Тема 2. Эволюция моделей государственной социальной политики в 20 – начале 21 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Эволюция моделей государственной социальной политики в 20 – начале 21 вв.



1.

Эффективность социальной политики по отношению к занятым в государственном секторе экономики может быть оценена при помощи специальных приемов, один из которых описан С. Паркинсоном в его знаменитых “Законах...”. Этот прием предусматривает соотнесение численности людей, занимающихся тем или иным объектом управления к величине объекта за ряд лет. В качестве примера Паркинсон рассмотрел динамику количества военных судов и адмиралтейских служащих в Великобритании, а также изменение размеров территории колоний и численности штата соответственно Адмиралтейства и Министерства колоний. Однако при таком подходе не учитывается изменение сложности соответствующих объектов с течением времени (одно дело – парусные галеры и другое – атомные подводные лодки).

 

2.

Социальная политика по модели государственный патернализма проводилась в прежнем СССР и Российской Федерации как одной из входивших в его состав союзных республик с конца 1920-х гг., когда началась так называемая «социалистическая» индустриализация, потребовавшая концентрации ресурсов в руках государства до конца 1980-х гг., когда были приняты законы «О кооперации», «О государственном предприятии (объединении)», пакет нормативных документов «О коренной перестройке управления экономикой». Расширение в тот период экономической компоненты общественной жизни за счет отмены части административных и идеологических ограничений привели к быстрому краху проводившейся социальной политики – новые экономические возможности оказались для части населения существенно шире существовавших социальных гарантий.

3.

В плановой экономике прежнего СССР в 1950-е – 1990-е гг. основным административным ресурсом в социальной политике были документы съездов КПСС (Директивы, Основные направления и т.п.), определявшие цели социального развития страны на очередной период. Этими документами устанавливались задания профильным министерствам и ведомствам по вводу в действие жилья и объектов социально-культурной сферы, предусматривались мероприятия по повышению оплаты труда работников и размеров пособий социальным иждивенцам. В промежутках между съездами ЦК КПСС и Совет Министров принимали отдельные постановления по решению отдельных социальных вопросов. Ответственность за выполнение принятых решений возлагалась на конкретных физических лиц, представляющих соответствующие институциональные структуры. Если социальные решения не выполнялись, то вне зависимости от наличия или отсутствия объективных причин создавшейся ситуации к этим лицам принимались жесткие меры. Экстремальными из них являлись высшая мера наказания в 1930-е гг. и исключение из КПСС в 1970-е гг.

4. Различия между подходами Кейнса и Фридмена.

Кейнс Фридмен
Необходимо вмешательство государства в экономику Рынок способен к саморегулированию
Занятость зависит от совокупного спроса Экономика сама установит уровень производства и занятости
Денежная масса нейтральна к производству Денежная масса - причина роста цен и изменения конъюнктуры
Главная проблема - безработица Главная проблема - инфляция
Нужна гибкая денежная политика Необходима стабильная денежная политика
Бюджетный дефицит - способ стимулирования спроса Бюджетный дефицит - причина инфляции
Кейнсианство - теория экономического роста Монетаризм - теория экономического равновесия


Тема 4. Социальная политика Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике (1990-е гг.)

1.

Уровень решения основных задач социального реформирования Программы углубления экономических реформ 1992 г., связанные с увеличением финансовой нагрузки на бюджеты домохозяйств

Задачи 1992 г. Фактическое положение в начале ХХI в.
На этапе экономического подъема: - перенос центра тяжести в финансировании расходов на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения граждан и юридических лиц.   - принят в качестве магистрального направления социальных реформ. Начиная с 1992 г., развивается оплата услуг социальной сферы из бюджетов домохозяйств. В 2000 г. на 1 руб. расходов консолидированного бюджета по статьям «образование», «здравоохранение и физическая культура» и «жилищно-коммунальное хозяйство» приходилось соответственно 7,6; 8,9 и 31,3 коп. расходов бюджетов домохозяйств.
Пенсионное обеспечение: - последовательное проведение реформы пенсионного обеспечения, основанной на принципах создания трехуровневой пенсионной системы (социальная пенсия, трудовая (страховая) пенсия, частная пенсия);   - отказ от выплаты пенсий работающим пенсионерам.   - пакет из трех «пенсионных» законов, предусматривающий развитие системы пенсионного обеспечения, включающей государственные пенсии и трудовые пенсии, которые состоят из страховой и накопительной частей принят только в декабре 2001 г.; не определены условия доступа негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к средствам, поступающим в накопительную часть государственной пенсионной системы (решение этого вопроса было отнесено на 1 января 2004 г.);   - пенсии работающим пенсионерам выплачиваются.
Целевая помощь: - переход к целевой поддержке тех групп, для которых она необходима в наибольшей степени (малообеспеченные семьи с детьми, нетрудоспособные граждане и инвалиды, учащаяся молодежь), в частности, путем учета при решении вопроса об оказании помощи уровня доходов.   - на федеральном уровне только в 1999г. принят Федеральный закон «О государственной социальной помощи», определивший в качестве ее получателей семьи и граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Развиваются системы выявления и поддержки малоимущих в регионах на основе региональной законодательной и нормативной базы.
Культура: - расширение числа учреждений культуры, ориентированных на коммерческие досуговые формы.   - на 1 руб. расходов консолидированного бюджета в 2000 г. приходилось 54,7 руб. расходов домашних хозяйств на оплату услуг учреждений культуры.
Жилищная реформа: - реформа квартирной платы;     - средняя стоимость строительства (приобретения) жилья должна соответствовать 10 - 12-летним годовым доходам семей.   - федеральный стандарт уровня платежей граждан за социальную норму площади жилья составил 70%;   - 12 годовых душевых доходов гражданина в 2001 г. (ок. 38 тыс.руб.) позволяли одиноко проживающему человеку приобрести квартиру, соответствующую стандарту социальной нормы площади жилья (33 кв.м) по цене 6,4 тыс. руб./м за 5,5 лет.

