Междометия. Модальные слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Междометия. Модальные слова.



Вопросы для самопроверки:

1.Почему междометия относятся к особому классу слов?

2.Какие выделяются разряды междометий?

3.На какие группы по происхождению можно разделить междометия?

4.Почему глагольные междометия относят к разряду междометий? В чем их различие?

5.Почему звукоподражательные слова составляют особую группу?

что такое модальные слова?

6.Что выражают модальные слова?

7.Какова синтаксическая функция модальных слов?

Задания и методические рекомендации

Выполните упражнения 613, 646 по сборнику упражнений Шанского (1989).

Литература:

Кононенко В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. - К., 1986. - С.292 - 294.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. С.242 - 244.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.361 - 362.

Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.257 - 263.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык. Практикум. - К.,1987. - С.158 - 161.

Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. - М., 1979. - С.137.

 


МОДУЛЬ № 3

Практическое занятие № 17

Тема: Синтаксис как учение о словосочетании и предложении. Словосочетание

Цель: уяснить особенности синтаксиса как раздела грамматики; понятие словосочетания; формировать умение определять типы словосочетаний в русском языке.

План

1. Синтаксис как учение о словосочетании и предложении.

2. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении. Способы выражения синтаксических отношений в словосочетании и предложении.

3. Понятие о словосочетании. Типы словосочетаний в русском языке (по типу подчинительной связи, по опорному компоненту, по смысловым отношениям).

Задания и методические рекомендации

  1. Охарактеризуйте данные словосочетания по типу подчинительной связи, способу морфологического выражения стержневого слова и по виду смысловых отношений между компонентами.

Образец: направо* от дороги – управление, наречное, обстоятельственное.

Далеко от Москвы, луч солнца, книга сестры, больно руке, три пальмы, вершина горы, перевод текста, подобный молнии, подготовиться к уроку, выполнить Задания и методические рекомендации, подвиг космонавта, пение птиц, дом у догоги, трудное Задания и методические рекомендации, лодка с парусом, первый по списку, выполняя долг, выступление артиста, исправление ошибок, множество звезд, жаль времени.

  1. Переведите на русский язык.

Пливти за течією, підручник з літератури, за останньою модою, відпустка через хворобу, черговий по школі, йти берегом, за власним бажанням, послати поштою, будинок на три поверхи, сказати двома словами, вступити до університету, прийти у справі, надіслати листа, знати з газет, за всякої погоди.

Литература:

Кононенко В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. - К., 1986. - С.295 - 306.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. С.246 - 258.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.3363 - 411.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1981. - С.5 - 15, 38 - 59.

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М., 1979. - С.5 - 57.

Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. - М., 1979. С.226, 289 - 292, 309 - 310.

Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. - К., 1981. - С.5 - 18.

 


Практическое занятие № 18

Тема: Предложение. Типы простых предложений

Цель: уяснить понятие о предложении как основной синтаксической единице; формировать умение определять типы простых предложений в русском языке, производить синтаксический анализ предложения.

План

  1. Предложение как основная единица синтаксиса.
  2. Типы предложений: а) по структуре; б) по функции и эмоциональной окраске; в) по характеру выражаемого отношения к действительности.
  3. Структурная схема и парадигма предложения.
  4. Актуальное членение предложения.

Задания и методические рекомендации

1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите в данном тексте простые и сложные предложения и охарактеризуйте их. В простых предложениях найдите главные члены и охарактеризуйте по сле­дующей схеме: а) двусоставное —односоставное; б) полное — не­полное; в) распространенное — нераспространенное; г) утвердитель­ное — отрицательное; д) осложненное — неосложненное.

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего что существует в мире в на­шем языке есть точные слова и выражения. Подобно тому как каждое слово неотделимо от понятия которое оно передает так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и его истории. Среди ве­ликолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том что по своему звучанию он настолько разнообразен что за­ключает в себе звучания почти всех языков мира. Наш язык — наш меч наш свет наша любовь наша гордость. Глубоко прав Тургенев, сказавший что такой великий язык мог быть дан только великому народу (К. Паус­товский).

Литература:

Кононенко В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. - К., 1986. - С.307 - 323.

Совр. русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. С.269 - 289.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.471 - 498.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Ч.3. Синтаксис. Пункт. - М., 1981. - С.60 - 90.

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М., 1979. - С.58 - 95.

Русский язык. Энциклопедия. - М., 1979. С.289 - 292, 309 - 310.

Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. - К., 1981. - С.19 - 40.

 

 


Практическое занятие № 19

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Цель: уяснить понятие о главных и второстепенных членах предложения, об осложненных простых предложениях; развивать умение определять главные и второстепенные члены предложения, производить синтаксический разбор предложения.

.

