфографическая справка о слове. Предполагает оценку орфографической сложности данного заглавного слова. Необходимо сравнить написание и произношение слова, указать на места потенциальных ошибок.

7. Дополнительная справка о слове (иллюстративный материал (примеры употребления), фразеологизмы, словообразовательная справка).

Специальные пометы в толковом словаре (к 4 пункту)

1. Пометы, ограничивающие сферу употребления слова (обл., прост., спец.)

Помета обл. – областное. Указывает на то, что слово является диалектным, характерным для какого-либо говора.

Помета прост. – просторечное. Означает, что слово свойственно нелитературной городской разговорной речи.

Помета спец. – специальное. Обозначает принадлежность слова к определенному кругу профессионального, научного, технического употребления.

Если таких помет нет – слово является общеупотребительным.

2. Функционально-стилистические пометы (книжн., разг., офиц.)

Помета книжн. – книжное. Указывает на то, что слово характерно для письменного, книжного изложения.

Помета разг. – разговорное. Означает, что слово свойственно обиходной, разговорной речи; оно не выходит из норм литературного словоупотребления, но сообщает речи непринужденность.

Означает, что слово свойственно речи официальных отношений.

Если таких помет нет – слово является межстилевым.

 

3. Пометы, указывающие на активность употребления слова (устар.) Помета устар. – устаревшее. Указывает на то, что слово выходит или вышло из активного употребления, но еще хорошо известно в современном литературном языке.

Если таких помет нет – слово принадлежит к активному словарному запасу.

4. Пометы, указывающие на эмоционально-экспрессивную окраску слова (презр.), (неодобр.), (пренебр.), (шутл.), (ирон.), (бран.), (груб.).

Помета презр. – презрительное

Помета неодобр. – неодобрительное

Помета пренебр. – пренебрежительное

Помета шутл. – шутливое

Помета ирон. – ироничное

Помета бран. – браное

Помета груб. – грубое

Слова содержат соответствующую эмоциональную выразительную окраску.

Если таких помет нет – слово нейтрально по эмоционально-экспрессивной окраске.

Образец разбора

ТЕЗАʹУРУС [тэ] ,-а, м.(спец.) 1. Словарь языка, ставящий задачу полного отражения всей его лексики. 2. Словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-н. специальной сферы. || прил. тезаʹурусный,-ая, -ое.

Лексико-семантические сведения:

Слово тезаурус является многозначным (2 значения: 1. Словарь языка, ставящий задачу полного отражения всей его лексики. 2. Словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-н. специальной сферы). 1 и 2 значение толкуются через объяснение.

Грамматическая справка о слове:

Слово тезаурус является именем существительным. Указано окончание родительного падежа единственного числа тезаурусА, слово мужского рода.

Стилистическая справка о слове:

Слово тезаурус имеет помету (спец.) – специальное. Это указывает на то, что слово используется в профессиональной сфере.

Акцентологическая и орфоэпическая справка о слове.

Ударение в слове падает на второй слог, дана орфоэпическая справка о слове – первый слог произносится как [тэ].

Орфографическая справка о слове.

В слове тезаурус можно допустить орфографическую ошибку в первом слоге.

Дополнительная информация о слове. Иллюстративного материала и фразеологизмов к слову не приводится, но есть словообразовательный ряд. От заглавного слова можно образовать прилагательное тезаʹурусный,-ая, -ое.

 

 

Контрольная работа № 2. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Вариант 1

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

алкоголь, балованный, втридорога, добыча, жалюзи, звоним, индустрия, красивее, осведомиться, свекла, заиндеветь, ободрить, черстветь, банты, туфля, безудержный, созыв, кухонный, заплесневеть, исчерпать.

2. Укажите правильное произношение следующих слов:

двоечник, шинель, бесшерстный, адекватный, акционер, нарочно, платеж, аксессуары, сказочный, щелка, беспорядочный, антенна, острие, атеизм, яичница, современный, дачный, афера, алчный, шапочное знакомство, сессия, крем.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

торт, инспектор, учитель, цех, профессор, повар, договор, каталог, катер, корпус.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

тапочки, партизаны, абрикосы, кухни, кочерги, чулки, армяне, полотенца.

5. Образуйте от данных слов возможные степени сравнения:

чистый, жидкий, родительский.

6. Просклоняйте числительное: 3546.

7. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания: шимпанзе, кашне, цеце, тюль, Дели, доцент, адажио, имбирь, канапе, коала.

8. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

представить – предоставить; складной – складской; скрытый - скрытный.

9. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках:

в связи (болезнь); согласно (приказ); предостеречь (опасность).

10. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Это аксиома, не требующая доказательств. Событие не требует никаких комментарий. Проснувшись на другой день, первой мыслью моей было вчерашнее приключение. Деревья росли по обоим сторонам улицы. Поступили в продажу комплекты для девочек из пяти частей.

Вариант 2

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

аристократия, высоко, (вы) правы, добыча, вручим, клеил, нефтепровод, откупорить, просмотровый, феномен, бронировать, средства, экскурс, вестерн, оптовые, рассредоточение, совестливый, тотчас, агент, туфля.

2. Укажите правильное произношение следующих слов:

алчный, валежник, альтернатива, булочная, прачечная, новорожденный, встречный, друг сердечный, скучный, опека, коричневый, академия, блеф, тенденция, свитер, тезис, дебют, гренадер, желчь, бесшерстный, клест, Одесса, фанера.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

прожектор, офицер, год, инспектор, лектор, каталог, лагерь, зуб, лифт, катер.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

грузины, апельсины, груши, блюдце, ясли, валенки, гектары.

5. Образуйте от данных слов возможные степени сравнения:

мокрый, сладкий, злющий.

6. Просклоняйте числительное: 4557.

7. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания:

Тбилиси, кофе, жалюзи, пони, ТЮЗ, зануда, врач, авеню, канитель, татами.

8. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

искусный – искусственный; усвоить – освоить; вперемежку – вперемешку.

9. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках: контроль (исполнение), обвинить (грубость), рецензия (работа).

10. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Я приближаюсь, будто подстреленное кенгуру. У этого актера сегодня первый дебют. Граждане пассажиры, вися на подножках, двери не закроются. Глина – это очень пластический материал, который позволяет быстро и емко выражать свои идеи. Семеро женщин выбрано депутатами.

Вариант 3

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

квартал, звонишь, заклеить, эксперт, щавель, шофер, обеспечение, некролог, красивее, доложил, по средам, гражданство, триптих, мастерски, факсимиле, склады, усугубить, оптовые, гербовый, столяр.

2. Сгруппируйте слова по типам орфоэпических норм, укажите правильное произношение:

Фоминична, зацветший, игрушечный, бухгалтер, завороженный, патент, протекция, порядочный, пресек, горничная, жердочка, скворечник, бактерия, афера, маневры, конечно, булочная, оседлый, декада, декадент, тент, гренадер, сессия, термин.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

бухгалтер, слесарь, шофер, цех, якорь, торт, колено, сторож, ястреб.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

англичане, баклажаны, рельсы, заморозки, цапли, граммы.

5. Образуйте от данных слов возможные степени сравнения:

дорогой, изящный, сверхмощный.

6. Просклоняйте числительное: 2874.

7. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания:

Огайо, авеню, бра, безе, боа, какаду, пенальти, салями, кредо, тюль.

8. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

поступок – проступок; практический – практичный; обидный – обидчивый.

9. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках: вследствие (плохая погода); крем (сухая кожа); вера (успех).

10. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Прибыли дипломаты из обеих государств. На занятие явились 21 человек. Осмотревшись, на лице Ивана Ильича выступили слезы. Эти лидеры хотят играть заглавную роль во всем без исключения. Совсем недавно он победил у Сафина.

Вариант 4

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

атлас, баржа, включишь, договор, заржаветь, каталог, мышление, нормировать, облегчить, оптовые, шасси, валовые, шарфы, боязнь, уведомить, средства, бряцать, танцовщица, проведено, сливовый.

2. Сгруппируйте слова по типам орфоэпических норм, укажите правильное произношение:

пустячный, библиотечный, новорожденный, экспресс, раскаленный, будничный, термин, Ильинична, блеклый, горничная, осетр, декан, теннис, бизнесмен, отель, музей, бестселлер, дефицит, подсвечник, валежник, одновременный, конечно.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

порт, профессор, тон, трактор, якорь, шулер, редактор, отпуск, плинтус, свитер.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

румыны, ботинки, носки, ананасы, мечты, свечи, килограммы, комментарии.

5. Образуйте от данных слов возможные степени сравнения:

дальний, плохой, хитрый.

