ТОП 10:

Самим епископам не уступайте,



Коль неполезное душе они

Творить, и говорить, и думать

вдруг убеждать коварно станут.*******

Возражение 12

Некоторые соблазняются оттого, что не могут нас убедить своими словами (в том, имеется в виду, что на непрестанное Причащение существует запрет), и в свою защиту выдвигают три довода: во-первых, говорят, каноны и заповеди находятся в распоряжении архиереев; во-вторых, мы не должны испытывать то, что нам говорят архиереи, учителя и духовники, а должны только в простоте слушаться их; и в-третьих, выставляют апостольское изречение «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны»********.

На эти три части возражения мы ничего от себя говорить не будем, чтобы не вызвать у кого-нибудь замешательства и смущения. Но и совершенно промолчать здесь мы считаем душевредным. Поэтому, чтобы никто не стал жаловаться, давайте посмотрим, что говорят (в связи с этим) святые.

На первое замечание отвечает Великий Василий, говоря: «Если сам Господь, в Котором благоволил Отец, в Котором все сокровища премудрости и тайники ведения, Который всякую власть, всякий суд получил от Отца, - если сам Он говорит: «Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить»********* и также:

* Нравственные правила, 19, 2. См.: Там же, с. 388.

** Нравственные правила, 12, 2. См.: Там же, с. 378.

*** Нравственные правила, 12, 4. См.: Там же, с. 379.

**** Мф. 10, 37

***** О девстве. См.: Полное собрание творений. Т. 1. Кн. 2. М., 1991, с. 367.

****** Послание 10, Ироне, диакону антиохийскому. Гл. 2, 1.

******* Стихотворное переложение Сергея Дяченко.

******** Евр. 13, 17

********* Ин. 12, 49

«Что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец»*, если и Дух Святой от Себя не говорит, но только то говорит, что услышит от Него**, - сколь более для нас благочестиво и безопасно так мыслить и поступать!»*** Иными словами, не должны мы преступать Божественные заповеди, но должны их покорно слушаться.

А божественный Златоуст на примере самой архиерейской хиротонии показывает, что архиереи подвластны Божественным канонам и заповедям. Он говорит: «Так как архиерей – (первосвященник в Ветхом Завете) – был главой народа, необходимо было главе всех иметь на своей голове знак власти, которой он подчинялся (ибо если власть ничем не ограничена, то она невыносима, а когда она имеет символ иной власти над собой, то показывает этим, что она подчиняется закону);

поэтому Закон повелевает, чтобы голова архиерея не была обнажена, но чтобы была покрыта, дабы знал глава народа, что имеет другого Главу. Поэтому и в Церкви на хиротониях иереев – (здесь святитель имеет в виду архиереев, говоря о священстве вообще, ибо только архиереи носят на главе богопреданные символы, согласно Дионисию Ареопагиту) – на голову возлагается Евангелие Христово, дабы познал рукопологающийся, что получает истинную евангельскую тиару, и дабы познал, что хотя он и для всех глава, но должен действовать по этим евангельским законам, всех держа в своей власти, но и сам будучи содержим под властью законов, для всего являясь законодателем, но и имея над собой законодателя – евангельский закон.

Поэтому некий доблественный древний муж (Игнатий имя его), просиявший в священстве и мученичестве, в послании к некоему архиерею говорит: «Ничто да не совершается без твоей воли, но и ты ничего не совершай без воли Божией. Поэтому архиерей имеет на голове Евангелие – знак того, что он находится под его властью»****.

Что же касается второго, то есть того, что мы должны не испытывать архиереев, учителей и духовников, но во всем их слушаться, то на это отвечает Василий Великий: «Начальствующий в слове – (будь то учитель или архиерей) – должен всегда со многим обдумыванием и испытанием, с целью благоугождения Богу и делать, и говорить, потому что он должен и со стороны тех, кто ему вверен, быть испытан и засвидетельствован*****»******.

Также: «Тем из слушающих, кто обучен в (Божественных) Писаниях, следует испытывать то, что говорят учителя. И то, что согласно с Писаниями, следует принимать, а то, что им чуждо, - отвергать. Тех же учителей, которые настаивают на таком учении, надо совершенно отвращаться»*******. Также: «Тем, кто не обладает большим знанием Писаний, следует познавать отличительные свойства святых по плодам Духа (Святого)********.

И тех, кто их имеет, следует принимать (в качестве святых), а от тех, кто имеет нечто иное, необходимо отвращаться»*********.

Также: «Не подобает просто так и без испытания увлекаться теми, которые лишь притворяются, что говорят истину. Должно на основании свидетельств Писания познавать каждого, (истину или ложь преподает этот учитель)»**********.

 

* Ин. 12, 50

** См.: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит…» (Ин. 16, 13).

*** О вере. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. М., с. 21-22

**** Слово 62.

***** То есть он должен от подчиненных получить свидетельство, подтверждение в том, что его дела и слова являются истинными. – Прим. переводчика.

****** Нравственные правила, 70, 37. См.: Там же, с. 476.

******* Нравственные правила, 72, 1. См.: Там же, с. 478.

******** См.: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23)

********* Нравственные правила, 72, 2. См.: Там же, с. 478.

********** Нравственные правила, 28, 1. См.: Там же, с. 398.

И также: «Необходимо всякое слово или дело проверять на основании свидетельств Богодухновенного Писания, чтобы добрые из них были признаны, а лукавые – посрамлены»*.

На третью же часть возражения отвечает божественный Златоуст: «Анархия является злом везде, она – корень многих бед и причина беспорядка и смятения. Не меньшее зло – и неподчинение начальствующим. Но, может быть, кто-нибудь нам скажет, что есть еще и третье зло – когда сам начальствующий является злым. Это знаю и я. И это зло не малое, но еще намного худшее, чем анархия. Ибо лучше ни под каким не быть начальством, чем подчиняться злому. Ведь в первом случае человек часто спасается и часто находится в опасности, а во втором – всегда в опасности, потому что ведут его в пропасть.

Но как же Павел сказал: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны»? Прежде сказав: «Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»**, потом сказал и: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». (То есть вначале Павел засвидетельствовал, что эти наставники верны во всем, и уже после этого говорит: «Видя добрый плод их добродетельной жизни и проповеди, подражайте им в вере».)

Что же, скажете вы мне, если начальствующий злой***, нам ему не подчиняться? В каком смысле ты говоришь «злой»? Если это касается веры, оставь его и беги – не только от человека, но и от ангела, сшедшего с небес. А если это касается жизни, то не любопытствуй. Послушай, что говорит Христос: «На Моиссеевом седалище – (на учительской кафедре Закона) – сели книжники и фарисеи». Прежде сказав много о них ужасного, Он говорит затем: «На Моисеевом седалище сели… Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте»****.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.194.166 (0.005 с.)