Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 18. Производство в суде первой инстанции

Поиск

 

§ 1. Понятие подсудности, ее признаки

Согласно статье 60 Конституции каждому гарантирована защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. Однако механизм реализации этих гарантий требует четкого порядка рассмотрения уголовных дел именно тем судом, который на это уполномочен. Для этого введен институт подсудности.

Подсудность — это совокупность юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых оно подлежит рассмотрению по первой инстанции в определенном суде.

Подсудность необходимо отграничивать от компетенции, которая включает полномочия суда в полном объеме. Например к компетенции районного (городского) суда относится рассмотрение не только уголовных, но и гражданских дел. К компетенции областного суда относится рассмотрение как уголовных и гражданских дел по первой инстанции, так и рассмотрение дел в кассационном порядке и в порядке надзора. Следовательно, подсудность по уголовным делам является частью компетенции того или иного суда. Соблюдение правил о подсудности служит гарантией от произвольной передачи уголовных дел в тот или иной суд по усмотрению отдельных должностных лиц или органов власти.

Для подсудности уголовных дел характерны три основных признака: родовой (предметный), территориальный (местный), персональный (личный). Выделяют также подсудность по связи дел.

Родовой (предметный) признак подсудности определяется родом (видом) преступления, его квалификацией. С помощью родового признака подсудности устанавливается, суд какого звена судебной системы компетентен рассматривать данное дело, и разграничивается компетенция между судами общей юрисдикции. Родовой признак подсудности определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ведению тех или иных судов.

Согласно статье 267 УПК районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Районные (городские) суды рассматривают около 90 процентов всех уголовных дел, которые образуют основное звено судебной системы.

Областному, Минскому городскому, Белорусскому военному судам подсудны уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, а также о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь.

Верховному Суду Республики Беларусь подсудны уголовные дела:

1) о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и судьями;

2) переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства в случаях, предусмотренных статьей 274 УПК.

Закон уполномочивает Верховный Суд принять к своему производству любое уголовное дело.

Территориальный (местный) признак подсудности уголовного дела определяется в зависимости от места совершения преступления. В статье 271 УПК устанавливается, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если определить его невозможно или если преступления совершены в разных местах, дела рассматриваются судами по месту окончания предварительного расследования либо по месту совершения одного из преступлений — последнего или более тяжкого из них. Если преступление было начато в месте деятельности одного суда, а окончено в месте деятельности другого, то дело подсудно суду по месту окончания преступления.

Персональный (личный) признак подсудности определяется в зависимости от должности или служебного положения обвиняемого. Персональная подсудность установлена в отношении судей, военнослужащих, депутатов Парламента, высших должностных лиц государства. Так, военным судам подсудны дела:

1) о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего;

2) о преступлениях, совершенных одним лицом, если хотя бы одно из преступлений подсудно межгарнизонному военному суду;

3) о преступлениях, совершенных группой лиц, если дело хотя бы в отношении одного из них подсудно межгарнизонному военному суду при невозможности выделения дела в отношении военнослужащего в отдельное производство;

4) о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими воинской службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с воинской службы. Чтобы определить, какой именно военный суд должен рассматривать дело, необходимо учесть должностное положение и воинское звание военнослужащего.

Признак подсудности по связи дел содержит правила, позволяющие определить, какой суд должен рассмотреть дело при объединении в одном производстве дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений.

§ 2. Передача дела в другой суд

Вопрос о подсудности дела решается прокурором при направлении дела в суд (ст. 266 УПК).

Судья, получивший дело от прокурора, должен решить, подсудно ли оно данному суду. В случае неподсудности дела данному суду оно должно быть направлено по подсудности без производства каких-либо процессуальных действий. Если суд установил, что находящееся в его производстве дело подсудно другому суду такого же уровня, он вправе (с согласия сторон обвинения и защиты) оставить дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании. Однако если дело подсудно вышестоящему или военному суду, оно во всех случаях подлежит направлению по подсудности. Не допускается передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда. Такая передача не допускается даже в случае переквалификации в вышестоящем суде действий обвиняемого на закон о менее тяжком преступлении, поскольку суд принял одно решение по делу и должен решить его по существу.

Передача уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой одноименный или вышестоящий суд допускается с согласия сторон обвинения и защиты до начала его рассмотрения в судебном заседании. Этот вопрос разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем по представлению прокурора или суда, которому подсудно дело, о чем выносится постановление.

Вопрос о передаче дела в суд другой области или в Верховный Суд по вышеназванным основаниям разрешается Председателем Верховного Суда или его заместителем, о чем выносится постановление.

