Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как фактор развития. Методы, приёмы и средства воспитания.

Поиск

Методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Эмпирически выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждения, упражнение, пример, поощрение, наказание.

В классификации Марьенко И.С. предложены такие группы методов:

1) объяснительно-репродуктивные

2) проблемно-ситуативные

3) метод приучения и управления

4) метод стимулирования

5) метод торможения

6) метод руководства

7) метод самовоспитания.

По результатам воздействия на воспитанника выделяют 2 группы методов.

1) Методы создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеал.

2) Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Выделено 3 группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания:

1) Методы формирования сознания личности

2) Методы организации деятельности

3) Методы стимулирования деятельности и поведения

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• технические средства;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Методические приемы это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения.


 

57.Социальная среда и социализация личности.

Человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности самостоятельного вмешательства в эту среду.

Социальная среда — это окружающий человека социальный мир включающий в себя условия развития, существования и деятельно людей. Человек не только зависит от социальной среды, но своими активными действиями видоизменяет ее, а вместе с тем и развиваетсамого себя. Поэтому обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка очень важно, т. к. именно при этом он может чувствовать необходимое для личностного развития эмоциональное благополучие.

Социализация — процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация — это процесс вхождения индивида в социальную среду. Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Процесс вхождения в новую социальную среду имеет три фазы: интеграция (освоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами деятельности и общения); индивидуализация; адаптация (личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществить вклад вжизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как значимые для ее развития). Так происходит взаимная трансформация личности и группы.

Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).

Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях жизненного пути. Характер и уровень развития личности задается еще и уровнем развития группы.

Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.

Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность и др.

Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым переменам в жизни. Однако именно в детстве процессы социализации вырабатывают| стереотипы поведения, которые сохраняются и в последующей жизни.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.006 с.)