Тема 9 Продукция нефтехимии. Основы технологии и потребительские свойства нефти и нефтепродуктов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 Продукция нефтехимии. Основы технологии и потребительские свойства нефти и нефтепродуктов



 

Цель занятия: приобрести навыки оценки видов топлив, получаемых различными способами переработки природных ископаемых, влияющих на качество товарных нефтепродуктов.

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Значение топлива в общественном производстве. Состав, свойства и классификация топлив.

2. Способы переработки топлив.

3. Основы технологии переработки нефти и нефтепродуктов.

4. Классификация нефтепродуктов.

5. Характеристика моторных топлив. Требования к качеству согласно ТНПА.

6. Получение товарных нефтепродуктов.

7. Виды поставки, хранения и транспортирования топлив.

8. Практическая работа с нормативно-техническими документами по различным видам топлива.

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение, что такое топливо? Приведите классификацию топлив.

2. Назовите важнейшие характеристики топлива.

3. Приведите состав, свойства и назначение топлива.

4. Охарактеризуйте способы переработки твердых топлив. Какие продукты при этом получают?

5. Изложите назначение и условия проведения процессов газификации и гидрирования.

6. Изложите назначение и условия проведения процесса сухой перегонки. Назовите разновидности сухой перегонки.

7. Приведите состав свойства и классификацию нефтей.

8. Укажите способы добычи нефти и дайте технико-экономическую оценку этих способов.

9. Изложите способы переработки нефти и нефтепродуктов. На каких свойствах топлив основаны физические и химические способы переработки топлив?

10. В чем достоинство химических способов переработки топлив? Назовите химические способы переработки жидких топлив.

11. В чем достоинство и недостатки прямой перегонки нефти? Какие виды установок используются для прямой перегонки нефти?

12. Назовите количественный выход продуктов прямой перегонки нефти. Какие это продукты?

13. Что такое крекинг, на чем он основан? Приведите разновидности крекинга. В чем его достоинства?

14. Приведите классификацию нефтепродуктов. Дайте краткую характеристику каждой группы нефтепродуктов.

15. Приведите классификацию жидких топлив по назначению.

16. Какие виды моторных топлив используются в двигателях внутреннего сгорания.

17. Назовите виды карбюраторных топлив. Чем отличаются автомобильные бензины от авиационных?

18. Приведите основные эксплуатационные свойства бензинов. Что такое октановое число?

19. Приведите марки автомобильных и авиационных бензинов.

20. Что такое дизельное топливо? Приведите достоинство и недостатки дизельного топлива.

21. Изложите основные эксплуатационные свойства дизельных топлив. Что такое титановое число?

22. Какие операции входят в процесс получения товарных нефтепродуктов? Назовите их.

23. Приведите величину октанового числа бензинов в зависимости от способа получения.

 

Литература: [1], [6].

 

 

Раздел IV Основы технологии и потребительские свойства продукции строительных материалов

Тема 10 Основы технологии и потребительские свойства продукции стекольной промышленности

 

Цель занятия: приобрести знания по основным видам строительных материалов, их происхождению и назначению. Изучить ассортимент основных видов изделий из стекла, а также основные способы их производства, формирующие качество этих изделий.

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Значение строительных материалов в общественном производстве. Классификация строительных материалов, их потребительские свойства.

2. Технология получения изделий из стекла.

3. Свойства и классификация строительного стекла.

4. Характеристика ассортимента строительного стекла. Требования к качеству согласно ТНПА.

5. Упаковка, транспортирование и хранение изделий из строительного стекла.

6. Работа с нормативно-техническими документами по строительному стеклу.

Контрольные вопросы

1. Изложите направления капитального строительства на современном этапе.

2. Что включает индустриализация строительства?

3. Каким образом можно снизить материалоемкость и металлоемкость строительства?

4. Укажите признаки классификации строительных материалов.

5. Какими свойствами обладают минеральные строительные материалы?

6. Какими свойствами обладают органические строительные материалы?

7. Укажите, на какие группы подразделяются строительные материалы по виду исходного сырья и способу получения?

8. Укажите, на какие группы подразделяются строительные материалы по назначению?

9. Изложите необходимость изучения свойств строительных материалов?

10. Приведите свойства строительного стекла.

11. Изложите химический состав строительного стекла. Приведите пример.

12. Приведите сырье для производства строительного стекла. Дайте характеристику.

