Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы курса, темы, их краткие содержания

Поиск

I. Введение

1.1. Цель дисциплины: установление перспективы развития языковой системы; выявление общих закономерностей и тенденций развития системы русского языка, как реализовавшихся в существующей системе норм литературного языка, так и оставшихся на ее периферии, или только в говорах; историческое комментирование фактов современного русского языка.

1.2 Задачи дисциплины: представить в системе историю фонетических, морфологических и синтаксических изменений, пережитых русским языком с древнейшей поры до современного его состояния; способствовать выработке у студентов практических навыков сравнительно-исторического анализа языковых фактов, умения исторического комментирования явлений современного русского языка; формирование у студентов лингвистического кругозора.

1.3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.

История русского языка (далее - ИРЯ) в системе филологического образования имеет огромное значение с точки зрения методологии изучения языка как объекта лингвистики, так как обеспечивает его научное познание на основе историзма, главного методологического принципа научного исследования общественных явлений.

Традиционно установившееся название этой языковедческой дисциплины условно. В российском вузовском преподавании ИРЯ представляет собой базовую часть исторического цикла языковедческих дисциплин, изучаемых студентами с первого до выпускного курса. После изучения на 1 курсе старославянского (древнеболгарского – южнославянского по происхождению) языка, преподаваемого во всех славистических факультетах мира в качестве введения в славянское историческое языкознание, ИРЯ дает студентам филологических факультетов основные знания по историческому развитию русского языка и становлению его современного вида.

Установилось, что ИРЯ распадается на три равнозначные части. В первой части преподается историческая фонетика русского языка, во второй части ИРЯ собственно историческая грамматика, состоящая из исторической морфологии и исторического синтаксиса. Третья часть ИРЯ выделилась благодаря усилиям советских ученых, в первую очередь В.В.Виноградова, в послевоенные годы XX века и сейчас образует на филологических факультетах самостоятельный раздел – историю русского литературного языка.

По действующему учебному плану историческая фонетика преподается в 3 семестре, историческая грамматика - в 4, история русского литературного языка – в 7 семестре.

Требования к уровню освоения содержания курса

Компетенции, формируемые курсом. Изучив курс «ИРЯ (Историческая фонетика)», «ИРЯ (Историческая грамматика)», студент должен

иметь представление:

а) о непрерывности фонетических и грамматических процессов, испытываемых языком с момента возникновения индоевропейского праязыка до современного его состояния в русском языке;

б) об универсальности языковых фонетических изменений независимо от генетического и типологического сходства-несходства их структур;

в) о вербальной актуальности в определенном диахроническом срезе любого из ныне существующих в современном языке исторических фонетических изменений, чередований и аблаутов;

г) о детерминативной связи фонетических и морфологических изменений в истории русского языка;

д) о грамматической и словообразовательной аналогии и выравнивании морфем как неизбежном следствии прошедших фонетических изменений, как о качественном скачке, прекращающем живое фонетическое изменение;

знать:

а) суть морфофонологических изменений, прошедших в русском языке в результате перестройки структуры слога в общеславянский период;

б) результаты фонологических изменений, связанных с падением редуцированных и возникновением новых закрытых слогов в славянских языках в исторический период;

в) историческую неизбежность и преемственность позднейших фонетических изменений, прошедших в русском языке как-то: возникновение русских парных согласных по твердости-мягкости, историю шипящих и ц, лабиализацию е, аканье и т. д;

г) что перестройка древнерусского, восходящего к индоевропейскому семантическому типу склонения к современному формальному типу склонения есть результат грамматикализации языковых категорий;

д) происхождение современной русской видо-временной структуры, резко отличающей русский язык от других индоевропейских языков есть следствие более глубокой формализации грамматических категорий глагола;

е) формирование современных синтаксических структур русского языка есть компромисс между древними греко-латино-старославянскими книжными грамматическими формами и современными, продиктованными вербально-коммуникативными потребностями разговорного языка;

иметь навык:

а) читать и свободно комментировать любые фонетические и грамматические явления любого письменного исторического памятника восточнославянского происхождения;

б) провести внутреннюю реконструкцию любого слова в пределах современного русского (украинского, белорусского) – древнерусского языков;

в) воссоздать в орфографическом и транскрибированном виде русский текст для любого хронологического письменного периода.

