ТОП 10:

К выполнению практических заданий



Качество товара является одной из его основных характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских пред­почтений и формирование конкурентоспособности.

Большое влияние на качество готовой продукции оказывают вид и качество сырья, полуфабрикатов и материалов, а также совершенство технологического оборудования и технологических процессов. Качество готового продукта в большей степени зависти и от качества труда, то есть от квалификации опыта и мастерства работника производства. Формирование качества продовольственных товаров продолжается и на стадиях их хранения, транспортировки и реализации.

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, кото­рые придают им способность удовлетворять обусловленные и пред­полагаемые потребности. Свойство продукции – это объективная осо­бенность продукции, проявляющаяся при ее изготовлении, хране­нии, транспортировании и потреблении. К основным свойствам продовольственных товаров относятся пищевая ценность, сохраняемость и кулинарно-технологические свойства.

ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ продовольственных товаров – это комп­лексное свойство. Ее составные элементы – энергетическая, биологи­ческая, физиологическая и органолептическая ценность, а также ус­вояемость и доброкачественность продуктов питания.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ характеризуется той энергией, которую получает организм в процессе обмена веществ. Для построения тканей и процес­сов обмена веществ необходимы все составные части продуктов, а потребность в энергии удовлетворяется в основном за счет углеводов, жиров и белков. Культура потребления продуктов питания предусмат­ривает достижение человеком энергетического баланса, и поэтому че­ловек должен знать, сколько калорий может дать ему тот или иной продукт. Ценность пищи как источника энергии измеряется калорий­ностью (энергетической способностью), то есть количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях. Чтобы определить минимальное количество пищи, которое требуется челове­ку для восполнения его энергетических затрат, необходимо рассчитать точно калорийность потребляемой пищи.

Известно, что углеводы, жиры и белки при полном окислении в организме человека выделяют различное количество тепловой энер­гии:

Ø 1 г усвояемых углеводов – 3,75 ккал или 15,7 кДж;

Ø 1 г жиров – 9,0 ккал или 37,7 кДж;

Ø 1 г белков – 4,0 ккал или 16,7 кДж.

Зная коэффициенты, можно рассчитать калорийность всего дневного ра­циона или калорийность любого пищевого продукта, если известен его химический состав.

НАПРИМЕР, надо рассчитать энергетическую ценность булки массой 200 г, содержащей белков – 7,7%, жиров – 2,4% и углеводов – 53,4%. Энергетическая ценность 100 г булки будет равна 252,65 ккал, то есть:

(7,7 х 4,0 + 2,4 х 9,0 + 53,4 х 3,75).

Таким образом, калорийность булки массой 200 г будет равна 505,3 ккал, то есть: (252,7 х 2).

Пересчитываем на килоджоули. Один килоджоуль (1 кДж), из выше приведенных данных количества тепловой энергии, равен 4,19 кДж:

(15,7 + 37,7 + 16,7) / (3,75 + 9,0 + 4,0).

Таким образом: 505,3 х 4,19 = 2117,3 кДж.

Простав­ляемые на упаковке в настоящее время данные о калорийности продукта и составе основных питательных веществ призваны помочь покупателю в организации сбалансированного питания.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ продуктов характеризуется бел­ковым составом, содержанием в них витаминов и минеральных ве­ществ (сбалансированность), макро- и микроэлементов, незаменимых аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот. Эти вещества не синтезируются в организме, поэтому не могут быть заменены другими пищевыми веществами. В настоящее время, когда энергозатраты современного человека снизились до оптимального уровня 2500 ккал, и человек стал потреблять меньше пищи по объему, биологическая ценность продуктов питания приобретает особое значение. При разработке новых продуктов питания, продуктов детского и диетичес­кого питания, фактору биологической полноценности состава уделя­ется повышенное внимание.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ обусловлена веществами, оказывающими активное воздействие на организм человека. Напри­мер, кофеин чая и кофе, теобромин какао-порошка и шоколада возбуждающе действуют на сердечную и нервную деятельность чело­века. Молочная кислота и антибиотики, выделяемые микрофлорой молочнокислых продуктов, препятствуют развитию гнилостных бактерий, способствующих старению организма человека. Клетчатка и пектин являются регуляторами двигательной функции кишечника.

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ – это комплексное сочетание свойств продукта: внешний вид (форма, цвет, состояние поверхности), кон­систенция, вкус и запах. Причем, последние имеют главное значе­ние при потреблении продуктов. Кроме этих основных свойств товара, для некоторых существуют и специфические: вид на разрезе, прозрачность, эластичность, рисунок.

К важным свойствам пищевой ценности товара относится их УСВОЯЕМОСТЬ. Усвояемость продуктов зависит от общей совокуп­ности их свойств: содержания пищевых веществ, внешнего вида, вкусовых достоинств, состава и активности ферментов и некоторых других показателей (например, плавления жиров). О степени усвояе­мости пищи судят по количеству веществ, всосавшихся в кровь через стенки кишечника. Белки, жиры, углеводы и другие вещества пищи животного происхождения всасываются более интенсивно, чем из продуктов растительного происхождения. Клетчатка и пектин рас­тительных продуктов не усваиваются организмом человека. Поэтому полезность пищевых продуктов определяется степенью их усвоения. Так, усвояемость жидких растительных масел выше усвояемости твер­дых животных жиров.

Белки, жиры и углеводы – энергетические вещества пищи. Белки – главная составная честь пищи. Мясные и рыбные бульоны, грибные отвары благодаря содержанию в них экстрактивных веществ, способствуют лучшему пищеварению, вызывая повышенное выделение пищеварительных соков. Углеводы – наиболее дешевый источник энергии. При не достатке в пищевом рационе углеводов на производство энергии в организме расходуется больше белков. Если в пище имеется достаточное количество углеводов то организм не тратит излишних белков на энергетические цели, а экономит их, используя главным образом как «строительный материал». Углеводы необходимы для нормального использования в организме жиров. Если в пищевом рационе не содержится в достаточной мере углеводов, то пищевые жиры не полностью сгорают, образуя так называемое кетоновые тела, которые вредно влияют на здоровье. Жиры не только концентрированный источник энергии, но и носители очень важных для организма полиненасыщенных жирных кислот. Количество жира в пище и его качество существенно влияют на усвояемость белков, углеводов минеральных веществ и витаминов.

При смешанном питании усвояемость белков составляет 84,5%, жиров – 94,0%, углеводов – 95,5%. Только усво­енная организмом пища используется для восстановления клеток тка­ней и для получения энергии. Чтобы более точно определить энерге­тическую ценность, необходимо учитывать процент усвоения про­дукта организмом. НАПРИМЕР, в 100 г масла сливочного несоленого содержится (в %): белков – 0,6; жиров – 82,5 и углеводов (лактозы) – 0,9. Определяем энергетическую ценность масла: белки – 4,0 ккал (16,7 кДж) х 0,6 = 2,4 ккал (10,0 кДж), жиры – 9,0 ккал (37,7 кДж) х 82,5 = 742,5 ккал (3110,0 кДж), углеводы – 3,75 (15,7 кДж) х 0,9 = 3,4 ккал (14,1 кДж). Итого: 748,3 ккал (3134,4 кДж). Данная энерге­тическая ценность является теоретической. Если предположить, что масло усваивается на 98%, то фактическая энергетическая ценность окажется меньше и будет составлять: (748,3 ккал (или 3134,4 кДж) х 98)/100 = 733,6 ккал (или 3071,7 кДж).

Однако многие продукты, хотя и обладают низкой энергетичес­кой ценностью, но являются незаменимыми в питании благодаря высокому содержанию витаминов (например, листовые овощи) и важнейших микроэлементов. Существуют также группы вкусовых продуктов, которые не обладают высокой энергетической ценнос­тью, но улучшают вкус и запах пищи и тем самым способствуют ее усвоению (соль, пряности, пищевые кислоты).

