Упражнение 20. Орфографический минимум. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 20. Орфографический минимум.



20.1. Из Приложения 2 выпишите в столбик слова с непроверяемыми гласными, в правописании которых вы можете сделать ошибку (не менее 200 слов); во второй столбик выпишите эти же слова, но с пропущенными буквами, как показано в образце:

Абажур Периферия Солидарность Катастрофа Винегрет аб_жур п(е,и)р(е,и)ф(е,и)рия с_л_дарность к_т_строфа в_н_грет

Выучите составленный вами индивидуальный орфографический минимум. Регулярно контролируйте себя следующим образом: закройте чистым листком левый столбик и, глядя только на правый столбик, воспроизведите на чистом листке данные слова, вставив пропущенные буквы.

20.2. Из Приложений 3-4 выписать в два столбика слова, в правописании которых вы можете сделать ошибки (в первый столбик выписывайте слова с двойными согласными, во второй – без двойных согласных); в третий столбик выпишите эти же слова с пропущенными сомнительными гласными и согласными, как показано в образце:

Хлорофилл   Иллюзия   Интеллигенция   Шасси   Оккупация   Меццо-сопрано   Коллизия   Галактика   Баланс   Балюстрада   Коленкор   Кристальный   Кастаньеты   Привилегия хл_рофи(л,лл) и(л,лл)юзия г_(л,лл)актика ба(л,лл)анс инт_(л,лл)_генция ба(л,лл)юстрада ша(с,сс)и _(к,кк)упация к_(л,лл)енкор к_ст_нье(т,тт)ы ме(ц,цц)о(с_прано) пр_в_(л,лл)егия к_(л,лл)изия

Обратите при этом внимание не только на правописание согласных, но и на правописание гласных. Выучите минимум и проверьте себя так же, как это было рекомендовано в предыдущем задании

20.3. Из Приложения 5 выписать:

1) производные слова, образованные:

а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) сложением основ; д) сложением основы и целого слова; е) сложением целых слов; ж) сложносуффиксальным способом; з) способом сращения (морфолого-синтаксическим). Объяснить правописание этих слов; показать, как правописание сложных слов связано со способом словообразования.

2) непроизводные слова; запомнить их правописание;

3) служебные слова (предлоги, союзы, частицы); запомнить их правописание.

20.4. Из Приложения 5 выпишите в три столбика слова, в правописании которых вы можете допустить ошибку (в первый столбик – слова со слитным написанием, во второй – с дефисным, в третий – с раздельным); в четвертый столбик выпишите эти же слова без указания особенностей правописания (образец см. в задании 25). Обратите при этом внимание не только на слитное, дефисное или раздельное правописание, но и на правописание гласных и согласных в этих словах; во всех словах проставьте ударение, проверив себя по «Словарю ударений». Выучите минимум и проверьте себя так же, как это было рекомендовано в упражнениях 24-25.


III.ПУНКТУАЦИЯ

Упражнения 21-29. Вставить пропущенные знаки препинания, пропущенные буквы и раскрыть скобки; произвести синтаксический разбор первого предложения из каждого упражнения. Упражнения оформить в виде следующей таблицы:

№ предл. Предложение Комментарий
пунктуационный орфографический  

 

21. Однородные члены.

1. Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгнове(н,нн)ым блеском оз_ряла (Пушкин).

2. Родила царица в ноч_ (н_)то сына (н_)то доч_; (н_)мыш_нка (н_)л_гушку а (н_)ведому зверюшку (Пушкин).

3. Он сохр_нил и блеск л_зурных глаз и звонкий де(ц,тс)кий смех и реч_ живую и веру гордую в людей и жизнь иную (Лермонтов).

4. Любви надежды тих_й славы (н_)долго нежил нас обман (Пушкин).

5. Колокольч_к о(д,т)далё(н,нн)ый то замолкн_т то звенит (Лермонтов).

6. Люблю зимы тв_ей ж_стокой (н_)движный воздух и м_роз бег сан_к (в)доль (н,Н)евы ш_рокой девич_и лица ярче роз и блеск и шум и говор балов а в час п_рушки х_л_стой к_пенье пен_стых б_калов и пунша плам_нь г_лубой (Пушкин).

7. (Н_)когда (н_)при каких о_ст_ятельствах (н_)разр_шай себе (н_)зазнайства (н_)чванства (Чехов).

8. В окно увид_ла Татьяна (по)утру поб_левший двор куртины кровли и забор на стеклах ле(г,х)кие узоры д_рев_я в зимн_м с_р_бре сорок весёлых на дв_ре и мя(г,х)ко ус_ла(н,нн)ые горы зимы бл_стательным ковром (Пушкин).

9. Он рощ_ полюбил густые уед_ненье т_ш_ну и ноч_ и звезды и луну (Пушкин).

10. Люблю дымок сп_ле(н,нн)ой жнивы в ст_пи ночу_щий обоз и на х_лме средь ж_лтой нивы чету б_леющих б_рез (Лермонтов).

11. (Ото)всюду подн_лись к_заки от (ч,Ч)игирина от (п,П)ереяславля от (б,Б)атурина от (г,Г)лухова от н_зовой стороны (д,Д)непровской от всех его верховий и островов (Гоголь).

12. Выступили знакомые подробности олен_и рога полки с книг_ми слома(н,нн)ая пеп_л_ница т_традь с его по_черком (Л. Н. Толстой).

13. (Н_)музы (н_)труды (н_)радости д_суга (н_)что (н_)заменит единстве(н,нн)ого друга (Пушкин).

14. Надежду и пл_вца всё море погл_тило (Крылов).

