Головин Б. Н. Введение в Языкознание. М. , «высш. Школа», 1983. С. – 183-186 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Головин Б. Н. Введение в Языкознание. М. , «высш. Школа», 1983. С. – 183-186



9) Люльфинг Г. У истоков алфавита. – М.: Книга, 1981 – 110с.

10) Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка – М.: Наука, 1984. –

137с.

11) Истрин В.А. Развитие письма. М., Изд-во Акад. Наук СССР, 1961. 396с.

12) Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М.: Просвещение, 1981.

ВОПРОСЫ и задания:

  1. Что такое письмо? Как соотносятся понятия «письмо» и «письменность»?
  2. Что появилось раньше «звуковой язык» или «письмо»?
  3. В результате чего были созданы письма?
  4. Чем отличается устное общение от письменного?
  5. Перечислите первейшие виды письменности?
  6. Какое послание отправили скифы персам?
  7. Что такое пиктография? Приведите примеры пиктографического письма.
  8. В чем отличие пиктограммы от рисунка?
  9. Что такое фонография?
  10. Какие теории происхождения существуют? Кто является их сторонниками? Покажите, в чем проявляются сильные и слабые стороны известных теорий происхождения языка?

11. Какие существуют два подхода к классификации языков?

12. Почему невозможно точно установить количество языков в мире?

13. Что такое генеалогическая классификация языков?

14. Какие языки называют родственными? Что такое праязык?

15. Что такое дальняя / ближняя степень родства?

16. Что такое семья?

17. Что называют ветвями или группами родственных языков?

18. Какие ветви включает Индоевропейская семья языков? Составьте схему «Генеалогическое дерево индоевропейской семьи языков».

19. Определите, к каким семьям принадлежат следующие языки: украинский, эстонский, вьетнамский, хинди, турецкий, арабский, марийский, чукотский, туркменский, греческий, финский, грузинский, армянский, китайский, норвежский, эскимосский, малайский, абхазский, литовский, бурятский, монгольский, венгерский, узбекский, македонский.

20. Вычеркните «пятое лишнее»: а) румынский, молдавский, цыганский, испанский, португальский; б) узбекский, таджикский, туркменский, казахский, киргизский; в) финский, шведский, эстонский, венгерский, удмуртский.

21. Что такое алфавит? Какие самые распространенные семьи алфавитов Вы знаете?

22. Чем отличается графика от орфографии? Какие принципы орфографии вы знаете?

23. Чем отличается транскрипция от транслитерации? Приведите примеры.

 

Семинар 7. Язык и мышление.

1. Язык и мышление.

2. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах.

3. Язык как орудие мышления. Внутренняя и внешняя формы мысли. Возможность невербального мышления.

Литература:

1) Лекции

2) Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. – С. 34-41

3) Березин, Головин (79 года издания) – С. 71-89

4) Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1974 – 152-166

5) Маслов (87 года издания) – С.14-21

6) Головин (77 года издания) – 154

7) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное

Издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - С. 374, 375, 171, 606

8) Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов – н/Д: Феникс, 1998. –413с. 1979.

9) Выготский Л.С. Мышление и речь в его кн.: Избр. Психологич. Исследования. М. 1956.

Вопросы для контроля:

1. Что такое «язык», «мышление»? Как соотносятся данные понятия?

2. Перечислите основные функции языка по отношению к мышлению.

3. Что такое «вербальное» и «невербальное» мышление?

4. В чем заключается учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах?

5. Что входит в состав «внутренней» и «внешней» формы мысли?

 

Семинар 8. Язык и речь. Язык как системно-структурное образование.

1. Диалектическая взаимосвязь между языком и речью. Единицы языка и единицы речи.

2. Абстрактная социальная сущность языка и индивидуальный характер речи.

3. Язык как системно-структурное образование (понятие системы, структуры, уровни языка, их иерархия, межуровневая зависимость).

4. Уровни языка, их иерархия. Межуровневая зависимость.

 

Литература:

1) Лекции

2) Головин (83 года издания) – С. 20-24

3) Реформатский (67 года издания) – С.32-37; 20-32

4) Кодухов (79 года издания) – С.49-52

5) Кодухов (87 года издания) – С.41-44; 76-80

6) Головин (77 года издания) – С. 26-30

7) Кодухов (74 года издания) – С.167-171; 133-152

Березин, Головин – С.90-110

Степанов – С.228-230

10)Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное

издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - С. 414; 452, 539

11) Торопцев И.С. Язык и речь. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1985. – 1999с.

12) Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., «Наука», 1971.

Вопросы для контроля:

1. Что такое «речь»?

2. В чем состоит основная функция языка, а в чем основная функция речи?

3. Что говорил Ф.деСоссюр о «языке» и «речи»?

4. Какие единицы языка вы знаете? Какие существуют единицы речи?

 

Семинар 9. Язык как знаковая система. Изменения в языке и их причины.

1. Языкознание и семиотика. Различные виды знаков.

2. Язык как знаковая система. Отличие языка от других знаковых систем.

3. Понятие диахрония и синхрония.

4. Изменения в языке и их причины.

Литература:

1) Лекции

2) Маслов (87 года издания) – С. 24-33

3) Березин, Головин – 111-121

4) Кодухов (74 года издания) – 124-133;185-188.

5) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное

издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - С. 167, 440, 136, 451.

6) Волков А.Г. Язык как система знаков. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1966. 87с.

7) Панов Е.Н. Знаки, символы, языки – М., Знание. 1983 – 247с.

8) Реформатский– 37-44

Вопросы для контроля:

1. Что изучает семиотика?

2. Для чего предназначены условные знаки?

3.Перечислите основные виды информативных знаков.

4.Чем отличается язык от других знаковых систем?

5.Что такое диахрония?

6.Что такое синхрония?

7.Какие изменения происходят в языке? Каковы их причины?

 

Семинар 10. Фонетика и фонология. Ударение.

1. Фонетика и фонология. Понятия: фонема, аллофон, фонологическая оппозиция, классификация оппозиций, нейтрализация оппозиций.

2. Фонетическая комбинаторика (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, протезы, метатезы).

3. Ударение. Особенности словарного ударения в различных языках.

Литература:

1. Лекции

2. Кодухов (87 года издания) – С. 101-110,131-138, 125-131, 120-125

3. Головин (77 года издания) – С.36-47,61, 57

4. Маслов (87 года издания) – С.33-66,72-81

5. Головин (83 года издания) – С. 47-52

6. Реформатский (67 года издания) – С.198-207, 193-198

7. Кодухов (79 года издания) 79- С.138-145

8. Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.01 с.)