Виды контроля и формы его организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды контроля и формы его организации



На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, уме­ний и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уров­нем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это поможет ему опреде­лить, на чем следует больше задерживать внимание учащихся-какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каж­дому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с ие лью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пр° белов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с поМ° щью систематического наблюдения учителя за работой класса целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучен11

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематиза­цию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повтори-тельно-обобщающих уроках и подготовляет к контрольным ме­роприятиям: устным и письменным зачетам.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия всего учебного года, а также по окончании обучения в началь­ной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, груп­повой и фронтальный. Они будут рассмотрены ниже в связи с раскрытием методов контроля.

Методы контроля обучения

В учебном процессе в различных сочетаниях используются ме­тоды устного, письменного, практического (лабораторного), ма­шинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронталь­ной формах.

Цель устного индивидуального контроля — выявление учите­лем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последую­щем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащихся вызывают к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задают при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логиче­ски связанных между собой вопросов по небольшому объему ма­териала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет крат­ких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий про­межуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фрон­тальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем Учащимся предоставляется возможность участвовать в дополне­нии, уточнении, подтверждении, исправлении, но после состо­явшегося ответа их товарища. Недостатки же фронтального опро­са очевидны: не проверяет глубину знаний; возможны случайные Удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда от­дельным учащимся предлагаются контрольные задания по кар­ачкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по матема-Тике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, °чинения) и т. п. Фронтальные и индивидуальные работы могут Ь1ть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае

проверка осуществляется, как правило, после выполнения зада­ния. Письменные работы могут предлагаться также в форме отче­тов, графических построений, карточек и т. п.

Для контрольных мероприятий письменного характера имеет­ся широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений. Они используются и для индивидуальной проверки знаний, уме­ний и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил ка­кую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы; если у уче­ника речевые дефекты (плохо говорит) или стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физи­ки, химии. В старших классах с этой целью проводятся лаборатор­ные работы. На уроках математики проводят измерительные рабо­ты, на других уроках проверяют умения пользоваться приборами, такими, например, как амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следова­тельно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сфор­мированность двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных от­ветов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не вы­являет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности использования контролирующих устройств, при­меняемых в школе, велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности, из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности са­моконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безма­шинным контролем по окончательному результату, который дол­жен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находить ошиб­ки, анализировать причины неправильного решения познаватель­ной задачи и устранять обнаруженные пробелы.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это сочета­ние устного и письменного опроса. Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызывают сразу нескольких учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к отве­ту у классной доски, часть — выполняют письменные задания по

карточкам, а остальные — в опросе. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки несколь­ких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить зна­ния сразу у нескольких учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.39.205 (0.004 с.)