15. Тут с_л_вей являть свое и(с,сс)ку(с,сс)тво стал защ_лкал засв_стал на тыс_чи ладов тянул переливался (Крылов).

16. (Н_)крики п_туха (н_)звуч_ный гул рогов (н_)ра(н,нн)ей ласт_ч_ки на кровл_ щ_б_танье (н_)что (н_)вызов_т почивших из гробов (Жуковский).

17. Го(с,сь)ти г_в_рили о многих пр_ятных и понятных в_щах как(то) о пр_род_ о с_баках о чепчиках о жере_цах (Гоголь).

18. Были в к_нтор_ старые в_сячие сте(н,нн)ые ч_сы (Л. Н. Толстой).

19. Посаж_(н,нн)ые заботл_выми ро_стве(н,нн)иками д_рев_я клен топ_ль акац_я а так(же) (дико)р_стущий терн зел_нели пр_ветл_во и свеж_ (Шолохов).

20. Как (н_)достатки так и д_стоинства «(п,П)олтавы» были равно (н_)поняты тогдашними критиками и тогдашн_ю публикой (Белинский).

22. Тире в простом предложении.

1. Слово одежда всех факт_в всех мысл_й (Горький).

2. Чел_век есть укр_шение мира (Горький).

3. Невский пр_спект есть (все)общ_я ко(м,мм)ун_кация П_т_рбурга (Гоголь).

4. Он скептик и м_тер_алист (Лермонтов).

5. Быть чел_век_м значит быть б_рцом (Гете).

6. Я (н_)француз (д,Д)ефорж. Я (д,Д)убровский (Пушкин).

7. Пруд как блещ_щая сталь (Фет).

8. Капли меда словно жемчуг (Ошанин).

9. Луна словно репа а звезды фасоль (Прокофьев).

10. Сер_це не кам_нь (Пословица).

11. Матушка с_дела в гости(н,нн)ой и р_зл_вала чай; одной рукой она пр_держ_вала чайник другой кран с_м_вара (Л. Н. Толстой).

12. Один показыва_т щ_г_льской сюртук с лучшим б_бром другой греч_ский пр_красный нос третий несет пр_в_сходные б_к_нбарды четвертая пару хорош_ньких глазок и уд_вительную шляпку пятый перст_нь с тал_сманом на щ_г_льском м_зинц_ шестая ножку в оч_р_вательном б_шма(ч,чь)ке се(д,дь)мой галстук, во(з,с)буждающий уд_вление, осьмой усы, п_в_ргающие в изумление (Гоголь).

13. Мы сёла в пепел грады в прах в мечи с_рпы и плуги (Жуковский).

14. Он пр_крас_н. Он весь как божия гр_за (Пушкин).

15. Мне всё п_слушно я(же) (н_)чему (Пушкин).

16. Назн_чение кажд_го чел_века р_звить в себе всё чел_веч_ское (Белинский).

17. Бедн_сть не п_рок. Бога_ство не честь (Пословица).

18. Гусь св_нье не т_варищ_ (Пословица).

19. Повторение мать учения (Пословица).

20. П_творств_вать гр_ху есть то же пр_ступленье (Пушкин).

23. Обособление слов, стоящих вне структуры предложения.

1. И плетни и белевшая на дворах ск_тина и крыши домов всё казалось спало зд_ровым тих_м трудов_м сном (Л. Н. Толстой).

2. Мы (н_)наде_лись (н_)когда встрет_(т,ть)ся однако встрет_лись (Лермонтов).

3. Темное небо над осв_ще(н,нн)ой улиц_й казалось ч_рным т_ж_лым пологом (Бунин).

4. Вскор_ однако (н_)доумение наше р_(з,с)сеялось (Короленко).

5. Прощай сободная стихия! В п_следний раз передо мной ты кат_ш_ волны голубые и блещ_ш_ гордою красой (Пушкин).

6. Пов_дайся со мною р_димая появись лё(г,х)кой тенью (на)миг (Некрасов).

7. Ох лето красное! Любил бы я тебя, когда(б) (н_)зной да пыль да к_мары да мухи (Пушкин).

8. Да заслужил я жреб_й мой (Лермонтов).

9. Нет (н_)Кремля (н_)его зубчатых стен (н_)пышных дворцов описать (н_)возможно (Лермонтов).

10. Во дни с_мнений во дни тяг_с_ных ра(з,с)думий о су_бах моей родины – ты один мне по_дер_ка и опора о в_ликий м_гучий пр_вдивый и св_бодный ру(с,сс)кий язык! (Тургенев).

11. Далече грянуло ура (Пушкин).

12. Что ты рж_ш_ мой конь р_тивый? (Пушкин).

13. С_седушка мой свет! П_жалу_ста п_кушай (Крылов).

14. Люблю тебя Петра тв_ренье люблю твой строгий стройный вид (Пушкин).

15. Быть мож_т лес_ная надежда! укаж_т буду_щ_й (н_)вежда на мой пр_славл_(н,нн)ый п_ртрет и молв_т: то(то) был поэт (Пушкин).

16. Как вдруг о чудо! о позор! заг_ворил (а,о)ракул вздор (Крылов).

17. Ты сказ_вают петь в_ликий м_стерище (Крылов).

18. Глазами каже(т,ть)ся х_тел бы всех он с_есть (Крылов).

19. Он признаюсь тогда меня смутил (Пушкин).

20. Это была р_бота чистая п_койная и как г_ворили наши спорая (Чехов).

24. Обособление определений и приложений.

1. Лиш_ я т_инств_(н,нн)ый п_вец на бер_г выбр_ш_н гр_зою (Пушкин).

2. Т_варищ_ верь вз_йдет она зв_зда пл_нительного (сч,щ)астья (Пушкин).