Для обработки данных о спросе необходимо знать такие показатели, как доля потенциальных покупателей (%), доля потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара (%), величина спроса, приходящаяся на один день (шт.), цена, по которой целесообразно продавать товар (руб.).

Доля потенциальных покупателей среди жителей региона определится как:

Dп.п. = ( Nп.п. / N ) х 100 % ,

где:

DП.П. – доля потенциальных покупателей, %;

NП.П. – количество потенциальных покупателей среди респондентов.

DП.П. – это общая доля потенциальных покупателей, но не все они согласны заплатить за товар заявленную нами цену. Тогда можно вычислить долю потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара

Dсп.п. = ( Nсп.п. / N ) х 100 % , где

DСП.П. – доля потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара, %;

NСП.П. – количество потенциальных покупателей, принимающих предложенную цену товара.

 

В связи с тем, что разные покупатели могут обращаться за товаром с различной частотой (от одного раза в день до одного раза в год), то формула для расчета спрос на рассматриваемый товар будет следующая:

С = (365 х Пд + 52 х Пн + 12 х Пм + 2 х Ппг + Пг + По) / 365 ,

где:

С – величина спроса, приходящаяся на один день;

ПД – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар ежедневно;

ПН – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в неделю;

ПМ – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в месяц;

ППГ – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в полгода;

ПГ – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобретать товар один раз в год;

IIО – количество покупок, совершаемых покупателями, желающими приобрести товар один раз.

Рассчитанная величина характеризует величину спроса у тех покупателей, которые принимают предложенную цену.

Цена, по которой целесообразно продавать товар может быть рассчитана как средняя величина между предполагаемой и желательной ценой для покупателей с учетом количества покупок:

Ц = ( ЦФ х ПФ. общ. + ∑ Цn х Пn ) / Побщ. ,

где:

Ц – цена, по которой целесообразно продавать товар;

ЦФ – цена фактическая (установленная);

ПФ. общ. – общее количество покупок, совершаемое покупателями, желающими

приобретать товар по фактической установленной цене;

Цn – цена желаемая (устраиваемая) покупателей;

Пn – количество покупок (товара) которое совершает покупатель по желаемой цене;

Побщ. – общее количество покупок товара, совершаемое покупателями по установленной и желаемой ценам.

Полученные данные следует рассматривать как исходные при определении возможных объемов реализации. Однако в условиях большой взаимозаменяемости большинства товаров, общего превышения предложения над спросом и при наличии конкуренции полученные результаты будут не совсем точно отражать действительные потребности населения в конкретном товаре. Поэтому для повышения точности расчетов необходимо проводить их корректировку с учетом данных о реальных объемах продажи товара.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

ЗАДАЧА № 1

Используя необходимые коэффициенты, определить энергетическую ценность, в ккал и кДж, продукта массой 200 г. Известно, что содержание белков – 7,7%, углеводов – 53,4%, жиров – 2,4%. Соотношения белка, жира, углеводов даны на 100 г продукта.

Объяснить полученный результат.

РЕШЕНИЕ:

При полном окислении белки, жиры, углеводы выделяют следующее количество энергии:

1 г белков – 4,0 ккал или 16,7 кДж,

1 г углеводов – 3,75 ккал или 15,7 кДж,

1 г жиров – 9,0 ккал или 37,7 кДж

I. Зная эти коэффициенты рассчитаем энергетическую ценность 100 г продукта:

1. белки 4,0 ккал х 7,7 = 30,80 ккал или 16,7 кДж х 7,7 = 128,59 кДж

2. углеводы 3,75 ккал х 53,4 = 200,25 ккал или 15,7 кДж х 53,4 = 838,38 кДж

3. жиры 9,0 ккал х 2,4 = 21,60 ккал или 37,7 кДж х 2,4 = 90,48 кДж

II.200 г продукта содержит:

