Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая грамматика русского языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лабораторная работа № 1 Унификация типов склонения существительных в единственном числе. 1. Выписать из текста подряд, не выборочно, по 3 имени существительных в единственном числе в соответствующем падеже на склонение ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ (муж. рода 3 формы, жен. рода 3 формы) (максимум 15 словоформ) и все слова в ед. числе на ǔ, u и согласные основы en, еr, еs, еnt. Указать падеж, в котором они употребляются. Не выписывать слова во множественном числе. Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки, например: 6 (убиша) вълкъ, 10 (избави из) руку. При омонимии слов привести поясняющее слово. 2. Сохраняют ли в современном русском языке выписанные вами слова парадигму единственного числа. Если нет, то объясните: в каких падежах, по какой причине произошло изменение либо унификация. 3. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в двойственном числе. 4. Напишите первое слово каждого типа склонения в звательной форме единственного числа. 5. Есть ли в вашем тексте пример совпадения В=И для одушевленных существительных. Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №2 Унификация типов склонения имен существительных во множественном числе. 1. Выписать из текста подряд, не выборочно по 3 имени существительных во множественном числе в соответствующем падеже на ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ, ǔ – склонения (макс. 15 словоформ) и все слова во множественном числе на u и согласные основы: en, er, es, ent, объясните причину унификации. Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки и определяющее слово. При омонимии слов привести поясняющее слово. 2. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в единственном числе. Образец: 12 (мятяхуться) въ мутвЪхъ. Мест. падеж множ. числа – в мест. пад. ед. числа – въ мутЪ 3. Выпишите собирательные имена существительные в соответствующих падежах, например: Вельможа (именит. падеж единст. числа) рекоша - аорист употребляется в др.- русском языке правильно, в 3 лице множест. числа. – «сказали» 4. Сохраняется ли в тексте двойственное число, приведите примеры (макс. 3) Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №3 История прилагательных и местоимений. Запишите варианты работы. Рядом с каждым словом запишите № строки и определяющее слово. 1. Выпишите каждое местоимение в разных падежах, но не более двух раз, сгруппировав их по разрядам. Полные и краткие формы местоимений выписывайте отдельно, например: Указательное местоимение в краткой форме: 12 (по) сю (сторону) – В.п., ед., ж. р .; И. п. ед. ч. жен. р. – ся. В полной форме48 сию (грамоту) – В.п. ед.числа жен. рода .; И. - сия. Местоимения 3 лица выписать отдельно в значении личного и указательного. Разряды местоимений. Личные. Возвратные. Указательные. Определительные. Притяжательные. Вопросительные. 2. Выпишите все прилагательные, но не повторяя одно и то же слово в той же форме. Укажите разряд (качеств., относит., притяжат.) в полной форме или краткой форме (не для притяжательных), определите их род, число и падеж. Субстантивированные прилагательные и именования по отцу не выписывать, например: (ратный) Иван (Захаров сын Бочкин) 21 (во имя брата своего) старъишего. Качеств. прилагат. Старший - врод. пад., ед. числа, муж. рода, в полной форме сравнительной степени; книжное старославянское оконч. муж. и сред. рода – аго, вм. русск. – ого;. 3. Употребляются ли в вашем тексте прилагательные в роли сказуемого? 4. Какие местоимения из Вашего текста вышли из употребления в современном русском языке Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №4 История числительных и наречий. Определите разряд, тип склонения, падеж, если есть, также число и род. 1. Выпишите из текста все числительные, счетные существительные. Только первое упоминание городов, мер, денег, переведите, где возможно, на метрическое или другое современное исчисление, выписывайте с контекстом, например: Въ • г • купи • в • меры семя на • s • алтынъ. В третий день купи • в • меры семян на шесть алтын. 2 меры равны 100 фунтам или 40 кг. 102 гр. 6 алтын равны 36 деньгам или 0,18 гривны или 36,72 граммам серебра. 2. Напишите по-древнерусски первое из текста составное и первое из текста дробное числительное с зависимым именем существительным и просклоняйте их, если возможно, в ед. и мн. числе. 3. Напишите по-древнерусски наречия. Определите их морфологический состав и происхождение, то есть дать исходное слово в начальной форме и объяснить способ образования, например: Вчера. вьчера – род. пад., ед. ч. Сущ. Вьчьеръ, ǒ – скл. Варианты: 1. Книга расходная Корельского монастыря, с.227, строка 1–9. Наречия: всячески, тайком, впопыхах, овамо, сюда, лишь, исподтишка. 2. Книга расходная … с.227, строка 10 – 19. Наречия: наотрез, исповедь, дьявольски, вскоре, где, поденно, вдрызг. 3. Книга расходная Корельского монастыря, с.227, строка 20 - 29. Наречия: искони, наизусть, воочию, восвояси, доселе, очень, невтерпеж. 4. Книга расходная Корельского монастыря, с.278, строка 30 - 39. Наречия: сдуру, напоказ, из-под носа, ныне, так, негоже, заподлицо. 5. Книга расходная Корельского монастыря, с.278, строка 40 - 49. Наречия: свыше, вчера, к спеху, домой, совсем, иначе, живьем. 6. Таможенные книги, 1 с. 360, 2 абзаца. Наречия: дотла, искоса, тогда, домой, нечего, дюже, впопыхах. 7. Таможенные книги, 2 с. 360, 5 абзацев. Наречия: навзничь, встарь, пешком, всегда, двояко, лучше, точь-в-точь. 8. Таможенные книги, 3 с. 361, 2 абзаца. Наречия: с ходу, в струнку, семо, назад, однажды, впрочем, замуж. 9. Таможенные книги, 4 с. 361, 3 абзаца. Наречия: вполглаза, вкрутую, здесь, завтра, впервой, ливмя, тишком. 10. Таможенные книги, 4 с. 362, последние 4 абзаца. Наречия: всмятку, далече, камо, наедине, впору. Используйте этимологические словари и словарь в конце «Хрестоматии».
Историческая грамматика русского языка. Лабораторная работа №5 История глагола. 1. 1. Выпишите из текста глаголы в инфинитиве (2 слова), в повелительном наклонении (2 слова), в настоящем (2 слова), будущем (2 слова), прошедшем простом (2 слова) – аористе и имперфекте. По 2 слова на каждое число и лицо. Не выписывать причастные формы и глаголы-связки составных сказуемых. Одну и ту же форму повторно не выписывать. 2. Написать для каждого слова основу настоящего времени и основу инфинитива, определить класс и вид глагола, время, лицо число. Написать совпадает ли форма глагола контекстуальному ее использованию? 3. Образовать для первых трех слов форму 2 лица повелительного наклонения, 3 лица ед. и мн. числа настоящего или будущего простого времен, аориста и имперфекта, таким образом 5 форм. Не смешивайте глаголы совершенного и несовершенного видов, их анализировать как самостоятельные слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.39 (0.009 с.) |