6. Просклоняйте числительное: 7369.

7. Определите род имени существительных, объясните. Составьте словосочетания: БАМ, Нагасаки, кенгуру, турне, маэстро, мисс, шампунь, вуаль, дефиле, лечо.

8. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

туристский – туристический; гуманный – гуманитарный – гуманистический; одеть – надеть.

9. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках: благодаря (хорошая погода); вопреки (распоряжение); отзыв (фильм).

10. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Сегодня я одела свое лучшее платье. Опытные шофера уверенно вели машины. На встречу пришло трое девушек. Сбрасывая бомбы на мирные поселения, тысячи людей были лишены крова. В комнатах набросаны шкуры редких меховых животных.

Вариант 5

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:
углубишь, баловать, добыча, щавель, нефтепровод, красивее, таможня, каталог, намерение, квартал, ободрить, бронировать, цыган, уведомить, тотчас, танцовщица, туфля, факсимиле, щебень, агент.

2. Сгруппируйте слова по типам орфоэпических норм, укажите правильное произношение:

бизнесмен, булочная, платеж, проект, декада, прачечная, друг сердечный, маневры, желчь, очечник, пустячный, терапевт, современный, фланель, опека, заочник, фанера, патент, сливочник, острие, антенна, атеист, осетр, бухгалтер, истекший.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

корень, бухгалтер, профессор, кучер, город, штемпель, тон, ордер.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

баклажаны, солдаты, чулки, туркмены, кастрюли, санатории.

5. Образуйте от данных слов возможные степени сравнения:

громкий, ультраправый, горький.

6. Просклоняйте числительное: 5552.

7. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания: Борнео, меню, колибри, зануда, профессор, загс, толь, алоэ, лама, канифоль.

8. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

Абонент – абонемент; соседний – соседский; плодовый – плодовитый – плодотворный.

9. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках: заведующий (склад), заплатить (проезд), апеллировать (комиссия).

10. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Он обвинил меня за грубость. Он ничего не ел, не говорил ни слова, лежал безжизненен. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. Духовное состояние журналиста вызывает тревогу. Кусты с ног до головы были покрыты ягодами.

Вариант 6

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой: алкоголь, балованный, высоко, досуг, жалюзи, звонит, клеил, нефтепровод, феномен, индустрия, откупорить, бронировать, щебень, черстветь, безудержный, столяр, соглядатай, туфля, тотчас, созыв.

2. Сгруппируйте слова по типам орфоэпических норм, укажите правильное произношение:

Фоминична, зацветший, игрушечный, бухгалтер, завороженный, патент, протекция, порядочный, пресек, горничная, жердочка, бактерии, скворечник, афера, маневры, конечно, булочная, оседлый, декан, декадент, тент, гренадер, сессия, термин.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

тон, тенор, флигель, автор, купол, кивер, доктор, оратор.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

буряты, вафли, микроны, чулки, мандарины, плечи, места.

5. Образуйте от данных слов возможные степени сравнения:

робкий, фиолетовый, хороший.

6. Просклоняйте числительное: 2744.

7. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания:

жюри, киви, колибри, УЗТМ, баобаб, орангутанг, коала, домино, ателье, интервью.

8. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

глиняный – глинистый; демонстративный – демонстрационный; рекомендованный – рекомендательный.

9. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках: обвинить (грубость), рецензия (курсовая работа), тенденция (рост).

10. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Первыми посетителями клуба стали известные деятели искусства, театра и кино. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причинах этого. В магазине «Строймастер» к вашим услугам все варианты жалюзей. Южнее Сочи находится солнечное Сухуми. Она ощущала нехорошие ощущения в горле.

Вариант 7

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

августовский, алфавит, бутик, вероисповедание, гренки, диспансер, дремота, генезис, догмат, знамение, изыск, казаки, камбала, кладовая, кремень, планер, патриархия, призыв, молодежь, толика, немота, транспортировать.

2. Укажите правильное произношение следующих слов:

двоечник, шинель, бесшерстный, адекватный, акционер, нарочно, платеж, аксессуары, сказочный, щелка, беспорядочный, антенна, острие, атеизм, яичница, современный, дачный, афера, алчный, шапочное знакомство, сессия, крем.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

торт, инспектор, учитель, цех, профессор, повар, договор, каталог, катер, корпус.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

амперы, буряты, области, судьи, бакенбарды, брызги, козыри, ставни, туфли.

