Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегрированные теоретические исследования в технике.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Интегрированные теоретические исследования в технике.
Автоматическое регулирование
МТС включает: 1) интегрированное теоретическое исследование (например на основе математической схемы) 2) комплексное теоретическое исследование (характерно, например, для системотехники.) Интегрированное теоретическое исследование – это результат обобщения и интеграции частных теоретических схем разных научно-технических дисциплин на общей математической основе, но с иным подходом. Комплексное теоретическое исследование ориентировано на общенаучные понятия и представления и универсальные для определения типа задач средства имитационного моделирования на ЭВМ. Типичным представителем интегрированного теоретического исследования является теория автоматического регулирования: первые системы автоматического регулирования появились в 20-30 годах 20 века и относились к регулированию процессов горения, перегрева пара, температуры и т.п. в паровых котлах, сушильных установках, доменных печах. Постепенно выработались общие методы расчета, анализа, и на основе этих расчетов были созданы следящие системы автоматического регулирования процессов. Ситуация в области автоматического регулирования похожа на ситуацию в электродинамике времен Фарадея и Максвелла: они имели дело, в основном, с определенным набором частных теоретических схем. Эти схемы были обобщены: Фарадей создал потоковую теоретическую схему, а Максвелл – функциональную. В период становления теории автоматического регулирования уже появились такие классические технические науки как теория механизмов и машин, теория радиотехники, теория электротехники. В 40-50 годы 20 века возник анализ электрических цепей с помощью эквивалентных схем, а также использование методов классификационного и структурного анализа механизмов теории кинематических цепей. Начиная с 50 годов 20 века математики развали линейную теорию управления. Результатом этих усилий стали единые математические методы анализа и синтеза систем автоматического регулирования практически любого типа независимо от их способа инженерной реализации. Для обеспечения эффективного функционирования технической теории необходимо ликвидировать разрыв между единым математическим описанием и функциональными, поточными и структурными схемами. В результате родился метод структурных преобразований систем автоматического регулирования и адекватный им математический аппарат – алгебра структурных преобразований. Комплексное теоретическое исследование ориентировано на синтез использованных теорий по псевдоклассическому образцу. Но даже в этом случае используются неклассические методы образования и организации теоретических исследований.
Системный анализ.
Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем консолидируется в рамках единого подхода к их решению на общей методической основе, но без создания единого математического аппарата и обобщающих теоретических схем. Функцию последних выполняют, как правило, системные представления и понятия. К такому роду дисциплин относится системный анализ, который характеризуется неспецифическим аппаратом и методами. Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть заимствованы из других наук. Системный анализ знаменует переход от решения хорошо структурированных, формализуемых проблем (когда четко определены цели, пути их реализации и критерии) к решению проблем слабо структурированных (состав элементов и их взаимосвязи установлены только частично, возникают такие проблемы, как правило, в условиях неопределенности и содержат неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики)... В отличие от других научных дисциплин (экономических, технических и др.), занимающихся поиском решений на основе изучения отдельных сторон функционирования систем, системный анализ осуществляет комплексную оценку, совместно учитывающую политические, социально-экономические, технические, юридические и другие факторы, влияющие на решение проблемы. Системный анализ в основном направлен на выработку конкретных рекомендаций, используя при этом достижения других теоретических наук в прикладных целях. Руководящим методологическим принципом системного анализа является требование "всестороннего" учета всех (существенных) обстоятельств, то есть любая сложная система рассматривается как "полная система" имеющих к ней отношение факторов. Под системным анализом понимается методика и техника решения проблем построения и управления промышленными, транспортными, оборонными и другими системами. Он связан преимущественно с исследованием человеческих организаций, в то время как системотехника - преимущественно с системами оборудования, даже если речь идет о человеко-машинных системах. В словах "системный анализ" подчеркивается преимущественно исследовательская ориентация, но это не значит, что в самом анализе не реализуется проектная установка. Анализ здесь характеризуется особыми принципами и подходом к организации теоретического исследования слабоструктурированных проблем, возникающих, прежде всего, в сфере управленческой деятельности. Одновременно его основой является так называемое организационное проектирование, которое связано с совершенствованием, развитием, перестройкой организационных систем управления, построением структур управления организациями, с проектированием организационных нововведений и т.п. "Исходные позиции понимания системного анализа... связаны с тем, чтобы развести два различных типа знания: знания, которое относится к уровню специально – научной теории процессов управления и организации, протекающих в сложных целенаправленных системах; знания, выступающего на уровнеметодических указаний, для невозможно построить собственную теорию. Именно к последнему типу знания и дисциплинам, организованным на методической основе, и относится системный анализ.