Чтобы не допустить волокиты при рассмотрении дела в суде, закон запрещает споры о подсудности между судами. Всякое дело, направленное из одного суда в другой, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, куда оно направлено (ст. 275 УПК).

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие, значение и признаки подсудности.

2. Порядок передачи уголовных дел по подсудности. Недопустимость споров о подсудности.

3. Отличие подсудности от компетентности суда.

4. Содержание родового (предметного) признака.

5. Содержание территориального (местного) признака.

6. Содержание персонального (личного) признака.

7. Кто решает вопрос о подсудности уголовного дела?

8. Должно ли учитываться мнение обвиняемого при передаче дела из нижестоящего суда в вышестоящий?

9. При каком условии допустима передача дела из суда, которому оно подсудно в другой суд того же уровня?


Глава 19. Назначение и подготовка судебного разбирательства

 

§ 1. Понятие и значение стадии назначенияи подготовки судебного разбирательствапо уголовному делу

После направления прокурором уголовного дела в суд начинается первая судебная стадия — назначение и подготовка судебного разбирательства. В этой стадии судья единолично, не предрешая вопроса о виновности обвиняемого, в результате проверки материалов уголовного дела устанавливает наличие или отсутствие достаточных фактических и юридических оснований для внесения дела в судебное разбирательство с целью его разрешения по существу. При установлении таких оснований он назначает судебное разбирательство, а также выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании.

Эта стадия уголовного процесса следует после предварительного расследования и предшествует рассмотрению дела по существу в судебном разбирательстве. Она начинается с момента поступления дела в суд и заканчивается принятием судьей соответствующего решения.

Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого на этой стадии уголовного процесса не решается. Перед судьей стоит более узкая задача — установить по материалам дела, проведено ли предварительное расследование в строгом соответствии с законом, выяснены ли все обстоятельства дела, соблюдены ли требования закона по обеспечению прав обвиняемого, собраны ли в отношении его достаточные доказательства, позволяющие рассмотреть в судебном разбирательстве дело о нем по существу.

Эта стадия по отношению к стадии предварительного расследования является контрольной, проверочной, а по отношению к судебному разбирательству — подготовительной стадией. Таким образом, стадия назначения и подготовки судебного разбирательства является промежуточной. Выявляя ошибки и недостатки в деятельности органов предварительного расследования (следствия, дознания), она способствует повышению качества их работы. Значение данной стадии состоит также в том, что в ней окончательно определяются пределы судебного разбирательства. В процессе ее прохождения принимаются решения и выполняются действия, направленные на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и правильного его разрешения в судебном заседании.

В старом Уголовно-процессуальном кодексе эта стадия называлась «Предание суду». Ее критиковали за то, что, мол, суд в ней причастен к обвинительной функции. Новое наименование данной стадии предполагало подчеркнуть, что суд не должен выполнять такую функцию, поскольку решение о предании суду равнозначно согласию с обвинением. Но этот довод трудно признать убедительным, так как из содержания стадии такое решение не вытекает. Недостаток нового наименования главы 33 УПК состоит в том, что оно создает ложное впечатление об объеме прав судьи до судебного разбирательства. Ведь судья не только назначает и ведет подготовку к судебному разбирательству. Он может направить дело по подсудности, прекратить производство по уголовному делу, приостановить производство по делу, изменить или отменить меру пресечения и др. Представляется, что принятие судьей таких решений не соответствует названию стадии «Назначение и подготовка судебного разбирательства».

§ 2. Порядок назначения судебного разбирательства

Судья единолично назначает судебное разбирательство. С момента поступления дела в суд вопрос о назначении судебного разбирательства должен быть разрешен не позднее 14 суток, а по делам, подсудным Верховному Суду, областным, Минскому городскому и Белорусскому военному судам, — в срок до одного месяца. В исключительных случаях, с учетом особой сложности и большого объема дела, срок может быть продлен по постановлению председателя суда, соответственно, до одного и до трех месяцев.

По поступившему делу в стадии назначения и подготовки судебного разбирательства судья принимает одно из следующих решений:

1) о направлении дела по подсудности;

2) о прекращении производства по делу;

3) о приостановлении производства по делу;

4) о назначении судебного разбирательства (ст. 276 УПК).

§ 3. Вопросы, подлежащие выяснениюпо поступившему в суд уголовному делу

В стадии назначения и подготовки судебного разбирательства судья единолично разрешает две группы вопросов. К первой из них относятся вопросы, решение которых непосредственно связано с возможностью назначения судебного разбирательства. Эти вопросы должны быть разрешены в отношении каждого обвиняемого. Ко второй группе вопросов относятся те, которые связаны с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 281 УПК).

