Уточнение значения слов – существительных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уточнение значения слов – существительных.



Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция (как используется)).

Например, ЛОПАТА – чтобы копать землю, тяжёлая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная ….

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда она пользовалась этим предметом.

 

Объяснить значение слов – глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти движения, например, ШИТЬ – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

в) с целью актуализации припоминания событий ребёнок может вспомнить мысленно («по себя»), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

 

Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

ШИТЬ – брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

ПРЫГАТЬ – желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

 

Объяснить значения слов в словосочетаниях.

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зелёный лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; большая ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, деревянная ручка.

 

 

Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса!» бегут минуты и часы. Им точный счёт ведут часы (В. Кремнев). Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко)

 

Определить, применительно к каким предметам используются слова.

Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?»

Например: Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка. Глазок – у ребёнка, у двери. Горлышко – у ребёнка, у бутылки. Ножка – у стула, у ребёнка, у гриба.

 

Найти в стихотворении слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

а) В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

 

б) Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д.Лукич)

в) Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ. (В. Лившиц)

Добавить общее слово к двум словам.

Дерево, цветы – что делают?

Кошка, собака – что делают?

Тарелка, кружка – что делают?

Дождь, снег – что делают?

Фрукты, овощи – что делают?

Мяч, яблоко – какие?

Сахар, мёд – какие?

Снег, лёд – какие?

Вода, молоко – какие?

Сидит, стоит – кто?

Льётся, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Растёт, зеленеет – что?

Круглое, сочное – что?

Жёлтый, кислый – что?

Высокое, зелёное – что?

Длинный, деревянный – что?

Яркое, тёплое – что?

 

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).

Идёт: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).

Растёт: кто? (ребёнок, собака); что? (дерево, цветок).

 

Можно дать задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом (глаголом).

 

Игра «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.

 

Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.

Игра «Кто как ест».

 

Кошка лакает молоко.

Корова жуёт сено.

Собака грызёт кость.

Курица клюёт зерно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.005 с.)