Методическая новизна курса

1. Структура вузовского курса «ИРЯ (Историческая фонетика)» и «ИРЯ (Историческая грамматика)» уже стабилизировалась в течение XX века, а его содержание пополняется за счет научных разработок по отдельным темам ИРЯ. Наиболее заметны здесь исследования последних лет, связанные с опубликованием исторического фактического материала древнерусских письменных текстов, материалов, связанных с древнейшими восточнославянскими диалектными процессами и междиалектным взаимодействием, который в конечном счете сформулировал развитое московское койне, легшее в основу современного русского литературного языка. Результаты этих исследований вносят уточнения в отдельные разделы программы, но, главным образом, требуют периодического пересмотра рекомендательного списка литературы. В читаемом курсе в качестве методической новинки использованы результаты фонетических реконструкций, предложенных в академической «Древнерусской грамматике XII-XIII вв.» (М, 1995) и в книге В.В.Колесова «История русского языка» (СПб.; М., 2005)
II. Содержание курса

Темы практических занятий

Методические указания для студентов. Дисциплина «История русского языка», в которой в качестве основной части входит «Историческая грамматика русского языка» изучается в 3 и 4 семестрах 2 курса. Первая часть - «Историческая фонетика русского языка» в 3 семестре заканчивается курсовым экзаменом, а вторая часть, собственно «Историческая грамматика русского языка», завершается в конце 4 семестра зачетом. Курс ИГРЯ содержит большой материал для выявления и показа причинно-следственных связей в кругу изучаемых языковых явлений и дает возможность продемонстрировать системный характер происходящих в языке изменений (тенденция к открытости слогов и, как следствие, - монофтонгизация дифтонгов и дифтонгических сочетаний, тенденция к слоговому сингармонизму и, как следствие, - палатализация согласных под влиянием гласных переднего ряда и йота; изменение синтаксических функций кратких прилагательных, утрата их изменяемости по падежам и т.д.).

Учебная работа над включенным в программу материалом решает две взаимосвязанные задачи: а) представить в системе историю фонетических, морфологических и синтаксических изменений, пережитых русским языком с древнейшей поры, в основном, с восточнославянского периода) до современного его состояния, подчеркивая при этом те языковые явления, которые оказывались определяющим для того или другого периода развития языка и явились причиной уже более частных языковых изменений; б) выработать практические навыки сравнительно-исторического анализа языковых фактов, умение видеть за языковыми явлениями современного русского языка историю их становления и развития.

Вопросы по исторической грамматике являются обязательной составной частью программы Государственных экзаменов по русскому языку.

Основная и дополнительная информация к курсу ИГРЯ указана в конце учебно-методического комплекса. Ссылки на эти учебники, монографии и статьи под каждым практическим занятием даются лишь по автору, без ссылок на место, год издания и т. д.

Дополнительная литература, необходимая для подготовки конкретной темы указывается под заданиями со всеми выходными данными. При составлении УМК и тем практических, лабораторных заданий учитывались требования программы МГУ «Русский язык и его история» для студентов филологических факультетов государственных университетов (М., 1997. 280 с.).

В качестве основных практических пособий были выбраны: «Хрестоматия по истории русского языка. Учебное пособие» /Авт. – сост. В.В.Иванов, Т.А.Сумникова, Н.П.Панкратова. М.: Просвещение, 1990. 496 с. Библиотека ЧелГУ располагает 147 экземплярами книги. Они находятся на абонементе (аб. 2) и читальном зале (чз. 2) 3-го корпуса ЧелГУ, а также «Сборник упражнений по истории русского языка. Учебное пособие» / Е.Н.Иваницкая, Т.Н.Кандурова, З.Н.Литвина, А.Н.Стеценко. М.: Просвещение, 1986.– 192 с. (25 экз. в чз. 2 (далее Сборник)

Для проведения лабораторных и контрольных работ за каждым студентом закрепляется по указанной «Хрестоматии» на весь учебный год свой индивидуальный текст (всего 10 вариантов). Варианты заданий выбираются по последней цифре номера студенческого билета.