13. Приведите назначение основных вспомогательных сырьевых материалов для производства листового сырья.

14. Изложите требования к качеству сырьевых материалов стекольной промышленности.

15. Укажите требования к шихте строительной промышленности.

16. Назовите стадии технологического процесса производства листового стекла.

17. Что такое отжиг стеклоизделия? С какой целью его проводят?

18. Укажите способы выработки листового стекла. Их достоинства и недостатки.

19. В чем сущность флоат-процесса выработки листового стекла? Его достоинства и недостатки?

20. Приведите классификацию строительного стекла.

21. Укажите классификацию строительного стекла по назначению.

22. Изложите ассортимент строительного стекла

23. Приведите характеристику материалов из стекла для заполнения светопрозрачных приемов зданий и сооружений. Требования к качеству согласно ТНПА.

24. Приведите характеристику материалов из стекла для возведения строительных конструкций. Требования к качеству согласно ТНПА.

25. Приведите характеристику облицовочных и отделочных материалов из стекла. Требования к качеству согласно ТНПА.

26. Какие материалы из стекла относятся к теплоизоляционным. Приведите требования к качеству согласно ТНПА.

 

Литература: [5].

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторная работа №1

«Определение показателей качества воды»

Цель занятия: определение показателей качества для различных образцов воды. Сравнение полученных результатов с ТНПА на питьевую воду. Изучить устройство колориметра и освоить методику химического анализа методом титрования.

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Понятие о качестве товаров. Факторы, обуславливающие качество товаров.

2. Числовые значения показателей качества товаров.

3. Комплексные показатели качества товаров, их характеристики.

4. Оценка и контроль качества товаров.

5. Экспериментальное определение показателей качества для различных образцов воды.

6. Составление и защита отчетов.

Контрольные вопросы

 

1. Назовите важнейшую характеристику товара.

2. Что такое качество? Какие свойства определяют качество товара?

3. В каких единицах могут быть измерены любые свойства товара?

4. Укажите, какими методами определяют числовые значения показателей качества?

5. Укажите комплексные показатели качества товаров.

6. Приведите характеристику функциональных показателей качества товара.

7. Изложите и охарактеризуйте составляющие функциональных показателей качества товара.

8. Охарактеризуйте ресурсосберегающие показатели качества. Какие показатели к ним относятся?

9. Охарактеризуйте природоохранные показатели качества. Какие показатели к ним относятся?

10. Какими факторами определяется высокое качество товара? Дайте характеристику этих факторов.

11. Приведите компоненты петли качества.

12. С какой целью проводится контроль качества товара? Что такое контроль качества товара?

13. Что такое конкурентоспособность товара?

14. Назовите основные критерии, определяющие конкурентоспособность изделия.

15. Укажите виды затрат, которые учитываются при оценке экономического уровня изделия.

16. Изложите факторы обеспечивающие конкурентоспособность изделия.

17. Укажите факторы, оказывающие отрицательное воздействие на конкурентоспособность изделий.

18. Изложите схему оценки конкурентоспособности товара.

19. Изложите факторы стимулирующие качество и конкурентоспособность товара.

20. Приведите факторы необходимые для сохранения качества товара.

21. Что такое упаковка? Укажите назначение упаковки.

22. Что является основным элементом упаковки?

23. Укажите виды тара по назначению. Для чего предназначены эти виды тары?

24. Укажите виды упаковочных материалов. Чему они должны соответствовать? Какие требования к ним предъявляются?

25. Что такое маркировка товара? Какая бывает маркировка товара?

 

Литература: [1], [2], [3].

Лабораторная работа №2

«Изучение структуры чугунов и сталей»

Цель занятия: изучение устройства металлографического микроскопа и методики микроскопического анализа металлов и сплавов, экспериментальное установление структуры отдельных марок чугунов и сталей с помощью микроскопа.

 

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Значение черных металлов в машиностроении.

2. Основы технологии получения чугуна. Характеристика сырья и продуктов доменного производства.

3. Классификация чугуна по структуре, его маркировка.

4. Товарная классификация чугуна. Требования к качеству согласно ТНПА.

5. Экспериментальное определение марок чугунов и сталей. Провести сравнение полученных данных с эталонами.

6. Оформление и защита отчетов.

Контрольные вопросы

 

1. Из каких исходных материалов поучают чугун?

2. Укажите назначение железных руд.

