О введении в действие отраслевого классификатора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О введении в действие отраслевого классификатора



"СЛОЖНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РФЕРАЦИИ

ОТРАСЛЕВОЙ КЛАССИФИКАТОР

"СЛОЖНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ"

91500.09.0002-2001

Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья».

04.001.03 Школа для беременных

04.012.01 Школа для больных сахарным диабетом

04.015.01 Школа для больных с артериальной гипертензией

04.015.02 Школа для больных с сердечной недостаточностью

04.025.01 Школа для больных, находящихся на хроническом гемодиализе

04.037.03 Школа для больных с бронхиальной астмой

04.040.01 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника

 

ПРИКАЗ №683н МЗ РФ

Об утверждении

Порядка организации и осуществления профилактики

Неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий

По формированию здорового образа жизни в медицинских организациях

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

 

Приложение №2

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ»

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Улучшение качества профессиональной подготовки и повышение квалификации медицинских работников среднего звена – одна из приоритетных задач по реализации современных целей развития системы здравоохранения в России до 2020 года, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Актуальность темы занятия «Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией» определена возросшей ролью сестринского персонала в оказании профилактической помощи населению – проведение консультирования по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Школа здоровья – форма группового консультирования, обучения пациентов и членов их семей. В школе пациент получает не только знания, но и практические умения. Школа здоровья позволяет создать оптимальные условия для эффективного обучения пациентов, является частью лечебного процесса с информированием больного: о его заболевании, особенностях лечения, принципах организации медицинской помощи и о необходимости участия пациента и членов его семьи в процессе контроля за течением заболевания.

АГ – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы среди взрослого населения. АГ часто приводит к осложнениям: инсульту, ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда), сердечной и почечной недостаточности. Данные национальных обследований показали, что по ныне действующим критериям ВОЗ (140/90 мм ртутного столба и выше) распространенность АГ составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин. При проведении массовых измерений АГ обнаружено, что о наличии заболевания знали 58,9% женщин и 37% мужчин, лечатся по поводу этого заболевания только 45,7% женщин и 21,6% мужчин, но это лечение эффективно только у 17,5% женщин и 5,7% мужчин.

Вследствие повышения АД происходит около 40% всех смертей, около 80% смертей от мозгового инсульта и 40% смертей от ишемической болезни сердца.

Своевременное консультирование пациентов с АГ, обучение их самоконтролю и коррекции факторов, влияющих на течение заболевания, позволяет рационально лечить АГ, проводить профилактику осложнений и повысить качество жизни пациентов. Вот почему знания и умения по теме «Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией» так важны для профессиональной деятельности будущих медицинских сестер.

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Артериальная гипертензия – это стойкое повышение артериального давления (систолического АД равного и более 140 мм рт.ст. и/или диастолического АД равного и более 90 мм рт.ст.) у лиц, которые не принимают антигипертензивные препараты, зарегистрированное не менее чем при 2-х врачебных осмотрах, при каждом из которых АД измеряется по крайней мере дважды.

Гликемия – уровень глюкозы в крови. У здорового человека натощак он составляет 3,3-5,5 ммоль/л, а после приема пищи, не превышает 7,8 ммоль/л.

Дневник самоконтроля (дневник здоровья, дневник пациента) – краткие рекомендации пациенту и данные самоконтроля.

Индекс массы тела – используется для определения нормальной массы тела: масса тела (кг) разделить на рост (м), возведенный во вторую степень. Масса тела нормальная, если ИМТ 18,5 – 24,9 кг/м2 .

Ожирение – хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся повышенным накоплением и нарушением функциональной активности жировой ткани в организме.

Самоконтроль – процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.

Сахарный диабет 2 типа – метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения секреции инсулина или механизмов его взаимодействия с клетками тканей.

Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового профилактического консультирования пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационально лечить заболевание, проводить профилактику осложнений и повышать качество жизни.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Тема занятий Ответственный за исполнение
     
  А. Цели и задачи школы медицинских знаний. Знакомство с планом занятий. Понятие о гипертонической болезни. Распространенность артериальной гипертонии (АГ). Осведомленность о заболевании. Руководитель школы
В. Вводное анкетирование. Обучение методике измерения артериального давления. Измерение АД слушателями школы. Показ видеофильма о здоровом образе жизни.
  А. Факторы риска АГ: неуправляемые (возраст, наследственная отягощенность, экология, социальное окружение) и управляемые (ожирение, курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, неадекватные реакции на стресс) Руководитель школы
В. Знакомство с рекомендациями направленной профилактики АГ по каждому фактору риска
  А. Профилактика АГ – рациональное питание. Влияние питания на здоровье. Типы ожирения. Правила здорового питания. Этапы оздоровления, привычки питания. Руководитель школы Терапевт
В. Расчет ИМТ (индекса массы тела). Оптимальный подбор суточного рациона питания. Пищевая пирамида. Калорийность основных продуктов питания. 12 шагов к здоровому питанию. Опросник N°N°1,2
  А. Профилактика АГ – борьба с гиподинамией. Важность физически активного образа жизни. Определение понятия. Модель физической активности. Особенность физической активности в различных контингентах. Тренирующий эффект физической активности. Руководитель школы Инструктор ЛФК
В. Рекомендации по самоконтролю, режиму повышения физической активности, тренирующему режиму физических нагрузок. Индивидуальное консультирование по вопросам повышения физической активности.
  А. Профилактика АГ – не медикаментозные методы. Рациональная психотерапия. Создание у больного адекватного отношения к болезни и лечению. Развитие устойчивости к стрессовым ситуациям. Формирование мотивации к оздоровлению. Фитотерапия. Руководитель школы Врач-психоневролог (ИРТ)
В. Обучение основам аутотренинга. Рекомендации по нормализации режима дня, рациональному распределению свободного времени. Показ приемов самомассажа.
  А. Профилактика АГ – отказ от вредных привычек. Распространенность курения и алкоголизма. Влияние вредных привычек на здоровье и прогноз жизни. Законодательство по ограничению курения. План действий по борьбе с потреблением алкоголя. Руководитель школы Врач ОМК
  В. Способы преодоления курения. Демонстрация видеофильма "Черный ворон". Итоговое анкетирование.  

Цели:

Повышение мотивации к выполнению пациентом врачебных рекомендаций;

Повышение качества жизни больных людей;

Внедрение стационаросберегающих технологий;

Проведение первичной и вторичной профилактики;

Получение обратной связи от пациентов.

Задачи:

Добиться повышения качества знаний у пациентов по имеющимся заболеваниям;

Приобщить пациентов к самостоятельному повышению качества жизни;

Сформировать установку пациентов на длительную ремиссию, выздоровление, поддержание максимально удовлетворительного здоровья;

Обучить, систематизировать навыки адекватной самопомощи;

Провести анализ возможных осложнений заболеваний, доступных мер их профилактики;

Внедрить методики обратной биологической связи, доврачебного контроля;

Содействовать формированию адекватного отношения к болезни;

Вызвать чувство ответственности за своё здоровье, сформировать взаимную ответственность пациента и медицинского персонала;

Внедрить и проанализировать эффективность работы ШМЗ. Установить взаимосвязь между посещением ШМЗ и повышением качества жизни пациентов.

 

Схема 1. Значение факторов риска в патогенезе повышения АД

Инструкция для обучающихся: распределитесь по парам. Каждой паре для чтения предлагается раздел опорного конспекта. Затем каждая пара обучающихся пересказывает свою информацию другой паре. Полученную новую информацию обучающиеся рассказывают всей группе.

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АГ

Наследственность, генетические аспекты, возраст (мужчины старше 50, женщины старше 60), гиподинамия, ожирение, избыточное потребление поваренной соли, вредные привычки (курение, чрезмерное употребление алкоголя), стрессы, гиперлипидемия, гипергликемия, дефицит кальция, калия, магния.

Особенно важно выделить факторы, влияющие на повышение АД, поведенческого характера, обратить внимание на их взаимосвязь со степенью АГ.

«Управляемые» факторы риска, способствующие повышению АД.

¨ АД чаще повышается у людей, злоупотребляющих солёной, жирной пищей и алкоголем.

¨ Установлено, что лица с повышенным давлением потребляют с пищей в 3 раза больше поваренной соли, чем лица с нормальным давлением.

¨ Выкуриваемая сигарета может вызвать подъём АД, иногда на 10–30 мм рт.ст.

¨ Давление возрастает при увеличении массы тела: лишний килограмм повышает давление в среднем на 1–3 мм рт.ст.

¨ Многие люди подвержены стрессовым влияниям в повседневной жизни, на работе, в семье, что также способствует повышению АД, переходу болезни в тяжёлую форму, требующую нередко стационарного лечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.011 с.)