2.

Социальная политика, которая проводилась в России в 1990-е гг., носила эклектичный характер. В ней сочетались элементы социальной политики государственного патернализма и ее либеральной модели. Внедрялись элементы адресной социальной поддержки – например, на получение ежемесячных детских пособий в конце 1990-х гг. – начале 2000-х гг. могли претендовать только те домохозяйства с детьми, душевой доход в которых был не выше 100% величины установленного прожиточного минимума. В регионах апробировались различные модели назначения выплат пособий по нуждаемости, а на. Развивались негосударственный сектор социальной сферы, предоставлявший свои услуги по рыночным ценам в здравоохранении, высшем образовании. В этих отраслях сохранялись бесплатные социальные услуги, предусмотренные Конституцией России. Вместе с тем большинство населения по-прежнему оплачивало жилищно-коммунальные и частично – транспортные услуги по ценам ниже их себестоимости, в связи с чем в региональных и местных бюджетах предусматривалось выделение средств на дотации предприятиям, которые оказывали эти услуги.

3.

В Российской Федерации интенсивность забастовочного движения, достигшая своего максимума в середине 1990-х гг. (в 1995 г. в стране было зафиксировано 8,9 тыс. забастовок, в которых приняли участие 489,4 тыс. чел., в 1996 г. соответствующие показатели составили 8,3 тыс. и 663,6 тыс. чел., в 1997 г. – 17 тыс. и 887,3 тыс. чел.), в дальнейшем пошла на убыль (в 1999 г. в 7,3 тыс. забастовках участвовали 238,4 тыс. чел., в 2000 г. – в 0,8 тыс. – 30,9 тыс. чел.; в январе – ноябре 2001 г. в 0,3 тыс. забастовках участвовали 13,1 тыс. чел.). В 2001 г. удалось принять пакет федеральных законов о начале проведения в стране с января 2002 г. полномасштабной пенсионной реформы.

4.

После начала в 1992 г. экономических реформ в Российской Федерации различные общественно-политические партии и движения неоднократно поднимали вопрос о компенсации гражданам страны «дореформенных» вкладов в учреждениях Сбербанка. В результате был принят ряд Федеральных законов, определяющих внутренний государственный долг по этим вкладам - «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» (так называемый долговой рубль, или дор) и другие. С 1996 г. стала осуществляться предварительная компенсация по вкладам отдельным категориям населения (не более 1000 рублей в расчете на один вклад; ритуальная квота в связи со смертью владельца вклада – 6000 рублей). В 2001 г. ряд депутатов Госдумы, поддержанные Правительством, призвали изменить действующее федеральное законодательство в этой области, показав, что средства, выделяемые ежегодно из федерального бюджета на компенсацию, не покрывают роста стоимости дора в связи с инфляцией и, следовательно, государственный внутренний долг при действующем порядке компенсаций постоянно увеличивается. Их оппоненты в Госдуме вновь вернулись к идеям начала 1990-х гг. и стали строить искусственные конструкции компенсаций дореформенных вкладов, основанные на раздаче вкладчикам собственности, возможности приобретения ими товаров, произведенных отечественной экономикой и т.п. При этом последними игнорируется реальная покупательная способность дореформенного рубля в условиях товарного дефицита.

 

5.

В Российской Федерации в 1990-е гг. за счет устойчиво положительного сальдо миграции сокращение численности жителей, обусловленное их отрицательным естественным приростом, уменьшилось в 1992 г. с 207 тыс. человек до 30,9 тыс. человек, или в 6,7 раз, а в 1998 г. – с 688,6 тыс.человек до 401,6 тыс. человек, или в 1,7 раза.

6.

Некоторые показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в 1990-е гг.

Показатель Ед.изм.    
Экономической активность населения в трудоспособном возрасте % 84,2 78,6
Уровень безработицы экономически активного населения % 5,2 9,8
Средняя продолжительность безработицы (поиска работы) мес. 4,4 9,1
Занятость по формам собственности (1990 г.):      
- государственная и муниципальная % 82,6 37,9
- частная % 12,5 46,2
- прочие виды собственности % 4,9 15,9

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.007 с.)