Оформить титульный лист и текст кейса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оформить титульный лист и текст кейса



 

Задания для написания кейса

1. «Откуда берется лень, безответственность, нежелание что-то делать?»

2. «Посоветуйте, пожалуйста, как общаться с человеком, который вернулся из Чечни. Ему сейчас 23 года, служил в армии в морской пехоте. Мы друг друга любим с детства, но около пяти лет не виделись. Теперь он вернулся из армии, отслужил два года и попал в Чечню, задача была - ликвидировать группировку боевиков. Семеро из их роты погибли. Вернулся он прошлой осенью, но до сих пор как только начинает нервничать, вспоминает Чечню, может в сердцах подраться, серьезно покалечить даже друга. Остановить его очень трудно. Он как будто ничего не видит, не слышит. Что можно сделать? Как помочь ему забыть? И хотя бы не провоцировать воспоминания? Или ничего уже не изменишь? Сам по себе он не вспыльчивый, если не напоминать о Чечне и армии».

3. «Здравствуйте, мне нужен совет. Я живу сплошной непрерывной жизнью, когда слишком много дел, и ни на что не хватает времени. Как остановиться, и наладить жизнь я не знаю».

4. «Здравствуйте, меня интересует вопрос: как по виду человека, его движениям и повадкам (если точнее девушки) можно определить её вкусы(например: какую музыку она слушает и тому подобное), симпатии, чтобы как можно лучше произвести на её впечатление. Помогите с советом, пожалуйста, ведь вы должны меня понять. Заранее СПАСИБО».

5. «У меня проблема: мне 18 лет, но я не могу познакомиться с девушками. Не знаю, что у меня за комплекс, но когда я знакомлюсь, завязывается разговор, и у меня как будто дар речи пропадает, я мямлю что-то невнятное, трясусь, и в итоге у девушки отпадает желание со мной общаться. Я теперь боюсь даже пытаться завязать общение, потому что знаю, что облажаюсь. Что мне делать?»

6. «Мне не нравится моя внешность. Я чувствую себя отдалённой от других, у меня много комплексов, у меня ничего не получается с любовью... Что мне делать? Как быть? Надоела уже такая жизнь!»

7. «Мне кажется что я наркоман, почти все деньги я трачу на наркотики...что мне делать? У меня постоянные депрессии...»

8. «Мне 16, а мои родители ведут себя со мной, как с 5-летней. Пристают с бесконечными нотациями, которые называют "советами" и при этом мне их навязывают, совершенно не считаются с моим мнением и т.д. Меня это всё ужасно обижает и злит до такой степени, что я плачу, ночью не могу уснуть оттого, что сильно задыхаюсь. Я пыталась с этим справиться, показывала им, что я уже выросла, вела себя, как самостоятельный и самодостаточный человек, неоднократно разговаривала с ними по душам, но они меня не понимают и всё тщетно... Я Вас очень прошу, подскажите мне, как всё это исправить».

9. «Я недавно пришла работать в новую организацию. Это мой первый трудовой опыт после окончания университета. Подходит к концу мой испытательный срок. Но я до сих пор чувствую себя неуверенно. Постоянно возникает страх, что я ошибусь и сделаю что-либо не так. Недавно стало известно, что мой наставник (человек, который меня обучал и в непосредственном подчинении которого я находилась) увольняется из нашей организации. Большую часть возложенных ранее на него функций придется выполнять мне. Я не чувствую себя компетентной для данной работы. Я боюсь ответственности и того, что могу не справиться с таким большим объемом незнакомой мне работы. Это все вызывает у меня тревогу и чувство паники. Как мне с этим справиться? И чем в действительности вызвана такая реакция? Неуверенностью в себе? Можно ли это преодолеть?»

10. «Мне просто надоело жить! Что делать?»

11. «Проблема в моем поведении. Иногда такое чувство, что во мне 2 разных человека. Один хороший, другой плохой. Я сама не знаю какая я есть. Я не понимаю, почему это происходит. Я хорошая — доброжелательная, воспитанная, интеллигентная девушка, хочу семью, тепла, за здоровый образ жизни, умиляюсь детям красивым, и так далее. Я плохая (что странно, так это просыпается во мне внезапно, ни с того ни с сего) я ненавижу детей, мне противна мысль о беременности, не хочу семьи и тепла, хочу заниматься только собой, карьерой. Хочу развлекаться, гулять, напиваться. Веду себя отвратительно просто. Оскорбляю, в виде колкостей. Сволочь одним словом. Я бы поняла это еще, если б я становилось такой когда выпью. (хотя это происходит редко, я вообще не очень люблю алкоголь, но когда я «сволочь» мне на все наплевать.) не пойму почему у меня так меняется поведение… может этому есть какое то объяснение… скажу только, что до лет 20 у меня были запреты, то есть жила с родителями, не сказала бы, что строгие они у меня, но я была хорошей девочкой… а сейчас мне почти 23…»

12. «Как Вы думаете, что можно сделать в ситуации, когда приходится жить под одной крышей с человеком, психически крайне неуравновешенным, порой патологически агрессивным, постоянно придирающимся и матерящимся, то есть как сберечь свою душу под постоянным обстрелом, при условии, что жить раздельно возможности нет? (этот человек - моя мать)».

