Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение фэнтезийной истории

Поиск

 

Фэнтези является самым старым литературным жанром. Многие из уцелевших литературных произведений прошлых веков, которые дошли до нас, принадлежат именно к жанру фэнтези. Там прослеживаются элементы сверхъестественного, действуют отважные герои, ужасные монстры, и встречаются упоминания об иных мирах. Хотя мифы, фольклор, легенды и история, бесспорно, оказывали влияние на фэнтезийную литературу, фэнтези само по себе является уникальным. В большинстве своем, его отличает наличие фантастических персонажей, магии и сверхъестественного, а так же упоминание “иного мира”. Не в каждой фэнтезийной истории присутствуют все три компонента, но как минимум один из них необходим для того, чтобы мы могли назвать то или иное произведение фэнтезийным.

 

Фантастические персонажи

 

Персонажи фэнтезийных историй могут быть очень и очень различными, но обычно герой или героиня обладают чем-то, что выделяет их среди всех остальных людей. Это может быть врожденная сила, природный дар или необычайное благородство, которое отличает их от окружающих. Большую часть главных героев в фэнтезийных историях можно отнести к одной из трех групп: обычные, героические и эпические. Обычные персонажи лишены каких-либо великих умений, бойцовских способностей или сверхъестественных сил, и часто являются обычными людьми, которые внезапно оказались в сказке. Героические персонажи отличаются от обычных людей неким талантом или способностью, которые дают им недоступные другим возможности. Эпическим персонажам уготована великая судьба, они могут обладать божественным происхождением, и часто владеют просто невообразимыми силами и способностями. Все эти персонажи сталкиваются со схожими проблемами и противниками, хотя именно их способности определяют степень сложности препятствий, которые им необходимо преодолеть.

 

Магия и Сверхъестественное

 

Независимо от того, является ли она высоким волшебством, ритуальной магией, незаметными особенностями земли, древними проклятьями или словами силы, которые преображают мир, магия является ключевым элементом фэнтези. Она может быть явной, как в случае с волшебниками, метающими друг в друга молнии, или же едва заметной, управляя миром и событиями с помощью сил, которые кажутся вполне естественными. Магия так же может быть божественной: к этой категории относятся силы богов или сверхъестественных существ, и демонстрации божественной силы в виде чудес или божественного гнева.

Магические артефакты присутствуют в фэнтезийных историях в форме легендарных древностей, мистических талисманов, зачарованного оружия или доспехов, магических книг и свитков, или даже колец силы. Многие мифологические герои владели подобным оружием, и фэнтезийные истории продолжают эту традицию. Обладание подобным артефактом обычно подразумевает то, что у героя есть право владеть им. Это может быть право рождения или предназначения, хотя герой может обрести его, пройдя некое испытание. Некоторые фэнтезийные истории полностью преображают данную традицию, наделяя протагониста магическим предметом, которого он “не заслуживает”, и, описывая последствия, вызванные подобным несоответствием.

В фэнтези всегда присутствует множество поразительных существ; среди них встречаются монструозные разновидности реальных зверей, мифологические звери, которые обретают плоть и кровь, существа, созданные с помощью магии, и даже порождения иных миров, чуждые нашему миру. Некоторые фэнтезийные истории описывают этих существ достаточно натуралистично, делая их частью существующей реальности; другие поджанры подчеркивают их необычность для того, чтобы продемонстрировать то, что данный мир является абсолютно иным, и что в нем действуют абсолютно другие природные законы.

 

Иной Мир

 

Важной особенностью любой фэнтезийной истории является то, что она разворачивается в другом мире. Это не обязательно должен быть абсолютно иной мир, но он должен вызывать ощущение другой вселенной, в которой вполне могут происходить фантастические вещи. Это очень важный элемент в вызове у читателей отсрочки неверия (suspension of disbelief) (состояния, в котором они воспринимают фантастические элементы истории, как реальные) Это не значит, что читатель должен всем сердцем уверовать в эти миры, но он не должен подвергать их существование сомнению на протяжении истории. Ниже приведены основные разновидности иных миров фэнтези.