3. П_эта пылкий разг_вор и ум ещ_ в сужден_ях зы(б,п)кий и веч_но вд_хн_ве(н,нн)ый взор Онег_ну всё было ново (Пушкин).

4. Но наше сев_рное лето к_р_катура южных зим мелькнет и нет (Пушкин).

5. Вчера ут_мле(н,нн)ый хо(ть,дь)бой по б_лоту забрел я в с_рай и з_снул глуб_ко (Некрасов).

6. Опрятней модн_го п_ркета бл_ста_т реч_ка льдом одета (Пушкин).

7. Чичиков только заметил скво(зь,сь) густое п_крывало ливш_го дождя что(то) похож_е на крышу (Гоголь).

8. Как бедн_й мне (н_)гор_вать! (Крылов).

9. Ванька (Ж,ж)уков (девят_)летний мальч_к о(д,т)да(н,нн)ый три мес_ца тому назад в ученье к с_пожнику (а,А)ляхину в ноч_ под (р,Р)ожд_ство (н_)л_жился спать (Чехов).

10. Ванька п_ревел глаза на темное окно и живо в_обр_зил себе своего деда (к,К)онстантина (м,М)акарыча служ_щ_го ноч_ным стор_ж_м у г_спод (ж,Ж)иварёвых (Чехов).

11. Измуч_(н,нн)ые и(з,с)терза(н,нн)ые и подавл_(н,нн)ые сёстры утрат_ли всякую веру в свои силы и всякую надежду на пр_свет в буду_щ_м (Салтыков-Щедрин).

12. Погружё(н,нн)ый в свои мысли (ч,Ч)ечевиц_н (н_)чего (н_)ответил на вопрос (Чехов).

13. Но (А,а)рин_ (п,П)етровн_ как жен_щине (н_)терп_щ_й что(бы) течение ее мысл_й чем(бы)(то) (н_)было пр_рыва_мо движение Порфиши (н_)понравилось (Салтыков-Щедрин).

14. Маша бледная и тр_пещ_щ_я подошла к (и,И)вану (к,К)уз_мичу (Пушкин).

15. Го(сь,с)ти были рады (п,П)ьеру как чел_веку всегда ож_влявш_му и сплач_вавш_му всякое общ_ство (Л. Н. Толстой).

16. Между тем наступило 1-е октября день храм_вого праз_ника в селе (т,Т)роекурова (Пушкин).

17. Со_нце перед самым з_кат_м вышл_ из(за) серых туч_ покрыва_щих небо и вдруг б_гряным свет_м осветил_ л_ловые тучи зелен_ват_е море покрытое к_раблями и ло(д,т)ками колыха_мое ровной ш_рокой зыбью и белые стр_ения г_родов и н_род движ_щ_йся по ул_цам (Л. Н. Толстой).

18. Егоровна добрая ст_руха т_перь (з,с)делалась и его нянькою (Пушкин).

19. К_м_ндант (н,Н)ижнеозерной крепости тихий и скромный м_л_дой чел_век был мне знаком (Пушкин).

20. Б_гат х_рош собою (л,Л)енский везде был прин_т как жених (Пушкин).

25. Обособление дополнений и обстоятельств. Прямая речь.

1. Проч_тя печальн_е п_сланье Евгений (тот)час на св_данье стр_мглав по поч_те поск_кал и уж_ заранее зевал пр_готовляясь денег ради на вздохи скуку и обман (Пушкин).

2. И (н_)пуская тьму ноч_ную на з_л_тые неб_са одна з_ря см_нить другую сп_шит дав ночи (пол)часа (Пушкин).

3. Пр_ходилось с_деть сложа руки и думать (Салтыков-Щедрин).

4. Она ч_рной зави(с,сь)ти полна бросив зерк_льц_ под лавку позвала к себе Чернавку и наказыва_т ей сенной д_вушк_ своей весть царевну в глуш_ л_сную и св_зав ее ж_вую под с_сной оставить там на с_едение в_лкам (Пушкин).

5. Играя в небе пром_лкнет скв_рцов р_(з,с)сыпа(н,нн)ая стая (Бунин).

6. И_чезли ю(н,нн)ые забавы как сон как утре(н,нн)ий туман (Пушкин).

7. А (в)верху над со(н,нн)ыми л_сами д_л_ко от вянущ_й земли обл_ка плывут под п_русами словно в син_м мор_ к_рабли (Исаковский)

8. Возвр_тясь он в_лел подать свою к_рету и (н_)смотря на усил_(н,нн)ые про(зь,сь)бы Кирилы Петровича оста(т,ть)ся ноч_вать уехал (тот)час после чаю (Пушкин).

9. Простившись с ним Лаптев возвр_щался к себе (н_)спеша (Чехов).

10. Здесь тягос_ный ярем до гроба все вл_кут надежд и скло(н,нн)ост_й в душе п_тать (н_)смея (Пушкин).

11. В пустын_ чахл_й и скупой на поч_в_ зноем ра(з,с)к_ле(н,нн)ой а(нь,н)чар как грозный ч_с_вой ст_ит – один во всей вс_ле(н,нн)ой (Пушкин).

12. Что сударь плач_те? Живите(ка) смеясь (Грибоедов).

13. Держа ку_шин над г_л_вой грузинка у(з,с)кою тр_пой сходила к бер_гу (Лермнотов).

14. Из мертвой гл_вы гробовая змея шипя между тем вып_лзала (Пушкин).

15. Вы и в залу вход_те танцуя (Л. Н. Толстой).

16. Весь день этот Анна пров_ла дома (то)есть у Облонских и (н_)пр_нимала (н_)кого (Л. Н. Толстой).