5. Образуйте от данных слов возможные степени сравнения:

зеленый, полосатый, хороший.

6. Просклоняйте числительное: 8765.

7. Определите род имен существительных, объясните. Составьте словосочетания:

шимпанзе, кашне, цеце, тюль, Дели, доцент, адажио, имбирь, канапе, коала.

8. Учитывая различия в значении слов, составьте словосочетания:

этикетный – этический; резюме – реноме, авторитетный – авторитарный.

9. Составьте словосочетания, выбрав нужную форму слова в скобках:

в связи (болезнь); согласно (приказ); предостеречь (опасность).

10. Исправьте предложения в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Саммит на высшем уровне освещала вся печатная пресса нашей страны. Достигнув перекрестка, появился олень, закрыв при этом мне обзор, и я не увидел другой машины. После разгона ТСЖ люди попадут в еще худшие руки. Из окна машины видно, что противоположный берег реки глиняный. При заказе суши вторую вы получаете в подарок.

 

 

Гомер не был слепым

Так утверждает профессор Александр Портнов, много лет занимавшийся разоблачением знаменитых мировых "мифов".

Все убеждены, что великий поэт Гомер был слепым. В этом не сомневался даже А.С. Пушкин, когда набросал язвительную эпиграмму на Н.И. Гнедича, переводчика "Илиады" на русский язык:

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера...

Пожалуй, все школьники мира помнят рисунок из учебника древней истории, изображающий бюст слепого поэта, созданный в Александрии (Египет) во II веке до н.э., т.е. через 6-7 веков после смерти Гомера. Конечно, скульптор не знал, как выглядел Гомер в действительности. Но почему он решил, что великий поэт был слепым? Может ли слепой передать стихами бесконечное разнообразие форм и цветов мира? Может ли слепой достичь поэтического уровня Шекспира, Байрона, Пушкина?..

До нашего времени дошли две большие поэмы Гомера общим объёмом более 50 печатных листов. И поныне специалистов поражает удивительная образность, точность описаний, живость и яркость сцен, а главное их разноцветность. Например, может ли слепец сказать:

Так от широкого веяла, сыплясь по гладкому току,

Черные скачут бобы или зелёные зерна гороха...

 

А вот наблюдение ужасной детали битвы:

С громом упал он, копье упадавшему в сердце воткнулось,

Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко!

 

Чтобы нарисовать подобную картину, необходимо видеть.Гомер описывает цвета металлов: белое олово, багряная медь, а вот железо у него – седое. Чтобы найти такое определение, поэт должен был иметь зоркий, точный взгляд.

Гомеровский Зевс – чернобровый, Афина – светлоокая, воин Терсит – косоглазый, Хрисеида – черноокая, царь Менелай – светловласый, великий Ахилл – русокудрый...

Я подсчитал в поэмах Гомера зрительные, звуковые, осязательные и обонятельные ассоциации. Оказалось, что 85-90 процентов информации о внешнем мире передано с помощью зрения, 8-10 - приходится на слух, остальное – осязание и обоняние. Такой тип распределения характерен для вполне здорового человека, которому зрение доставляет до 90 процентов информации об окружающем мире! Кстати, в "Одиссее" есть удивительно точный пример того, как воспринимает мир действительно слепой человек – поэт Демодон. В его песне полностью отсутствуют цвет, свет, описание формы предметов. Зато в ней есть множество звуковых характеристик.

Но самым удивительным, очевидно, окажется тот факт, что жившие 25 веков назад древние греки не сомневались в том, что Гомер был зрячим. Им и в голову не приходило считать его слепым. Первые изображения Гомера относятся к V веку до н.э. – и поэт на них изображался зрячим! По преданию, Гомер был похоронен на о. Хиос. На монетах с Хиоса (IV век до н.э.) поэт изображён похожим на Зевса, с широко открытыми глазами.

Разбор текста:

1. Определяя тему текста, мы должны ответить на вопрос: «О чем данный текст»? Тема данного текста – Гомер. Именно ему посвящен весь текст.

2. Тезис данного текста (главная мысль, которая в тексте доказывается) – Гомер не был слепым или Гомер был зрячим. Тезис любого текста должен быть сформулирован только в виде утверждения или отрицания. Тезис не может быть сформулирован в виде вопроса.

3. В тексте приводится несколько аргументов в защиту тезиса.