 

Исторические миры

 

Эти миры очень похожи на наш собственный, хотя некоторые люди верят, что сверхъестественное и магия существуют до сих пор. В этих историях магия не оказывает какого-либо значительного или важного влияния на мир, не считая аспекта веры. Мир утратил веру, и тех, кто верит в существовании магии, считают душевнобольными или обманутыми. Действие подобных историй может происходить в наши дни, когда все основные элементы фэнтези оказываются иллюзорными или воображаемыми.

 

Магические миры

 

Эти миры отличаются от нашего собственного тем, что магия здесь является реальностью. Боги, демоны и монстры существуют здесь, как, впрочем, и все остальные существа, способные использовать магию, как тайно, так и открыто. Во всем остальном, эти миры очень похожи на наш. К этой категории относится городская фэнтези и истории, которые разворачиваются в современном мире, противопоставляя цивилизации “магическую” природу.

 

Альтернативные миры

 

В этих мирах силы магии воздействовали на определенные события и породили места, которые напоминают наш собственный мир, но при этом довольно сильно от него отличаются. Здесь магия может быть вполне распространенной, и существовать бок о бок с элементами культуры реального мира, историческими фигурами и социальными силами. В альтернативных мирах очень часто встречаются ситуации, когда какое-то очень важное событие произошло не так, как в нашем мире. С этого ключевого момента начинается новый виток развития истории, что приводит к соответствующим изменениям в окружающем мире. Подобные варианты достаточно распространены в научной фантастике, и встречаются в фэнтези довольно редко.

 

Внешние миры

 

Эти миры признают существование нашего собственного мира, и часто считают его достаточно привычной нормой, существуя параллельно с ним, внутри его или же где-то за его пределами. Это может быть какая-то часть большого мира, например крошечный мирок, находящийся в бутылке, или воплощенный в произведении искусства. Это могут быть миры снов, небес или преисподних, мистические королевства, населенные богами и их слугами, или идиллические миры, которые были лишены долгой и кровавой истории нашего собственного мира.

Переходы между реальным миром и внешним миром обычно весьма немногочисленны и, кроме того, представляют определенную сложность для мироходцев. Они могут быть открыты только для определенных людей, которые обладают соответствующим предназначением, кровью или просто чистым сердцем. Иногда странники могут попасть во внешний мир просто из-за нелепой случайности (или же кто-то может перейти из внешнего мира в наш, тем самым, уведомив кого-то в обычном мире о существовании королевства фантазии и магии). Истории, посвященные внешним мирам, очень часто напоминают фэнтезийные дневники, в которых описывается путешествие главных героев в новые земли, их исследование, различные приключения и возвращение домой с новыми познаниями и опытом. Большая часть детской фэнтези относится именно к этой категории.

 

Выдуманные миры

 

Это наиболее многочисленные фэнтезийные миры: они являются уникальными и не имеют какой-либо связи с нашим миром (или же эта связь очень незначительная). Там существуют расы и существа, которым нет места в нашем мире, а магия практически всегда действует. Большая часть этих миров обладает богатой историей и культурой, собственным языком и сказаниями, которые упоминаются в историях, посвященных им, для того, чтобы убедить читателей в их “реальности” и том, что там присутствуют живые культуры и существа. Для этих миров часто рисуются карты, и значительное внимание уделяется историям, генеалогиям, культурам и другим элементам, которые должны полностью поглотить внимание читателя. Выдуманные миры являются наиболее популярной формой фэнтезийных миров, и они достаточно часто подвергаются повторному использованию авторами. Читатели очень часто так привязываются к тому или иному миру, что буквально срастаются с главным героем. Авторы обычно не хотят просто так расставаться с мирами, в которые они вложили столько труда и энергии. Выдуманные миры являются наиболее подходящими мирами для развития новых сюжетов, принадлежащих уже другим авторам.

