Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема морфемного анализа слова

Поиск

1. Определить часть речи. У слова изменяемой части речи выделить основу, в изменяемой – основу и флексию (окончание)

2. Определить типы основы: производная, непроизводная.

3. Корень (свободный, связанный). Привести примеры нескольких однокоренных слов.

4. Префикс или несколько префиксов, их значение. Подобрать слова с такими же аффиксами.

5. Суффикс или несколько суффиксов, их значение.Подобрать другие слова с такими же суффиксами.

Схема словообразовательного анализа

1. Определить часть речи.

2. Определить производную основу.

3. Определить производящую основу. Для этого следует попытаться с помощью однокоренных слов дать описательно лексическое значение анализируемого слова. В описательном толковании, скорее всего, и будет производящее слово.

4. Сопоставив производную и производящие основы, определить словообразовательный аффикс и способ словообразования. Указать словообразовательный тип и способ словообразования, словообразующий аффикс.

Литература

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.161 - 175.

Современный русский литературный язык /Под ред. П. А. Леканта. - М., 1982. - С.152 - 167.

Шанский, Тихонов. Совр. русск. язык. Ч. 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.64 - 78.

Современный русский язык /Под ред. Белошапковой. - М., 1981. - 188 - 209.


Практическое занятие № 12

Тема: Морфология. Имя существительное

Цель: уяснить понятие о морфологии как разделе лингвистической науки, о принципах выделения частей речи в русском языке, лексические, морфологические и синтаксические особенности русских имен существительных.

План

1. Части речи в русском языке и принципы их выделения.

2. Имя существительное как часть речи.

3. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

4. Категории рода и числа существительных.

5. Категория падежа имен существительных. Склонение имен существительных.

Задания и методические рекомендации

1. Восстановите пропущенные окончания.

Концертн… рояль; шелков… вуаль; стар… мозоль; больш… бутыль; трамвайн… депо; сладк… какао; черн… кофе; треснувш… пенсне; устойчив… шасси; испорченн… табель; кратк… резюме; остроумн… конферансье; компетентн… жюри; постоянн… меню; эксклюзивн… интервью; официальн… коммюнике; бетонн… шоссе; ранн… картофель; молод… шимпанзе; забавн… кенгуру; осажденн… Перу; ночн… Токио; быстр… Аму-Дарья.

2. Найдите и устраните ошибки в употреблении форм рода.

К столу подали сладкое какао и черное кофе. Колхоз продал раннюю картофель. Интервью близился к концу. Больше всего мне понравилось Тбилиси. ГЭС расположен в центре города. Маленькая колибри помещена в клетку. Облоно разослало новые программы. Билет с плацкартом достать невозможно. Его отец - настоящая ханжа. Крыша покрыта толью. О разбитом бутыле не стоит говорить. На голову свалился большой кирпичина. Районо провело совещание директоров школ. В город прибыло инкогнито. Серое пиджачишко болталось на его плечах.

3. Укажите соответствующую форму Р.п. мн.ч. для следующих слов:

Апельсин, абрикос, грейпфрут, помидор, яблоко, ботинок, носок, сапог, погон, место, килограмм, грамм, дело, чулок, казах, грузин, башкир, ингуш, киргиз, туркмен, армянин, татарин, осетин, узбек, карел, чукча, таджик, гектар, комментатор, партизан, плечо, рельс, свадьба, солдат.

Литература

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.176 - 207.

Современный русский литературный язык /Под ред. П. А. Леканта. - М., 1982. - С.168 - 188.

Шанский, Тихонов. Совр. русск. язык. Ч. 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.79 - 126.

Современный русский язык /Под ред. Белошапковой. - М., 1981. - 240 - 289.

 


Практические занятия №13

Тема: Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение

Цель: уяснить понятие об именных частях речи в русском языке, их частеречных особенностях; формировать умение определять грамматические признаки слов указанных частей речи; формировать орфографические навыки.

План

  1. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
  2. Краткие формы имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.
  3. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.
  4. Имя числительное как часть речи. Разряды имен числительных.
  5. Неопределенно-количественные слова и числительные.
  6. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Задания и методические рекомендации

  1. Перепишите, вставляя вместо точек одно или два н в соответствии с правилами правописания суффиксов прилагательных.

Безветре...ая погода, каме...ый дом, земля...ая насыпь, чугу...ое литье, клюкве...ый морс, дли...ое рассуждение, ко...ые соревнования, кожа...ые перчатки, стекля...ая посуда, голуби...ое яйцо, ветре...ое место, производстве...ое совещание, ветре...ый человек, дровя...ые запасы, деревя...ый пол, ю...ые исследователи, сви...ая тушёнка, пря...ые запахи, оловя...ый солдатик, рья...ая защитница.