 

Вариант Название текста № части Страница Строки включительно
  Лаврентьевская летопись   116 с. 1 – 70
      119 с. 71 - 152
      118 с. 1- 70
  Ипатьевская летопись   157 с. 291 - 360
      151 с. 1 - 60
      152 с. 61 - 123
      153 с. 1 - 70
      154 с. 71 - 150
      155 с. 151 - 220
      156 с. 221 - 290

Вопросы к анализу текста. Образцы анализа текста имеются в следующих учебных пособиях:

· Сборник упражнений по истории русского языка / Е.Н.Иваницкая, Т.Н.Кандаурова, З.Н.Литвина, А.Н.Стеценко.- М.: Просвещение, 1984 с. 53 – 74, 167 – 182;

· Устинов И.В. Очерки по русскому языку. Ч.1. Историческая грамматика русского языка.- М.: Учпедгиз, 1959, с. 367 – 370.

· Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сборник упражнений.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1984, с.116 – 141, 145 – 178;

· Галинская Е.А. Историческая грамматика русского языка: Методические указания.- М.: Изд-во МГУ, 1989, 59 с. (методические указания, задания и разбор текста).

· Васеко Е.Ф., Горшкова К.В. Историческая грамматика русского языка: Пособие для практических занятий: Учебное пособие для вузов.- М.: Филология, 1994 (имеются фонетические и грамматические таблицы и словарь).

В нашем УМК для сопоставительного анализа древних и современных фонетических и грамматических изменений за темами практических и лабораторных заданий приводятся 2 таблицы «Происхождение русских гласных», «Происхождение русских согласных» и отрывок из повести белорусского писателя Янка Брыля «Сиротский хлеб» на белорусском, русском и украинском языках.

Литература

1. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. С. 55 – 60, 79 – 90.

2. Селищев А.М. Старославянский язык. Ч.1. -М.: Учпедгиз, 1951. С. 176 – 217.

3. Турбин Г.А., Шулежкова С.Г. Старославянский язык.- Свердловск, 1991. С. 94 – 118.

4. Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка.- М.: Высш. шк., 1980. С.40 – 62.

5. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.- 2-е изд., - М., 1990. С. 3 – 126.

6. Колесов В.В. История русского языка.- М.; СПб., 2005. С. 34 – 57.

 

Практическое занятие №2

Падение слабых редуцированных и проявление сильных редуцированных до гласных полного образования. Последствия падения редуцированных в области гласных. Явление начала слова.

1. Сущность двоякого изменения редуцированных, его последовательность и хронология.

2. Отклонения от закономерности двоякого изменения редуцированных, вызванные влиянием грамматической аналогии.

3. Расхождение русского языка с украинским и белорусским в результатах изменения ъ, ь, редуцированных ы, и.

4. Механизм исчезновения а переднего ряда - [ ä ].

Практическая часть:

1. Перепишите первые 5 строчек «Договорной грамоты Смоленска…» 1229 года. (С. 60 «Сборника…»), восстановите текст по орфографии 10-11 вв., объясните все фонетически закономерные, грамматически обусловленные и ошибочные (если есть) написания.

2. Из приведенного в конце методических указаний украинского текста выпишите слова содержащие внутриморфемное i (равное русскому и) и объясните его происхождение.

3. Из русского украинского и белорусского текстов выпишите параллельные примеры, рефлексирующие результат изменения слабых и сильных редуцированных ы, и.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. – М.: Высш. шк. 1981. С. 65 – 71.

2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М: Наука, 1963. С. 97 – 108, 125 – 126.

3. Колесов В.В Указ. соч. С. 107- 139.

4. Иванов В.В. Указ. соч. С. 159 -172.

5. Журавлев В.К. Правило Гавлика и механизм падения славянских редуцированных //ВЯ, 1977, №7.

6. Марков В.И. К истории редуцированных гласных в русском языке. – Казань: КГУ, 1964, 279 с.

7. Колесов В.В. История русского языка… С. 116 – 143.

 

Практическое занятие №3

Последствия падения редуцированных в области слога и системы согласных.

1. Изменение структуры слога после падения редуцированных.

2. Явления ассимиляции и диссимиляции в новых группах согласных и упрощение групп согласных.