17. Стра(н,нн)ое дело заметил один из нас кроме самого себя я (н_)знаю (н_)одного (н_)обыкнове(н,нн)ого ч_ловека а моя жи(з,зь)нь всем каж_(т,ть)ся извес_на (Л. Н. Толстой).

18. Кабы я была царица (г,Г)ов_рит одна д_вица То на весь кр_ще(н,нн)ый мир пр_готовила б я пир (Пушкин).

19. Дивно устро_н свет наш! думал я идя тре(т,ть)его дня по (н,Н)евскому (п,П)роспекту и пр_водя на память эти пр_и_шествия Как стра(н,нн)о как (н_)пост_жимо игра_т нами су(дь,ть)ба наша!.. (Гоголь).

20. Им (на)встречу грозно воя пес б_жит и ко двору путь им каж_т Н_ к добру! (Б,б)ратья молвили (П,п)ечали н_ минуем (Пушкин).

26. Сложносочиненные предложения.

1. Прошло сто лет и ю(н,нн)ый град полнощ_ных стран краса и диво из тьмы л_сов из топи блат вознесся пышно горд_ливо (Пушкин).

2. У него выступил пот на лбу и глаза стра(н,нн)о ра(з,с)ширились (Горький).

3. Дробясь о мрач_ные скалы шумят и пен_(ть,т)ся валы и надо мной кр_чат орлы и ропщ_т бор и блещ_т средь волнистой мглы в_ршины гор (Пушкин).

4. Максим Максимыч сел за в_ротами на ск_мейку а я уш_л в свою комн_ту (Лермонтов).

5. Душн_ стало в сакле и я выш_л на воздух освежи(ть,т)ся (Лермонтов).

6. В горо(ц,дс)ком саду по сосе_ству играл оркестр и пел хор песе(н,нн)иков (Чехов).

7. Трава сыра и туго поддается огню и потому огне(н,нн)ые змеи ползут медл_(н,нн)о то разрываясь на части то п_тухая то опять вспых_вая (Чехов).

8. Пьеру были рады и все ж_лали вид_ть его (Л. Н. Толстой).

9. Денисов то(же) ехал домой и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и останови(т,ть)ся у них в дом_ (Л. Н. Толстой).

10. Ро(с,сс)ия вспрян_т ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена (Пушкин).

11. (Н_)смотря на праз_нич_ный день в саду было пусты(н,нн)о и вокруг (н_)души (Горький).

12. Увижу(ль) о друзья! народ (н_)угн_те(н,нн)ый и ра(б,п)ство па(д,т)шее по манию царя и над отеч_ством свободы пр_св_ще(н,нн)ой вз_йдет(ли) нак_нец пр_красная з_ря (Пушкин).

13. Но ч_ловека ч_ловек послал к а(н,нь)чару влас_ным взглядом и тот п_слушно в путь потек и к утру в_звр_тился с ядом (Пушкин).

14. Иль чума меня подцеп_т иль мороз окост_нит иль мне в лоб шла(г,к)баум влеп_т (н_)проворный инвалид (Пушкин).

15. (Н_)со_нца мне (н_)вид_н свет (н_)для к_рней моих простору нет (н_)ветеркам в_круг меня свободы (Крылов).

16. На свет_ (сч,щ)астья нет но есть п_кой и воля (Пушкин).

17. Отгов_рила роща з_л_тая б_резовым в_селым языком и жур_вли п_чально прол_тая уж_ (н_)ж_леют больше (н_)о ком (Есенин).

18. В саду г_рит к_стер р_бины красной но (н_)кого (н_)мож_т он с_греть (Есенин).

19. Лиш_ изре(д,т)к_ олень пугливый через пустыню пр_бежит или коней т_бун игривый м_лчанье дола возмутит (Лермонтов).

20. Под яблонею веч_но был р_злож_н огонь и (н_)когда поч_ти (н_)сн_мался с ж_лезного треножника к_тел или медный таз с в_реньем ж_ле п_стилою дела(н,нн)ыми на меду на сахаре и (н_)помню еще на чем (Гоголь).

27. Сложноподчиненные предложения.

1. Мы ждем с т_мленьем уп_ванья м_нуты вольн_сти св_той как ждет любовник м_л_дой м_нуты верн_го св_данья (Пушкин).

2. И сер_це вновь г_рит и любит (от)того что (н_)любить оно (н_)мож_т (Пушкин).

3. И если туча ор_сит блуждая лист его др_мучий с его ветвей уж_ яд_вит стека_т дождь в п_сок г_рючий (Пушкин).

4. Онегин добрый мой пр_ятель родился на бр_гах (н,Н)евы где мож_т быть родились вы или бл_стали мой читатель (Пушкин).

5. Что тебе сни(т,ть)ся крейс_р (а,А)врора в час когда утро встает над (н,Н)евой (Матусовский).

6. И (от)нын_ всё что я (н_)сделаю светлым имен_м твоим я назову (Матусовский).

7. Коне(ч,ш)но ещ_ под_е(з,ж)жая к д_ревн_ Плюшкина он уже предчу_ствовал что буд_т (кое)какая пожива но такой пр_быточной (н_)как (н_)ожидал (Гоголь).

8. Иные даже утв_рждали что сва(ть,дь)ба слаж_(н,нн)а совсем но остановл_(н,нн)а затем что модных колец (н_)достали (Пушкин).

9. Доктору Старцеву когда он был только что назнач_н земским врач_м и пос_лился в трех в_рстах от С. то(же) говорили что ему как инт_(л,лл)_гентному ч_ловеку (н_)обходимо познаком_(ть,т)ся с Туркиными (Чехов).