Аргумент 1. Мнение эксперта, профессора А. Портнова.

Аргумент 2. В поэмах Гомера наблюдается удивительная образность, точность описаний, живость и яркость сцен, а главное их разноцветность. Слепой человек не может дать такое описание предметов и персонажей.

К этому аргументу находим ряд иллюстраций (примеров):

Иллюстрация 1. Образность и точность описаний в стихах:

Так от широкого веяла, сыплясь по гладкому току,

Черные скачут бобы или зелёные зерна гороха...

 

А вот наблюдение ужасной детали битвы:

С громом упал он, копье упадавшему в сердце воткнулось,

Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко!

Иллюстрация 2. Цвета металлов.

Белое олово, багряная медь, а вот железо у Гомера – седое. Чтобы найти такое определение, поэт должен был иметь зоркий, точный взгляд.

Иллюстрация 3. Изображения богов.

Гомеровский Зевс – чернобровый, Афина – светлоокая, воин Терсит – косоглазый, Хрисеида – черноокая, царь Менелай – светловласый, великий Ахилл – русокудрый...

Аргумент 3. Доминирование в поэмах Гомера зрительных ассоциаций (85-90%).

Иллюстрация к аргументу:

В "Одиссее" есть удивительно точный пример того, как воспринимает мир действительно слепой человек – поэт Демодон. В его песне полностью отсутствуют цвет, свет, описание формы предметов. Зато в ней есть множество звуковых характеристик.

Аргумент 4. На первых изображениях (V век до н.э.) Гомер изображался зрячим!

Иллюстрация к аргументу – монеты с изображением Гомера с о.Хиос

4. В данном тексте приводится также контраргумент, который опровергает тезис и доказывает противоположную точку зрения – Гомер был слепым.

Контраргумент 1. Всеобщая убежденность в слепоте Гомера.

Иллюстрация 1 к аргументу – эпиграмма А.С. Пушкина: Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера...

Иллюстрация 2. Рисунок из учебника древней истории, изображающий бюст слепого поэта, созданный в Александрии (Египет) во II веке до н.э.

5. Композиционной особенностью данного текста является отсутствие вводной и заключительной частей.

Текст для самостоятельного разбора

СМИ КАК ОРУДИЕ ГОСПОДСТВА

СМИ часто упрекают в манипулировании общественным мнением. Такого рода абсолютизацию роли СМИ, конечно, нельзя признать адекватной реальности. Однако этот подход плодотворен, поскольку позволяет лучше понять механизм воздействия СМИ на массовое сознание, их роль в мифологизации действительности.

Сверхзадача СМИ - постоянно находиться в настоящем, в точке, где действие происходит в данный конкретный момент времени. СМИ создают и постоянно воспроизводят мифы, которые мы получаем под видом новостей. Поэтому СМИ являются мощным инструментом оперативного управления массовым сознанием.

Одним из первых мифологический потенциал СМИ подметил канадский социолог Маршалл Маклюэн. Маклюэн занимался изучением воздействия телевидения на массовое сознание. Он считал, что телевидение мифологизирует человеческое общение. Присущая телевидению постоянная смена картинок приводит к тому, что единственным способом объединения разрозненных частей информационной мозаики является миф. Согласно Маклюэну, вместе с телевидением наступает эпоха «нового племенного человека».

Телевидение - один из инструментов осуществления политического господства, поскольку позволяет контролировать мысли и поступки миллионов людей. СМИ тоталитарны по своей природе, так как стремятся взять под свой контроль волю людей, их мысли и чувства, тем самым ограничивая свободу личности, порабощая ее.

У современного человека существует настоятельная потребность в получении информации самого разного свойства, и политической в том числе. В России телевидение - самый доступный и к тому же бесплатный источник информации. Но, как и всё бесплатное, телевидение оказывается «мышеловкой». В эту «мышеловку» попадает сознание зрителей. Им предлагают ту интерпретацию действительности, которая выгодна группе, контролирующей телеканал. Российское общество еще не готово оплачивать независимую прессу. Поэтому оно расплачивается за «дармовщинку» своими заблуждениями. Нужно учитывать и то, что распознать манипуляции большинству людей довольно сложно, так как у них нет возможности проверить информацию «на вшивость». У рядового зрителя нет ни аналитических центров, ни советников и консультантов. Нет возможности обратиться к специалистам. Поэтому приходится либо верить на слово, либо не верить. Зритель инстинктивно начинает «щупать» информацию на правдоподобие – может такое быть или нет. Если ему кажется, что может, то он соглашается с услышанным, нет – оставляет без внимания. Зная это, манипуляторы от телевидения умело создают ощущение правдоподобия, совершенно не заботясь о том, насколько изложенные факты соответствуют истине.