3. Процесс развития новых дифференциальных оппозиций:

а) по глухости – звонкости;

б) по твердости – мягкости.

4. Поведение новых йотовых сочетаний в восточнославянских языках.

Практическая часть:

1. Дайте фонетическую транскрипцию до и после падения редуцированных для «Русской Правды» по списку 1282 г. (С. 63) 2-ой столбец, 2-ой абзац. Фонетическую транскрипцию при тех же условиях слов: оубиеть, княжя, въ чьей, вирьвую, начнеть.

2. Из приведенного в конце методички русского, белорусского, украинского текстов выпишите 5 русских словоформ, отражающих результаты новых йотовых сочетаний с белорусскими и украинскими соответствиями.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Указ. соч. С. 74 – 81.

2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 109 – 124.

3. Колесов В.В. Историческая фонетика… С. 140 – 173.

4. Иванов В.В. Указ. соч. С. 142 – 158, 218 – 223.

5. Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков.- М.: Наука, 1961. С. 238 – 241.

6. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Происхождение, 1987. С.19 – 21, 31 – 32, 34 – 49.

7. Колесов В.В. История русского языка С.144 – 174.

 

Практическое занятие №4

Последствия падения редуцированных в области согласных.

1. Фонетические условия упрощения групп согласных. Как объяснить возникновение корней с непроизносимыми согласными?

2. Диэтимологизация слов как следствие падения редуцированных.

3. Русские диалектные явления, связанные с ассимилятивно-диссимилятивными процессами согласных.

Практическая часть:

1. Реконструируйте праформу слов: чан – жбан –цка; сон – спать; затхлый – хорь; изба, истопка; почва – подошва; бык – пчела – бджола (укр.); стежка – зга («ни зги не видно»); Плъсковъ – Псков; Десна – Цна; здоров, дважды, где, стекло – склянка. При затруднении обращайтесь к этимологическим словарям.

2. Дайте фонетическую транскрипцию слов для 10-11 вв. и для современного русского языка: лестно, сердце, известный, солнце, праздник, поздно, местный, счастливый, жестко.

3. Из текста Лаврентьевской летописи (текст №10 «Сборника» с. 167, 15 строк) выпишите слова с группами согласных, объясните фонетические изменения, происшедшие в этих сочетаниях согласных.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Указ. соч. С. 70-72, 78-79.

2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С.111 – 115.

3. Колесов В.В. Историческая фонетика… С. 140 – 173.

4. Иванов В.В. Указ. соч. С. 172 – 174.

5. Иванов В.В., Потиха З.А. Указ. соч… С. 20 – 21, 37 – 38.

6. Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков.- Л.: Наука, 1972. С. 323 – 329.

 

Практическое занятие №5

Последствия падения редуцированных в сочетании с плавными и изменения в конце слова.

1. Как объясняется происхождение гласных о, е в корнях следующих слов: кровь – в крови – кровяной; слеза – слёзы – слезится; воплотить – плоть – воплощать; тревога – тревожный – тревожится; дрова – дров – дровяной; слега – слег – слегой; блоха – блошка – блошица; бровь – брови – чернобровый; клок – клочья – всклоченный.

2. Что такое «второе полногласие» и чем оно отличается от «первого полногласия»?

3. В чем расхождение русского языка с украинским и белорусским при замене редуцированных гласных в сочетании с плавными?

4. Какие изменения произошли в конце слов в связи с исчезновением редуцированных?

Практическая часть:

1. Выполните упр. №№ 155,156.

2. Приведите 10 примеров из современного русского языка, содержащих компенсирующее о, е перед финальными л, р, н (образец: упр. 152 «Сборника…»). Из русского текста (повесть Я.Брыля «Сиротский хлеб») выпишите слова, содержащие русские сочетания редуцированных с плавными (при затруднениях обращайтесь к «Словарям» И.И. Срезневского, О.Н.Трубачева и другим этимологическим словарям).

3. Объясните почему в русском языке возможно начальное о//а//и в словах: ржаной - аржаной, оржаной, иржаной,; льняной – ольняной, ильняной, но невозможно говорить: /а/работа, /а/лодка, и почему убирается начальный гласный в заимствованных словах: алы ачык (тюрк.)- лачуга; алаша от «холощенный жеребец, мерин» (тюрк.) – лошадь.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Указ. соч. С. 71-72.

2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 105 – 109.

3. Иванов В.В. Указ. соч. С. 162 – 165, 175 – 177.

4. Филин Ф.П. Происхождение… С. 234 – 237.

 

Практическое занятие №6

(Зачетное для промежуточной аттестации выполняется в тетрадях для лабораторных работ и сдается для проверки в начале занятия)

Задание выполняется по своему варианту текста из «Хрестоматии». Текст из учебного пособия не переписывать.

1. Реконструировать орфографически правильно любые 10 строк текста.

2. Транскрибировать этот же текст до падения редуцированных фонетически (то есть с указанием позиций редуцированных и полумягкости согласных).

3. Транскрибировать этот же текст до падения редуцированных фонематически (то есть писать фонемы только в сильной позиции).

4. Транскрибировать фонетически этот же текст после падения редуцированных.

5. Написать этот же текст по-старославянски с учетом фонетических изменений.

6. Транскрибировать старославянский текст фонетически.

Обязательно указывать вариант работы и номер работы в учебнике и указывать номер каждой пятой строки, как в учебнике.

 

Практическое занятие №7

Фонетическая система старорусского языка 14 – 17 вв.

История е и о и верхнесреднего подъема.

1. Фонетические и фонологические основы перехода (е) в (о).

2. История «первой», «второй», «третьей» лабиализации.

3. Фонологические условия прекращения «третьей» лабиализации.

4. Условия и хронология исчезновения Ъ в центральных русских говорах.

5. Качество, условия возникновения, генезис [ô]. Причины замещения [ô] фонемой [о].

 

Практическая часть:

1. Восстановить Ъ в тексте, в случае затруднений, обращайтесь к этимологическим словарям.

2. В подчеркнутых словах объясните наличие и отсутствие перехода [е] в [о].

Е сть так много жизн е й достойных,

Но о дна лишь достойна см е рть,

Лишь под пулями в рвах спокойных

В е ришь в знамя господн е, тв е рдь.

И за это так знаешь ясно,

Что в е динственный строгий час,

В час, когда, словно облак красный,

Милый д е нь уплыв е т из глаз

Свод н е б е сный буд е т раздвинут

Перед душою и душу ту

Б е лосн е жные кони ринут

В о сл е пительную высоту.

Там начальник в ярком досп е х е

В грозном имени зв е здных луч е й

И к старинной, бранной пот е х е

Огн е крылых з о в трубач е й.

Л.Н.Гумилев. Смерть.

3. Напишите приведенные ниже слова по-древнерусски до эпохи падения редуцированных. Объясните происхождение е: звезды, застежка, падеж (скота), щеки, землею, киоскер, на березе, свежо, тертый, плечо, приобрел, ведешь, села, умен, теща, всё, концом, тетя, твое, ножом, мешочек, мед, в полете, орёл.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Указ. соч. С. 83 -97.

2. Борковский В.И.,Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 128 – 140.

3. Колесов В.В. Историческая фонетика… С. 174 – 196.

4. Иванов В.В. Указ. соч. С. 184 – 190.

5. Иванов В.В., Потиха З.А. Указ. соч. С. 21,-26.

6. Колесов В.В. История русского языка… С.173 -199.

 

Практическое занятие №8

История шипящих, аффрикат и (ц). История (ф), судьба сочетаний (кы), (гы), (хы).

1. Фонологические основы возникновения восточнославянского (ф). Судьба заимствованного (ф) до и после падения редуцированных. Гиперкорректные явления, связанные с произношением (ф).

2. Происхождение шипящих, аффрикат и (ц) в русском языке, их история в русском литературном языке и диалектах: цоканье, хронология отвердения ж, ш, ц,; неразличение свистящих и шипящих.

3. Фонологические условия для изменения (кы), (гы), (хы) в (ки),(ги),(хи); позиции, в которых реализуются эти возможности и хронология явления.

Практическая часть:

1. Просмотрите академический «Орфографический словарь русского языка» любого года издания на «ф» и выпишите русские по происхождению слова. Объясните ваши наблюдения.

2. Объясните происхождение смешанного типа склонения имен существительных и прилагательных: руке – рукой, мягкий – мягкого, плохой – плохим.