 

Фэнтези против Научной Фантастики и Ужасов

 

Очевидно, что к каждому жанру относится множество различных стилей и поджанров. Фэнтези очень сложно отделить от ужасов и научной фантастики, так как многие элементы фэнтезийных историй (персонажи, сверхъестественные события и существа, а так же иной мир) так же присущи и этим жанрам. В знаменитой аксиоме Артура Кларка говорится “Любая технология, находящаяся на высоком уровне своего развития, практически неотличима от магии”, и действительно многие произведения из жанра научной фантастики практически ничем не отличаются от фэнтези. К примеру, фильмы из цикла “Звездные Войны” в действительности не являются научной фантастикой (во всяком случае, не полностью); они связаны с отважными героями, прекрасными принцессами, злыми военачальниками, магическими мечами, мистическими воинами и семейными предназначениями. Именно потому в качестве начала были избраны слова “Давным-давно, в одной далекой галактике…...”.

Схожим образом, большая часть классических ужастиков наполнена фэнтезийными элементами, а именно находчивыми героями, древними проклятьями, магическими событиями и сверхъестественными злодеями. История вервольфа непосредственно связана с проклятьем цыганки, а вампиры и мумии являются сверхъестественными злодеями, которые так же обречены. С другой стороны, монстр Франкенштейна в сущности своей относится к научно фантастике, что прослеживается на примере его попыток понять все необычные происшествия и объяснить то, почему они происходят. Гибридов фэнтези, ужасов и научной фантастики очень и очень много. Наиболее распространенные фэнтезийные гибриды описаны ниже.

 

Готическая фэнтези

 

Это один из самых старых фэнтезийных жанров, основы которого заложил Замок Отранто (The Castle of Otranto) Горация Уолпола (1764). Готическая фэнтези является трагичной, и обычно завершается физической и/или психологической гибелью главного героя. Её действие часто разворачивается в мрачном замке или особняке, который не обеспечивает какого-либо комфорта и не дает возможности укрыться от безрадостной действительности. Главный герой обычно проклят судьбой или хранит в себе какую-то мрачную тайну, обычно связанную с прошлым его семьи. Сюжет обычно состоит в постепенном раскрытии мрачных тайн, что приводит к гибели главного героя.

 

Фэнтези Ужасов

 

Черта между фэнтези ужасов и сверхъестественным романом является настолько тонкой, что они практически являются одним и тем же жанром. В сущности своей, фэнтези ужасов является страшной историей, которая использует сверхъестественные (фантастические) элементы для того, чтобы вызывать у читателя страх. Люди всегда испытывали чувство страха перед тем, что скрывается за гранью, и фэнтези ужасов вызывает на свет кошмары, которые ранее скрывались в глубинах мифов, фольклора или воображения. Действие фэнтези ужасов практически всегда разворачивается в реальном мире, хотя при этом присутствуют определенные элементы сверхъестественного, которые обычно представляют опасность для существующего равновесия. Иногда этот жанр называют “темной фэнтези”, хотя темная фэнтези, скорее, является отдельным жанром, действие которого разворачивается в мрачном и безрадостном мире, где главного героя ожидает роковой исход.

 

Научная фэнтези

 

Будучи комбинацией научной фантастики и фэнтези, этот поджанр зародился еще на рассвете фэнтези в 17 столетии, когда научные изобретения использовались в качестве оправдания фантастических событий и вещей, встречающихся в книгах. В научной фэнтези, персонажи часто перемещаются в фантастические миры с помощью квазинаучных средств, подобных космическим кораблям, математическим формам, странным формам гибернации, перемещениям, происходящим с помощью газов или радиации и других, в равной степени воображаемых (и часто научно неправдоподобных) средств. Миры и культуры в научной фэнтези отличаются высоким уровнем технического развития, который существует параллельно с древними и квазисредневековыми культурами. Чужие могут заменить эльфов и дворфов, как, впрочем, и другие разновидности живых существ. Еще одним названием этого поджанра является “планетарная романтика”.

 

Футуристическая фэнтези

 

Еще одной смесью жанров научной фантастики и фэнтези является футуристическое фэнтези, действие которого разворачивается в пост-апокалиптичном или невообразимо далеком подобии нашего собственного мира, где магия и сверхъестественные возможности обладают силой, а цивилизация опустилась на древний уровень развития культуры и техники. Предметы или аспекты современной культуры часто выступают в роли артефактов, тем самым еще раз указывая на возраст мира и помогая читателю ориентироваться в происходящем.

 

Корни Фэнтези

 

В древние времена, когда мифология и религия все еще были тесно переплетены друг с другом, рассказчики в равной степени развлекали и обучали своих слушателей, используя слова для того, чтобы увековечивать деяния своих легендарных прародителей или богов, наблюдающих за жизнью людей. Эпос был основной разновидностью литературы, и складывался в стихотворной форме, непосредственно связанной с устной традицией повествования. Короли и крестьяне слушали одни и те же истории о героях прошлого. Постепенно истории преувеличивались, детали изменялись для того, чтобы удовлетворить публику, и во многих случаях некоторые рассказы объединялись, создавая основу других историей. Большая часть эпосов в наши дни уже утеряна, но несколько значительных мифических или культурных историй о героях пережили многовековое влияние западной литературы и легли в основу нынешней фэнтези.

Первый великим эпосом, известным нам, является история о короле-герое Гильгамеше, которая была записана на глиняных табличках свыше 4000 лет назад шумерским жрецом Син-лекве-уннини. Гильгамеш был королем-героем Урука (расположенного не территории нынешнего Ирака). Эпос о Гильгамеше существовал еще задолго до появления Ветхого Завета. В нем описаны приключения короля-героя, который отчасти обладает божественной природой, сражается с богами и сверхъестественными монстрами, которые угрожают его городу, и совершает путешествие в поисках тайны бессмертия. Его приключения так же нашли свое отражение в более поздних греческих и еврейских легендах.

По хронологии, следующими великими эпосами являются греческие, а именно, Одиссея (Odyssey) и Илиада (Iliad). Одиссея, написанная около 900 года до н.э. греческим поэтом и рассказчиком Гомером, описывает жизнь великого героя Одиссея, который скитается по древнему миру, пытаясь вернуться домой после Троянской Войны. На протяжении всего своего пути, он сталкивается с ужасными монстрами, самыми разнообразными приключениями, а так же некоторыми богами и другими божественными существами. Современные исследователи сходятся на том, что в действительности эта история представляет собой набор легенд и сказаний других стран и культур, объединенных одним героем, Одиссеем (который, скорее всего, является выдуманным персонажем). Несмотря на это, Одиссея остается важной вехой в истории развития фэнтези, что объясняется её исторической важностью и обширностью.

Илиада, автором которой так же считается Гомер, описывает последние несколько дней Троянской Войны. Разделенная на 24 части и написанная гекзаметром, эта история посвящена деяниям греческих и троянских героев во время сражения и после него. В этой великой истории сражений и предательств принимают участие боги, короли, королевы и герои.

События Троянской Войны происходили приблизительно за три века до Гомера, и, несомненно, большая часть Илиады является выдуманной. Кроме того, до сих пор продолжаются споры относительно того, был ли Гомер единственным автором Илиады, и вообще имел ли он какое-то отношение к её написанию.

Как бы то ни было, Илиада остается одним из наиболее выдающихся эпических произведений, посвященных войне.

Чтобы ни в чем не уступать своим греческим предшественникам, римляне так же сделали свой вклад в эпическую литературу, создав Энеиду (Aeneid), 12-томную эпическую поэму Вергилия (опубликованную в год его смерти, а именно 19 до н.э). Она описывает события, связанные с Троянской Войной и другими эпическими моментами в истории Греции, а так же прослеживает происхождение нынешнего римского императора до его отдаленных, божественных предков, а точнее Энея, который был принцем Трои и сыном Венеры.

Другой великий эпос римского времени оказался еще более фантастичным. Метаморфозы (Metamorphoses) (точное время написания неизвестно), написанные Публием Овидием Назоном (43 до н.э. – 17 н.э.), или, как его называют сейчас, просто Овидием, представляют собой 15-томное эпическое произведение, описывающее сотворение и историю мира с позиции римской мифологии. Метаморфозы остаются одним из лучших и наиболее полных источников по мифологии этого периода, и, кроме того, они так же вызывали вдохновение многих писателей и драматургов Ренессанса, включая великого Шекспира.

