Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая грамматика русского языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Лабораторная работа № 1 Унификация типов склонения существительных в единственном числе. 1. Выписать из текста подряд, не выборочно, по 3 имени существительных в единственном числе в соответствующем падеже на склонение ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ (муж. рода 3 формы, жен. рода 3 формы) (максимум 15 словоформ) и все слова в ед. числе на ǔ, u и согласные основы en, еr, еs, еnt. Указать падеж, в котором они употребляются. Не выписывать слова во множественном числе. Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки, например: 6 (убиша) вълкъ, 10 (избави из) руку. При омонимии слов привести поясняющее слово. 2. Сохраняют ли в современном русском языке выписанные вами слова парадигму единственного числа. Если нет, то объясните: в каких падежах, по какой причине произошло изменение либо унификация. 3. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в двойственном числе. 4. Напишите первое слово каждого типа склонения в звательной форме единственного числа. 5. Есть ли в вашем тексте пример совпадения В=И для одушевленных существительных. Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №2 Унификация типов склонения имен существительных во множественном числе. 1. Выписать из текста подряд, не выборочно по 3 имени существительных во множественном числе в соответствующем падеже на ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ, ǔ – склонения (макс. 15 словоформ) и все слова во множественном числе на u и согласные основы: en, er, es, ent, объясните причину унификации. Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки и определяющее слово. При омонимии слов привести поясняющее слово. 2. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в единственном числе. Образец: 12 (мятяхуться) въ мутвЪхъ. Мест. падеж множ. числа – в мест. пад. ед. числа – въ мутЪ 3. Выпишите собирательные имена существительные в соответствующих падежах, например: Вельможа (именит. падеж единст. числа) рекоша - аорист употребляется в др.- русском языке правильно, в 3 лице множест. числа. – «сказали» 4. Сохраняется ли в тексте двойственное число, приведите примеры (макс. 3) Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №3 История прилагательных и местоимений. Запишите варианты работы. Рядом с каждым словом запишите № строки и определяющее слово. 1. Выпишите каждое местоимение в разных падежах, но не более двух раз, сгруппировав их по разрядам. Полные и краткие формы местоимений выписывайте отдельно, например: Указательное местоимение в краткой форме: 12 (по) сю (сторону) – В.п., ед., ж. р .; И. п. ед. ч. жен. р. – ся. В полной форме48 сию (грамоту) – В.п. ед.числа жен. рода .; И. - сия. Местоимения 3 лица выписать отдельно в значении личного и указательного. Разряды местоимений. Личные. Возвратные. Указательные. Определительные. Притяжательные. Вопросительные. 2. Выпишите все прилагательные, но не повторяя одно и то же слово в той же форме. Укажите разряд (качеств., относит., притяжат.) в полной форме или краткой форме (не для притяжательных), определите их род, число и падеж. Субстантивированные прилагательные и именования по отцу не выписывать, например: (ратный) Иван (Захаров сын Бочкин) 21 (во имя брата своего) старъишего. Качеств. прилагат. Старший - врод. пад., ед. числа, муж. рода, в полной форме сравнительной степени; книжное старославянское оконч. муж. и сред. рода – аго, вм. русск. – ого;. 3. Употребляются ли в вашем тексте прилагательные в роли сказуемого? 4. Какие местоимения из Вашего текста вышли из употребления в современном русском языке Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №4 История числительных и наречий. Определите разряд, тип склонения, падеж, если есть, также число и род. 1. Выпишите из текста все числительные, счетные существительные. Только первое упоминание городов, мер, денег, переведите, где возможно, на метрическое или другое современное исчисление, выписывайте с контекстом, например: Въ • г • купи • в • меры семя на • s • алтынъ. В третий день купи • в • меры семян на шесть алтын. 2 меры равны 100 фунтам или 40 кг. 102 гр. 6 алтын равны 36 деньгам или 0,18 гривны или 36,72 граммам серебра. 2. Напишите по-древнерусски первое из текста составное и первое из текста дробное числительное с зависимым именем существительным и просклоняйте их, если возможно, в ед. и мн. числе. 3. Напишите по-древнерусски наречия. Определите их морфологический состав и происхождение, то есть дать исходное слово в начальной форме и объяснить способ образования, например: Вчера. вьчера – род. пад., ед. ч. Сущ. Вьчьеръ, ǒ – скл. Варианты: 1. Книга расходная Корельского монастыря, с.227, строка 1–9. Наречия: всячески, тайком, впопыхах, овамо, сюда, лишь, исподтишка. 2. Книга расходная … с.227, строка 10 – 19. Наречия: наотрез, исповедь, дьявольски, вскоре, где, поденно, вдрызг. 3. Книга расходная Корельского монастыря, с.227, строка 20 - 29. Наречия: искони, наизусть, воочию, восвояси, доселе, очень, невтерпеж. 4. Книга расходная Корельского монастыря, с.278, строка 30 - 39. Наречия: сдуру, напоказ, из-под носа, ныне, так, негоже, заподлицо. 5. Книга расходная Корельского монастыря, с.278, строка 40 - 49. Наречия: свыше, вчера, к спеху, домой, совсем, иначе, живьем. 6. Таможенные книги, 1 с. 360, 2 абзаца. Наречия: дотла, искоса, тогда, домой, нечего, дюже, впопыхах. 7. Таможенные книги, 2 с. 360, 5 абзацев. Наречия: навзничь, встарь, пешком, всегда, двояко, лучше, точь-в-точь. 8. Таможенные книги, 3 с. 361, 2 абзаца. Наречия: с ходу, в струнку, семо, назад, однажды, впрочем, замуж. 9. Таможенные книги, 4 с. 361, 3 абзаца. Наречия: вполглаза, вкрутую, здесь, завтра, впервой, ливмя, тишком. 10. Таможенные книги, 4 с. 362, последние 4 абзаца. Наречия: всмятку, далече, камо, наедине, впору. Используйте этимологические словари и словарь в конце «Хрестоматии».
Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №5 История глагола. 1. 1. Выпишите из текста глаголы в инфинитиве (2 слова), в повелительном наклонении (2 слова), в настоящем (2 слова), будущем (2 слова), прошедшем простом (2 слова) – аористе и имперфекте. По 2 слова на каждое число и лицо. Не выписывать причастные формы и глаголы-связки составных сказуемых. Одну и ту же форму повторно не выписывать. 2. Написать для каждого слова основу настоящего времени и основу инфинитива, определить класс и вид глагола, время, лицо число. Написать совпадает ли форма глагола контекстуальному ее использованию? 3. Образовать для первых трех слов форму 2 лица повелительного наклонения, 3 лица ед. и мн. числа настоящего или будущего простого времен, аориста и имперфекта, таким образом 5 форм. Не смешивайте глаголы совершенного и несовершенного видов, их анализировать как самостоятельные слова.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |