Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра английской филологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет иностранных языков Кафедра английской филологии ЯЗЫКОЗНАНИЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Возникновение и формирование лингвистической науки (до (XVIIIв.) 1. Зарождение языкознания как науки. Индийское языкознание. Описание древнеиндийского языка санскрита в работах Панини. 2. Греко-Римское языкознание. 3. Описание грамматики, фонетики, а также составление словарей на Арабском Востоке в VII-XII вв. Литература: 1) Лекции 2) Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1983. – 206-210. 3) Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Высш.школа», 1974. – 6-117 4) Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов пед. Инт-тов по спец. «Рус. Яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1979. С. 308-344, 366-383. 5) Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1979 – с. 3-19. 6) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - стр. 177 7)История лингвистических учений: Древ. мир / Н.С.Петровский и др. – Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980. – 258с. 8)История лингвистических учений: Средневековая Европа / Ю.К.Кузьменко и др. – Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1985. – 288с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что такое «филология»? 2. Чем известен Панини? 3. На какие периоды распадается Греко-Римское языкознание? 4. Какой труд написал Аристотель? О чем он? 5. Чем прославились Арабские языковеды? Семинар 2. Основные направления развития лингвистической науки в XIX-XX вв. 1. Языкознание в средние века. Сравнительно-историческое языкознание. 2. Грамматика Пор-Рояля. 3. В.фон Гумбольдт и его основные идеи «Философии языка». 4. Младограмматики и их вклад в лингвистическую науку. Литература: 1)Лекции 2) Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1983. С. 211-214 3) Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Высш.школа», 1974. С. 12 – 29; 50-56 4) Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1979 – с. 20-54; 71-81 5) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - стр.387, 486, 302 6) Лол Я.В. История лингвистических учений. Материалы к курсу лекций. М., «Высш. шк.», 1968. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Чем характеризуется языкознание в средние века? 2. Что сделал Скалигер? 3. Что такое грамматика Пор-Рояля? В чем ее суть? 4. Кто явился основоположниками сравнительно-исторического метода? В чем главная идея? 5. В чем главные заслуги В.фон Гумбольдта и его основные идеи? 6. Кто такие младограмматики? Какой вклад они внесли в лингвистическую науку?
Семинар 3. Основные направления в лингвистике XX в. 1. Ареальная лингвистика. Социо и этно лингвистика. 2. Функциональная лингвистика. 3. Структурализм. 5. Лингвистика текста. 6. Дискурсивная лингвистика. Литература: 1)Лекции 2) Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов пед. Инт-тов по спец. «Рус. Яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1979. – 308-344, 366-383 3) Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Высш.школа», 1974. С. 78- 117 4)Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1977. С. 281-302 5)Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1983. С. 206-221 6) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - С. 481,597, 566, 497, 136 7) Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1979 – с. – 163-178; 211-213 8) Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях. М., «Просвещение», 1964. С. - 466. 9) Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: «Перемена», 2002.
Семинар 4. Предмет лингвистики как науки о языке.
Литература: 1) Лекции 2) Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. С. 6-11, 16-20; 21-33 Березин, Головин – С.90-110 Степанов – С.228-230 10)Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - С. 414; 452, 539 11) Торопцев И.С. Язык и речь. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1985. – 1999с. 12) Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., «Наука», 1971. Вопросы для контроля: 1. Что такое «речь»? 2. В чем состоит основная функция языка, а в чем основная функция речи? 3. Что говорил Ф.деСоссюр о «языке» и «речи»? 4. Какие единицы языка вы знаете? Какие существуют единицы речи?