Тень Беовульфа (Beowulf) лежит на всей английской литературе, а не только на тех произведениях, которые принадлежат к жанру фэнтези. Беовульф, являющийся манускриптомнеизвестного происхождения, который датируется 8 веком, представляет собой самое древнее английское литературное произведение. Будучи смесью северных мифов и тевтонской истории, Беовульф рассказывает о геатском короле Беовульфе и его подвигах, которые состояли в том, что он убил тролля, его мать и дракона. Это захватывающая истории, описывающая жестокие сражения и затрагивающая вопросы чести, ответственности и фаталистического героизма. Существует очень много переводов и исследований Беовульфа; из них стоит отметить перевод на современный язык Дж. Р. Р. Толкиеном, который так же написал по нему лекцию, и недавнюю адаптацию этого произведения ирландским поэтом Сеамусом Хейни.

Из Исландии происходят два произведения, которые известны под общим названием Эдды: Старшая Эдда (Poetic Edda) (составленная между 9-ым и 12-ым веками) и Младшая Эдда (Prose Edda) (появившаяся в начале 13 столетия). Старшая Эдда состоит из 34 поэм, посвященных богам и героям северной мифологии и фольклора. Младшая Эдда состоит из трех частей: первая из них посвящена мифологическому сотворению мира богами, вторая описывает саму северную поэзию, а третья анализирует метричность поэзии.

Автор Старшей Эдды неизвестен, тогда как с написанием Младшей Эдды обычно связывают исландского историка, поэта и юриста, Снорри Стурлусона (1178-1241). Обе Эдды (как, впрочем, и несколько других саг, дошедших до наших дней) являются лучшим источником информации относительно всего, что связано с северной мифологией и фольклором. Они переводились и жадно изучались многими основателями жанра фэнтези, подобными лорду Дунсани, И.Р. Эддисону и Дж. Р. Р. Толкиену.

Аналогом Эдд в немецкой литературе является эпическая поэма Нибелунгенлиед (Nibelungenlied), написанная в конце 12 века. Этот 4-томный поэтический цикл заимствует персонажей и богов из Старшей Эдды и Саги о Вольсунгах (Volsunga Saga). Это героическая история, посвященная Зигфриду, в которой меньше сверхъестественных элементов, чем в уже упомянутых произведениях. Нибелунгенлиед вдохновил немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883) на написание Der Ring des Nibelungen (или Кольца Нибелунгов, 1869-76). Это опера, состоящая из четырех частей, посвященная богам, смертным героям и концу мира, через которую красной нитью проходит история проклятого золота, которого домогается злобный карлик. Нибелунгенлиед оказал значительное влияние на современную фэнтезийную литературу, отчасти вдохновив Дж. Р. Р. Толкиена на создание “Властелина Колец”, наиболее выдающегося фэнтезийного произведения 20 столетия.

Данте Алигери (1265-1321) был автором Божественной Комедии (The Divine Comedy), которая считается величайшей эпической поэмой в итальянской литературе и одним из наиболее значительных мировых произведений. Она описывает путешествие через ад, чистилище и, наконец, рай, проводником в котором выступает древний поэт Вергилий. Образы, использованные для того, чтобы изобразить девять кругов ада, являются одними из наиболее живых во всей мировой литературе, и считается, что именно Божественная Комедия стала основой для Утраченного Рая Мильтона.

По важности для английской литературы с Беовульфом может поспорить Смерть Артура (Le Morte D’Arthur) (1469), написанная сэром Томасом Мэлори (1408-1471) и составленная Вильямом Сакстоном (1422-1491). Состоящая из восьми отдельных романов, Смерть Артура обращается к самым различным источникам для того, чтобы предоставить читателям все подробности легенды о Короле Артуре. Хотя Артур всегда был популярной фигурой в историях и песнях Западной Европы, у историй и романсов, связанных с его именем, не было никакой связи. Именно Мэлори решился объединить их, создав артурианскую легенду в таком виде, в каком она дошла до нас. Его произведение оказало очень большое влияние на последующих авторов, подобных Эдмунду Спенсеру, написавшему Королеву Фей и Альфреду Теннисону, автору Королевских Идиллий.