3. Отметьте варианты произношения данных шипящих, встречающихся в современных русских говорах. Покажите это с помощью фонетической транскрипции. К каким звукам древнерусского языка восходят эти варианты: щука, еще, щи, езжу, возжи, роща, дожди, ящик, дрожжи, позже.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Указ. соч. С. 63 – 65, 76 – 78, 119 -120.

2. Борковский В.И.,Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 123 – 124, 111 – 120.

3. Колесов В.В. Историческая фонетика… С. 155 – 157, 169 - 173.

4. Иванов В.В. Указ. соч. С. 117 – 119, 177 – 179, 199 – 200.

Практическое занятие №9

В закрепленном за вами тексте белорусского автора Янка Брыля «Сиротский хлеб» на русском, украинском, белорусском языках проведите сравнительный фонетический анализ и выпишите из него как можно больше особенностей, отличающих эти языки.

Литература

1. Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков.- М., Наука, 1974.

2. Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков.- Л.: Наука, 1972.

3. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян.- М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1962.

4. Ломтев Т.П. Сравнительно-историческая грамматика восточнославянских языков. – М.: Высш. шк., 1961.

5. Жовтобрюх М.А. Русанiвський В.М., Скляренко В.Т. Iсторiя украïинскоï мови: Фонетика.- Киïв, 1979.

6. Янкоўскi Ф.М. Гiстарычная граматыка беларускай мовы.- Мiнск.: Вышэйша школа, 1989.


Практическое занятие №1

Морфология

Склонение имен существительных в единственном числе.

1. Принципы выделения имен существительных по типу склонения.

2. Взаимодействие слов ǒ и ǔ – склонения (причина, начало процесса, результат).

3. Причина и результаты взаимодействия слов ǒ - склонения (типа рабъ) со словами ǐ - склонения (типа гость).

4. История склонения слов с основой на согласный.

5. Значение и история звательной формы.

6. Значение и история двойственного числа.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений, № 380

Литература

1. Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка. Имена.- М.: Изд-во МГУ. 1990. С.37 – 122.

2. Горшкова К.В., Хабургаев Г. А. Указ соч. § 141 – 143, 145.

3. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 95, 97 – 99, 114, 118 – 120.

4. Колесов В.В. История русского языка… С. 298 – 330.

Дополнительная литература

1. Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы.- М.: Наука, 1974. С. 145 – 302.

2. Борковский В.И.Кузнецов П.С. Указ. соч. § 136-140, 146, 155, 159.

3. Марков В.М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение.- М.: Высш. шк. 1974. С.41 – 60.

4. Филин Ф.П. Происхождение украинского, русского, белорусского языков. Историко-диалектологический очерк.- Л., Наука, 1972. С. 366 – 377.

 

Практическое занятие №2

Морфология

Склонение существительных во множественном числе

1. Сближение форм именительного и винительного падежей в истории русского языка.

2. Становление категории одушевленности.

3. Вариативность в окончаниях родительного падежа с точки зрения истории языка.

4. Истории форм Д, Т, М падежей существительных.

5. Диалектные варианты окончания имен существительных во множественном числе.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений, №457

Литература

1. Хабургаев Г.А. Очерки … С. 123 – 176..

2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. §122 - 132

3. Иванов В.В. Указ соч. § 151 – 167.

4. Колесов В.В. История русского языка. С. 276 - 229.

Дополнительная Литература

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. §144 – 158.

2. Марков В.М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение.- М.: Высш. шк. 1974. С. 65 – 91, 97 – 134.

3. Филин Ф.П. Происхождение украинского, русского, белорусского языков. Историко-диалектологический очерк.- Л.: Наука, 1972. С. 390 – 410.

4. Котков С.И. Московская речь в начальный период становления русского национального языка.- М.: Наука, С. 217 – 241.

5. Шмелев Д.Н. Архаичные формы в современном русском языке.- М.: Учпедгиз, 1960. С. 9 – 58.

 

Практическое занятие №3

Морфология

История местоимений и прилагательных

1. Сходство и различие системы местоимений древнерусского языка по сравнению с системой местоимений современного русского языка.

2. Грамматические особенности личных местоимений, их история.