1. белки 30,80 ккал х 2,0 = 61,60 ккал или 128,59 кДж х 2,0 = 257,18 кДж

2. углеводы 200,25 ккал х 2,0 = 400,50 ккал или 838,38 кДж х 2,0 = 1676,76 кДж

3. жиры 21,60 ккал х 2,0 = 43,20 ккал или 90,48 кДж х 2,0 = 180,96 кДж

III.Таким образом энергетическая ценность 200 г продукта составит:

61,60 ккал + 400,50 ккал + 43,20 ккал = 505,30 ккал или

257,18 кДж + 1676,76 кДж + 180,96 кДж = 2114,90 кДж

ОТВЕТ: энергетическая ценность 200 г продукта составляет 505,30 ккал или 2114,90 кДж.

ЗАДАЧА № 2

Вычислив долю потенциальных покупателей проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Известно, что из 185 чел. количество потенциальных покупателей среди респондентов составляет 181 чел.

РЕШЕНИЕ:

ДАНО: Дп.п. = (Nп.п. / N) х 100%

N = 185 чел. где Дп.п. – доля потенциальных покупателей, %;

Nп.п. = 181 чел. N – общее количество опрошенных;

__________________ Nп.п.– количество потенциальных покупателей среди

НАЙТИ: опрошенных.

Дп.п. – ?

Найдем Дп.п.:

Дп.п. = (181 /185) х 100% = 97,84%.

ОТВЕТ:доля потенциальных покупателей товара среди опрошенных 97,84%. Это говорит о том, что по предложенной (условной) цене товар готовы покупать лишь 97,84% всех опрошенных респондентов.

ЗАДАЧА № 3

Используя штриховой код, сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции. На основе какого типа штрихового кода проводится такой анализ? Обоснуйте свой вывод.

Штриховой код товара выглядит таким образом: 3 7 0 0 5 0 1 0 0 2 8 2 3.

РЕШЕНИЕ:

Для анализа проводим следующие вычисления:

1) Сложить цифры стоящие на четных местах: 7+0+0+0+2+2=11;

2) Полученную в пункте 1 сумму умножить на 3 (так как EAN – 13): 11 х 3=33;

3) Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры:

3+0+5+1+0+8=17;

4) Сложить суммы, полученные в пункте 2 и пункте 3: 33+17=50;

5) Отбросить десятки, получим число 0;

6) Из 10 (так как EAN – 13) вычесть полученную в пункте 5 сумму: 10–0=10.

ВЫВОД:полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной в штриховом коде (в задаче это цифра 3 – последняя цифра штрихового кода), а это означает, что товар произведен незаконно. Если полученная в пункте 6 цифра совпадала бы с контрольной, то произведенный и промаркированный товар являлся бы подлинным.

Код страны изготовителя товара, по условию задачи – 37, а это совпадает с кодом Франции (30 – 37), присвоенным Европейской ассоциацией пользователей системы автоматической идентификации товаров EAN этой стране.

 

ЗАДАЧА № 4

Вычислить долю потенциальных покупателей и долю потенциальных покупателей принимающих предложенную цену, если известно, что из 72 человек, количество потенциальных покупателей 69 чел., а 39 % потенциальных покупателей принимают предложенную цену.

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

РЕШЕНИЕ:

ДАНО: Дп.п. = (Nп.п. / N) х 100%

N = 72 чел. Дсп.п. = (Nс п.п. / N) х 100%

Nп.п. = 69 чел. где N – общее количество опрошенных;

Nс п.п. = 39% принимают Nс п.п. – количество потенциальных

предложенную покупателей, принимающих

цену предложенную цену;

___________________________ Nп.п. – количество потенциальных покупателей НАЙТИ: среди опрошенных;

Дп.п. – ? Дсп.п. – ? Дп.п. – доля потенциальных покупателей, %;

Дсп.п.– доля потенциальных покупателей,

принимающих предложенную цену, %.

1.Найдем Nс п.п.:

Nс п.п. = (69 х 39) / 100 = 27 чел.

2.Найдем Дп.п.:

Дп.п. = (69 / 72) х 100% = 95,83 %.