10. Но грус_но думать что напрас_но была нам м_л_дость дана что изм_няли ей всечас_но что обманула нас она что наши лу_шие ж_ланья что наши свежие м_чтанья и(з,с)телели быстрой ч_р_дой как листья осенью гнилой (Пушкин).

11. Под_е(з,ж)ая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого х_зяина который стоял в зеленом сюртуке пр_слонив руку ко лбу (в)вид_ зо(н,нь)тика чтобы ра(з,с)смотреть полу_ше под_е(з,ж)жавший эк_паж (Гоголь).

12. Покам_ст Чичиков думал и внутре(н,нн)е подсме_вался над провзищ_м отпущ_(н,нн)_м мужиками Плюшкину он (н_)заметил как в_ехал в середину обширного села с множ_ством изб и улиц (Гоголь).

13. Хоть я серде_но люблю г_роя моего хоть возвр_щусь к нему коне_но но мне теперь (н_)до него (Пушкин).

14. И ему чудил_сь что когда они спустились к ра(з,с)плавл_(н,нн)ой зноем реке некое бе(з,с)цельное безумие было и в самом со_нце которое остро палящ_ давило угн_тало поднявшись в высоту зах_дила и зах_дила из(за) леса стр_мительно ра(з,с)ширялась клубилась краями тянулась в з_нит совершенно черная (с)боку загораж_вая со_нце (от)чего на в_ршин_ холма разительно вспыхнул какой(то) девич_ей б_лизной м_настырь (Бондарев).

15. Он соб_рался делал пр_готовления к от_езду ходил по Москве в том стра(н,нн)ом оп_янени(и,е) которое быва_т когда ч_ловек еще бодро держ_(т,ть)ся на ногах но уже бол_н какой(то) тяж_лой боле(з,зь)нью (Бунин)

16. Если пасмур_н день если ноч_ (н_)св_тла если вет_р осе(н,нн)ий бушу_т над душ_й воцаря_(т,ть)ся мгла ум бе(з,с)действуя вяло т_ску_т (Некрасов).

17. Пока св_бод_ю г_рим пока сер_ца для чести живы мой друг о_чизн_ посв_тим души пр_красные порывы (Пушкин).

18. Почва такая х_рошая что если пос_дить в землю оглоблю то через год выр_ст_т т_рантас (Чехов).

19. У Ивана Никифоровича ш_р_вары в таких ш_роких скла(д,т)ках что если бы ра(з,с)дуть их то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Гоголь).

20. Ру(с,сс)кий язык так богат и гиб_к что нам (н_)чего брать у тех кто б_днее нас (Тургенев).

28. Бессоюзные сложные предложения.

1. И думал он отсель гр_зить мы буд_м шведу здесь буд_т город залож_н (на)зло надме(н,нн)ому соседу (Пушкин).

2. Опомн_лась гл_дит Татьяна медведя нет (Пушкин).

3. Траги-нервических явлений д_вич_их обм_роков слез давно терпеть (н_)мог Евгений довольно он их перенес (Пушкин).

4. Быть мож_т он для блага мира иль хоть для славы был р_жден его умолкнувшая лира гремучий (н_)пр_рывный звон в веках поднять могла (Пушкин).

5. Всё в них на старый образец у тетушки кн_жны Елены всё тот(же) тюл_вый чепец всё белится Лукерья Львовна всё то(же) врёт Любовь Петровна Иван Петрович так(же) глуп Семен Петрович так(же) скуп у Пелагеи Николавны всё тот(же) друг мосьё Финмуш и тот(же) шпиц и тот(же) муж_ (Пушкин).

6. То вид_т он на талом снеге как(будто) спящий на ночлеге (н_)движ_м юноша лежит (Пушкин).

7. Куст заден_шь плеч_м на лицо тебе вдруг с листьев брызн_т р_са с_р_бристая (Никитин).

8. Хотел р_с_вать кисти выпадали из рук проб_вал читать взоры его скользили над строками (Лермонтов).

9. Дуб держи(т,ть)ся к земле тр_стин_чка пр_пала (Крылов).

10. А вору дай хоть ми(л,лл)ион он воровать (н_)п_рестан_т (Крылов).

11. Ель надломл_(н,нн)ая стон_т глухо шепч_т темный лес (Некрасов).

12. Слава богу! м_розная ноч_ я сегодн_ (н_)буду томи(т,ть)ся (Некрасов).

13. Слыхал я исти(н,нн)у бывало хоть лоб ш_рок да мозгу мало (Пушкин).

14. Вы улыбнет_сь мне отрада вы отвернет_сь мне тоска (Пушкин).

15. Мальчиш_к радос_ный народ коньками звучно реж_т лед на красных лапках гусь тяж_лый задумав плыть по лону вод ступа_т бер_жно на лед скользит и пада_т веселый мелька_т в_ё(т,ть)ся первый снег звездами падая на брег (Пушкин).

16. Прис_гаю (л,Л)енинградским ранам первым разоре(н,нн)ым оч_гам (н_)сломлюсь (н_)дрогну (н_)устану (н_)крупицы (н_)прощу врагам (Берггольц).

17. (Н_)нагнать тебе беш_(н,нн)ой тройки кони резвы и сыты и бойки (Некрасов).

18. Назвался груздем пол_зай в куз_в (Пословица).

19. Лошади тронулись колокольч_к зазв_нел к_битка пол_тела (Пушкин).

20. Роня_т лес б_гря(н,нн)ый свой убор сребрит мороз увянувшее поле проглян_т день как(будто) (по)(н_)воле и скрое(т,ть)ся за край окружных гор (Пушкин).

