Развитие европейской науки, литературы и искусства в хiх – начале хх В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие европейской науки, литературы и искусства в хiх – начале хх В.



Развитие науки. XIX столетие стало временем научных откры­тий и возникновения новых наук, среди которых особое место за­нимают учение об электричестве и микробиология. Открытие ан­гличанином М. Фарадеем электромагнитной индукции в 1831 г. позволило приступить к созданию электродвигателя. Француз­ский ученый JI. Пастер заложил основы микробиологии (науки о микроорганизмах) и иммунологии (науки о защитных свойствах организма). Он разработал способы стерилизации и пастеризации продуктов, предложил метод предохранительных прививок про­тив многих болезней и осуществил первую прививку человеку. Продолжало совершенствоваться и военное вооружение. В 1867 г. шведский химик Л. Нобель изобрел динамит — сильнейшее взрывча­тое вещество и основал фабрику по его производству.

Настоящий переворот в науке произвели труды английского ученого-натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» и «Происхождение человека и половой от­бор». Ученый пришел к выводу, что вся живая природа не была сотворена одноактно, а постепенно сформировалась в процессе длительной эволюции и что отдаленными предками людей были обезьяноподобные существа.

Дарвиновский принцип естественного отбора и борьбы видов за выживание оказал большое влияние не только на биологию, но и на науки об обществе. Историки, философы, экономисты обра­щались к этому принципу как к универсальному закону, согласно которому побеждали самые сильные, полезные и способные. Так возник социал-дарвинизм, распространивший методы эволюцион­ной теории на процессы общественного развития. Однако глубоко верующие люди расценили теорию Дарвина как атеистическое из­мышление, поскольку она противоречила библейской легенде о сотворении мира.На рубеже XIX—XX вв. необычайно расширились представле­ния человека о Вселенной. Именно тогда были заложены основы будущей научно-технической революции, связанные с открытием электромагнитных волн и явления радиоактивности, а также раз­работкой теории строения атома. Огромный вклад в эти области науки внесли такие выдающиеся физики, как Г. Герц и В. Рентген (Германия), П. Н. Лебедев (Россия), А. Беккерель, М. Склодовская- Кюри и П. Кюри (Франция), Э. Резерфорд (Англия). Теория относи­тельности А. Эйнштейна расширила классические представления о строении мира, основанные на законах механики Ньютона.

Развитие культуры. Художественная культура в первой половине XIX в. развивалась под влиянием Французской революции 1789— 1799 гг. в условиях жестокого и корыстного индустриального мира и буржуазного общества. Своеобразной творческой реакцией на это стал романтизм. В основе романтизма находится представление о противо­стоянии двух миров — идеального и реального. Для романтиков идеал — это нечто прекрасное и совершенное, но в то же время таинственное, недостижимое и не постигаемое разумом. Действи­тельность, наоборот, конкретна, низка и безобразна. Реальному миру, обыденной жизни и морали буржуазного общества роман­тики противопоставляли мир поэтической мечты, культ рыцар­ства, лидера и вождя, направляющего темную аморфную массу, слияние с природой и народной стихией. Романтики проявляли большой интерес к истории..Романтическое направление в литературе представлено таки­ми известными именами, как В. Гю­го, Ж. Санд и А. де Мюссе (Франция), А. Мицкевич (Польша), А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов (Россия). В музыке представи­телями романтизма были Ф. Шуберт (Австрия), Н. Паганини, Ф. Шопен (Польша), Ф. Лист (Венгрия),

В 1830—1840-е гг. в искусстве появилось другое направление — реализм Представители романтизма описывали исключительные ха­рактеры в исключительных обстоятельствах, а реализма — типич­ные характеры в типичных обстоятельствах. Такими обстоятель­ствами для реалистов были прежде всего социальные условия. Еще одной важной чертой реалистического искусства являлось критическое изображение недостатков и болевых точек современ­ного ему общества.Яркими представителями реализма в литературе были Стен­даль и П. Мериме (Франция), Ч. Диккенс и У. Теккерей (Англия); в живописи — французские художники О. Домье, Г. Курбе и др.

«Эпоха конца века». Под таким названием вошел в историю период в развитии европейской культуры от франко-прусской войны 1870—1871 гг. до Первой мировой войны. Это было время кризиса многих ценностей, порожденных эпохой Просвещения. Индустриализация вызвала много новых явлений и проблем. По мере усложнения социального бытия и ускорения жизненных ритмов у людей появилось ощущение утраты прочности и ста­бильности. Распространялись пессимистические настроения, идеализация прошлого и неприятие всего нового.

Одним из наиболее устойчивых течений в искусстве и литера­туре Западной Европы в конце XIX в. был символизм. Главная ценность для символи­стов — непознанное, которое скрывается как в самом человеке, так и в окружающем мире. Его невозможно объяснить с позиций разума, а можно выразить лишь в туманных символах — знаках и образах. Символисты были убеждены в бессилии разума. Художники-символисты нередко отражали на полотнах фантастически страшный мир своих видений как зримое воспроизведение подсознания. Не­которые критики символизма назвали такой подход к изображе­нию внутреннего и внешнего мира человека декадансом — упадни­ческой культурой. Понятие декаданса распространилось и на другие подобные течения.

Одним из направлений, возникших в конце XIX в., был натура­лизм. Он сыграл противоречивую роль в духовной жизни Запада. Это направление представляло собой начало упадка реализма. Нату­рализм отражал протест против всё приукрашивающего искусства, стремился к объективному, бесстрастному воспроизведению реаль­ности. Он исходил из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

В последней трети XIX в. во Франции зародилось новое на­правление в искусстве — импрессионизм, ставший событием евро­пейского масштаба. Его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его под­вижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатле­ния. Работая на открытом воздухе, они создавали в своих полот­нах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха.

В конце XIX — начале XX в. во Франции возник постимпрессио­низм. Его представители {П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген) восприня­ли от импрессионизма чистоту цвета, но противопоставили ему поиски сущности бытия, интерес к философским и символиче­ским аспектам.

Духовная жизнь Европы не сводилась к нескольким течениям. Тяга к реалистическому творчеству и ориентация на общечело­веческие ценности были по-прежнему характерны для многих пи­сателей, таких как А. Франс, Дж. Б. Шоу, Г. Манн. Их творчество нельзя отнести к какому-то определенному течению или стилю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.004 с.)