13. Скажите, пожалуйста, по каким признакам можно сделать вывод, что у человека депрессия? В какой момент надо бежать к врачу, пить лекарства и т.д.?

14. Как избавиться от зависти?

15. Когда унижал и оскорблял любимый муж, обида надолго застревала в сердце, сейчас попытки другого любимого человека каким-либо образом задеть меня, ни к чему не приводят. Я только смеюсь над ним. Почему так происходит?

16. Где взять внутренний душевный свет и тепло - чтобы оно стало неиссякаемым? Чтобы не орать на ребенка и близких людей - чуть что не так на работе или в любви. Как согреть себя изнутри раз и навсегда?

17. Как избавиться от ненависти? Прилагаю усилия и так и эдак, но такое ощущение, что сама себе не принадлежу – боль, злоба сами по себе живут и меня мучают...

18. У меня был отец алкоголик и мужа я себе нашла такого же, хотя думала, что другого. Есть ли предопределенность у дочерей алкоголиков становиться женами алкоголиков? Можно ли что-то с этим поделать?

19. Мой парень называет меня холодной и закрытой, говорит, что я ничего к нему не чувствую. Это неправда. Просто я не умею проявлять свои чувства. Как мне научиться это делать?

20. Что такое прощение? Как научиться прощать?

21. Есть расхожее выражение: цель в жизни. У меня нет цели, я вообще не понимаю, что это такое. А что Вы думаете?

22. Я хотела бы поделиться своей проблемой. Она, может быть и банальна, но решить я ее очень хочу, т.к. сложившая ситуация не дает мне покоя. Мне хотелось бы возобновить отношения со своим бывшим парнем. Хоть мы и не долго повстречались, я все-же успела к нему привязаться. Отношения начались со взаимной (хотя больше с его стороны) симпатии. Потом после непродолжительных нежных отношений мы разбежались. Разбежались по его инициативе. Расставание не сопровождалось руганью, криками и тому подобными вещами. Мы просто поговорили, выяснили отношения. Расставание прошло мирно и спокойно. Не буду говорить, что у меня было в душе, здесь все ясно. Парень предложил мне остаться друзьями, я согласилась. После разрыва (это было 2 месяца назад) мы продолжили отношения, даже встречались пару раз. Да и сейчас видимся периодически (он работает в супермаркете, который расположен рядом с моим домом; я нередко захожу в этот магазин). Здороваемся, болтаем (еще мы иногда по интернету переписываемся). Я то знаю, какие чувства к нему испытываю, а вот насчет него... Мне кажется, что он что-то ко мне все же чувствует. Возможно, это все моя разыгравшаяся фантазия, но я в этом сомневаюсь. Пару дней назад мы случайно увиделись в том самом магазине, мило поболтали... Не хочу обнадеживать себя мыслями о лучшем, я готова ко всему. Возможно ли в данной ситуации возобновить отношения?

23. Сейчас мне просто необходим ваш квалифицированный совет, так как в моей жизни наступил очень тяжелый психологический период. О моих проблемах не знает никто, соответственно никто не может мне помочь! Я скрытный человек и все проблемы держу в себе. Мне 18 лет. В этом возрасте жизнь бьет ключом, но не у меня. У меня абсолютно нет друзей, подруг никогда не было парня. Конечно, у меня есть любящие родители, отношения с мамой у нас просто замечательные. Но нельзя же в 18 лет ограничиваться общением с мамой!

24. Как мне научиться не зависеть от чужого мнения? Раньше я сильно реагировала на критику…

25. Я не знаю, что делать. Я погибаю. 2 недели назад моего любимого и дорогого мужа сбила машина. Он не дожил 2-х дней до начала учебы в институте, он не дожил недели до годовщины нашей свадьбы. В квартире неоконченный ремонт. Мечты, планы! Мы очень хотели ребенка, и в ближайший месяц все должно было решиться. Все рухнуло. Этот зверь, который даже не остановился, разбил кучу жизней, нашу семью. Все стало пустым и ненужным. Что делать, как жить. Ему было всего 25, а мне 23. Уходить самой огромный грех, и так мы с ним не встретимся, но где взять сил, ведь впереди еще столько лет БЕЗ НЕГО!!!!!

26. Я не могу ничего делать наполовину. Я не могу выполнять работу, допускающую небрежность. Если я уверен, что можно сделать что-то лучше, я не могу оставить все как есть. Я не могу написать доклад, не изложив в нем ответы на все возможные вопросы, зачастую ненужные. Это мешает мне, я не могу учиться делать что-то наполовину.