3. Какие функции выполняет топливо в доменном процессе?

4. Укажите требования к топливу доменного производства.

5. Почему топливо доменного производства должно иметь высокую прочность и быть пористым?

6. Что является основной характеристикой доменной печи?

7. Укажите продукты домашнего производства.

8. Что лежит в основе производства чугуна?

9. Что является восстановителем железа в доменной печи?

10. Что является полезным побочным продуктом доменного производства?

11. Какие чугуны бывают по форме углерода, входящего в состав чугуна?

12. Какой бывает чугун по форме графитовых включений?

13. Укажите структуру графитовых включений в сером чугуне.

14. Укажите структуру графитовых включений в высокопрочном чугуне.
15. Укажите структуру графитовых включений в ковком чугуне.

16. Укажите, какие бывают чугуны по типу структуры металлической основы?

17. Укажите, какие чугуны бывают по структуре?

18. Укажите, какие бывают чугуны по форме графитовых включений?

19. Укажите, какими бывают чугуны по назначению?

20. Почему литейный чугун имеет меньшую твердость, чем предельный?

21. Из каких чугунов изготавливают коленчатые валы?

22. Какие чугуны применяются в качестве знаменитей стали?

23. Из какого конструкционного материала изготавливаются тормозные барабаны, диски сцепления?

24. Как получают высокопрочные чугуны?

25. Как получают ковкие чугуны?

26. Каким способом изготавливают изделие из ковкого чугуна?

27. На чем основана товарная классификация чугуна?

28. Почему станины металлорежущих станков изготавливают изчугуна?

29. Что является основной характеристикой чушкого литейного чугуна?

30. Что является основной характеристикой предельного чугуна?

31. Для какого вида чугуна потребителю важнее знать механические свойства, чем другие свойства?

32. Какое положительное влияние оказывает фосфор на свойство чугуна?

33. Укажите фактор, определяющий физико-механические и эксплуатационные свойства высокопрочного чугуна.

34. Укажите, какие элементы оказывают существенное влияние на механические свойства чугуна.

35. Укажите положительные технологические свойства, характерные для чугуна.

 

Литература: [1], [4], [8].

Лабораторная работа №3

«Определение твердости конструкционных материалов»

Цель занятия: изучить основные механические свойства машинострои­тельных материалов и научиться определять твердость металлов различными методами, изучить влияние содержания углерода на твердость стали.

 

Перечень изучаемых вопросов

1. Значение конструкционных материалов в общественном производстве. Достоинство стали как одного из основных конструкционных материалов.

2. Технико-экономическая оценка способов получения и разливки сталей.

3. Легированные стали, области применения, маркировка согласно ТНПА.

4. Способы повышения качества стали.

5. Экспериментальное определение твердости стали различных марок по Бринеллю и Роквеллу.

6. Оформление и защита отчетов.

Контрольные вопросы

 

1. Укажите виды конструкционных материалов, применяемых в машиностроении. Изложите достоинства стали по сравнению с другими конструкционными материалами.

2. Приведите технико-экономическую оценку способов производства стали.

3. Укажите способы разливки стали и дайте им технико-экономическую оценку.

4. Какого строение стального слитка? Почему образуется усадочная раковина при затвердевании стального слитка?

5. От чего образуется химическая неоднородность при затвердевании стального слитка?

6. Что такое легированная сталь, и какие они бывают по качеству легирующих элементов?

7. Приведите назначение легированных сталей.

8. Какие легированные стали бывают по процентному содержанию углерода и легирующих элементов?

9. Что такое улучшаемые и цементуемые стали? Укажите количественное содержание углерода в этих сталях.

10. Укажите, какие бывают легированные стали по качеству в зависимости от химического состава и свойств?

11. Приведите структуру легированной стали конструкционной и инструментальной.

12. Какое количественное содержание углерода и легирующих элементов в легированных сталях специального назначения?

13. Укажите температурный режим работы инструментальной легированной стали.

14. Что такое быстрорежущая сталь? На примере марке стали Р6M5 приведите ее химический состав.

15. Укажите постоянные химические элементы во всех марках быстрорежущих сталей.

16. Какой температурный режим работы быстрорежущей стали?

17. Какие требования предъявляются к быстрорежущей стали?

18. Укажите способы повышения качества стали. На чем они основаны?

19. С какой целью получают твердые сплавы и, каким способом?

20. Укажите температурный режим работы эльбора.

