ТОП 10:

Упражнение 42. Лексико-фразеологический минимум.



1. Из Орфоэпического и Орфографического минимумоввыписать слова, лексическое значение которых вам неизвестно, найти эти слова в толковых словарях. Выпишите словарные статьи, посвященные этим словам. Знать их значение и особенности употребления.

2. Из любого фразеологического словаря выписать словарные статьи о 10 неизвестных вам фразеологизмах, начинающихся на первую букву вашей фамилии.

3. Из книги: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова (любое издание) – выписать 10 крылатых выражений мифологического происхождения вместе со словарными статьями. Знать соответствующие мифы.

4. Из той же книги выписать 10 библейских крылатых выражений вместе со словарными статьями. Знать соответствующие притчи.

5. Из той же книги выписать по 10 крылатых выражений (всего 100), принадлежащих: 1) И. А. Крылову; 2) А. С. Грибоедову; 3) А. С. Пушкину; 4) М. Ю. Лермонтову; 5) Н. В. Гоголю; 6) Н. А. Некрасову; 7) М. Е. Салтыкову-Щедрину; 8) А. П. Чехову; 9) Л. Н. Толстому; 10) М. Горькому (без соответствующих словарных статей). Знать их значение и особенности употребления.

Форма представления упражнения: в рукописном виде в ученической тетради с плотной обложкой. На внутреннюю сторону обложки наклеивается конверт, в который вкладываются орфоэпические и ортологические карточки.

Предостережение: упражнения, выполненные на компьютере или с помощью иной множительной техники, не принимаются.

 

Упражнение 43. Определить вид тропов (Табл.):

1) Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (Есенин).

2) Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим? (Паустовский).

3) Зеленая прическа, девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (Есенин).

4) Много за жизнь повымел Вилли: Одних пылинок – целый лес (Маяковский).

5) Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов).

6) Быстро мелькают дни беспечного, веселого детства (Григорович).

7) Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (Тургенев).

8) Детство бегало босиком (В. Солоухин).

9) Темный бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М. Горький).

10) Сбежались отовсюду облака, окружили, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую сторону (А. Гайдар).

11) В саду горит костер рябины красной (Есенин).

12) Очи синие, бездонные… (Блок).

13) – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь).

14) Ковши круговые, запенясь, шипят (Пушкин).

15) Луна хохотала (Есенин).

16) Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок (Некрасов).

17) Сидит милый на крыльце С выраженьем на лице, А у милого лицо Занимает всё крыльцо (Частушка).

18) Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем (Пушкин).

19) Он рыться не имел охоты В хронологической пыли бытописания земли (Пушкин).

20) Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой земли (Пушкин).

 

Упражнение 44. Определить вид стилистических фигур (Розенталь 1987, гл. 25):

1) А дело, которое нашему суду пришлось недавно рассматривать, было не просто редким – редчайшим; в моей, например практике – уникальным (из газ.).

2) Любить… но кого же? …На время – не стоит труда (Лермонтов).

3) Громыхают паровозы, передвигая составы к пакгаузам и обратно, резко лязгают лебедки, нагружая и опустошая корабли, стучат молоты, вызывая звон железа, свистят катера, гудят большие пароходы, точно перекликаясь между собой (Новиков-Прибой).

4) Ядреная антоновка – к веселому году (Бунин).

5) Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид (Пушкин).

6) Вы знаете, что такое молитва?! (Горький)

7) Большой город из серого камня, темная зелень садов, над городом на холме белый храм (Н. Раевский).

8) - Нет, ты не должна об этом знать. То есть, нет, наоборот. В общем я… Я всё-таки скажу тебе. Но ты должна меня понять правильно. Я прошу… Впрочем… уже ни к чему… (Г. Серебрякова).

9) Во всём доме – тишина (Бунин).

10) Злые они, враги, и щадить их – нечего (Горький).

11) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь (Некрасов).

12) Пришел – и ослабел, и лег под сводом шалаша на лыки. И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки (Пушкин).

13) И невозможное возможно (Блок).

14) Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (Лермонотов).

15) Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен (Лермонтов).

16) И бугор земли сырой тут насыпали. И кленовый крест тут поставили (Лермонтов).

17) Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено (А. Н. Толстой).

18) Что смолкнул, веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы!.. (Пушкин).

19) Тени серые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул (Тютчев).

20) Над нами гремят трубачи молодые,

Над нами восходят созвездья чужие,

Над нами чужие знамена шумят…

Чуть ветер,

Чуть север –

Срывайтесь за ними,

Неситесь за ними,

Гонитесь за ними,

Катитесь в полях,

Запевайте в степях (Багрицкий)

 

Упражнение 45.Определить стилистические ошибки и недочеты в использовании выразительных средств:

1) Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений.

2) Из детских садиков, расположенных на улице Черняховского в домах №5 и 37, стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного.

3) Часть пятиэтажек расселят, а часть приведут в порядок посредством комплексной санации.

