Правила библиографического описания источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила библиографического описания источников



 

С 1 июля 2004 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. №332-ст в качестве национального стандарт Российской Федерации введен в действие межгосударственный стандарта ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись (приложение Д). Библио­графическое описание". Он введен взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые ГОСТ 7.1—2003 к оформлению библиографических записей и описаний.

Библиографическое описание содержит библиографичес­кие сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следо­вания области и элементов, и предназначенные для иденти­фикации и общей характеристики документа.

Библиографическое описание является основной частью библиографической записи. Библиографическая запись может включать также заголовок, термины индексирования (клас­сификационные индексы и предметные рубрики), аннотацию (реферат), шифры хранения документа, справку о добавоч­ных библиографических записях, дату завершения обработ­ки документа, сведения служебного характера.

В зависимости от структуры описания различают одно­уровневое и многоуровневое библиографическое описание.

Одноуровневое описание содержит один уровень. Его со­ставляют на одночастный документ, завершенный многочас­тный документ в целом, отдельную физическую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа. Многоуровневое описание содержит два и более уровня. Его составляют на многочастный документ (многотомный или комплектный документ в целом, сериальный или другой про­должающийся ресурс в целом) либо на отдельную физичес­кую единицу, а также группу физических единиц многочас­тного документа — один или несколько томов (выпусков, номеров, частей) многотомного комплектного документа, се­риального или другого продолжающегося ресурса.

В состав библиографического описания входят следующие области:

1 — область заглавия и сведений об ответственности;

2 — область издания;

3 — область специфических сведений;

4 — область выходных данных;

5 — область физической характеристики;

6 — область серии;

7 — область примечания;

8 — область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности.

Источником информации для составления библиографи­ческого описания является документ в целом. При необходи­мости в описании могут быть приведены сведения, заимство­ванные из источников вне документа.

Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в источнике информации. Недостаю­щие уточняющие сведения, а также полностью отсутствую­щие необходимые данные формулируют на основе анализа документа (для печатных изданий, титульные листы кото­рых утрачены, географических карт без названия, необрабо­танных звукозаписей и т. п.).

Сведения, сформулированные на основе анализа доку­мента, а также заимствованные из источников вне докумен­та, во всех областях библиографического описания, кроме области примечания, приводят в квадратных скобках.

Для каждой области описания определенного вида доку­ментов установлен предписанный (основной) источник инфор­мации — один или несколько (например, для области загла­вия и сведений об ответственности предписанными источни­ками информации являются: титульный лист — для книг, первая и последняя полосы — для газет и т. п.).

При составлении библиографического описания в целях обеспечения его компактности можно применять сокраще­ние слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объе­динение различных записей в одну библиографическую за­пись и другие приемы сокращения.

Главным условием сокращения слов является однознач­ность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста опи­сания, затруднить его понимание.

Унифицированные формы сокращений, применяемые в отдельных положениях, приводят на русском либо латинс-| ком языках: и другие (et alii)и др. (et al.); и так далее (et cetera)и т. д. (etc.); то есть (id est)т. е. (г. е.); без места (sine loco)б. м. (s. I.); без издателя (sine nomine)б. и. (s. п.); раздельная пагинация (pagina varia)разд. паг. (рад. var.).

При необходимости их эквиваленты приводят на других языках.

В отдельных случаях, например при записи очень длин­ного заглавия, допускается применять такой способ сокра­щения, как пропуск отдельных слов, фраз, если это не при­водит к искажению смысла.

Прописные буквы применяют в соответствии с современ­ными правилами грамматики того языка, на котором состав­лено библиографическое описание, независимо от того, ка­кие буквы употреблены в источнике информации. С пропис­ных букв начинают первое слово каждой области, а также первое слово следующих элементов: общего обозначения материала и любых заглавий во всех областях описания. Все остальные элементы записывают со строчной буквы.

Сохраняют прописные и строчные буквы в официальных наименованиях современных организаций и других именах собственных.

При наличии в источнике информации явных ошибок и опечаток, не искажающих смысла текста, сведения в биб­лиографическом описании приводят в исправленном виде и не оговаривают исправления. Пропущенные буквы или циф­ры вставляют, заключив их в квадратные скобки.

Ошибки и опечатки, изменяющие смысл текста, а также все ошибки в фамилиях, инициалах лиц, принимавших уча­стие в создании документа, воспроизводят в библиографи­ческом описании без изменений, за исключением международного стандартного номера. После них в квадратных скобках приводят правильное написание с с предшествующим сокращением «т.е.».

