Кризис первобытного строя, возникновение государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис первобытного строя, возникновение государства



КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Это породило коллективную собственность на средства и результат труда.

На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат.

Неолитическая революция (рубеж VII–V тысячелетий до н. э.) и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появились первые земледельческие общества. Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родствен-ному (клановому) принципу. Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием.

Авторитет власти собрания был непререкаем. В первобытном обществе существовала развитая система запретов – табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последний поначалу распределялся по принципу равенства между членами рода. Затем он стал переходить в сферу межобщинных связей, превратился в товар.

Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати – жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена – деньгами первобытнообщинного общества. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникли частное хозяйство и частная собственность на средства

От родовой организации государство отличается:

1) созданием особой публичной власти, которая не совпадает с населением.

2) разделением подданных государства по территориальным делениям.

Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавалось значение общих правил.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. (С. Н. БУЛГАКОВА, Н. А. БЕРДЯЕВА, И. А. ИЛЬИНА)

Конец XIX в. был отмечен усилением интереса к философско-нравственному истолкованию смысла жизни.

С. Н. Булгаков (1871–1944). Правовые взгляды Булгакова изложены в статье «О социальном идеале». Он отвергает позицию, которая отрицает роль правовых гарантий. В марксизме он видит «попытку отрывать мораль от социальной политики, принеся первую в жертву последней». В истолковании природы права Булгаков считал, что высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. Примененное в качестве критерия социальной политики это начало превращается в требование справедливости, признание за каждым его прав. Естественное право как идеальная и абсолютная норма для оценки положительного права сводится, по Булгакову, к нескольким морально-правовым аспектам. Первая из них касается равенства людей. Человек для человека должен представлять абсолютную ценность. Идея равенства людей включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства. Право есть свобода, обусловленная равенством.

Н. А. Бердяев (1874–1948) был одним из авторитетных участников русского религиозного возрождения начала века. В 1922 г. он был выслан из РСФСР и жил во Франции. Свое политическое кредо Бердяев изложил в главе автобиографии, посвященной вопросам революции и социализма. «Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. Социализм и анархизм в конце концов „доходят до небытия“ в силу своей жажды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную ценность представляют собой церковь (она призвана „охранять образ человека“), государство (оно „защищает образ человека от звериных стихий“), право (оно „охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества“), закон (он изобличает грех, „делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни“).

И. А. Ильин (1883–1954) приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии. Ильин считал, что авторитет права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре и на признанных полномочиях законодателя, но также на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Государственная власть должна применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза; должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. По мнению Ильина, правовое государство основывается на признании человеческой личности.

КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Это породило коллективную собственность на средства и результат труда.

На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат.

Неолитическая революция (рубеж VII–V тысячелетий до н. э.) и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появились первые земледельческие общества. Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родствен-ному (клановому) принципу. Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием.

Авторитет власти собрания был непререкаем. В первобытном обществе существовала развитая система запретов – табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последний поначалу распределялся по принципу равенства между членами рода. Затем он стал переходить в сферу межобщинных связей, превратился в товар.

Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати – жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена – деньгами первобытнообщинного общества. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникли частное хозяйство и частная собственность на средства

От родовой организации государство отличается:

1) созданием особой публичной власти, которая не совпадает с населением.

2) разделением подданных государства по территориальным делениям.

Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавалось значение общих правил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.007 с.)