3.Найдем Дсп.п.:

Дсп.п. = (27 / 72) х 100% = 37,5 %.

ОТВЕТ:доля потенциальных покупателей товара, среди опрошенных 95,83%, адоля потенциальных покупателей принимающих предложенную цену 37,5%. Полученные результаты говорят о том, что среди всех опрошенных респондентов лишь 95,83% являются потенциальными покупателями, а 37,5% покупателей готовы приобрести товар по предложенной цене.

 

ЗАДАЧА № 5

Фактическая цена товара 976 руб. Общее количество покупок, совершаемое покупателями, желающими приобретать товар по установленной цене – 31 шт. Количество покупок которое совершает потребитель по желаемой цене:

а) 56 – цена в три раза ниже;

б) 49 – цена в 1,5 раза ниже;

в) 61 – цена на 697 руб. ниже установленной цены.

Рассчитать цену, по которой целесообразно продавать товар. Объяснить полученный результат.

РЕШЕНИЕ:

ДАНО: Ц = (Цф х Пф.общ. + Σ Цn х Пn) / Побщ.

Пф.общ. = 31 шт. где Ц – цена, по которой целесообразно продавать товар;

Цф = 976 руб. Цф – цена фактическая по условию задачи;

Ц1 = в 3 раза ниже Пф.общ. – общее количество покупок, совершаемое

установленной покупателями, желающими приобретать

Ц2 = в 1,5 раза ниже товар по установленной цене;

установленной Побщ. – общее количество покупок товара, совершаемое

Ц3 = на 697 руб. покупателями по установленной и желаемой

ниже установленной ценам;

П1 = 56 шт. Цn – цена желаемая (устраиваемая) покупателей;

П2 = 49 шт. Пn – количество покупок, совершаемое покупателями

П3 = 61 шт. по желаемой цене.

__________________

НАЙТИ:

Ц – ?

 

1.Найдем Ц1: Ц1 = 976 руб. / 3 = 325 руб. 33 коп.

2.Найдем Ц2: Ц2 = 976 руб. / 1,5 = 650 руб. 67 коп

3.Найдем Ц3: Ц3 = 976 руб. – 697 руб. = 279 руб.

4.Найдем Побщ.: Побщ. = 31 шт. + 56 шт. + 49 шт. + 61 шт. = 197 шт

5.Найдем Ц:

Ц = (976 руб. х 31 шт. + 325 руб. 33 коп. х 56 шт. + 650 руб. 67 коп. х 49 шт. +

+ 279 руб. х 61 шт.) / 197 шт. = (30256 руб. + 18218 руб. 48 коп. +

+ 31882 руб. 83 коп. + 17019 руб.) / 197 шт. = 97376 руб. 31 коп. / 197 шт. =

= 494 руб. 29 коп.

ОТВЕТ:

Ц = 494 руб. 29 коп. По рассчитанной цене целесообразно продавать товар.

 

 

ЗАДАЧА № 6

Известно, что количество покупок совершаемых покупателями, желающими приобретать товар:

а) ежедневно – 136 шт.; б) один раз в неделю – 344 шт.;

в) один раз в месяц – 401 шт.; г) один раз в полгода – 234 шт.;

д) один раз в год – 509 шт.; е) всего лишь один раз совершают покупку – 36 шт.

Определить спрос на товар. Что характеризует рассчитанная величина? Проанализировать полученный результат.