 

29. Комбинированные сложные предложения

1. Я вас люблю хоть я бешусь хоть это труд и стыд напрас_ный и в этой глуп_сти (н_)(щ,сч)ас_ной у ваших ног я пр_знаюсь! (Пушкин).

2. Люблю тебя (п,П)етра тв_ренье люблю твой строгий стройный вид (н,Н)евы д_ржавное т_ченье б_реговой ее гр_нит твоих оград узор чугу(н,нн)ый твоих задумч_вых ночей прозрачный сумрак блеск безлу(н,нн)ый когда я в комн_т_ моей пишу читаю без л_мпады и ясны спящие гр_мады пусты(н,нн)ых ул_ц и св_тла (а,А)дм_ралтейская игла и (н_)пуская тьму ноч_ную на з_л_тые небеса одна з_ря сменить другую сп_шит дав ночи (пол)часа (Пушкин).

3. Он лж(о,е)т во всякое время этот (н,Н)евский (п,П)роспект но более всего тогда когда ноч_ сгущ_(н,нн)ою ма(с,сс)ою наляж(е,и)т на него и отделит белые и пал(е,и)вые стены домов когда весь город пр(и,е)вр_ти(т,ть)ся в гром и блеск м_риады карет валятся с мостов ф(а,о)рейторы кричат и прыгают на л_ш_дях и когда сам демон заж_га(е,и)т лампы для того только что(бы) показать всё (н_)в настоящ_м вид_ (Гоголь).

4. Давно ст_хами г_ворит (Н,н)ева стр_ниц_й (Г,г)оголя л_жи(т,ть)ся (Н,н)евский весь (Л,л)етний (С,с)ад (О,о)негина глава о (Б,б)лок_ всп_м_нают (О,о)строва а по (Р,р)аз_е(з,ж)ей бродит (Д,д)остоевский (Маршак).

5. За ноч_ нав_лило так много нового снегу д_рев_я оделись в белое и воздух был (н_)обыкнове(н,нн)о свет_л прозрач_н и неж_н так что когда Анна Акимовна погл_дела в окно то ей прежде всего захотел_сь взд_хнуть губоко(глубоко) (Чехов).

6. Волчиха помн_ла что летом и ос_нью около зимовья паслись б_ран и две ярки и когда она (н_)так давно проб_гала мимо то ей послыш_лось будто в хл_ву бле_ли (Чехов).

7. Выше и виднее стала и главная а(л,лл)ея на которую Митя постоя(н,нн)о смотрел из своих окон вершины ее старых лип то(же) покрывш_еся узором ю(н,нн)ой листвы подн_лись и прот_нулись над сад_м (светло)зеленой гр_дой (Бунин).

8. Я пр_спокойно продолжал со всей тщат_льностью добросовес_ного охотника прохаж_ва(т,ть)ся (в)зад и (в)перед по полю пока (на)конец я_стве(н,нн)о (н_)ра(з,с)слыш_л Да что(же) вы барин гр_чиху(то) топч_те? (Тургенев).

9. Ч_рные фраки м_лькали и носились (в)розь кучами там и там как нос_(т,ть)ся мухи на белом слепящ_м р_финаде (в)пору жаркого июльского лета когда старая ключ_ница руб_т и дел_т его на сверкающ_е обломки перед открытым окном дети всё гл_дят собравшись вокруг сл_дя любопытно за движениями ж_стких рук ее подымающих молот а воздушные эск_дроны мух поднятые ле(г,х)ким воздухом влетают смело как подл_(н,нн)ые х_зяева и пользуясь подслеповатостью старухи и со_нц_м бе(з,с)поко_щим глаза ее обсыпают лакомые куски где (в)разбитную где густыми кучами (Гоголь).

10. Если(бы) Чичиков пр_слуш_лся то узнал(бы) много подробност_й отн_сивш_хся лич_но к нему но мысли его были так зан_ты своим предметом что один только сильный удар грома заставил его оч_ну(ть,т)ся и посмотреть вокруг себя всё небо было совере(н,нн)о облож_(н,нн)о тучами и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя (Гоголь).

11. Я знаю век уж_ мой измер_н но чтоб пр_длилась жи(з,зь)нь моя я утром долж_н быть увер_н что с вами днем увижусь я (Пушкин).

12. Вообще всё в л_су каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей(разбойник) который тащ_т как похищ_(н,нн)ую пр_ле_сную принце(с,сс)у мал_нькую мошку с прозрач_ными зелеными крылышками всё это мож_т оберну(т,ть)ся ска(з,с)кой (Паустовский).

13. Зима нач_ла хозяйничать над землей но мы знали что под рыхлым снег_м если ра(з,с)грести его руками еще можно найти свежие лесные цветы что в печах буд_т тр_щать огонь что с нами остались зим_вать с_ницы (Паустовский).

14. В курганах в глубоком неб_ в лу(н,нн)ом свет_ в полет_ ноч_ной птицы во всём что вид_шь и слыш_шь нач_нает чу_ствова(ть,т)ся торж_ство крас_ты и страс_ная жажда жи(з,зь)ни (Чехов).

15. Я загл_нул в саклю пос_р_дине тр_щал огонек и дым выталк_ва(е,и)мый ветром из отверстия на крыш_ ра(з,с)ст_лался вокруг (Лермонтов).

16. Хаджи-Мурат помолчал он (н_)только (н_)когда (н_)переб_вал речи но всегда выжидал (н_)скаж_т ли собеседник еще чего потом поднял голову стр_хнув папаху назад улыбнулся той особ_(н,нн)ой де(тс,ц)кой улыбкой которой он пленил еще Марью Васильевну (Л. Н. Толстой).