 


7. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Научное исследование начинается с замысла. Замысел исследования — это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:

· актуальность, цель, задачи, гипотеза исследования;

· критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;

· определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап работы включает в себя:

— выбор проблемы и темы;

— определение объекта и предмета, целей и задач;

— разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

— выбор методов и разработку методики исследования;

— проверку гипотезы;

— непосредственно исследование;

— формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

— обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

В теме исследования отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Объект — это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Гипотеза предвосхищает основные результаты исследования.

Гипотезы бывают:

— описательные (предполагается существова­ние какого-либо явления);

— объяснительные (вскрывающие причины его);

— описательно-объяснительные.

К гипотезе предъявляются определенные требования:

— она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

— в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

— при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

— требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.

Методика — это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Составить программу исследования, методику невозможно:

— во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;

— во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.

В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:

— какое явление изучается;

— по каким показателям;

— какие критерии оценки применяются;

— какие методы исследования используются;

— порядок применения тех или иных методов.

Таким образом, методика — это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования.

При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования.

Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:

— теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика;

— исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

— субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

— совокупность применяемых методов, их субординация и координация;

— порядок применения методов и методологических приемов;

— последовательность и техника обобщения результатов исследования;

— состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения и есть искусство исследования.

Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.

Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:

— быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

— вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

Описание процесса исследования — основная часть исследовательской работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

— название и содержание глав, а также параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов — главу в целом;

— первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;

— проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и библиографию;

— не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;

— избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

— изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;

— соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку;

— перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.

Очень важный этап хода научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется на занятиях, на семинарах, конференциях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности исследования и коллективный отзыв.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

Любая научная работа, проделанная исследователем, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие люди. Поэтому важнейшим этапом научно-исследовательской деятельности является оформление полученных в ходе нее наблюдений и выводов в какой-либо общепринятой и общедоступной форме - доклада, статьи, монографии, диссертации др.

Студенческая научная работа также обязательно должна быть оформлена в письменном виде.

Исследовательская работа включает в себя следующие основные элементы:

титульный лист;

введение;

основное содержание;

заключение (выводы и рекомендации);

список использованных источников;

приложения.

Требования к изложению материала

Во время проведения научного исследования - как и при изучении материала в ходе экспериментально-опытной работы - накапливается, большое количество самых разнообразных записей, фиксирующих результаты и наблюдения, полученные студентом по ходу работы. Такие записи необходимо постоянно систематизировать и упорядочивать, поскольку они могут быть использованы не только при написании курсовых и дипломных работ, доклада на студенческой конференции, статьи в сборник студенческих работ и др., но и в учебной работе.

При изложении научного материала, независимо оттого, пишите ли вы статью, курсовую или другую работу, должны соблюдаться основные требования:

- конкретность, подразумевающая, что из всего многообразия приобретенных в ходе научной работы знаний, сведений данных будут отобраны только те, которые необходимы для раскрытия вашей темы или решения вашей проблемы;

- четкость, которая достигается выделением в тексте отдельных частей, характеризующихся смысловой связностью и цельностью;

- логичность, предусматривающая определенную, заранее принятую последовательность этих частей;

- аргументированность (т. е. доказательность), когда каждая высказываемая мысль подкрепляется убедительными доводами (почему это так, а не иначе) или подтверждается авторитетными мнениями других ученых;

- точность формулировок, которая позволит избежать неоднозначного толкования ваших высказываний.

Структура работы

Работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов.

Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения.

- Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу.

- После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.

- Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, дается характеристика работы - относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

- В основной части работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

- Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала (При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста).

- В конце работы приводится список использованных источников (библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

- В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

Основная часть подразделяется на более мелкие рубрики - главы, которые в свою очередь делятся на параграфы.

Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который выделяется пробелом в начале первой строки (абзацным отступом). Абзац состоит, как правило, из нескольких предложений, связанных смысловым единством.

Такая сложная, как говорят, «иерархическая», структура текста значительно облегчает его восприятие. Читающему не приходится самому выделять смысловые части, их соотношение, выявлять логику изложения; заголовки дают первоначальное представление об общем содержании каждой выделенной рубрики. Все это позволяет сразу сосредоточить внимание на содержательной стороне работы, на ее проблематике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.139.73 (0.07 с.)