4) Мы усекли все указания и подключились к работе, начав перестраивать ее в том направлении, в котором рекомендовалось министерством.

5) Сейчас будут определены команды, которые получат право скрестить весла на королевской регате.

6) Идет час за часом, скоро уж и смена к концу, и хотя чувствуется усталость, движения владычицы электрокрана несуетны, строго рассчитаны, точны.

7) Этих денег Раскольникову хватает на булку, дешевую колбасу и одежду «сэконд-хэнд» (Л. Парфенов).

8) Мама сама мечтала стать художницей, да не вышло; а дочка, как ведьма к помелу, потянулась к краскам.

9) Фраза К. Леонтьева «Надо подморозить Россию» – уже четверть века девиз радикальных русских консерваторов (Л. Парфенов).

10) Специалисты-вулканологи не трусят, а держат руку на пульсе стихии.

11) Четвертая глава посвящена словообразовательным ресурсам русского языка, коими он так богат.

12) Если ты осознаёшь, что не хлебом едины люди, а общим делом, духовной целью – ты евразиец.

13) Если абстрагироваться от словесной мишуры и рекламной трескотни, которыми сопровождаются «жития» героев клюшки и шайбы, в книге можно найти весьма любопытные материалы о «звездах» прошлого.

14) Северный олень неприхотлив, не требует ухода и с радостью отдает человеку прекрасное оленье мясо, шкуры, рога.

15) В книге львиная доля уделена проблеме московского и петербургского произношения.

16) Тема совершенствования методов проектирования пригородных мест отдыха крупнейших городов располагает, как видим, многими новыми точками роста, и авторы надеются, что они не увянут.

17) Снежинки, словно белые мухи, медленно падали на землю.

18) Древние русские города явились цитаделью русского национального зодчества, животворным источником и рассадником самобытной культуры нашего народа.

19) Ношу тяжкого страданья средь пустынь и тундр и скал я влачил в краю изгнанья (Кюхельбекер).

20) И в озерах твоих глаз вижу я сейчас души прозрачное стекло.

Упражнение 46.Найдите и перепишите любое стихотворение А. С. Пушкина, название или первая строка которого начинается на первую букву вашей фамилии. Выделите и прокомментируйте средства речевой выразительности (фонетические, лексико-фразеологические, синтаксические) в этом стихотворении.

Образец выполнения упражнения:

студент Артамонова С. А. (гр. 121).

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,1 1эпитеты

На почве, зноем раскаленной,

Анчар,как грозный часовой2 2сравнение

Стоит – один во всей вселенной.

Функциональные стили

 

Упражнение 47. Выберите газетную или журнальную статью большого объема (или 5-7 небольших статей), вклейте в ученическую тетрадь и охарактеризуйте его языковые особенности, определяющие принадлежность текста к публицистическому стилю. Упражнение оформите в виде следующей таблицы:

№ предложения в тексте лексико-фразеологические особенности стиля морфолого-словообразовательные особенности стиля синтаксические особенности стиля
       

 

Упражнение 48. Составьте следующие деловые документы: 1) резюме, 2) автобиографию, 3) заявление (о приеме на работу или любое др.), 4) объяснительную (любого содержания), 5) объявление (любого содержания). Охарактеризуйте структурные (композиционные) и языковые особенности составленных текстов.

Упражнение 49.Прочитайте книгу В. В. Колесова «Как наше слово отзовется…» (СПб., 2001) или любую другую научно-популярную книгу по стилистике и культуре речи (см. список литературы) и напишите на нее рецензию.

Рецензирование – это критическая оценка художественного, научного или др. произведения.

Требования к рецензии:

1. Объем – 4-7 стр. рукописного текста (на стандартных лситах формата А4). Предостережение: рецензии, набранные на компьютере или на машинке, не принимаются.

2. Конкретность рецензии: в рецензии не должно быть «общих фраз», ни о чем не говорящих; она должна показать степень вашего знакомства с содержанием рецензируемой книги, включать цитаты из этой книги, наиболее интересные, яркие или спорные примеры.

3. В то же время необходимо избегать пересказа и обильного цитирования. Рецензия – это критический анализ прочитанной книги, а не пересказ.

4. Доказательность рецензии: выдвигаемые положения не должны звучать голословно, их необходимо подкреплять:

1) ссылками на рецензируемую книгу (с указанием страниц);

2) ссылками на другие авторитетные источники (с указанием выходных данных и страниц);

3) собственными иллюстрациями и иллюстрациями из текста книги;

4) логической аргументацией.

5. Пропорциональность разделов рецензии: в рецензии должно быть уделено приблизительно одинаковое внимание всем частям (главам) рецензируемой книги. Если же рецензент уделяет большее внимание какой-либо одной части (главе), то это должно быть обосновано.

6. Адресность: рецензия должна ориентироваться на определенного адресата – читателя (напр., школьника – чтобы заинтересовать его книгой, студента, учителя-словесника и т. п.). В зависимости от адресата избирается стиль рецензии.