  1. Образуйте краткие формы прилагательных тёплый, ложный, глубокий. Установите смысловые различия между словоформами полных и кратких прилагательных здоровый – здоров, нужный – нужен, готовый – готов, узкий – узок, введя их в словосочетания.
  2. Образуйте, если можно, формы сравнительной степени от прилагательных хороший, плохой, лысый, худой, плоский.
  3. Проиллюстрируйте переход в другой лексико-грамматический разряд прилагательных чёрный, ручной, детский, кошачий. Образуйте предложения, иллюстрирующие зависимость лексико-грамматического разряда от значения многозначного слова. Определите разряд прилагательных в каждом употреблении.
  4. Подготовьтесь к небольшой самостоятельной работе (на 20 - 25 мин.) по морфологическому анализу именных частей речи.

 

Литература:

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.С.208 - 241.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 189 - 205.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.290 - 308.

Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.125 - 155.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык. Практикум. - К., 1987. - С.98 - 102.

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.231 – 232, 138 - 139, 393 - 394.

 


Практическое занятие №14

Тема: Глагол

Цель: уяснить понятие о глаголе как части речи, его грамматических признаках, формировать умение определять грамматические признаки слов этих частей речи, формировать орфографические навыки.

План

  1. Глагол как часть речи. Основы глаголов. Классы глаголов.
  2. Категория вида. Способы глагольного действия.
  3. Способы глагольного действия.
  4. Категория залога. Переходные и непереходные глаголы.
  5. Категория наклонения. Категория времени.
  6. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов.

 

Задания и методические рекомендации

  1. Определите, с помощью каких грамматических средств образованы коррелятивные пары глаголов несовершенного и совершенного вида.

Класть - положить, брать - взять, говорить - сказать, оправдать - оправдывать, спросить - спрашивать, обуть - обувать, перечитать - перечитывать, засыпать - засыпать, играть - сыграть, забрать - забирать, ложиться - лечь, прыгать - прыгнуть, крепнуть - окрепнуть, запретить - запрещать.

  1. Образуйте формы прошедшего времени глаголов жечь, замереть, опухнуть, идти, исчезнуть. Отметьте особенности их образования.
  2. Употребите глаголы выздороветь, пригореть, молоть, молить, краснеть, алеть, мять, пылесосить, ощениться в форме 1-ого лица единственного числа, объясните причины отсутствия этой формы у некоторых из них.
  3. В следующих предложениях выделите собственно безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, употребите последние в личном значении: Уже вечерело. В лесу пахло сыростью. Ему всегда везёт. В боку колет. Уже смеркается.

Литература:

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.208 - 214.

Современный русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 189 - 193.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.290 - 293.

Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.125 - 132.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык. Практикум. - К., 1987. - С.98 - 102.

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.231 - 232.

 

 


Практическое занятие №15

Тема: Причастие и деепричастие

Цель: уяснить понятие о причастии и деепричастии как особых формах глагола; формировать умение определять грамматические признаки причастий и деепричастий; вырабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

План

1. Причастие как особая форма глагола. Причастие в русском и украинском языках.

2. Образование действительных и страдательных причастий. Образование кратких форм страдательных причастий и их особенности.

3. Правописание н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

4. Вопрос о частеречном статусе деепричастия в русском языке. Образование и значение форм деепричастий.

Задания и методические рекомендации

1. Образуйте все формы причастий и деепричастие от глаголов жить, солгать, расти, забыть, вникать, отцвести.

2. Вставьте пропущенные буквы, сгруппировав слова в зависимости от именного или глагольного характера аффикса.

Подли…ый, повере…ый, разобще…ый, бедстве…ый, безвреме…ый, брестя…ой, беше…ый, глаже…ый, гости…ый, гране…ый, дарстве…ый, дела..ый, дерга..ый, дря…ой, злоумышле…ый, искре…ий, искус…ый, несмышле…ый, нетле…ый, недвусмысле…ый, неразделе…ый, хоже…ый, надума…ый, авиацио…ый, болезне…ый, бритве…ый, голуби…ый, жаре…ый, обеде…ый, обыкнове…ый, перепуга…ый, нежда…ый, венча…ый, око…ый, соловьи…ый, тюле…ий, утре…ий, вписа…ый, изране…ый, выгруже…ый, торжестве…ый, топле…ый, груже…ый, хозяйстве…ый, чувстве…ый, штопа…ый.

Подлинный, поверенный, разобщенный, бедственный, безвременный, берестяной, бешеный, глаженый, гостиный, граненый, дарственный, деланный, дерганый, дрянной, злоумышленный, искренний, искусный, несмышленый, нетленный, недвусмысленный, неразделенный, хоженый, надуманный, авиационный, болезненный, бритвенный, голубиный, жареный, обеденный, обыкновенный, перепуганный, нежданный, венчанный, оконный, соловьиный, тюлений, утренний, вписанный, израненный, выгруженный, торжественный, топленый, груженый, хозяйственный, чувственный, штопаный.

Литература:

А/ Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.263 - 278.

Совр. русск. лит. язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 211, 221 - 239.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.333 - 338.

Б/ Шанский, Тихонов. Часть 2. Словообраз. Морфология. - М., 1981. - С.221 - 229.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Практикум. - К., 1987. - С.98 - 102, 115 - 119.