21. Почему повышается качество стали при легировании и термообработки?

22. Укажите процентное содержание углерода и хрома в конструкционной углеродистой стали.

23. Что такое вакуумирование стали? На какой стадии производства проводят этот процесс, и с какой целью?

24. Изложите способы производства быстрорежущих сталей?

25. Каковы наиболее ценные свойства быстрорежущей стали? Чем они обусловлены?

 

Литература: [1], [4], [8].

 

Лабораторная работа №4

«Определения свойств строительных материалов»

Цель занятия: научиться экспериментально, определять свойства строительных материалов (глиняного кирпича, песка, пенопласта) и сравнивать полученные результаты с требованиями ТНПА. Проанализировать свойства традиционных строительных материалов с новыми видами. Сопоставить свойства обычного керамического кирпича и поризованного.

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Значение строительных материалов в общественном производстве.

2. Важность и необходимость изучения свойств строительных материалов.

3. Свойства строительных материалов, их классификация.

4. Экспериментальное определение свойств строительных материалов. Анализ полученных результатов.

5. Оформление и защита отчетов.

Контрольные вопросы

1. Изложите важность и значение строительных материалов в промышленном и гражданском строительстве.

2. Чем обусловлена необходимость изучения свойств строительных материалов?

3. Приведите классификацию основных свойств строительных материалов.

4. Чем определяются свойства строительных материалов? Подчеркнуть влияние каждого фактора на формирование свойств строительных материалов.

5. Приведите и охарактеризуйте физические свойства строительных материалов. От каких показателей свойств в основном зависит возведение многоэтажных сооружений?

6. С какой целью важно и необходимо возводить многоэтажные сооружения? Какие строительные материалы используются при таком виде строительства?

7. Что такое технологические свойства? Для чего необходимо знание этих свойств?

8. Приведите и охарактеризуйте механические свойства строительных материалов.

9. Какие строительные материалы используют в гидротехнических сооружениях? Чем определяется выбор используемых материалов?

10. От какого свойства зависит сохранение внешнего вида фасадов возводимых сооружений? Дайте определение этому свойству.

11. Что называется керамическими материалами? Укажите сырье для производства керамических материалов.

12. Какое влияние оказывают на готовые керамические изделия примеси соединений железа? За счет, каких нежелательных примесей в керамических изделиях образуется дефект «дутики»?

13. Приведите свойства глин. Каким образом можно регулировать свойства глин?

14. Что такое пластичность глин? От чего зависит эластичность глин?

15. Что такое воздушная усадка? Каким образом влияет воздушная усадка на качество готовых керамических изделий?

16. Что такое огневая усадка? На какие параметры влияет огневая усадка керамических изделий?

17. С какой целью необходимо знать интервал спекания глин? Что такое интервал спекания?

18. Изложите стадии производства керамических изделий. Какими способами осуществляется формовка керамических изделий?

19. Изложите сущность пластического способа формования керамических изделий.

20. Изложите сущность мокрого (литьевого) способа формования керамических изделий.

21. Изложите сущность полусухого способа формования керамических изделий.

22. Дайте характеристику свойств керамических материалов.

23. Приведите классификацию керамических материалов по конструкционному назначению.

24. Приведите ассортимент керамических стеновых материалов. Требования к качеству в соответствии с ТНПА.

25. Приведите ассортимент облицовочных керамических материалов. Требования к качеству в соответствии с ТНПА.

26. Приведите ассортимент материалов для подземных коммуникаций. Требования к качеству в соответствии с ТНПА.

27. Приведите ассортимент заполнителей бетонов на основе керамике. Требования к качеству в соответствии с ТНПА.

28. Назовите новые виды керамических строительных материалов. В чем их достоинство?

29. Укажите условия сушки и обжига керамических материалов. Чем определяется выбор этих условий?

30. Чем определяется достоинство керамических материалов по сравнению с другими строительными материалами? Приведите эти достоинства.

 

Литература: [1], [5].

 

 

Лабораторная работа №5

«Определите свойства строительной извести»

Цель занятия: экспериментальное определение свойств строительной извести: подготовка извести к проведению исследований, определение содержания активных веществ извести (CaO, MgO), установление сроков гашения извести.

Перечень изучаемых вопросов

 

1. Значение вяжущих материалов в строительстве. Назначение вяжущих материалов.

2. Основные свойства и классификация вяжущих материалов.