СМИ не в состоянии трансформировать саму реальность, но им вполне по силам изменить представление о ней. Если это удается, то в действительности происходят изменения, вызванные информационным воздействием.

Цель информационного воздействия заключается в изменении поведения объекта воздействия путем трансформации существующей в его сознании «картины мира». При осуществлении информационного воздействия на людей используются обходные пути, лазейки в сознании, которые позволяют найти оправдания действиям, не согласующимся с существующей у объекта манипуляций «картиной мира».

Подобного рода перекодирование используется и в избирательных кампаниях. Правда, когда речь идет о выборах, то на избирателя оказывается воздействие через формирование и изменение имиджей политиков и политических объединений. Например, в думской кампании 1999 года образ Примакова как умудренного опытом, солидного, предсказуемого политика был «перекован» в образ больного, старого, неповоротливого человека, лишенного каких-либо политических перспектив. Это удалось сделать благодаря радикальной смене контекста избирательной кампании, трансформации ее смыслового поля, смещения политических акцентов.

Роль СМИ в политическом процессе России очень велика. СМИ являются объектом постоянной борьбы различных политических сил. Контроль над СМИ означает контроль над созданием мифов, которые внедряются в массовое сознание. А мифы управляют мыслями и поступками людей. Поэтому в России борьба за власть сопровождается ожесточенной борьбой за контроль над СМИ.

 

Контрольная работа № 2. ДЕБАТЫ

Темы, предлагаемые к обсуждению (для устного выступления)

Для устного выступления нужно выбрать любую тему, сформулировать утверждение, например, школьная форма нужна современной школе, и доказать его, используя не менее 4 аргументов.

Можно предложить свою тему для обсуждения.

1. Нужна ли школьная форма?

2. Портят ли деньги людей?

3. Место мужчины и женщины в современном мире. Кто доминирует?

4. Брак по расчету или по любви?

5. Эвтаназия: убийство или акт милосердия?

6. Нужно ли разрешить курение в школе?

7. Бывает ли свобода полной?

8. Нужно ли разрешить свободное посещение в вузе?

9. Может ли реклама быть честной?

10. Интернет-общение: за и против?

11. Умрет ли бумажная книга?

12. Следует ли разрешить иностранцам усыновлять российских детей?

13. Нужна ли в России смертная казнь?

14. Нужно ли в России запретить машины с правым рулем?

 

План анализа словарной статьи толкового словаря

1. Выписать словарную статью с заглавным словом.

2. Лексико-семантические сведения:

Ø Однозначное или многозначное слово. Указать, сколько значений у слова и каких (прямых или переносных).

Ø Тип толкования (через объяснение, через однокоренное слово, через синонимический ряд, смешанный способ толкования)

Ø Достаточность / недостаточность толкования (определение достаточности толкования слова предполагает самостоятельную оценку словарной статьи. Если вам известно значение заглавного слова, которое не отражено в словаре, попытайтесь сформулировать его самостоятельно).

3. Грамматическая справка о слове. Предполагает интерпретацию данной в словаре информации о частеречной принадлежности, морфологических признаках и синтаксических свойствах заглавного слова. Обычно для существительного даются формы им. и род. п. ед.ч. и информация о роде (м, ж, ср); для глагола – начальная форма, формы 1 и 2 лица, ед.ч. настоящего / будущего времени и информация о виде; для прилагательного – формы м., ж., ср.р. ед.ч. им.п. Факультативно могут указываться и другие формы. У остальных слов обозначено, к какой части речи они относятся.

4. Стилистическая справка о слове (анализ стилистических помет или их отсутствия). Демонстрирует знание характеристик употребления слова, представленных в словаре с помощью специальных помет. Каждое значение слова необходимо описать с 4 позиций – по 4 типам специальных помет. Следует обратить внимание на то, что отсутствие помет в словарной статье значимо (разбор помет см. ниже)

5. Акцентологическая и орфоэпическая справка о слове. Необходимо отметить, на какой слог падает ударение, имеется ли у слова транскрипция.