Этапы системного анализа
Выделяются следующие этапы системного анализа: 1. Постановка проблемы и формулирование общей цели и критерия системы. Первостепенное значение имеет вопрос о том, существует ли вообще данная проблема. На практике нередко прилагают большие усилия к решению несуществующих проблем. Правильное и точное формулирование действительной проблемы является первым и необходимым моментом системного анализа в любой области. Удачная формулировка проблемы составляет половину ее решения. Сложную логическую процедуру представляет собой также формулирование общей цели и разработка критерия эффективности системы. Это требует глубокого знания специфики экономики и технологии исследуемой системы. Общая цель и критерий системы формулируются обязательно исходя из анализа ее взаимоотношений с определенной внешней средой. Именно внешние связи системы позволяют представить ее как некое целое.
2. Анализ структуры проблемы и декомпозиция цели. Чтобы построить систему, проблему следует разложить на комплекс четко сформулированных задач. При создании большой системы эти задачи образуют иерархию подсистем. Проявление произвола в выделении подсистем неизбежно ведет к неудаче. Каждая такая подсистема должна обладать функциональной спецификой целого, то есть системы. Разбиение системы на подсистемы является нетривиальной задачей. Если в технических системах состав подсистем, как правило, более или менее ясен, то в системах экономико-организационного управления структурные соотношения скрыты и не лежат на поверхности. Выявление этих подсистем в качестве единиц системы и является одной из важнейших задач системного анализа. В результате построения дерева целей той или иной системы для каждой выделенной единицы системы определяется соответствующая подцель системы. Для сложных систем управленческой деятельности общая цель оказывается настолько далека от конкретных средств ее достижения, что выбор решения требует трудоемкой работы по увязке цели со средствами ее реализации. Эта задача и выполняется путем декомпозиции общей цели системы. 3.Выявление ресурсов, оценка целей и средств. Этот этап включает в себя оценку существующей технологии и мощностей, состояния ресурсов, реализуемых и запланированных проектов, возможностей взаимодействия с другими системами и т.д. На основе такой оценки соотношения целей и средствих реализации строится функциональная структура каждой предельной подсистемы. Затем эти цели объединяются таким образом, чтобы можно было представить их соотношение с возможной реализацией самой системы. Однако при этом выбор конкретного определенного наполнения ее функциональной структуры еще не происходит. 4. Генерация и выбор вариантов ("реализация"). Несоответствие потребностей и средств их удовлетворения делает реализацию сложной задачей. Цель неотделима от средств их достижения. Поэтому центральным моментом системного анализа является отсечение тех целей, которые признаны малозначащими, а также отбор конкретных вариантов достижения взаимосвязанного комплекса важнейших целей (т.е. вариантов реализации функциональной структуры системы). В системном анализе технических систем относительно небольшого масштаба генерация вариантов функциональной структуры и отбор альтернатив является самой важной задачей. В системах управленческой деятельности экономико-организационного типа более актуальной задачей считается усечение дерева целей и выбор взаимосвязанного комплекса вариантов их функциональной структуры. Особое значение приобретает вышеуказанный выбор в связи с тем, что научно-технический прогресс и изменения условий среды порождают огромное количество вариантов путей для достижения экономических целей. 5 .”Диагноз” системы, прогноз и анализ будущих условий. Этот этап предполагает анализ процессов функционирования и развития системы. Он является одновременно и заключительным, и начальным этапом всякого системного анализа, поскольку невозможно сформулировать проблему без изучения прошлых и возможных будущих состояний системы. В то же время детальный анализ процессов ее развития и функционирования можно проводить только после того, как исследована и разработана внутренняя структура системы и намечены пути ее реализации. Системный анализ учитывает перспективу развития системы. Поэтому для его проведения необходима информация о возможных будущих ситуациях, ресурсах, научно-технических открытиях и изобретениях, которые могут коренным образом преобразовать систему и протекающие в ней процессы, а также о будущих изменениях социальных ценностей, которые окажут существенное влияние на систему и на трансформацию ее целей и критериев. Прогнозирование будущих состояний системы — одна из важнейших задач системного анализа. Однако эта задача может