3. Основы технологии производства гидравлических вяжущих. Технико-экономическая оценка способов производства портландцемента.

4. Нормируемые показатели качества в соответствии с требованиями ТНПА.

5. Основы технологии производства воздушных вяжущих материалов. Нормируемые показатели качества строительной извести.

6. Экспериментальное определение свойств песка керамического кирпича, пенопласта.

7. Оформление и защита отчетов.

Контрольные вопросы

 

1. Что называется минеральными вяжущими материалами? Приведите применение этих материалов.

2. Укажите свойства вяжущих материалов.

3. Что такое прочность вяжущих материалов? Чем характеризуется прочность вяжущих?

4. Что такое скорость схватывания вяжущего? Как ее определяют?

5. Что такое тонкость помола вяжущих? Как ее определяют?

6. Что такое водопотребность вяжущих материалов? Как водопотребность влияет на свойства готовых изделий?

7. Приведите классификацию вяжущих материалов в зависимости от условий твердения и сохранения прочности после затвердевания.

8. Приведите характеристику гидравлических вяжущих материалов.

9. Приведите характеристику воздушных вяжущих материалов.

10. Что представляет собой кислотоупорные вяжущие материалы?

11. Что называют портландцементом? Что такое клинкер?

12. Дайте характеристику сырья для производства портландцемента. С какой целью вводят гипс в состав портландцемента?

13. Укажите способы производства портландцемента. Приведите особенности этих способов.

14. Приведите стадии производства портландцемента сухим способом. В чем достоинство и недостатки сухого способа производства по сравнению с мокрым?

15. Приведите строительно-технические свойства портландцемента в соответствии с требованиями ТНПА.

16. Чем объясняется образование дефекта «дутики» на поверхности отштукатуренного изделия?

17. Назовите разновидности портландцемента. С какой целью их производят?

18. Назовите виды воздушных вяжущих материалов. Почему их относят к этой группе? Где они применяются?

19. Каким образом получают известь воздушную и гидравлическую? Чем они отличаются друг от друга?

20. Приведите стадии производства воздушной строительной извести.

21. Укажите температурный режим обжига. Как влияет температура обжига на качество полученного вяжущего?

22. Что представляет собой комовая известь (кипелка). Укажите ее химический состав.

23. Как образуется гидратная известь (пушонка)? Почему ее так называют? Укажите ее химический состав. Какая она бывает по скорости гашения?

24. Что такое известковое тесто? Укажите его состав и как его получают?

25. Приведите технические строительные свойства воздушной извести в соответствии с требованиями ТНПА.

Литература: [1], [5].

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Производственные технологии: учебное пособие / под общей редакцией В.В. Садовский, – Мн.: БГЭУ, 2008 - 420с.

2. Самойлов М.В. Введение в товароведение: учебное пособие / Мн.: БГЭУ, 1994.

3. Самойлов М.В, Теоретические основы товароведения: учебное пособие / Мн.: БГЭУ, 2000.

4. Мочальник И.А. Основы технологии и продукция металлургического производства: учебное пособие / Мн.: БГЭУ, 2005.

5. Мочальник И.А. Основы технологии и продукция промышленности строительных материалов: учебное пособие / Мн.: БГЭУ, 2009.

6. Мочальник И.А. Производственные технологии и основы товароведения. Тема: твердое, жидкое и газообразное топливо: учебное пособие /Мн.: БГЭУ, 1999.

7. Основы технологии важнейших отраслей промышленности: учебное пособие в 2 ч. / под редакцией И.В. Ченцова - Мн., Вышэйшая школа: 1989.

8. Гелин Ф.Д., Чаус А.С. Металлические материалы: учебное пособие / Мн.: Вышэйшая школа, 2007.

9. Мочальник И.А., Самойлов М.В. Производственные технологии и товароведение: методические указания по выполнению индивидуальной работы для студентов спец. «Маркетинг» и «Логистика». - Мн., 2008. - Электронный ресурс, режим доступа: \\Arhive\UchebM\Факультеты\Факультет маркетинга, или Интернет - сайт:

http://www.bseu.by/russian/faculty4/ucheb/f24612tovarzad1.rar

10. Мочальник И.А. Основы технологии и продукция химической промышленности: учебное пособие / Мн., 2011.

 

Приложение 1

Критерии оценки знаний студентов по дисциплине «Производственные технологии и товароведение»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.124 с.)