7. Язык рецензии должен соответствовать современной литературной норме.

Содержание и структура рецензии.

1. В рецензии должно быть четко отражено название книги, ее выходные данные, адресат и структура (порядок следования глав, их название).

2. Во вступительной части необходимо сказать несколько слов о проблеме, которой посвящена книга, ее актуальности, определить место рецензируемой книги среди литературы на данную тему.

3. Далее обычно следует анализ содержания книги по главам (основная часть рецензии).

4. В заключительной части обычно суммируются достоинства книги, указываются наиболее существенные недостатки (если они имеются) и даются рекомендации по ее использованию.

5. Рецензия может быть озаглавлена, может иметь эпиграф, начинаться обращением к читателю.

6. Объем вступительной и заключительной частей рецензии вместе не должнен превышать четверти от общего объема рецензии (основная часть, таким образом, составляет примерно ¾ всего объема рецензии).

7. Разновидностью рецензии являются жанры предисловия (обычно это авторецензия, открывающая книгу) и аннотации (очень краткая характеристика содержания, назначения и адресата книги). В рекомендуемой для рецензирования книге В. В. Колесова содержатся аннотация (с. 2) и предисловие (с. 3).

Упражнение 50.Законспектируйте одну из глав прочитанной книги В. В. Колесова и подготовьте реферативное выступление по этой главе.

Требование к конспекту и реферату

Конспектирование – это краткое цитатное изложение содержания прочитанной работы.

Требования к конспекту:

1) полное указание всех выходных данных конспектируемой книги или статьи в следующем порядке: фамилия автора, инициалы, название работы (без кавычек), место и год издания;

2) точность, дословность цитирования; в случае сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: <… >;

3) обязательное указание страницы, с которой взята цитата (страницы конспектируемого источника должны проставляться на всём протяжении конспекта);

4) в конспекте обязательны поля; на поля выносятся:

а) собственные подзаголовки, которые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;

б) страницы конспектируемой работы;

в) собственные замечания по поводу конспектируемого;

г) ссылки на другие работы, в которых содержится та же точка зрения или противоположные.

5) Если внутри работы цитируются другие авторы, то при конспектировании следует точно передать текст цитаты и вынести на поля все имеющиеся сведения (выходные данные) о цитируемой работе.

6) При конспектировании часть конспекта может представлять не точную цитацию источника, а пересказ «своими словами». В таком случае вся та часть конспекта, в которой содержание конспектируемой работы передано не дословно, заключается в угловые скобки: < >.

7) Конспекту может предшествовать план конспектируемой работы.

Реферированиекраткое изложение содержания прочитанной работы (или работ) своими словами, с цитированием отдельных фрагментов. Всякий реферат основывается на конспекте и представляет собой целенаправленную и осмысленную его переработку, ориентированную на устное публичное выступление. Реферат, как правило, содержит план рефериремой работы и список литературы (если реферируется несколько работ).

Требования к оформлению реферата.

1. Реферат пишется на стандартной белой бумаге формата А4 каллиграфическим почерком с соблюдением полей (размеры полей: левое – 3,5 см., остальные – 2). Предостережение: рефераты, набранные на компьютере или на машинке, к защите не допускаются.

2. Титульный лист не нумеруется и оформяляется в соответствии с ГОСТом. Название (тема) реферата в кавычки не заключается (если не представляет собой цитату).

3. На второй странице пишется план реферата (объем плана – 1 страница). Далее следует основной текст реферата. Номера страниц могут быть проставлены как вверху, так и внизу страницы посередине поля.

4. Если реферат выполняется по одному источнику и все выходные данные этого источника указаны на титульном листе реферата (напр.: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ по книге В. В. Колесова «Как наше слово отзовется…» – СПб., 2001), то список литературы необязателен. Если же реферат выполняется по нескольким источникам или в основном тексте реферата цитируются разные источники, то на последней странице реферата составляется список ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Оформляется список в соответствии с ГОСТом (см. пример оформления библиографии в конце пособия)

5. Если реферат содержит цитаты из реферируемой книги, то все они заключаются в кавычки и в скобках указывается страница; однако злоупотреблять цитатами не следует, так как реферат – это свободный пересказ прочитанного источника, а не его переписывание. Если в реферате содержатся цитаты из нескольких источников, то они могут быть оформлены так, как это сделано в разделе «Введение» в данном учебном пособии, напр., (Колесов, 2001, с. 53).

Требования к защите реферата.

1. Время выступления –5- 7 минут. Объем реферата должен определяться этим регламентом.

2. Читать реферат не разрешается: во время выступления пользоваться можно только планом (1 стр.).

3. Речь выступающего должна соответствовать литературным нормам.

4. Отвечая на вопросы аудитории, оратор обязательно должен повторить формулировку вопроса.

5. Вопросы, заданные аудиторией, могут быть записаны, и на обдумывание ответов оратор может взять тайм-аут (7-10 минут).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.071 с.)