6. Орфографическая справка о слове. Предполагает оценку орфографической сложности данного заглавного слова. Необходимо сравнить написание и произношение слова, указать на места потенциальных ошибок.

7. Дополнительная справка о слове (иллюстративный материал (примеры употребления), фразеологизмы, словообразовательная справка).

Специальные пометы в толковом словаре (к 4 пункту)

1. Пометы, ограничивающие сферу употребления слова (обл., прост., спец.)

Помета обл. – областное. Указывает на то, что слово является диалектным, характерным для какого-либо говора.

Помета прост. – просторечное. Означает, что слово свойственно нелитературной городской разговорной речи.

Помета спец. – специальное. Обозначает принадлежность слова к определенному кругу профессионального, научного, технического употребления.

Если таких помет нет – слово является общеупотребительным.

2. Функционально-стилистические пометы (книжн., разг., офиц.)

Помета книжн. – книжное. Указывает на то, что слово характерно для письменного, книжного изложения.

Помета разг. – разговорное. Означает, что слово свойственно обиходной, разговорной речи; оно не выходит из норм литературного словоупотребления, но сообщает речи непринужденность.

Означает, что слово свойственно речи официальных отношений.

Если таких помет нет – слово является межстилевым.

 

3. Пометы, указывающие на активность употребления слова (устар.) Помета устар. – устаревшее. Указывает на то, что слово выходит или вышло из активного употребления, но еще хорошо известно в современном литературном языке.

Если таких помет нет – слово принадлежит к активному словарному запасу.

4. Пометы, указывающие на эмоционально-экспрессивную окраску слова (презр.), (неодобр.), (пренебр.), (шутл.), (ирон.), (бран.), (груб.).

Помета презр. – презрительное

Помета неодобр. – неодобрительное

Помета пренебр. – пренебрежительное

Помета шутл. – шутливое

Помета ирон. – ироничное

Помета бран. – браное

Помета груб. – грубое

Слова содержат соответствующую эмоциональную выразительную окраску.

Если таких помет нет – слово нейтрально по эмоционально-экспрессивной окраске.

Образец разбора

ТЕЗАʹУРУС [тэ] ,-а, м.(спец.) 1. Словарь языка, ставящий задачу полного отражения всей его лексики. 2. Словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-н. специальной сферы. || прил. тезаʹурусный,-ая, -ое.

Лексико-семантические сведения:

Слово тезаурус является многозначным (2 значения: 1. Словарь языка, ставящий задачу полного отражения всей его лексики. 2. Словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-н. специальной сферы). 1 и 2 значение толкуются через объяснение.

Грамматическая справка о слове:

Слово тезаурус является именем существительным. Указано окончание родительного падежа единственного числа тезаурусА, слово мужского рода.

Стилистическая справка о слове:

Слово тезаурус имеет помету (спец.) – специальное. Это указывает на то, что слово используется в профессиональной сфере.

Акцентологическая и орфоэпическая справка о слове.

Ударение в слове падает на второй слог, дана орфоэпическая справка о слове – первый слог произносится как [тэ].

Орфографическая справка о слове.

В слове тезаурус можно допустить орфографическую ошибку в первом слоге.

Дополнительная информация о слове. Иллюстративного материала и фразеологизмов к слову не приводится, но есть словообразовательный ряд. От заглавного слова можно образовать прилагательное тезаʹурусный,-ая, -ое.

 

 

Контрольная работа № 2. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Вариант 1

1. Поставить ударение в словах в соответствии с литературной нормой:

алкоголь, балованный, втридорога, добыча, жалюзи, звоним, индустрия, красивее, осведомиться, свекла, заиндеветь, ободрить, черстветь, банты, туфля, безудержный, созыв, кухонный, заплесневеть, исчерпать.

2. Укажите правильное произношение следующих слов:

двоечник, шинель, бесшерстный, адекватный, акционер, нарочно, платеж, аксессуары, сказочный, щелка, беспорядочный, антенна, острие, атеизм, яичница, современный, дачный, афера, алчный, шапочное знакомство, сессия, крем.

3. Образуйте от данных слов форму именительного падежа множественного числа:

торт, инспектор, учитель, цех, профессор, повар, договор, каталог, катер, корпус.

4. Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа:

тапочки, партизаны, абрикосы, кухни, кочерги, чулки, армяне, полотенца.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.05 с.)