Вопрос: Система правового регулирования страхового рынка в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Система правового регулирования страхового рынка в РФ.



В РФ, как и в ряде западных стран, сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

1 ступень - Гражданский кодекс страны, законодательные и правовые акты, имеющие статус кодекса;

2 ступень - специальные законы по страховому делу;

3 ступень - нормативные акты министерств, ведомств по страховому делу.

Гражданско-правовые основы регулирования играют значительно более важную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса.

Во-первых, в страховом деле гражданское право отдает приоритет интересам клиента — покупателя (потребителя) страховой услуги (продукта, товара). Особенность услуги страховой фирмы (в отличие от товара в магазине) в том, что покупается письменное обещание в обеспечении защитой. Причем документы, в том числе страховой полис, которые оформляют это обещание, настолько сложны (цифровые коды, термины, понятия, требующие специальных знаний), что далеко не каждый покупатель понимает их. Сложными являются процедуры, связанные с исчислением цен на страховые услуги, определением размеров ущербов, выплат по ним, с разрешением споров и т. д.

Во-вторых, в страховых фирмах работают специалисты высокой квалификации, большого опыта; имеются специальные юридические службы.

Таким образом, на страховом рынке наиболее защищенными являются страховщики и наименее защищенными - страхователи, поэтому вся система государственного права должна обеспечивать равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей (потребителей) страховых товаров.

Правовая безопасность клиентов страховых фирм может быть обеспечена только законами (другими правовыми актами), которые не противоречат друг другу на всех ступенях регулирования страховых отношений.

До 1 января 1995 г. в России в качестве 1 ступени гражданско-правового регулирования действовали:

· Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.;

· Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.;

· законы РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О валютном регулировании» и др.

К середине 1990-х гг. многие из этих общезаконодательных актов перестали соответствовать требованиям рыночного хозяйства России. И это было учтено федеральными законами № 52-ФЗ «О введении в действие 1 части ГК РФ» от 30 ноября 1994 г. и № 15-ФЗ «О введении в действие 2 части ГК РФ» от 26 января 1996 г.

С 1 января 1995 г. была введена в действие часть 1 ГК РФ, а с 1 марта 1996 г. - часть 2. Именно в части 2 ГК РФ содержится глава 48 «Страхование» (ст. ст. 927-970).

Таким образом, роль гражданского права заключается в следующем:

1) оно обеспечивает единообразное толкование прав и обязанностей всех субъектов рыночного хозяйства (например: договор, его содержание, условия заключения, порядок разрешения споров и т. д., организационно-правовые формы деятельности и т. п.);

2) дает одинаковое для каждого субъекта определение предпринимательской (коммерческой) деятельности, целью которой является извлечение прибыли;

3) декларирует систему обязательного лицензирования особо важных сфер предпринимательской деятельности в стране;

4) обеспечивает стандартизацию сделок не только на внутреннем рынке РФ, но и на международном.

Несмотря на всю важность ГК имеет ряд существенных недостатков в отношении регулирования страховой деятельности. В главе 48 недостаточно регламентируются отдельные виды договоров страхования (например, вообще не раскрыт договор страхования жизни) или присутствуют недостаточно урегулированные нормами права понятия и положения (например, страховых рисков предпринимательской деятельности).

Специальным называется законодательство, регулирующее какую-либо отдельную отрасль народного хозяйства: машиностроение, строительство, банковское дело, страхование и т. п.

В настоящее время основой 2 ступени регулирования страхования является Закон РФ «О страховании» (принят 27 ноября 1992 г., вступил в действие 12 января 1993 г.). В редакции Федерального закона № 157-ФЗ от 31 декабря 1997 г. он стал называться «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

К числу специальных законов и актов 2 ступени регулирования страхового дела в России можно также отнести:

1) Закон «О медицинском страховании граждан» (1991);

2) Закон «О налогообложении доходов от страховой деятельности» (1991);

3) Указ Президента «О государственном страховом надзоре»;

4) Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 гг.»;

5) Распоряжение Правительства от 25 сентября 2002 г. № 1361-р «О концепции развития страхования в Российской Федерации» и др.

В начале 1990-х Закон «Об организации страхового дела в РФ» явился важнейшим среди всех остальных по многим причинам:

1) в бывшем СССР не было закона, регулировавшего страховые отношения в стране. Закон «О страховании» стал первым юридическим специальным актом, определяющим правовые рамки и основы страхового дела в РФ;

2) Закон стал базой для разработки других специальных законов;

3) Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела;

4) в Законе особо продекларирована роль государства в страховом деле;

5) Закон ввел в теорию и практику ряд международных страховых понятий, что облегчило взаимодействие национального страхового рынка с международным;

6) Закон ввел специальные инструменты, присущие только страховой отрасли (т. е. трансформировал положения гражданского права с учетом специфики отрасли).

Сложной и запутанной представляется ситуация по обязательному страхованию. Несмотря на то, что в настоящее время более 60 федеральных законов содержат нормы, в той или иной степени затрагивающие страхование (в большей части — обязательное), в стране практически отсутствует нормативно-правовая база обязательного страхования. Но если тот или иной вид обязательного страхования провозглашается (например, медицинское страхование), то на практике почти не проводится, так как не регламентированы порядок и условия его проведения (наличие в ГК нескольких статей об обязательном страховании проблемы не решает). Исключением на сегодняшней день, пожалуй, является обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, закона, который устанавливал бы основные понятия и единые принципы проведения обязательного страхования, давал единую классификацию его видов и необходимые основания для их принятия, предусматривал экономические и правовые гарантии его осуществления, в РФ нет.

Очень важным для развития страхового дела является законодательство в сфере налогообложения страховых организаций.

С 1 июля 2000 г. (до 2002 г.) суммарные расходы на личное страхование персонала, имущественное страхование и страхование ответственности стали ограничены 3% от объема реализуемой продукции (а не 1%, как было раньше). Но и здесь решение было половинчатым. Многие предприятия не смогли создать полноценную страховую защиту так, что бы страховые взносы (нормы отнесения) уложились в 3%. «В мировой практике общепринятым является полностью относить на себестоимость расходы на страхование». С принятием и вступлением в силу гл. 25 (часть 2) Налогового кодекса РФ ситуация несколько изменилась. В ст. 253,255,263 говорится о более широких возможностях предприятий для отнесения затрат по страхованию на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Но по-прежнему расходы предприятий на страхование регламентируются, особенно в сфере личного страхования сотрудников.

Акты 3 ступени, разрабатываемые министерствами и ведомствами (например, Органом страхового надзора, Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов и др.), призваны конкретизировать положения законодательства 2 ступени применительно к отдельным направлениям страховой деятельности. Такими актами являются постановления, приказы, распоряжения, рекомендации, правила и т. п.

Наиболее важными для страховой деятельности в РФ среди актов 3 ступени можно назвать:

· «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ»;

· «Правила размещения страховщиками страховых резервов»;

· «Правила формирования страховщиками страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;

· «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств»;

· «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций» и др.

Подобные нормативные документы, конкретизируя отдельные статьи специальных законов 2 ступени, «разгружают» эти законы от излишней детализации, поясняют порядок исполнения соответствующих статей закона. В случае отклонения положений подзаконных актов от ГК РФ или специального законодательства приоритет остается за последними. Подзаконные акты проходят юридическую экспертизу в Минюсте РФ и для того, чтобы вступить в действие, должны быть там зарегистрированы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.011 с.)