РЕШЕНИЕ:

ДАНО:

Пд = 136 (шт.) С = (365 х Пд + 52 х Пн + 12 х Пм + 2 х Ппг + Пг + По) / 365

Пн = 344 (шт.) где С – спрос на товар

Пм = 401 (шт.) Пд – количество покупок, совершаемых покупателями

Ппг = 234 (шт.) желающими приобретать товар ежедневно;

Пг = 509 (шт.) Пн – количество покупок, совершаемых покупателями

По = 36 (шт.) желающими приобретать товар один раз в неделю;

_________________ Пм – количество покупок, совершаемых покупателями

НАЙТИ: желающими приобретать товар один раз в месяц;

С – ? Ппг – количество покупок, совершаемых покупателями

желающими приобретать товар один раз в полгода;

Пг – количество покупок, совершаемых покупателями желающими приобретать

товар один раз в год;

По – количество покупок совершаемых покупателями желающими приобрести

товар всего лишь один раз;

1.Определим спрос на товар:

С = (365 х 136 + 52 х 344 + 12 х 401 + 2 х 234 + 509 + 36) / 365 =

= (49640 + 17888 + 4812 + 468 + 509 + 36) / 365 = 73353 / 365 =

= 201 шт.

ОТВЕТ:по условной цене спрос на предложенный товар будет составлять 201 штука за один день.

ЗАДАЧА № 7

Известно, что при смешанном питании усвояемость белков составляет – 84,5 %, жиров – 94,0%, углеводов – 95,5 %.

Определить, используя необходимые коэффициенты, фактическую энергетическую ценность продукта при смешанном питании, в ккал и кДж. В 800 г мяса скумбрии содержится: белок – 29%, жир – 16%. Соотношения белка, жира, углеводов даны на 100 г продукта.

Объяснить полученный результат.

РЕШЕНИЕ:

При полном окислении белки, жиры, углеводы выделяют следующее количество энергии:

1 г белков – 4,0 ккал или 16,7 кДж

1 г жиров – 9,0 ккал или 37,7 кДж

1 г углеводов – 3,75 ккал или 15,7 кДж

I. Зная эти коэффициенты рассчитаем энергетическую ценность 100 г мяса скумбрии:

1. белки 4,0 ккал х 29 = 116 ккал или 16,7 кДж х 29 = 56178,80 кДж

2. жиры 9,0 ккал х 16 = 144 ккал или 37,7 кДж х 16 = 603,20 кДж

II.800 г мяса скумбрии содержит:

1. белки 116 ккал х 8,0 = 928,0 ккал или 56178,80 кДж х 8,0 = 449430,40 кДж

2. жиры 144 ккал х 8,0 = 1152 ккал или 603,20 кДж х 8,0 = 4825,60 кДж

III.Таким образом энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии содержит:

928,0 ккал + 1152ккал = 2080,0 ккал или

449430,40 кДж + 4825,60 кДж = 454256,0 кДж

IV. При смешанном питании усвояемость белков составляет – 84,5 %, жиров – 94,0 %, углеводов – 95,5 %.

Рассчитаем фактическую энергетическую ценность компонентов 800 г мяса скумбрии:

1. белки (928,0 ккал х 84,5%) : 100% = 784,16 ккал или

(56178,80 кДж х 84,5%) : 100% = 47471,09 кДж

2. жиры (1152ккал х 94%) : 100% = 1082,88 ккал или

(4825,60 кДж х 94%) : 100% = 4536,06 кДж

V. Таким образом фактическая энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии составит:

784,16 ккал + 1082,88 ккал = 1867,04 ккал

47471,09 кДж + 4536,06 кДж = 52007,15 кДж

 

ОТВЕТ:энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии составляет 2080,0 ккал или 454256,0 кДж; при смешанном питании фактическая энергетическая ценность 800 г мяса скумбрии составляет 1867,04 ккал или 52007,15 кДж.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – 448 с.
2. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для проф. образования / [А.М. Новикова, Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, С.А. Прокофьева]. – 5- е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
3. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для начального профессионального образования / Под редакцией А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
4. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Часть 1. Серия «Учебники ХХI века» – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 320 с.
5. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Часть 2. Серия «Учебники ХХI века» – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 256 с.
6. Бурова М. Товароведение непродовольственных товаров (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 160 с.
7. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 283 с.
8. Коммерческое товароведение: Учебник / Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А – 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 620 с.
9. Чечеткина Н. М., Путилина Т.И., Горбунева В.В. Товарная экспертиза. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 512 с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.202 (0.032 с.)