Понятие о памяти. Психологические теории памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о памяти. Психологические теории памяти.



ПАМЯТЬ – психический познавательный процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком прошлого опыта, разнообразной информации.

Психологические учения о памяти старше ее физиологического, биохимического и кибернетического изучения. Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная психологическая теория, которая возникла в XVII веке, разрабатывалась в течение XVIII и XIX веков. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

В конце XIX века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация — гештальт. Именно законы формирования и сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память..

Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. Заслугой 3. Фрейда и его последователей в изучении человеческой памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций в мнемических процессах запоминания и забывания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

Когнитивная психология рассматривает человека как систему, занятую поиском информации об окружающем мире и переработкой этой информации. Поэтому определение памяти будет выглядеть следующим образом: память есть совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. Самыми ранними теориями в когнитивной психологии являются струхтурные теории, которые больше внимания уделяют структуре памяти и практически не изучают ее как процесс Структурные теории памяти утверждают, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Теория уровней переработки информации была предложена Крайком и Локхардом в качестве альтернативы структурным теориям.

С началом развития кибернетики как науки, появлением вычислительной техники и математического программирования в этих областях знаний независимо от психологии начали моделироваться (технически и алгоритмически) процессы памяти, точнее механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации при помощи электронно-технических устройств и программ для ЭВМ.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило то направление в изучении памяти, которое связано с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, как система теоретических и практических действий человека, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации. Начало изучения памяти человека как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее зависимость от практической деятельности людей. У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л. С. Выготским и его ближайшими учениками А. Н, Леонтьевым и А. Р. Лурией. А. Н. Леонтьев выделил этапы фило- и онтогенетического развития памяти человека, ее постепенного превращения из «натуральной» (непосредственной) в «культурную» (опосредствованную). Нейропсихологические исследования, проведенные А. Р. Лурией и под его руководством, позволили описать физиологические механизмы памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в регуляции высших мнемических процессов. Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П. И. Зинченко и А. А. Смирнов, Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, з которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.006 с.)