быть осуществлена только на основе анализа прошлого и нынешнего состояния данной системы. Задачей системного анализа большей частью является не столько создание нового органа управления, сколько усовершенствование, рационализация существующих органов. В этих случаях возникает необходимость в диагностическом анализе этих органов управления. Диагностический анализ направлен на выявление возможностей, недостатков, узких мест в сборе, переработке информации и принятии решений с целью устранения этих недостатков. Такой анализ в результате дает возможность также построить обоснованный организационный план внедрения вновь спроектированной системы. Другим важным результатом анализа является возможное предложение комплексной программы развития существующей системы, которая распределяется во времени, закрепляется за различными исполнителями и т.д. В рамках системного анализа разработаны специфические методы исследования сложных систем, к которым относятся, например, методы сценариев, экспертных оценок, "Дельфи", "дерева целей". Однако в большинстве случаев методы, используемые в системном анализе, были разработаны до его появления и только получили в нем переосмысление, иногда переориентацию и переоценку сферы применения. К ним относятся, например, матричные, сетевые, морфологические, статистические и другие методы. Системный же анализ является, прежде всего, каркасом, объединяющим все необходимые научные знания, методы и действия для решения сложных проблем.
Системотехника. При формировании технической теории по типу комплексного теоретического исследования, как правило, первоначально имеет место некоторый общий конкретно-методологический подход с универсальной сферой применения. Эта универсальная сфера применения постепенно отходит от универсальности и специфицируется относительно определенной проблемной области (комплексной научно-технической проблемы). В результате возможно появление новой научно-технической дисциплины. Для решения привлекаются любые теории, знания и методы, над которыми надстраивается слой обобщающих теоретических схем и соответствующего математического и концептуального аппарата, являющихся проблемно-ориентированными. При этом отдельные теоретические средства, методы и дисциплины, включенные в такое комплексное исследование, хотя и соответствующим образом перерабатываются, переосмысляются и испытывают обратное воздействие со стороны новой дисциплины,в то же времяпродолжают сохранять самостоятельность и развиваются (внеданнойкомплексной проблемы) обособленно. К данному типу дисциплин относится, например, системотехника. Для того чтобы лучше понять значение системотехники и ее отличие от традиционного научно-технического знания, необходимо перечислить задачи, которые в ней решаются: 1) подготовка информации для принятия руководством научно обоснованных решений по управлению процессом создания сложной системы; 2) формулировка общей программы разработок как основы для взаимной увязки проектов отдельных подсистем; 3) стыковка проектных задач и координация специалистов, решающих эти задачи; 4) обеспечение интеграции системы в единое целое; 5) обеспечение в процессе разработки сложной системы наилучшего использования ресурсов при одновременном достижении проектных целей возможно более эффективным способом; 6) согласование планов частных проектов с общим направлением работы, выявление существующих и прогнозирование будущих потребностей; 7) внедрение в практику проектирования последнихнаучных и инженерных достижений.
Подготовительный этап.
Подготовка информации для принятия руководством решений в процессе проектирования сложной системы не является сегодня такой тривиальной задачей, как это может показаться на первый взгляд. Напротив, для ее решения необходимо проводить особые исследования и изыскания, ориентируясь на достаточно широкую предметную область и имея в виду все возможные (настоящие и будущие) проекты данной системы. При этом выбор даже общего направления работ оказывается не таким уж простым. Действительно, в каком направлении вести разработки, какие проектные решения предпочесть - решение этих и других подобных задач требует тщательной научной подготовки, поскольку от этого может зависеть успех всего процесса проектирования. Исправление неверно принятого на ранних стадиях решения требует гораздо больших затрат, чем расходы на содержание специальных системотехнических служб. Итак, одной из важнейших задач является задача формулирования общей программы разработки, опирающейся на прогноз развития системы. Такая общая программа разработки необходима, кроме того, для взаимной увязки проектов отдельных подсистем в процессе создания сложной системы. Она позволяет подготовить мощный задел для разработки этих проектов.
Математика и системотехника
Математический аппарат в системотехнике выполняет несколько функций. Он предназначен как для инженерных расчетов, так и для анализа и синтеза сложных систем, точнее их теоретических схем. Иначе говоря, математический аппарат используется для различных дедуктивных преобразований абстрактных объектов, что обеспечивает саморазвитие системотехнической теории и дает возможность получения новых знаний без обращения к инженерной практике. Причем применение математики даже только для инженерных расчетов требует уже определенной идеализации сложной технической системы. В системотехнике используется самый широкий спектр математических дисциплин и прежде всего теорий массового обслуживания вероятностей, конечных автоматов, исследования операций и соответствующие разделы вычислительной математики. В системотехнической теории, как и в любой технической теории, на материале одной и той же сложной технической системы строится несколько оперативных полей, которым соответствуют различные типы теоретических схем, обладающих, однако, рядом существенных особенностей. В сфере практической системотехнической деятельности решение задачи создания новой системы заключается в сочетании представлений различных научных дисциплин с инженерными представлениями без сведения их к единому теоретическому изображению. Это позволяет отдельному исследователю или разработчику при решении частной системотехнической задачи строить каждый раз заново не похожие друг на друга схемы сложных технических систем. При этом практически невозможно воспроизвести процедуру их построения, поскольку она находится в сфере интуиции проектировщика. Схемы такого рода фактически являются соединением объектных представлений различных теорий (элементов электрических и кинематических схем, структурных схем теории автоматического регулирования и других дисциплин) и представлений технической системы в инженерной деятельности: элементов разныхсхем изготовления, внедрения, функционирования и т.д. Способих соединения зависит от каждой конкретной задачи. На одной общей структурной теоретической схеме, таким образом, присутствуют элементы кинематических, электрических и электронных схем, блок-схем и монтажных схем, на основе которых рассчитываются и собираются механические, электрические и другие блоки. Существенным недостатком такого способа соединения представлений сложной технической системы является качественная неоднородность полученной теоретической схемы. Из-за этого возникает невозможность имитировать функционирование системы в целом, усложнение инженерных расчетов, проектных решений, разработки технологии ит.д. Использование вышеописанных схем фактически не дает решения проблемы целостного описания сложной технической системы в теоретической сфере. Чтобы решить эту задачу, необходимо представить данную схему в виде системы однородных описаний (для разных режимов функционирования). В системотехнике используется два типа однородных теоретических схем — абстрактные поточные (алгоритмические) схемы и абстрактные структурные схемы. Абстрактные поточные (алгоритмические) схемы были обобщены в кибернетике. В этих схемах рассматриваются преобразования вещества, энергии и информации. Они фактически являются идеализированным представлением функционирования любой системы и исходным пунктом программирования на ЭВМ. В результате, оказывается, обеспечена связь с соответствующими функциональными схемами, зафиксированными в теории программирования. Абстрактные структурные схемы на основе обобщения различного рода структурных схем (теории автоматического регулирования, теории сетей связи, теории синтеза релейно-контактных схем и логических схем вычислительных машин, а также такого рода схем, применяемых в социально-экономических исследованиях) развиваются в так называемый структурный анализ сложных систем. Такие унифицированные абстрактные структурные схемы позволяют изучать объект в "наиболее чистом виде". Например, при структурных исследованиях систем автоматического регулирования абстрактные структурные схемы содержат лишь связи, их число, порядок, знак и конфигурацию. Особое внимание уделяется при этом выявлению взаимных связей между элементами системы. Тем самым, на первое место выдвигается структура системы, а не состав ее отдельных компонентов. Поэтому возможно единообразно исследовать различные по своей природе системы. Дальнейшая манипуляция с моделью может быть осуществлена при подключении к решаемой задаче алгоритмических языков имитационного моделирования. В них на основе данной структурной схемы составляется соответствующая поточная (алгоритмическая) схема функционирования модели (системы). Эта структура автоматически переводится в машинный код и в свою очередь соответствует определенной функциональной (математической) схеме. Основная проблема, стоящая перед теоретической системотехникой, заключается