ТОП 10:

Ведь они имеют власть от благодати Святого Духа поддерживать всякое добро и исправлять то, что нуждается в исправлении.



Наверное, архиереи приводят то оправдание, что поскольку они находятся под игом турок и связаны многими заботами, то доверяют решать такие вопросы учителям и проповедникам. Но тем самым эти благословенные – один не желая потерять свой покой, другой приводя другие оправдания – все вместе устраняясь и перекладывая тяжесть друг на друга, скрывают, как в гробу, слово Божие и истину и молчаливо дают понять, что они согласны с тем, что происходит, как говорит божественный Мелетий Исповедник:

Когда кто, веденья достигнув

И верно истину познав,

Пытается ее сокрыть,

Изобретая некии приемы,

И смело не провозглашает,

открыто, громко говоря:

Кто, о честных заботы не имея

И о Божетвенных Канонах,

Не защищает Правил, данных

Святыми славными отцами,

Тот наказанью подлежит не меньшему,

Чем те, кто их нарушил.

«Тот, кто молчит об истине,

Воскресшего Христа в гробу скрывает», -

Так говорит один отец,

и с ним согласна речь другого:

«Воистину, весьма опасно

О благочестии молчать,

И ров погибельный, и мука

На веки вечные веков».

Неправедно, непозволительно,

Нехорошо благочестивым

Молчать тогда, когда Господни

Законы дерзко нарушают,

Когда стараются обман обосновать

И прелесть злую.

Как было сказано одним великим:

«Когда благочестивый видит

Опасность с Богом разлученья

И оскорбленье против Бога,

Тогда он разве промолчит?

Вполне ли будет он спокоен?

Ведь промолчать тогда есть то же,

что согласиться и одобрить*.

Пример дает нам

Святой Предтеча Спасов Иоанн,

а вместе с ним –

Святые братья Маккавеи.

* Преп. Никодим так толкует это место: «Молчание – это предательство и отречение от истины».

Ведь и за малые уставы

Закона Божьего они,

Презрев смертельную опасность,

Стояли твердо, до конца,

Малейшей йоты не предав

Священного Закона.

Похвальной часто признается

И справедливою война,

И битва – несравненно лучшей,

Чем душевредный, мутный мир.

Ведь лучше стать на бой с такими,

Кто мудрствует недобро, зло,

Чем им последовать и вольно

В неправде с ними согласиться,

Навечно с Богом разлучившись,

а с этими соединиться*.

А божественный Златоуст говорит: «Если небезопасно человеку молчать, когда его обижают, то разве не будет достоин всяческого наказания тот, кто молчит и не взирает на то, когда наносится ущерб Божественным законам?»**.

Возражение 11

Многие возражающие говорят, что практика Причащения не является догматом веры, который следовало бы хранить обязательно.

Хотя частое Причащение и не является догматом веры, это все же Владычняя заповедь, которая содержится во многих изречениях нашего Господа, особенно же в следующем: «Сие творите в Мое воспоминание»***, то есть непрестанно и каждый день, пока стоит этот мир. И поэтому, как заповедь Владычняя, она должна храниться непременно, о чем мы говорили в первой части книги.

Однако те, кто высказывает такие возражения, обнаруживают тем самым, что хотят обнажить догматы и оставить их опустошенными от всякого церковного определения и установления. Но мы их спросим: эти догматы на чем смогут быть основаны? Разве не сказал нам божественный Златоуст, что человеческая жизнь нуждается в правильных догматах, а догматы нуждаются в жизни чистой; чистая же жизнь рождается и достигается благодаря божественным заповедям, священным законам Церкви и честным преданиям и определениям божественных отцов? Итак, если мы откажемся от священных правил, Владычних заповедей и остального, то исчезнет и чистая жизнь. А когда исчезнет чистая жизнь, тогда мы и догматы правильные потеряем, и останемся опустошенными и во мраке.

Мне не достанет времени, чтобы перечислить тысячи примеров святых, которые претерпели муки и умерли за церковные установления и правила. И однако находятся некоторые столь бесстыдные, что не только не страдают за истину, но и сопротивляются ей и дерзко отвергают Владычние повеления, полагая перед теми, кто приступает причаститься, препятствие к Божественному Причащению без всякой со стороны тех вины или повода. Это очень дерзкое поведение, если вспомнить, что Господь даже самого Иуду не отверг от Приобщения, хотя и знал, что это скверный сосуд зла. Каждый день Христос принимает всех причащающихся и тех, кто достоин, очищает, просвещает и освящает, а недостойных сначала предает угрызениям совести и затем, если они исправятся, с милосердием их принимает.

* Стихотворное переложение Сергея Дяченко.

** Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 2. Кн. 2. М., 1994, с. 589.

*** Лк. 22, 19

А если они останутся неисправившимися, то предает их различным болезням, как говорит Апостол: «Оттого, что причащаются недостойно, многие из вас немощны и больны и немало умирает»*.

Эти же благословенные, и не зная состояния причащающихся, только для того, чтобы сохранить дурной обычай, который душевредно установился, полагают препятствия православным христианам к Божественному Приобщению.

Однако спросим Великого Василия, чтобы он нам сказал истину: «Следует ли, о божественная и священная глава, или не опасно ли отказаться от какого-либо повеления Божия? Позволительно ли воспрепятствовать тому, кому дано такое повеление, его исполнить или послушаться препятствующих, особенно если препятствующий является подлинным чадом Божиим? Или же этот помысел только кажется приемлемым, а на деле противен Божественному повелению?» На это святой отвечает: «Так как Господь сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»**, очевидно, что и всему другому лучше всего учиться у Него. Так и в данном случае вспомним самого Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Бога Живого. Когда Иоанн Креститель сказал Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» - он ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду»*** (То есть необходимо, чтобы Я исполнил всякое дело, которое оправдает человека). И как Он с негодованием ответил Петру, когда тот попытался отговорить Господа от страданий, о которых Он пророчески возвестил своим ученикам по пути в Иерусалим: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»****. И опять, когда тот же Петр, отдавая честь Владыке Христу, отказывался, чтобы Тот умыл ему ноги, Господь вновь сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною»*****.

Если же нужно больше помочь душе примерами нам родственных людей, то вспомним Апостола, говорящего: «Что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса»******. Кто же может быть славнее Иоанна? Или кто может быть искреннее Петра?

Или какие иные могут быть найдены помыслы более благоговейные, чем у них? (Ведь оба они были движимы чувством благоговения и почтения, так что один не хотел крестить Господа, а другой не хотел, чтобы Господь умыл ему ноги. Однако, несмотря на это, они не смогли уговорить Христа).

Я же знаю, что ни святой Моисей, ни пророк Иона не избежали упрека от Бога за то, что отказались от послушания Ему, предпочтя последовать своим рассуждениям. Всеми этими святыми мы научаемся, что не должны ни противоречить воле Божией, ни препятствовать другим исполнять заповедь Божию, ни слушаться тех, кто препятствует ее исполнять.

Если из этих примеров Слово Божие научило нас, чего мы не должны допускать, то тем более во всем остальном нам необходимо подражать святым, некогда сказавшим: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»*******, и в другой раз: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали»********.

И вновь говорит Василий: «Не следует препятствовать тому, кто исполняет волю Божию, делает ли он это по заповеди Божией или с целью, согласной с заповедью Божией. Также не следует исполняющему заповедь слушаться препятствующих ему, даже если они настоящие друзья Божии, но следует оставаться при своем решении»*********.

Также: «Если кто исполняет заповедь Божию не по здравому расположению (то есть не с правильной целью и без верного рассуждения), однако, по всей видимости, следует в точности учению Господню, то такому человеку препятствовать не следует.

* 1 Кор. 11, 30

** Мф. 11, 29

*** Мф. 3, 14-15

**** Мф. 16, 23

***** Ин. 13, 8

****** Деян. 21, 13

******* Деян. 5, 29

******** Деян. 4, 19-20

********* Правила нравственные, 19, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 3. М., 1993, с. 387

Ибо, так поступая, этот человек не причинит себе вреда. Иногда даже бывает, что люди от этого получают пользу. Однако хорошо такого человека наставить, чтобы и рассуждение его соответствовало достоинству подвига»*, чтобы он исполнял заповедь с богоугодной целью. И еще: «Не должно следовать преданиям человеческим, когда нарушается заповедь Божия»**.

И еще: «Не должно предпочитать свою волю воле Господней, но во всяком деле следует искать и творить волю Божию»***.

А божественный Златоуст говорит: «Следует мужественно стоять против всего, что препятствует нашему доброму побуждению. Послушай, что говорит Христос: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня»****. Итак, когда мы совершаем некое угодное Богу дело, всякий препятствующий нам в нем да будет для нас врагом и противником, даже если это отец, или мать, или кто угодно другой»*****.

Богоносец же Игнатий говорит: «Всякий говорящий тебе нечто вопреки тому, что повелел Бог, если он достоин доверия, даже если постится, даже если знамения творит, даже если пророчествует, да будет в твоих глазах волком в овечьей шкуре, губящим овец»******.

А Исповедник божественный Мелетий говорит:

Не нужно слушаться монахов,

Да и пресвитеров не стоит,

Когда их речи – беззаконны,

Когда советы их – во зло.

И что я говорю «пресвитеров», «монахов»!







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.200.4 (0.008 с.)