Структура сознания .Сознание и самосознание. Соотношение сознательного и бессознательного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура сознания .Сознание и самосознание. Соотношение сознательного и бессознательного.



В сознании выделяют следующие уровни:

— чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление);

— мышление (понятие, суждение, умозаключение).

Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление — явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?

Мышление невозможно без языка. Естественный язык — способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного.

Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка?

К сознанию относится также и самосознание. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.

Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).

В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное — неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:

· бессознательное — биологические потребности, инстинкты;

· подсознание — все то, что было или может быть осознано;

· сверхсознание — неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.

 

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

· бытийное сознание (сознание для бытия). Включает в себя:

- биодинамические свойства движений, опыт действий;

-чувственные образы;

· рефлективное сознание (сознание для сознания). Включает в себя:

- значение;

- смысл.

На бытийном слое сознания решаются сложные задачи, т.к. для эффективного поведения человека необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

На рефлективном слое сознания значение представляет собой содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:

- образ;

- операционное и предметное значение;

- осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами овладевают через использование языка. Главная функция самосознания — сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности, возникает особая функция — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

В психологии имеют место различные подходы к выделению критериев самосознания. Рассмотрим основные.

В.М. Бехтерев считал, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн подчеркивали, что самосознание есть этап в развитии сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Р. Чамата определял самосознание как возникающее и развивающееся одновременно с сознанием. Он считал, что самосознание возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные.

Школа психоанализа доказывала, что процесс зарождения самосознания — процесс субъективного отделения от матери. Дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

И.С. Кон, Э. Штрангер подчеркивали, что периодом возникновения сознательного ″Я″, как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания — возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Таким образом, в общем, можно выделить следующие критерии самосознания:

-выделение себя из среды (физической, социальной), осознание себя как субъекта, автономного от среды; -осознание своей активности - ″Я управляю собой″; -осознание себя ″через другого″; - моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания выделяют:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего ″Я″ (″Я″ как действующий субъект);

· осознание своих реальных и желаемых качеств (″Реальное Я″ и ″Идеальное Я″);

· познавательные, когнитивные представления о себе (″Я как наблюдаемый объект″);

· эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

- самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

- самоотношение (эмоциональное отношение к себе).

В результате развития самосознания у человека складывается ″ Я - концепция ″, представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

1 этап (до 3-х лет). Осознание границ своего тела (например: до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). Способность к самостоятельным действиям с предметами. Ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в лексикон входит местоимение ″Я″, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности.

2 этап (дошкольный возраст). Начинается длительный период развития самооценки. Самооценка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей. Представления о себе достаточно ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

3 этап (школьный возраст). Складывается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Происходит сопоставление подростком разных мнений о себе и на их основе выработка собственного мнения. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются и рациональные. Следующий этап — моральная самооценка.

Очень часто возникает несовпадение самооценки и уровня притязаний, что приводит к возникновению фрустраций (эмоционально тяжелых переживаний человеком своих неудач, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.009 с.)