3. Состав и грамматические особенности указательных местоимений, их история.

4. Сходство и различие между системой прилагательных древнерусского и современного русского языков.

5. Морфологические и синтаксические особенности кратких прилагательных в древнерусском языке, их история.

6. Время и механизм возникновения полных и кратких прилагательных. Семантические и синтаксические отличия их от кратких прилагательных.

7. История современных прилагательных превосходной степени.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений №№ 471 и 492, выпишите местоимения с определяющими их словами и выполните задания.

2. Сборник, №495, часть 1.

Литература

1. Хабургаев Г.А. Очерки … С. 177 - 257.

2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ. соч. С. 219 – 265.

3. Древнерусская грамматика 12-13 вв. М.: Наука, 1995. С.294 – 374.

4. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С.213 – 273.

5. Колесов В.В. История русского языка… С. 331 - 366.

Дополнительная литература

1. Шмелев Д.Н Указ. соч. С. 8 – 68.

2. Иванов В.В. Потиха З.А. Указ. соч. С. 88 – 100

Практическое занятие №4

Морфология

История личных форм глагола.

1. Сравните систему древнерусского глагола с современной. Укажите наиболее общие черты сходства и различия.

2. Истрия форм настоящего и будущего времени глагола.

3. Образование и спряжение аориста и имперфекта. Каким образом утрата аориста и имперфекта в русском языке связано с развитием категории вида?

4. История повелительного и сослагательного наклонений.

Практическая часть:

1. Определить тип, вариант, спряжение, тему и класс глаголов: щелкнуть, связать, вариться, испечь, стонать, ржаветь, постичь, колыхать, забыть, кольнуть, красить, отдать, остричь, отсечь, тлеть, быть, садить, приволочь, сетовать, начать.

2. Выписать личные формы глагола из текста Лаврентьевской летописи (Текст №10, Сборник, с. 167, 13 строк) и определить их наклонение, время, лицо, число.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. § 278 – 343.

2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 202 – 210, 213, 219, 220, 234 – 236, 254 – 255.

3. Колесов В.В. История русского языка… С.374 – 420, 490 – 511.

4. Иванов В.В. Указ соч. § 210 - 222.

Дополнительная литература

1. Шмелев Д.Н Указ.соч. С. 69 - 90.

2. Иванов В.В. Потиха З.А. Указ.соч. С.113 – 117.

3. Историческая грамматика. Морфология: Глагол.- М.: Наука, 1982. С. 15 – 279.

Практическое занятие №5

Морфология

История сложных форм глагола

1. Значение и способ образование перфекта. Указать личные формы древнерусского перфекта, отличающиеся от старославянского.

2. История перфекта в русском языке.

3. История кратких и полных л -причастий. Почему формы прошедшего времени в современном русском языке не изменяются по лицам?

4. Значение и способы образования плюсквамперфекта в древнерусском языке. Его рефлексы в современном русском.

Практическая часть:

1. Любой текст из художественной литературы, содержащий диалог из нескольких реплик героев, объемом не более 10 строк перевести на древнерусский язык.

2. Сборник упражнений.., № 633.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. С.304 – 313, 338 – 341.

2. Колесов В.В. История русского языка… С. 421 – 426, 465 - 479.

3. Иванов В.В. Указ соч.,§222 - 223.

Дополнительная литература

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. С. 260 – 263.

2. Древнерусская грамматика 12-13 вв.- М.: Наука, 1995. С.443 – 460.

3. Зализняк А.А. Древненовгородский диалект.- М., 1995. С. 116 – 117, 124 – 125.

Практическое занятие № 6

Образование и история причастий.

1. Способ образования и история кратких причастий настоящего времени действительного залога.

2. История полных причастий настоящего времени действительного залога.

3. Почему в современном русском языке глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

4. История полных причастий прошедшего времени действительного залога.

5. История кратких и полных причастий настоящего времени страдательного залога.

6. Как возникло в написании причастий двойное - нн -?

Практическая часть:

1. Образовать все возможные формы причастий современного русского язык от глаголов: изобрести, пасть, ждать, стелить, жечь, плести, лечь, есть, свистать, белить, белеть, выполоть, пороть, замесить, замешать, спеленать.