Семинар 9. Язык как знаковая система. Изменения в языке и их причины. 1. Языкознание и семиотика. Различные виды знаков. 2. Язык как знаковая система. Отличие языка от других знаковых систем. 3. Понятие диахрония и синхрония. 4. Изменения в языке и их причины. Литература: 1) Лекции 2) Маслов (87 года издания) – С. 24-33 3) Березин, Головин – 111-121 4) Кодухов (74 года издания) – 124-133;185-188. 5) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - С. 167, 440, 136, 451. 6) Волков А.Г. Язык как система знаков. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1966. 87с. 7) Панов Е.Н. Знаки, символы, языки – М., Знание. 1983 – 247с. 8) Реформатский– 37-44 Вопросы для контроля: 1. Что изучает семиотика? 2. Для чего предназначены условные знаки? 3.Перечислите основные виды информативных знаков. 4.Чем отличается язык от других знаковых систем? 5.Что такое диахрония? 6.Что такое синхрония? 7.Какие изменения происходят в языке? Каковы их причины?
Семинар 10. Фонетика и фонология. Ударение. 1. Фонетика и фонология. Понятия: фонема, аллофон, фонологическая оппозиция, классификация оппозиций, нейтрализация оппозиций. 2. Фонетическая комбинаторика (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, протезы, метатезы). 3. Ударение. Особенности словарного ударения в различных языках. Литература: 1. Лекции 2. Кодухов (87 года издания) – С. 101-110,131-138, 125-131, 120-125 3. Головин (77 года издания) – С.36-47,61, 57 4. Маслов (87 года издания) – С.33-66,72-81 5. Головин (83 года издания) – С. 47-52 6. Реформатский (67 года издания) – С.198-207, 193-198 7. Кодухов (79 года издания) 79- С.138-145 8. Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное Вопросы к экзамену 1. Определение предмета курса и объекта изучения. Язык и его связь с другими науками. 2. История лингвистики с древних времен до XV века. Грамматика Пор-Рояля. Сравнительно-историческое языкознание. 3. История лингвистики второй половины XIX и XX века, включая современное направление. 4. Гипотезы происхождения языка. Понятие «язык». Его природа, сущность и основные функции. Язык как знаковая система. 5. Проблема установления генетической связи между языками. Генеалогическая классификация языков мира. 6. Понятие структуры языка как иерархии систем языковых знаков разных уровней. Межуровневая зависимость. 7. Язык и общество. Понятие языковой нормы, подъязыка, диалекта, функциональных стилей. 8. Язык и мышление. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах. 9. Язык и речь и диалектическая взаимосвязь между ними. Единицы языка и единицы речи. 10. Диахрония и синхрония в изучении языка. 11. Фонетика и фонология. Фонема – основная единица фонологии. Определение фонемы. Понятие аллофон, фонологическая оппозиция, их варианты. Классификация оппозиций, выделение смыслоразличительных признаков фонем. Нейтрализация оппозиций. 12. Речевой поток, единицы его членения. Просодия. 13. Ударение как основа фонетической классификации языков. 14. Фонетическая комбинаторика. (Понятия аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, протезы, метатезы). Позиционное изменение звуков в речевом потоке, их потеря и появление новых звуков в словах. 15. Основные понятия лексикологии: слово, словоформа, лексема. Типы лексических единиц. 16. Слово как диалектическое единство формы и содержания. Значение слова и передаваемое понятие. Полисемия. Семантическая структура слова. Основные типы взаимоотношений между значениями одного и того же слова. 17. Общая качественная и количественная характеристика словарного языка и пути его обогащения. 18. Изменения в языке. Экстралингвистические и лингвистические причины этих изменений. 19. Этимология. Ономастика и топонимика. Причины утраты мотивации слов. 20. Системные отношения в лексике. Синонимия, антонимия и другие лексические функции. Лексикография. Структура словаря и содержание словарной статьи. Идеографический словарь. 21. Основные понятия грамматики: грамматическая категория, ее грамматические значения и формы, граммема, парадигма. 22. Парадигматика и синтагматика. Морфология и синтаксис. 23. Морфологическая структура слова. Определение понятий морфема и алломорф. Морфемный анализ слова. Трудные случаи морфологического анализа. 24. Части речи, принципы их выделения и классификации. 25. Проблемы синтаксиса. Определение понятий «предложение» и «предикативность», отличие предложения от слова и фразы и их общелогическая основа. 26. Члены предложения. Глубинные семантические падежи (роли). Актуальное членение предложения. 