План

1. Понятие о членах предложения. Главные члены предложения: а) подлежащее и способы его выражения; б) сказуемое и способы его выражения.

2. Второстепенные члены предложения: а) дополнение; б) определение и приложение; в) обстоятельство; г) вопрос о детерминанте.

  1. Простое осложненное предложение: а) предложения с однородными членами предложения, знаки препинания в таких предложениях; б) предложения с обособленными членами предложения; в) предложения с вводными и вставными конструкциями; г) предложения с обращениями.
  2. Знаки препинания в простых осложненных предложениях.

 

Задания и методические рекомендации

1. По предложенной схеме роизведите синтаксический разбор предложений.

Схема разбора простого предложения

1. Тип предложения по функции (повествовательное, вопроситель­ное, побудительное).

2. Тип предложения по эмоциональной окраске.

3. Тип предложения по возможности выделения членов предложения (членимое – нечленимое).

4. Утвердительное или отрицательное.

5. Тип предложения по составу (двусоставное, односоставное).

6. Тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное).

7. Полное или неполное. Тип неполного предложения.

8. Осложненное иил неосложненное (указать осложняющий элемент).

Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик или тракторист должен обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.

Читайте художественную литературу и понимайте ее, книги по истории и любите прошлое человечества. Читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее. (По Д.С. Лихачеву)

2. Раcставьте недостающие знаки препинания и определите, чем являются выделенные слова (членами предложения или вводными словами).

1. К удивлению будущая замечательная актриса Ве­ра Федоровна Комиссаржевская шести лет читала не хуже взрослых. 2. К удивлению и восторгу публики видевшей Веру Федоровну в роли Дездемоны присоединялась го­рячая благодарность почитателей ее таланта. 3. Всем казалось что Комиссаржевская не найдет общего языка с режиссером В. Э. Мейерхольдом. 4. Никто казалось кроме Веры Федоровны не мог так задушевно прочитать стихотворение Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». 5. Правда жизни за которую боролась Вера Фе­доровна привела ее к дружбе с Чеховым. 6. Правда успех молодой Комиссаржевской особенно у молодежи стано­вился для прославленных актрис того времени опасным. 7. Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку думая хорошо (М. Горький). 8. Наконец добрались до места ночлега.

Литература:

Кононенко В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. - К., 1986. - С.325 - 333.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. С.290 - 303.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.431 - 435.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1981. - С.91 - 114.

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М., 1979. - С.116 - 149.

Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. - М., 1979. С.173 - 174.

Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. - К., 1981. - С.67 - 78, 126 131.

 

 


Практическое занятие № 20

Тема: Односоставные предложения

Цель: уяснить понятие об односоставных предложениях, их типах; развивать умение определять типы односоставных предложений.

План

  1. Структурные признаки односоставных предложений.
  2. Определенно-личные предложения, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.
  3. Безличные и инфинитивные предложения.
  4. Номинативные предложения.
  5. Неполные предложения, их виды. Отличие неполных предложений от односоставных.

Задания и методические рекомендации

1. Определите тип односоставных предложений, укажите способ выражения в них главного члена.

1. Хорошо бы нам, ребята, песню новую сложить! (Лисян.). 2Спустя лето по мали­ну не ходят (Поел.). 3. Из песни слова не выкинешь (Поел.). 4. В шестой класс Леньку перевели без экзаме­нов благодаря воспалению легких (Бар.). 5. Пете ввиду событий самым строжайшим образом было запрещено выходить за ворота (Кат.). 6. Благодаря Петиной гим­назической форме им без труда удавалось проникать в районы, оцепленные войсками и полицией (Кат.). 7. По­беда! Мир! Они пришли весной (Е. Андреева). 8. Нет более верного признака величия, как доброта (Бетхо­вен). 9. Учитель!...Слово-то какое! (Фад.). 10. Мороз и солнце. День чудесный! (Пушк.).

2. Переведите данные односоставные предложения на русский язык, охарактеризуйте их по семантике и структуре, сделайте необходимый сопоставительный анализ.

1.Інеєм окутало дерева. Зимно. 2.Розмову закінчено. 3.Маленьку хустку було кинуто на пісок. 4.Йому порадили йти на роботу в студентську бригаду. 5.Було темно, але вогню не розпалювали. 6.Чесне діло роби сміло (Прислів'я). 7.Наказ про відрядження вже підписано. 8.Ось місяць, зорі, солов'ї (П. Тичина). 9.Заблудився між трьох дубів (Прислів'я). 10.Як любо йти коханою землею (В. Сосюра). 11.Навчай інших - і сам навчишся (Прислів'я). 12.Охоплюю обома руками березу, притуляюсь вухом до неї (М. Стельмах).

Литература

Кононенко В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. - К., 1986. - С.325 - 333.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. С.290 - 303.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.431 - 435.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1981. - С.91 - 114.

