Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое кровь и каковы ее функции?↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема: Биохимия крови. Занятие №1. Актуальность темы. Врач должен знать химический состав и физико-химические свойства крови, поскольку малейшие изменения в организме сопровождаются изменением в составе крови. В связи с этим, проведение определения в сыворотке крови белковых фракций и общего белка, мочевины и креатинина имеет важное значение в диагностике различных заболеваний. Учебные и воспитательные цели: Общая цель: привить знания о клиническом значении биохимического анализа крови в практике врача. Частные цели: - уметь определять количество общего белка и белковых фракций в сыворотке крови рефрактометрическим методом; - владеть электрофоретическим методом определения белковых фракций. Входной контроль знаний. 1.1. Тесты. 1.2. Устный опрос. 2. Основные вопросы темы: 2.1. Что такое кровь и каковы ее функции? 2.2. Физико-химические свойства и химический состав крови. 2.3. Белки крови и их роль в организме. 2.4. Гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, причины возникновения. 2.5. Небелковые азотсодержащие вещества крови. Клиническое значение определения мочевины, креатинина в крови. 2.6. Клиническое значение биохимического анализа крови.
3. Лабораторно-практические работы: 3.1. Методика определения общего белка и белковых фракций в сыворотке крови рефрактометрическим методом; 3.2. Методика определения белковых фракций методом электрофореза на бумаге.
Выходной контроль. 4.1. Ситуационные задачи.
Литература. 5.1. Материал лекций. 5.2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1990.С. 567-582. 5.3. Биохимия под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011г.
2. Основные вопросы темы.
Что такое кровь и каковы ее функции? КРОВЬ – жидкая подвижная ткань, обеспечивающая постоянство внутренней среды организма. Функции крови: - Дыхательная – Hb транспортирует кислород и углекислый газ; - Транспортная – перенос питательных веществ, промежуточных и конечных метаболитов обмена веществ; - Выделительная функция – удаляет конечные продукты обмена (мочевина, креатинин, мочевая кислота и др.); - Защитная – участвует в иммунитете (иммуноглобулины), в процессе свертывания (фибриноген); - Регуляторная – осуществляет транспорт гормонов к органам мишеням; - Терморегуляторная – поддерживает постоянство температуры тела в разных его частях.
Физико-химические свойства и химический состав крови. Общий объем крови взрослого человека составляет 5-6 л или 7-8% массы тела, у детей эта цифра несколько выше. Кровь состоит из жидкой части плазмы и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты). Физико-химические свойства крови: - Поддерживает кислотно-щелочной баланс. В норме рН крови – 7,36-7,4; - Вязкость крови в 5-6 раз выше вязкости воды; - Относительная плотность цельной крови – 1,050-1,064; - Осмотическое давление плазмы крови ≈ 7,6 атм. Химический состав крови: 1.Белки плазмы (альбумины, глобулины, фибриноген) – 7%; 2.Небелковые компоненты (глюкоза, липиды, аминокислоты, креатин, мочевина, билирубин) – 2%; 3.Неорганические компоненты (NaCl, CaCl2, Na2HРO4) – 0,9%. Клиническое значение биохимического анализа крови. В норме химический состав крови постоянен, но может отражать малейшие изменения в метаболизме организма. Учитывая доступность этой биологической жидкости и возможность многократного проведения биохимического анализа крови, создается возможность по анализу крови установить диагноз, прогноз заболевания, а также осуществить контроль эффективности лечения. Тема: Биохимия крови. Метаболизм гемоглобина. Занятие №2. Актуальность темы. Минеральный состав крови чрезвычайно разнообразен и играет большую роль в жизнедеятельности организма, например, в процессе роста и развития ребенка обмен кальция и связанных с ним фосфатов. Снижение содержания кальция может сопровождаться повышением нервно-мышечной возбудимости, судорогами (тетания новорожденных). Развитию гипокальциемии у новорожденных способствует сахарный диабет у матери, недоношенность и т.д. Чрезмерные дозы витамина «Д» вызывают гиперкальциемию с отрицательными последствиями для организма. Основным белком, осуществляющим снабжение тканей кислородом и освобождение их от углекислоты, является гемоглобин. В связи с этим, изучение обмена гемоглобина и определение его концентрации является чрезвычайно важным, а также актуальным является клиническое значение определения содержания желчных пигментов крови, моче и кале в дифференциальной диагностике различных видов желтух (гемолитическая, желтуха новорожденных, обтурационная, паренхиматозная). Учебные и воспитательные цели: Общая цель: привить знания о минеральном составе крови, механизме свертывания крови, метаболизме гемоглобина. Частные цели: - уметь определять уровень кальция в сыворотке крови; - владеть методикой определения концентрации гемоглобина в крови.
Входной контроль знаний. 1.1. Тесты. 1.2. Устный опрос.