По поступившему в суд делу судья должен выяснить:

1) подсудно ли дело данному суду. Если будет установлено, что дело не подсудно данному суду, то оно направляется в другой суд, который и должен решить все вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства;

2) не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение либо приостановление производства по делу. Если такие обстоятельства имеются, судья прекращает производство по делу. Решение о приостановлении судебного производства по уголовному делу осуществляется в случаях:

а) когда обвиняемый скрылся от суда и его местопребывание неизвестно;

б) временного психического или иного заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в производстве процессуальных действий, при наличии документа, удостоверенного врачом, работающим в государственном медицинском учреждении. При приостановлении судебного производства по делу в случае, когда обвиняемый скрылся от суда, уголовное дело направляется прокурору для организации розыска обвиняемого;

3) подлежит ли изменению или отмене примененная в отношении обвиняемого мера пресечения;

4) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества. Если нет, то судья обязывает орган уголовного преследования принять такие меры;

5) подлежат ли удовлетворению заявления и ходатайства. По ходатайству сторон судья предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела, выписывать из него необходимые сведения или копировать с разрешения судьи интересующие их материалы дела.

Признав возможным назначение судебного разбирательства дела в суде, судья принимает решение о его назначении. В постановлении о назначении судебного разбирательства разрешаются следующие вопросы:

1) о месте и времени судебного разбирательства. По общему правилу судебное разбирательство проводится в помещении суда, которому подсудно дело. Однако в целях обеспечения гласности процесса дело может быть назначено к рассмотрению в ином, более вместительном помещении;

2) о рассмотрении дела единолично или коллегиально. При разрешении данного вопроса судья руководствуется нормами УПК;

3) об участии в судебном разбирательстве защитника, если оно обязательно. Недопустимо отказывать в допуске избранного обвиняемым защитника по соглашению. Только в тех случаях, когда участие такого защитника невозможно в течение длительного срока, судья вправе предложить обвиняемому пригласить другого или назначить ему защитника через коллегию адвокатов. Если дело должно быть рассмотрено с обязательным участием защитника, судья обеспечивает его участие в судебном заседании;

4) о лицах, подлежащих вызову в судебное заседание. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители подлежат обязательному вызову в судебное заседание как стороны, отстаивающие в деле свои интересы. При определении круга свидетелей, подлежащих вызову в судебное заседание, судья вправе расширить список свидетелей с учетом заявленных ходатайств и значимости их показаний для разрешения дела. Вызов эксперта возможен, если он проводил экспертизы на предварительном расследовании и его заключение нуждается в пояснении в суде, а также в тех случаях, когда по обстоятельствам дела в судебном заседании предстоит произвести экспертизу. При необходимости в судебное заседание может быть вызван специалист. Если кто-либо из лиц, участвующих в деле, не владеет языком, на котором будет рассматриваться дело, либо необходим перевод документов, находящихся в деле, судья принимает решение о вызове переводчика;

5) о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, домашним арестом;

6) о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных статьей 287 УПК.

Кроме того, в постановлении судьи должны содержаться решения о назначении судебного разбирательства, мере пресечения в отношении обвиняемого по делу, данные о личности обвиняемого и квалификации предъявленного ему обвинения.

Стороны не менее чем за пять суток должны быть извещены о месте и времени начала судебного разбирательства. При несоблюдении этого срока рассмотрение уголовного дела откладывается.

После вынесения судьей постановления о назначении судебного разбирательства секретарь судебного заседания: а) направляет обвиняемому и потерпевшему с переводом на их родной язык или другой язык, которым они владеют, копию постановления о назначении судебного разбирательства, а также копию постановления о мере пресечения в отношении обвиняемого, если она судьей была изменена или отменена либо продлена в случае нахождения обвиняемого под стражей, домашним арестом; б) вызывает в судебное заседание лиц, о необходимости вызова которых судья указал в постановлении о назначении судебного разбирательства; в) по указанию судьи принимает иные меры к подготовке судебного заседания.

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность и значение стадии назначения и подготовки судебного разбирательства.

2. Порядок назначения и подготовки судебного разбирательства.

3. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу.

4. Решения, принимаемые судьей при назначении судебного разбирательства.

5. Как оформляется решение судьи при назначении судебного разбирательства?

6. Действия секретаря судебного заседания после вынесения судьей постановления о назначении судебного разбирательства.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.7 (0.009 с.)