Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение о Школе здоровья для пациентов

Поиск

 

Хронические неинфекционные заболевания (сердечно–сосудистые, онкологические, хронические бронхо-легочные заболевания, сахарный диабет) в России являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Эти заболевания тесно связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, артериальная гипертония, стресс и др.). В этих условиях возрастает роль профилактики заболеваний и их осложнений, что может существенно продлить жизнь пациента и повысить ее качество.

Решению указанных задач способствует создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья для пациентов (далее – Школа). Обучение в Школе определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного). Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов.

Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано с целью оказания помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом, что, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Основная цель Школы – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению. Результатом обучения в Школе является прогрессивное изменение представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

1. Общие положения

1.1. Школа создается на базе медицинской организации приказом главного врача (для каждого вида Школ). В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

1.2. Руководство Школой осуществляет врач, имеющий сертификат специалиста или удостоверение государственного образца о тематическом усовершенствовании.

1.3. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

1.4. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра.

1.5. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

1.6. В Школу направляются пациенты, не прошедшие обучение (первичный цикл) или пациенты, уже прошедшие обучение, – на повторный цикл (поддерживающий цикл).

1.7. Обучение проводится по унифицированной программе, разработанной Министерством здравоохранения Российской Федерации или главным внештатным специалистом министерства здравоохранения Волгоградской области.

1.8. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.

2. Основные цели и задачи Школы

2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и его фактах риска.

2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение его здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

3. Организация занятий в Школе

3.1. Контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико- инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

3.2. Не привлекаются к занятиям в Школе пациенты с нарушением когнитивных функций, наличием острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации;

3.3. Занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме.

3.4. Численность пациентов в группе – 8–12 человек, в процессе обучения не рекомендуется присоединение новых пациентов;

3.5. Продолжительность обучения пациентов – 1–2 месяца, рекомендуемое число занятий 6–8, продолжительность занятия – 1–1,5 часа;

3.6. Структура занятия:

– 20-30% – лекционный материал;

– 30-50% – практические занятия;

– 20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

– 10% – индивидуальное консультирование.

3.7. Организация самоконтроля – во время занятий обучаемые ведут записи и Дневнике самоконтроля в соответствии с направлением Школы здоровья.

4. Оборудование помещения для проведения занятий

4.1. Обязательное оборудование Школы:

• помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2;

• столы и стулья в количестве 15 штук;

• доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

• информационные материалы для пациентов (муляжи, дневники, брошюры, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

• проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

• принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

• аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

• зал ЛФК.

4.3. Специальное оборудование, необходимое для проведения занятий в Школе в зависимости от патологии: тонометры, пикфлуометры, глюкометры, сантиметровые ленты, гимнастические коврики, инвентарь для лечебной физкультуры.

5. Обязанности руководителя Школы здоровья

5.1. Обеспечение регулярной деятельности Школы.

5.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе.

5.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

5.4. Координация деятельности со специалистами других подразделений.

5.5. Ежегодное представление отчета о работе Школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.008 с.)