2. Основные вопросы темы: 2.1. Минеральные составные части крови, значение их для организма. 2.2. Механизм свертывания крови. 2.3. Противосвертывающая система и система фибринолиза. 2.4. Метаболизм гемоглобина. Синтез гема, гемоглобина. 2.5. Распад гемоглобина. Прямой (конъюгированный) и непрямой (неконъюгированный) билирубин. 2.6. Клиническое значение определения содержания желчных пигментов крови, моче и кале в дифференциальной диагностике различных видов желтух (гемолитическая, желтуха новорожденных, обтурационная, паренхиматозная).
3. Лабораторно-практические работы: 3.1. Методика определения кальция в сыворотке крови; 3.2. Методика определения концентрации гемоглобина в крови. Выходной контроль. 4.1. Ситуационные задачи.
5. Литература: 5.1. Материалы лекций. 5.2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1990. С. 582-585, 599-607. 5.3. Биохимия под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011г.
2. Основные вопросы темы: Механизм свертывания крови. Система свертывания крови представляет собой каскадную цепь протеолитических реакций. Каскадность реакций обеспечивает постепенное усиление первоначального слабого сигнала – воздействия, вызывающего активацию внутреннего и внешнего пусковых механизмов свертывания. Каждая последующая стадия приводит к образованию все больших количеств активной формы очередного фактора. Происходит лавинообразное нарастание «мощности» каждой следующей ступени каскада, в результате стадия превращения фибриногена в фибрин протекает очень быстро. Первая стадия – сокращение поврежденного сосуда. Вторая стадия – образование белого тромба.Протромбин (VII фактор) под действием тромбопластина (III) тромбоцитов и ионов кальция (IV) превращается в активную форму – тромбин. В этой стадии участвуют факторы внешнего пускового механизма свертывания: проконвертин (VII); проакцелерин (V); фактор Стюарта (Х), а также факторы внутреннего пускового механизма свертывания: фактор Кристмаса (IХ); фактор Розенталя (ХI); фактор Хагемана (ХII) Третья стадия – образование красного тромба. Тромбин активирует фибриноген (I), превращая его в активную форму фибрин – мономер. Затем образуется фибрин – полимер (фибриновый гель), который не отличается прочностью. Его легко может разрушить механическое воздействие. Под действием фермента трансглутаминазы (ХIIIa) образуются прочные ковалентные связи между мономерами фибрина, а также между фибрином и белком фибронектином, стабилизируя гель фибрина. Через час тромб сжимается (ретракция тромба). Затем происходит фибринолиз (четвертая стадия). Плазминоген под действием фермента урокиназы и тканевого активатора плазминогена (ТАП) превращается в активную форму – плазмин (частичный протеолиз), который расщепляет в фибрине – полимере пептидные связи. Тромб в течение нескольких дней рассасывается.
Тема: Биохимия крови. Занятие №1. Актуальность темы. Врач должен знать химический состав и физико-химические свойства крови, поскольку малейшие изменения в организме сопровождаются изменением в составе крови. В связи с этим, проведение определения в сыворотке крови белковых фракций и общего белка, мочевины и креатинина имеет важное значение в диагностике различных заболеваний. Учебные и воспитательные цели: Общая цель: привить знания о клиническом значении биохимического анализа крови в практике врача. Частные цели: - уметь определять количество общего белка и белковых фракций в сыворотке крови рефрактометрическим методом; - владеть электрофоретическим методом определения белковых фракций. Входной контроль знаний. 1.1. Тесты. 1.2. Устный опрос. 2. Основные вопросы темы: 2.1. Что такое кровь и каковы ее функции? 2.2. Физико-химические свойства и химический состав крови. 2.3. Белки крови и их роль в организме. 2.4. Гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, причины возникновения. 2.5. Небелковые азотсодержащие вещества крови. Клиническое значение определения мочевины, креатинина в крови. 2.6. Клиническое значение биохимического анализа крови.
3. Лабораторно-практические работы: 3.1. Методика определения общего белка и белковых фракций в сыворотке крови рефрактометрическим методом; 3.2. Методика определения белковых фракций методом электрофореза на бумаге.
Выходной контроль. 4.1. Ситуационные задачи.
Литература. 5.1. Материал лекций. 5.2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 1990.С. 567-582. 5.3. Биохимия под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011г.
2. Основные вопросы темы.
Что такое кровь и каковы ее функции? КРОВЬ – жидкая подвижная ткань, обеспечивающая постоянство внутренней среды организма. Функции крови: - Дыхательная – Hb транспортирует кислород и углекислый газ; - Транспортная – перенос питательных веществ, промежуточных и конечных метаболитов обмена веществ; - Выделительная функция – удаляет конечные продукты обмена (мочевина, креатинин, мочевая кислота и др.); - Защитная – участвует в иммунитете (иммуноглобулины), в процессе свертывания (фибриноген); - Регуляторная – осуществляет транспорт гормонов к органам мишеням; - Терморегуляторная – поддерживает постоянство температуры тела в разных его частях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.01 с.) |