17. Она с_годн_ (н_)много бледна но (за)то ее пухл_нькие алые губки уд_вительно обрисова(н,нн)ые между которыми светя(ть,т)ся как наниза(н,нн)ый жемчуг ровные мал_нькие зубы будут вам три дня сни(ть,т)ся во сне если хоть раз на них взглян_те (Достоевский).

18. Утром в пятницу то(есть) на другой день после после пр_клятого с_анса весь налич_ный состав служ_щих вар_ете бу_галтер Василий Степанович Ласточ_кин два (сч,щ)етовода три маш_нистки об(е,ои) ка(с,сс)ирши кур_еры капел_динеры и убор_щицы словом все кто был в налич_ности (н_)находились при деле на своих местах а все с_дели на подоко(н,нн)иках окон выходящ_х на (с,С)адовую и см_трели на то что дела_(т,ть)ся под стеною вар_ете где в два ряда лепилась (много)тыс_(чь,ч)ная оч_редь хвост которой находился на (к,К)дринской (п,П)лощ_ди (Булгаков).

19. И если(бы) (н_)стойкое треп_тание н_бесного огня (н_)пр_вратилось в пост_я(н,нн)ый свет наблюдат_ль мог(бы) вид_ть что лицо пр_куратора с во(з,с)пале(н,нн)ыми последними бе(з,с)со(н,нн)ицами и вином глазами передерг_ваясь с бе(з,с)покойным напр_жением выража_т (н_)терпение что пр_куратор (н_)только гл_дит на две белы_ розы утонувши_ в красной луж_ (н_)только бормоч_т обрече(н,нн)ое увы но постоя(н,нн)о поворач_ва_т лицо (на)встречу вод_(н,нн)ой пыли и песку что он кого(то) ждет, (н_)терпеливо ждет (Булгаков).

20. Какие бывают эти общие залы всякий прое(з,ж)жающ_й зна_т очень хорошо те(же) стены выкраш_(н,нн)ые масл_(н,нн)ой краской потемневш_е (в)верху от трубоч_ного дыма и зал_сне(н,нн)ые спинами разных прое(з,ж)жающих а еще более туземными купеч_скими ибо купцы по торговым дням пр_ходили сюда сам-шест и сам-сем и(з,с)пивать свою извес_ную пару чаю тот(же) закопче(н,нн)ый п_толок та(же) копче(н,нн)ая люстра со множ_ством висящих стеклыш_к которые играли и звенели всякий раз когда половой бегал по и(з,с)тертым клеенкам помахивая бойко подносом на которм сидела такая(же) бездна чайных чаш_к как птиц на морском б_регу те(же) к_ртины во всю стену писа(н,нн)ые масл_(н,нн)ыми красками словом всё то(же) что и везде только и разн_цы что на одной к_ртин_ изображ_на была (Н,н)имфа с такими огромными грудями каких читатель верно (н_)когда (н_)вид_вал (Гоголь).


IV.КУЛЬТУРА РЕЧИ

Орфоэпические нормы

 

Упражнение 30. Орфоэпический минимум. Из орфоэпического минимума (см. приложение №1) выписать на карточки изплотной бумаги или картона (размер 11´21 см.) слова и грамматические формы, произношение, правописание или ударение которых показалось вам необычным, неожиданным.

 

Карточки (не менее пяти) должны быть оформлены по следующему образцу:

К1 А Б В Г Д
  Одновременно Индеветь Сосредоточение Вероисповедание атлет
  Квартал Газопровод Гастрономия Пломбировать конечно [шн]
  Носков (Р. мн.) Звонишь Кремень Щавель класть (не «ложить»)
  Издревле Гангстер [тэ] Раджа Торты опека (не ё)
  Сазана (Р. ед.) Шинель [н’э] Украсть (не «своровать») Атлас (географический) договор
  Хаос Феерия Побасёнка На волнах языковая (политика)
  Афера (не ё) По церквам Обеспечение Черпать локтя (Р. ед.)
  Баловать Кочерёг (Р. мн.) По средам (день недели) Насторожённость оседлость (не ё)  
  Плуты (И. мн.) Важны (необходимы) Искра Наголо (остричь) комбайнер
  Мизерный Средам (окружение) Плесневеть Гренки выборов

 

Затем заполняется пять аналогичных «слепых» карточек (без простановки ударений и без указания особенностей произношения и употребления слов):

С1 А Б В Г Д
  Одновременно Индеветь Сосредоточение Вероисповедание атлет
  Квартал Газопровод Гастрономия Пломбировать конечно
  Носки – в Р. мн. Звонишь Кремень Щавель ложить
  Издревле Гангстер Раджа Торт – в И. мн. опека
  Сазан – в Р. ед. Шинель Своровать Атлас (географический) договор
  Хаос Феерия Побасенка На волнах языковая (политика)
  Афера Церковь – в Д. мн. Обеспечение Черпать локтя (Р. ед.)
  Баловать Кочерга – в Р. мн. По средам (день недели) Настороженность оседлость  
  Плуты (И. мн.) Важны (необходимы) Искра Наголо (остричь) комбайнер
  Мизерный Средам (окружение) Плесневеть Гренки выборов

 

Самопроверка в процессе заучивания может быть проведена так: контрольную карточку закрыть сверху «слепою», затем прочитать вслух по «слепой» карточке первый ряд (1- АБВГД), после чего передвинуть «слепую» карточку, открыв первый ряд контрольной и проверив тем самым правильность произнесения слов; и так двигаться дальше, до 10-го ряда; можно прочитывать и вертикальные ряды-столбцы (напр., А – 1,2,3,4,5,6,7, 8, 9, 10).