27. Типология языков, основанная на их морфологических и синтаксических характеристиках. 28. Основные идеи «Философии языка» В.Гумбольдта. Типологическая классификация языков по В.Гумбольдту. Литература: 1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высшая школа», 1983 (и позже). 2. Реформаторский А.А. Введение в языкознание. М., 1967 (и позже). 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., «Просвещение», 1979 (и позже). 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., «Высшая школа». 5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М, «Высшая школа», 1990. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет иностранных языков Кафедра английской филологии ЯЗЫКОЗНАНИЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Возникновение и формирование лингвистической науки (до (XVIIIв.) 1. Зарождение языкознания как науки. Индийское языкознание. Описание древнеиндийского языка санскрита в работах Панини. 2. Греко-Римское языкознание. 3. Описание грамматики, фонетики, а также составление словарей на Арабском Востоке в VII-XII вв. Литература: 1) Лекции 2) Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1983. – 206-210. 3) Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Высш.школа», 1974. – 6-117 4) Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов пед. Инт-тов по спец. «Рус. Яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1979. С. 308-344, 366-383. 5) Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1979 – с. 3-19. 6) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - стр. 177 7)История лингвистических учений: Древ. мир / Н.С.Петровский и др. – Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980. – 258с. 8)История лингвистических учений: Средневековая Европа / Ю.К.Кузьменко и др. – Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1985. – 288с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что такое «филология»? 2. Чем известен Панини? 3. На какие периоды распадается Греко-Римское языкознание? 4. Какой труд написал Аристотель? О чем он? 5. Чем прославились Арабские языковеды? Семинар 2. Основные направления развития лингвистической науки в XIX-XX вв. 1. Языкознание в средние века. Сравнительно-историческое языкознание. 2. Грамматика Пор-Рояля. 3. В.фон Гумбольдт и его основные идеи «Философии языка». 4. Младограмматики и их вклад в лингвистическую науку. Литература: 1)Лекции 2) Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1983. С. 211-214 3) Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Высш.школа», 1974. С. 12 – 29; 50-56 4) Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1979 – с. 20-54; 71-81 5) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - стр.387, 486, 302 6) Лол Я.В. История лингвистических учений. Материалы к курсу лекций. М., «Высш. шк.», 1968. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Чем характеризуется языкознание в средние века? 2. Что сделал Скалигер? 3. Что такое грамматика Пор-Рояля? В чем ее суть? 4. Кто явился основоположниками сравнительно-исторического метода? В чем главная идея? 5. В чем главные заслуги В.фон Гумбольдта и его основные идеи? 6. Кто такие младограмматики? Какой вклад они внесли в лингвистическую науку?
Семинар 3. Основные направления в лингвистике XX в. 1. Ареальная лингвистика. Социо и этно лингвистика. 2. Функциональная лингвистика. 3. Структурализм. 5. Лингвистика текста. 6. Дискурсивная лингвистика. Литература: 1)Лекции 2) Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов пед. Инт-тов по спец. «Рус. Яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1979. – 308-344, 366-383 3) Кодухов В.И. Общее языкознание. М., «Высш.школа», 1974. С. 78- 117 4)Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1977. С. 281-302 5)Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., «Высш. школа», 1983. С. 206-221 6) Большой энциклопедический словарь Языкознание. Научное издательство: «Большая Российская энциклопедия», М., 1998. (Яз-ние) - С. 481,597, 566, 497, 136 7) Кондрашов Н.А. История лингвистических учений: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение, 1979 – с. – 163-178; 211-213 8) Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях. М., «Просвещение», 1964. С. - 466. 9) Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: «Перемена», 2002.
Семинар 4. Предмет лингвистики как науки о языке.
Литература: 1) Лекции 2) Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. С. 6-11, 16-20; 21-33
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.207.112 (0.011 с.) |