Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Цена Как экономическая категория

Поиск

Экономический сектор разделен на два основных сегмента: реальный и финансовый. Они очень крепко взаимосвязаны между собой, а правильное их функционирование обеспечивает постоянный и продолжительный рост экономической сферы. Реальным называется производственный сектор экономики. Там сосредоточен весь комплекс изготовления и реализации продукции, покупки сырья и т. д. Это основа всей экономики любой страны. Развитие целостной экономической системы во многом зависит от развития реального сектора. Финансовая экономика - это длинная тень, которую отбрасывает реальный сектор. Причем чем больше будет развиваться производство тем сильнее будет расти его тень. В финансовом секторе происходит продажа и перераспределение экономических благ, произведенных в реальном секторе. Финансы не могут существовать без комплексной и современной системы производства. Предприятие в реальной и финансовой экономике. В реальной экономике компания может выглядеть крупным промышленным предприятием, приобретающим большое количество сырья, основных и оборотных средств, выпускающим на рынок продукцию. Может предоставлять большое количество рабочих мест, платить сотрудникам, пополнять налогами бюджет страны.

С точки зрению финансовой экономики, такая компания, просто совокупность акций. С другой стороны, это крупный производственный объект, которому явно будет необходим банковский кредит (финансовый продукт) или, например, масштабная страховка. Также, возможно, эта компания покупает сырье не в родной стране, а, значит, ей необходимы крупные суммы иностранной валюты, которые можно приобрести на валютных рынках (сфере финансовых рынков). Зависимость финансового сектора от производства очень велика. При этом финансовый сектор уже более чем в 3 раза превысил реальный. Именно поэтому следует больше внимания уделять финансовому сектору, его структуре и особенностям.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Основные направления исследований: Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.

Величину соотношений (пропорцию) при добровольном обмене товаров называют стоимостью. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.

В повседневной речи цена часто является синонимом стоимости товара (например, «сколько стоят спички?») и эти слова могут взаимно заменять друг друга.

У Аристотеля два понятия цены: цена — категория обмена, которая служит обращению излишков (всё, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека). С другой стороны — выражение неистинного богатства. У Фомы Аквинского «Справедливая цена» — цена, которая позволяет возместить затраты. С другой стороны, Фома Аквинский говорит о том, что цена должна дифференцироваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу. То есть для представителей церковного сословия цена должна быть ниже, чем для крестьянина.

Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа (Давид Рикардо, Карл Маркс) рассматривали противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, величина которой зависит от затрат рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных оценок потребностей, что приводит к изменениям размера спроса и предложения. Наиболее чётко его сформулировал Давид Рикардо: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого ещё не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от их первичной и естественной цены…» — Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогообложения.» ГЛАВА IV «О естественной и рыночной цене»

Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — «общественно-необходимые затраты труда», а также внутри- и межотраслевую конкуренцию. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа стоимостной эквивалентности и добровольности на всех этапах производства и обмена товаров. Это позволило глубже понять объективную сторону цены.

Жан Батист Сэй, развивая идеи А. Смита, делал акцент на полезности товара и спросе, а не на затратах и предложении. Он считал цену субъективной оценкой полезности блага. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»).

Австрийская школа отказалась от объективной концепции стоимости и сконцентрировалась на субъективных предпочтениях, которые находят своё отражение в ценах (теория предельной полезности). В рамках этих взглядов цена не является денежным отражением стоимости, она отражает баланс субъективных оценок продавцом и покупателем предельной полезности товара.

Определения понятия «цена» сильно зависят от того, какой экономической теории авторы отдают предпочтение:

1) денежное выражение стоимости;

2) денежное выражение ценности товара (услуги) при экономическом обмене;

3) денежное выражение системы ценообразующих факторов;

4) количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);

5) один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);

6) инструмент рыночной конкуренции;

7) характеристика товара на рынке;

8) цена вещи или услуги складывается из зарплат какой-то цепочки работников. В цене нет никаких иных слагаемых, кроме зарплаты.

Выделяют следующие ценообразующие факторы:

1) затраты;

2) ценность товара (услуги);

3) спрос и его эластичность;

4) конкуренция;

5) государственное влияние.

Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный. Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов расчёта цен выделяют:

Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты(полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).

1. Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

2. Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.

Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».

В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

Пассивное ценообразование. Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, всё равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.

Виды цен. Розничная цена. Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке. Оптовая цена. Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования. Закупочная цена. Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукциигосударством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.007 с.)