Проверка знания минимума (тренировочная и контрольная) осуществляется следующим образом: «контролер» берет в руки контрольную карточку, а контролируемый – соответствующую ей «слепую». Контролер называет координаты того или иного слова, знание особенностей употребления которого он хочет проверить (всего предлагается пять слов, по одному из каждой колонки, напр.: А9, Б2, В3, Г7, Д4). Отвечающий читает соответствующие слова из «слепой» карточки.

Критерии оценок: 5 правильных ответов – отлично;

4 – хорошо;

3 – удовлетворительно.

Если проверять по 10 слов, то критерии оценки могут быть такими:

10 правильных ответов – отлично;

8-9 – хорошо;

5-7 – удовлетворительно.

 

Грамматические нормы

Морфологические нормы

Упражнения 31-40. Найти ошибки в предложениях, исправить и прокомментировать их. Упражнения оформить в виде следующей таблицы:

№ предл-я Предложение (-) Исправленный вариант (+) Комментарий Код
         

В графе «код» необходимо указать номер таблицы, пункт и подпункт соответствующего правила, но сделать это следует только после того, как выполнено упражнение (т. е. заполнены все прочие графы таблицы), в качестве средства самопроверки. Упражнения же следует выполнять, предварительно выучив соответствующие справочные таблицы; заглядывать в справочные таблицы в процессе выполнения упражнений не рекомендуется.

31. Нормы употребления форм существительных:

1. Очень тесна столовая, и рабочим второй смены негде перекусить, выпить стакан горячего чаю.

2. В пьесах Лопе де Вега и в «Вишневом саду» Чехова были заняты лушие артисты труппы.

3. Окуловское РОНО неоднократно обращалось в вышестоящие инстанции по поводу открытия специального методического кабинета.

4. Надо иметь представления о стилистических градациях языковых элементов и об их различных предназначениях.

5. В хозяйственных магазинах вы можете купить сторожа. Это небольшая гофрированная тарелочка, которая стуком по дну кастрюли дает сигнал о том, что молоко закипает.

6. Не налажена доставка писем и телеграмм. По всему поселку мы вынуждены искать поступающие на наше имя корреспонденции.

7. Мы уже привыкли к гороскопам и предсказаниям Павла Глоба.

8. Здание не ремонтируется, а крыша, крытая толью, во многих местах протекает.

9. Новый термопредохранитель срабатывает при нагрузке в 5 амперов.

10. Коллектив Семипалатинского мясокомбината занял первое место на смотру художественной самодеятельности.

11. Особых уважений заслуживает труд рабочих Бабиченко, Пороснякова и другие.

12. Анатолий Иванович не показал вида, что его задели слова председателя.

13. Шофера – уважаемые на селе люди.

14. КГБ стало за мною охотиться, когда я был еще студентом.

15. Лето, а в нашей столовой не найдешь ни свежих огурцов, ни помидор.

16. В нашем селе нет ни детских садов, ни ясель.

17. Пока инженер был в отпуску, на его место приняли другого работника.

18. На совете присутствовали директоры школ, работники РОНО.

19. Высокие урожаи зерновых культур получены в ряду хозяйств на поливных землях.

20. Поселок наш прямо интернациональный: здесь встретишь и русских, и казахов, и таджиков, и туркменов, и немцев.

32. Нормы употребления форм прилагательных и наречий:

1. Новые стихи молодого поэта были более удачнее прежних.

2. В упражнении требовалось указать, какие речевые средства наиболее характерные для создания комического эффекта.

3. Проблемы, освещенные в книге Шарля Балли, очень интересные.

4. Схватив туфельку, принц отправляется по белому свету искать ее хозяйку.

5. В районе вступила в строй игрушечная фабрика.

6. Ремонт скотобаз надо начинать уже сейчас, и тогда более спокойнее можно готовиться к зиме.

7. Аня всегда пунктуальна и очень аккуратная.

8. После приезда Казыбаева с сельскохозяйственной выставки агрономическая квартира стала местом паломничества односельчан.

9. Весь режим работы коллектива требует от учащихся наиболее серьезнейшего отношения к своему делу.

10. Из примерочной девушка вышла разочарованной: юбка узкая.

11. Глядя на него и слушая его замечательные рассказы, ребята становились более храбрее.

12. Для направленной организации культурно-просветительской работы в районе функционируют более 30 библиотек, 26 клубов и другие культурные очаги.

13. Жених был пьяный от счастья.

14. Помогите нам выбраться из мусорного затруднения – вывезти его.

15. На палубе подняли флаги, заиграла музыка: корабль был готовый к отплытию.

16. Известно, что наша страна очень богатая лесом, тем не менее его надо беречь.

17. Более культурнее стал Подгощский СДК.

18. Что касается шахтерского ансамбля, то он выступил более хуже, чем в прошлом году.

19. Хорошо, когда профессия трудна, но интересная.

20. В недавно открывшемся ателье можно заказать модную шляпу, берет для женщин, шапочку для детей.

33. Нормы употребления форм числительных:

1. В бригаду маляров входило трое мужчин и двое женщин.

2. Уральский сельхозинститут направил в наш район 32 молодых специалистов.

3. Нередко одним вопросом занимаются одновременно двое депутатов: опытный и молодой.

4. Кешка поднял голову: на краю обрыва стояли двое волков и выли, задрав острые морды.

5. Я решил вместо 5,6 гектаров ежедневно вспахивать 7,6 гектаров земли.

6. Теперь из фермеров в нашем районе осталось только три.

7. Нынче в области предстоит снять руно с двух миллионов восемьсот тысяч овец.

8. Рыбак поднял щуку обоими руками.

9. В группе у каждой воспитательницы 22 детей.

10. В обоих воротах уже побывало по два мяча.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.215 с.)