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М., 1979. - С.116 - 149.

Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. - М., 1979. С.173 - 174.

Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. - К., 1981. - С.67 - 78, 126 131.

 


Практическое занятие № 21

Тема: Сложное предложение как единица синтаксиса. Сложносочиненное предложение

Цель: уяснить понятие о сложносочиненном предложении, средствах выражения отношений между частями сложного предложения; формировать умение определять типы сложных предложений, производить синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

План

1. Понятие о сложном предложении.

2. Сочинение и подчинение в сложном предложении.

3. Средства выражения отношений между частями сложного предложения: союзы, относительные (союзные) слова, интонация, порядок частей.

4. Структура сложносочиненных предложений.

5. Синтаксические отношения между частями сложносочиненного предложения.

Задания и методические рекомендации

1. Укажите, чем связаны предикативные единицы в составе сложного предложения.

1) Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки4: (А. Чехов.) 2) Был уже рассвет, в окно видно было, как горела утренняя заря. (А. Чехов.) 3) За платформой в толпе бойко играли на гармонике и на дешевой визгливой скрипке, а из-за высоких берез и тополей, из-за дач, залитых лунным светом, доносились звуки военного оркестра: должно быть, на дачах был танцевальный вечер. (А. Чехов.) 4) Она вышла на площадку, под лунный свет,- и стала так, чтобы видели ее всю в новом великолепном платье и в шляпке. (А. Чехов.) 5) Едва громадной офицер успел поблагодарить ее, как публика вдруг расступилась и мужчины вытянулись как-то странно, вытянув руки. (А. Чехов.) 6) Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. (А. Чехов.)

2. В сложносочиненных предложениях выделите открытые и закрытые структуры.

1) Опыт предков не устраивает гордых юнцов, и они каждый раз открывают заново уже открытые истины. (В. Белов.) 2) Солнце уже накололось на зубцы дальних потемневших елей, и опять пассажиры понемногу разговорились. (В. Белов.) 3) Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое. (М. Горький.) 4) Мне уже двенадцать лет, а я все не решила, кем я буду. (Л. Сейфуллина.) 5) Конечно, и зубные, и другие врачи — очень полезные люди, но об себе тоже надо подумать. (Л. Сейфуллина.)

Литература:

Кононенко В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. - К., 1986. - С.295 - 306.

Совр. русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. С.246 - 258.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.363 - 411.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1981. - С.5 - 15, 38 - 59.

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М., 1979. - С.5 - 57.

Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. - М., 1979. С.226, 289 - 292, 309 - 310.

Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. - К., 1981. - С.5 - 18.


Практическое занятие №22

Тема: Сложноподчиненное предложение

Цель: уяснить понятие о сложноподчиненном предложении; формировать умение определять типы сложноподчиненных предложений, производить синтаксический разбор сложноподчиненных предложений; проверить уровень усвоения материала по разделу «Синтаксис».

План

  1. Структура сложноподчиненных предложений. Классификации сложноподчиненных предложений.
  2. Соотнесенность придаточных частей со словами знаменательных частей речи и членами предложения.
  3. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры.
  4. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.

Задания и методические рекомендации

1. Найдите предложения нерасчлененной и расчлененной структуры.

1. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на нее первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку (Т.). 2. Вдруг мне показалось, что в комнате слабо и жалобно прозвенела струна (Т.). 3. Попроси мамашу, чтобы нас взяли на охоту (Л. Т.). 4. Как можно, чтобы женщина не производила в твои лета известного впечатления? (Дост.). 5. Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность (Добр.). 6. Терентий знает, какими травами лечат болезни, он не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет (Ч.). 7. Пашка часа два стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь (Ч.). 8. Мать слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал ее сыну в этой детской дружбе (Кор.). 9. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелки в пути не дрожали (Пришв.). 10. Эту легенду я вспомнил, когда думал о нашем удивительном писателе Александре Грине (Пауст.). 11. Тягость была в том, что Достоевский не выходил из безденежья и долгов и потому вынужден был писать очень много и всегда наспех (Пауст.). 12. Вдохновение как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок (Пауст.). 13. Так многие из нас не понимают, какое великое богатство — словарь и грамматика (Марш.). 14. Мальчик почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает (Гайд.).

2. Подготовьтесь к самостоятельной работе, которая будет состоять из синтаксического анализа предложений.

Литература:

Кононенко В.И., Брицын М.А., Ганич Д.И. Русский язык. - К., 1986. - С.376 - 396.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. С.342 - 363.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.533 - 546.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1981. - С.196 - 237.

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М., 1979. - С.212 - 231.

Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ф.П. Филина. - М., 1979. - С.314.

Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. - К., 1981. - С.197 - 134.

 


Практическое занятие № 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.047 с.)