Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общенаучный уровень методологии педагогики

Поиск

Общенаучная методология может быть представлена систем­ным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообуслов­ленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подхо­дить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относи­тельно самостоятельные компоненты рассматриваются не изоли­рованно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволя­ет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких прин­ципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесто­ронних связей и развития.

Системный подход требует реализации принципа единства пе­дагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частич­но проверяются экспериментом. Практика становится и источни­ком новых фундаментальных проблем образования. Теория, сле­довательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образователь­ной практике, порождают новые вопросы, требующие фунда­ментальных исследований.

§4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

Системный подход ориентирует на выделение в педагогиче­ской системе и развивающейся личности прежде всего интегра-тивных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устой­чивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-про­цессов в развитие личности как системного целого. В этом отно­шении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении пе­дагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нрав­ственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответ­ствующих условий.

Деятельность — основа, средство и решающее условие разви­тия личности. Этот факт обусловливает необходимость реализа­ции в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах А. Н.Леонтьев. «Для овладения достижениями че­ловеческой культуры, — писал он, — каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тож­дественную) той, которая стоит за этими достижениями»1. Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру воз­можностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнеде­ятельность.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требу­ет реализации полисубъектного {диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, раз­ностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что ак­тивность личности, ее потребности в самосовершенствовании рас­сматриваются не изолированно. Они развиваются только в усло­виях взаимоотношений с другими людьми, построенных по прин­ципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — С. 102. 152

деятельностным составляют сущность методологии гуманистиче­ской педагогики.

Реализация вышеназванных методологических принципов осу­ществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Куль­тура при этом понимается как специфический способ челове­ческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологиче­ских особенностей и результатов. Таким образом, освоение лич­ностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокуль­турной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопеда-гогический. В такой трансформации проявляется единство интер­национального (общечеловеческого), национального и индиви­дуального.

В последние годы значение национального элемента в воспита­нии подрастающего поколения недооценивалось. Более того, про­слеживалась тенденция игнорирования богатого наследия нацио­нальных культур, в частности народной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой — макси­мально использовать ее воспитательные возможности.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук К.Д.Ушинский отнес анатомию, физи­ологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группи­руются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свой­ства предмета воспитания, т. е. человека. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде Узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д.Ушин-ского — неизменная истина педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педаго­гики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых,

вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем са­мым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют полу­чить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педа­гогических стереотипов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.41 (0.006 с.)