27. Нет женского журнала, в котором не писали бы, как стать красивой. Или хотя бы поверить в свою красоту. А если не только не получается, но даже и не хочется? Имеет ли смысл учиться жить со своей некрасотой? Или это не выход? (мне 17 лет).

28. Как отключать внутренний монолог? Я очень творческий человек, в голове постоянный мысленный поток - размышления, сюжеты, образы, планы будущих разговоров. Бесконечный неостановимый конвейер. Для творчества подобное устройство мышления замечательно подходит. А вот для жизни, к сожалению, не всегда. Иногда просто устаю думать! Хочу вырваться из себя и пожить кем-то ещё. Порой мой конвейер мешает адекватно воспринимать реальность ("витаю в облаках"). Существует ли способ (метод, техника...), чтобы сознательно приостанавливать мыслепоток? А лучше - достичь на какое-то время пустоты в сознании.

29. Подскажите, пожалуйста, способ забыть человека, которого люблю. Он уехал жить в другую страну 7 лет назад, и я, зная, что мы никогда не встретимся, продолжаю думать о нём.

30. Как выбрать, чего хотеть, чтобы хотеть этого хотелось?

Приложение 2 Принципы подготовки и оформления эссе

 

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

 

Тема эссе

 

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

 

Построение эссе

 

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

СТРУКТУРА ЭССЕ.

- суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,

Постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

 

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

 

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

 

Виды связей в доказательстве

 

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении.

Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

 

Требования к фактическим данным и другим источникам

 

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

 

Как подготовить и написать эссе?

 

 

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать«первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ

Заблуждения и удачи науки.

«История не является «хронологией открытий или, наоборот, каталогом заблуждений.., но историей необычных приключений, историей человеческого духа, упорно преследующего, несмотря на постоянные неудачи, цель, которую невозможно достичь, — цель постижения или, лучше сказать, рационализации реальности. Историей, в которой в силу самого этого факта заблуждения, неудачи

столь же поучительны, столь же интересны и даже столь же достойны уважения, как и удачи» [Цитата Койре А. из кн. Черняка В.С. История. Логика. Наука. — М., 1986. — С. 51].

Согласны ли вы с таким пониманием истории? Можете ли вы привести, скажем, три факта-заблуждения из истории психологии, которые следует охарактеризовать как «удачи»?

Как рождается наука.

«Только после накопления большого конкретного материала в виде разрозненных приемов арифметических вычислений, способов определения площадей и объемов и т.п. возникает математика как самостоятельная наука с явным пониманием своеобразия ее основных понятий и представлений в достаточно общей форме. В применении к арифметике и алгебре возможно, что этот процесс начался уже в Вавилонии. Однако вполне определилось это новое течение, заключавшееся в систематическом и логическом построении основ математической науки, в Древней Греции» [Колмогоров А.И. Математика. БСЭ. Т. 26. — М., 1954. -С. 466].

Согласны ли вы с такой трактовкой рождения науки? А как рождались биология, философия, психология? А астрономия, алхимия?

Просто о науке.

«Наука». Что связано у нас с этим понятием? Случайно опрошенные на улице люди свяжут термин «наука» с человеческой деятельностью—«наука—это исследование», «...- это анализ», «...— поиск истины»; с людьми — «наука — это ученые», «...— профессора, академики», «...— это ученые степени»; с организацией исследовательской деятельности — «наука — это институты, кафедры, лаборатории»; с зарплатой — «наука — много получают и ничего не делают» и т.д. Сами представители науки в своих определениях подчеркнут «проблемность» науки, относительность научного знания, удивительное сочетание тяжести и счастья научного труда и т.д.

Толковые словари дают такие определения: Наука: «I. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. 2. То, что поучает, дает опыт, урок («Вперед тебе наука»)» [Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1963. — С. 385].

Наука: «1. Ученье, выучка, обучение. 2. Чему учат или учатся; всякое ремесло, полные и порядочные собрания опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное и последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений» [Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. — М., 1979. — Т.2. — С. 488].

Эти два определения науки разделяет столетие. Сравните их, укажите «плюсы и минусы» этих определений. Обратите особое внимание на единство корней «наука» и «ученье». Как вы объясните это единство? Почему наука называется «наукой»?

Истоки догматизма.

«Наша склонность к поискам регулярностей и наложению законов на природу приводит к психологическому феномену догматического мышления или, говоря в более об-

щей форме, догматического поведения: мы ожидаем существования регулярностей повсюду и пытаемся искать их даже там, где их нет. События, которые не поддаются этим попыткам, мы склонны трактовать как некоторый вид «шумового фона» и не оставляем наших ожиданий даже в том случае, когда они оказываются неадекватными и нам следовало бы признать свое поражение» [Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С. 264].

Вы согласны с автором? Приведите примеры обыденного и «научного» догматического мышления на психологическом материале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.211 (0.06 с.)