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.68 - 69,

234 - 236.

 

 


Практические занятия №16

Тема: Наречие. Служебные части речи. Модульная работа № 2

Цель: уяснить понятие о наречии, союзе, предлоге и частице как частях речи; формировать умение определять грамматические признаки слов данных частей речи.

План

1. Наречие как часть речи. Местоименные наречия. Образование наречий. Степени сравнения наречий.

2. Слова категории состояния.

3. Служебные части речи в современном русском языке. Предлог как часть речи.

4. Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Разряды союзов по структуре.

5. Частица как часть речи. Разряды частиц.

Задания и методические рекомендации

  1. Раскройте скобки. Объясните правописание наречий, определите их разряды. Выполнение задания проверьте по словарю-справочнику "Слитно или раздельно".

(Без)разбора, (с)роду, до(полу)смерти, (за)пазухой,, (в)рукопашную, (по)латыни, (без)удержно, (в)бегах, (по)настоящему, (с)боку(на)бок, (ис)стари, (в)прочем, как(ни)(в)чем(ни)бывало, (в)семером, (по)очередно, (на)взничь, (в)далеке, (на)вылет, (в)сухомятку, не(в)торопях, (по)домашнему, (в)десятых, (на)потом,, в(три)дорога, (по)медвежьи, (со)слепа, (тихо)смирно, (по)старому, туго(на)туго, (под)мышку, (с)разгона, на(веки)вечные, (в)восьмером, (на)попятную, (в)дребезги, (с)позаранку, (по)свойски, ис(под)тишка, (на)гора, (до)поздна, (на)чистоту, (до)ныне, в(пол)оборота, (с)верху(до)низу, (в)последствии (в)развалочку, во(все)услышание, (в)общем, (на)отмашь, (в)чуже, (на)чистоту, (под)час, (по)летнему, бок(о)бок, с(по)заранку, (на)авось, (за)темно, (из)давна, (на)выкате, мало(по)малу, (за)одно, (до)темна, (по)одиночке, (до)бела, (в)слепую, (до)ныне, за(под)лицо, строго(на)строго, (за)частую, (ис)подволь.

  1. Переведите словосочетания на русский язык. Сравните употребление предлогов в обоих языках.

Поспішати до друзів, дістатися до лісу, в напрямку до центра, йти до школи, прийти з школи, не писав через хворобу, помилився через неуважність, приїхав з Києва, викликати у службових справах, скучати за домом, всупереч бажанню, працювати за планом, завдяки рішенню, працювати згідно з планом, незважаючи на втому, протягом тижня, з метою створення, сміятися з нього, в порівнянні з підручником, іспит з мови, назвати на ім'я, прийти у справі.

  1. Исправьте ошибки, допущенные в устной речи. Объясните, почему они возникли.

1.Это случилось в нас в прошлом году. 2.Выпиши с книги стихотворение. 3.С него всегда смеются. 4.Вчера пришло письмо с Киева. 5.Все случилось через него. 6.Мама пошла до соседей. 7.Не забудь спросить за покупки. 8.Я пришла у школу рано, зашла у класс и селе за парту. 9.Сын приехал на село после армии.

  1. Раскройте скобки.

Мне что-то (не)дужится. (Не)смерть страшна – страшна твоя (не)милость. Холм был (не) отлог и доступен, а (не)ровен. Я (не) намерен лететь на это (не)законное сборище. С чего бы ему тебя (не)взлюбить? Ты (не)всемогущий бог. Она сидела (не)шевелясь. Утро ознаменовалось (не)прекращающимся ни на минуту следствием. Меня поразила (не)столько ее красота, сколько (не)обыкновенное, никем (не)виданное одиночество в глазах. Кушанье (не)доваривалось или пригорало. Я (не)знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, (не)смотря на свою хрупкость, манит далью еще почти (не)проторенных дорог. Мы ушли, (не)досмотрев фильма. Вошел совсем (не)похожий на следователя человек. Я плакал при (не)взгодах людей, страдающих от (не)справедливости, от (не)равенства. Бой шел на откосе, (не)выгодном для врага. Там водится черный заяц, который до сих пор (не)описан. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки кружится голова. Если утром в свече (не)доставало вершка или если я.(не)обламывал лучинку, в кухне начинался (не)истовый крик. Алексей, ни на кого (не)смотря, направился к выходу. Офицер (не)хотя поднялся. Журчит пока (не)иссякший паводок.

Литература:

Кононенко, Брицын, Ганич. Русский язык. - К., 1986. - С.278 - 292.

Совр. русский литературный язык /Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982. - С. 232 – 234, 238 - 242.

Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981. - С.348 - 355.

Шанский, Тихонов. Современный русский язык. В трех частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. - М., 1981. - С.225 – 238, 242 - 256.

Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык. Практикум. - К., 1987. - С.121 – 133, 152 - 157

Русский язык: Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979. - С.153 - 154, 226 - 228, 324 - 325, 390.


Самостоятельная работа №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.012 с.)