2. Из своего текста «Хрестоматии» выписать семь кратких причастий (желательно разного вида и времени), использованных вместо глагольного перфекта.

3. Сборник упражнений № 661.

Литература

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.Л. Указ соч. § 217 - 228.

2. Колесов В.В. История русского языка. С.588 - 605.

3. Иванов В.В. Указ соч. § 233 – 238.

4. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 228 – 223, 258 - 260

Дополнительная литература

1. Иванов В.В. Потиха З.А. Указ.соч. § 167 – 178.

2. Котков С.И. Московская речь… С. 272 -281.

Практическое занятие №7

Проблемы древнерусского синтаксиса

1. Способы выражения подлежащего и сказуемого в древнерусском языке.

2. Конструкции с двойными падежами.

3. Особенности древнерусского управления.

4. Оборот «дательный самостоятельный».

5. Синтаксис сложного предложения.

Практическая часть:

1. Сборник упражнений №638, 685.

Литература

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Указ. соч. § 318 – 364, 414 – 452.

2. Иванов В.В. Указ соч. С. 364 – 394.

3. Колесов В.В. История русского языка… С. 606 – 655.

Дополнительная литература

1. Стеценко А.Н. Исторический синтаксис русского языка.- М.: Высш. шк., 1977.

2. Ломтев Т.П. Очерки по историческому синтаксису русского языка.- М., 1956.

3. Ломтев Т.П. Из исторического синтаксиса русского языка.- М., 2006.

Практическое занятие №8

Полный морфолого-синтаксический анализ древнерусского текста

На итоговый зачет по дисциплине «ИГРЯ» выносятся 2 вида работы: теоретическая (вопросы приведены в пункте 2.5.2) и практическая (полный морфолого-синтаксический анализ вашего текста из «Хрестоматии»).

В плане подготовки к зачету предлагается сделать письменный анализ любых 10 строк вашего текста без пропусков (желательно брать законченные предложения и нумеровать строки).

Образцы анализа приведены в пособиях, указанных в начале главы 2.2.1.

2.2.2. Темы лабораторных занятий

Лабораторная работа № 1

Унификация типов склонения существительных в единственном числе.

1. Выписать из текста подряд, не выборочно, по 3 имени существительных в единственном числе в соответствующем падеже на склонение ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ (муж. рода 3 формы, жен. рода 3 формы) (максимум 15 словоформ) и все слова в ед. числе на ǔ, u и согласные основы en, еr, еs, еnt. Указать падеж, в котором они употребляются.

Не выписывать слова во множественном числе. Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки, например: 6 (убиша) вълкъ, 10 (избави из) руку. При омонимии слов привести поясняющее слово.

2. Сохраняют ли в современном русском языке выписанные вами слова парадигму единственного числа. Если нет, то объясните: в каких падежах, по какой причине произошло изменение либо унификация.

3. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в двойственном числе.

4. Напишите первое слово каждого типа склонения в звательной форме единственного числа.

5. Есть ли в вашем тексте пример совпадения В=И для одушевленных существительных.

Историческая грамматика русского языка.

Лабораторная работа №2

Унификация типов склонения имен существительных во множественном числе.

1. Выписать из текста подряд, не выборочно по 3 имени существительных во множественном числе в соответствующем падеже на ā, jā, ǒ, jǒ, ǐ, ǔ – склонения (макс. 15 словоформ) и все слова во множественном числе на u и согласные основы: en, er, es, ent, объясните причину унификации.

Не выписывать одно и то же слово и один и тот же падеж какого-либо склонения дважды. Рядом со словом для проверки обязательно указать № строки и определяющее слово. При омонимии слов привести поясняющее слово.

2. Первое выписанное слово каждого склонения напишите в том же падеже, но в единственном числе. Образец: 12 (мятяхуться) въ мутвЪхъ. Мест. падеж множ. числа – в мест. пад. ед. числа – въ мутЪ

3. Выпишите собирательные имена существительные в соответствующих падежах, например:

Вельможа (именит. падеж единст. числа) рекоша - аорист употребляется в др.- русском языке правильно, в 3 лице множест. числа. – «сказали»

4. Сохраняется ли в тексте двойственное число, приведи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.011 с.)