в переходе от описания сложной инженерной задачи с помощью теоретических средств и представлений самых различных научных дисциплин к однородной абстрактной теоретической схеме. Это необходимо в свою очередь для того, чтобы в системотехнике можно было применить соответствующий математический аппарат, для чего и должен быть выработан способ единообразного описания качественно разнородных элементов. Именно поэтому в теоретической системотехнике структурные и поточные теоретические схемы принципиально формируются как предельно абстрактные. В классической технической науке они являются гораздо более специализированными и частными, причем в первую очередь это относится к структурным схемам. Функциональные схемы в системотехнике могут быть двух типов. К первому относятся функциональные схемы, развиваемые в структурном анализе и направленные на исследование структуры сложных систем. Они соответствуют абстрактным структурным схемам системотехники. Ко второму типу принадлежат функциональные схемы, разработанные в теоретическом программировании, которые адекватны абстрактным поточным (алгоритмическим) схемам. В системотехнике эти два типа теоретических схем совмещаются на одном уровне абстракции, но в разных планах. Это происходит, например, в алгоритмических языках имитационного моделирования, в которых поточная (алгоритмическая) схема накладывается на структурную (статическую) схему моделируемой системы. Причем правила преобразования структурных и поточных схем в функциональные (математические) схемы формализованы и само такое преобразование осуществляется автоматически на ЭВМ. Современная техническая теория в отличие от классической технической теории ориентируется не на какую-либо одну базовую естественную науку, из которой черпаются естественнонаучные представления, методы и средства математики, а на общенаучные (методологические) представления и понятия (системные, кибернетические и др.) и "универсальные" средства имитационного моделирования на ЭВМ соответственно. Поэтому процесс построения современной технической теории неизбежно ускоряется, так как он связан с адаптацией этих уже развитых "универсальных" представлений и схем. В качестве эмпирического базиса современной технической теории выступает научно-методический слой: прецеденты, рецептурные знания, списочные структуры. Прецеденты - это описания, фиксирующие отдельные акты деятельности, которые выступают как образцовые, то есть как предписания к еще неосуществленной деятельности аналогичного типа. Рецептурные знания - это различные методические рекомендации, дизайн - программы, план - карты, типовые расчеты, руководящие стандарты и рабочие инструкции. Списочные структуры - это справочники, каталоги, перечни и другие, которые фиксируют знания, относящиеся к объекту исследования и проектирования. Однако все эти три элемента эмпирического базиса современной технической теории являются не просто готовыми рецептами предстоящей инженерной деятельности, а одновременно и теоретико-методологической самоопределением современной инженерной деятельности и проектирования. В отличие от традиционной инженерной деятельности в современных научно-технических дисциплинах рецептурное знание уже не лежит вне теории, а, напротив, вплетено в саму ткань комплексного теоретического исследования. Но эта ткань не является такой теоретически однородной и четко иерархически структурированной, как в классических естественных и технических науках, напоминая скорее лоскутное одеяло, где сшиты вместе разнородные элементы теоретических представлений различных научных дисциплин и рецептурно-технологические схемы практической деятельности. Кроме того, сами рецептурно-технологическое описание и предписание к осуществлению исследовательской и проектной деятельности становятся особым идеализированным представлением процедур этой деятельности. Например, при имитационном моделировании на ЭВМ или автоматизации инженерных расчетов они должны быть зафиксированы в виде обобщенного алгоритма или программы. Представители классических технических наук под влиянием неклассического образца построения научно-технического знания также вынуждены сегодня специально заниматься анализом собственной исследовательской и проектной деятельности, прежде всего при автоматизации проектирования и конструирования. Для этого требуется предварительное описание обобщенных алгоритмов инженерных расчетов и процедур анализа и синтеза схем (например, кинематических схем механизмов или электрических схем электротехнических устройств). Записанные на каком-либо языке программирования эти процедуры исследовательской и проектной деятельности могут быть выполнены автоматически на ЭВМ. Различия современных и классических теоретических исследований в научно-технических дисциплинах Интегрированные теоретические исследования в технике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.011 с.) |