Хотя благодаря книгам, фильмам и другим источникам, английский народный герой, Робин Гуд, известен во всем мире, он никогда не связывался с каким-то одним произведением. Образ Робин Гуда, преступника и грабителя, основан на истории объявленного вне закона графа Локсли, что в графстве Ноттингем, который родился в 1160. Истории, баллады, поэмы, постановки и другие произведения, посвященные Робин Гуду, всегда были очень многочисленны, причем наиболее ранней из них была известная поэтическая аллегория Piers

Plowman (1377). Самым выдающимся сочинением о Робин Гуде считается почти эпическая поэма, которая называется A Lytell Geste of Robyn Hode (1510). Робин Гуд воплощает в себе популярный архетип благородного разбойника, который восстает против несправедливого лорда.

 

Окружающий Мир   Хотя история фэнтези может показаться евроцентричной, существует очень много не-европейских мифологических и фэнтезийных эпических историй. Некоторые из них гораздо старше и значительнее европейских текстов, хотя их влияние на фэнтезийный жанр было достаточно ограниченным из-за языкового барьера и того, что западное общество получило к ним доступ относительно недавно. Две великих эпических поэмы Индии, Махабхарату (Mahabharata) (написанная до 600 года нашей эры) и Рамаяну (Ramayana) (созданная около 500 года после Рождества Христова) вполне можно назвать воплощениями всей этой культуры и сопутствующего ей мифологического цикла. Бхагавадгита (Bhagavadgita), одна из вставок Махабхараты, называется “Новым Заветом Индуизма”. Кроме того, длина каждой из этих поэм во много раз больше всех остальных существующих стихотворных произведений (к примеру, Рамаяна состоит из 24,000 строф!), и они представляют исключительную важность для индийской культуры в целом. Финский национальный эпос, Калевала (Kalevala), считается одним из величайших эпических произведений мира. Составленная только в 1835-1836 финским поэтом Элиасом Лоннротом (1802-1884), Калевала представляет собой собрание финских и карельских сказаний, мифов, песен, поэм и магических песнопений. Она описывает создание мира и приключения трех героев-полубогов, которые путешествуют по миру в поисках благосклонности прекрасной девы. В 1838-1849, леди Шарлотта Гест (1812-1895) перевела на английский язык две великих валлийских истории, датирующиеся 14 веком: Белую Книгу Риддерча (The White Book of Rhydderch) и Красную Книгу Гергеста (The Red Book of Hergest). Она скомбинировала два манускрипта во время перевода, назвав возникшее в результате этого произведение Мабиногионом (Mabinogion). Это собрание древних кельтских историй, посвященных героям, королям и богам, некоторые из которых пересекаются с циклом о Короле Артуре.  

 

История принимает форму

(до 1900)

 

Фэнтезийные традиции Англии и Америки во многом основаны на произведениях титанов английской литературы. Прежде всего, это произведения, связанные с величественной фигурой короля Артура. С одной стороны, в романах об этом короле присутствуют герои, боги и легенды других мистических циклов, а с другой – фигуры из христианской религии: демоны, дьяволы и ангелы – самые высокие и самые низкие из небесных и адских сил. Формирование фэнтези начинается с того момента, когда стихотворный эпос начинает постепенно переходить в драму, которая, в свою очередь, превращается в прозу. Поэма становится спектаклем, а спектакль – романом, так как публика постепенно становится все более и более начитанной, и уровень дохода масс становится достаточным для активного развития издательского дела. Среди тех, кому мы должны быть благодарны за развитие всего жанра фэнтези, можно назвать следующих великих людей, которые, помимо всего прочего, сделали огромный вклад в развитие мировой литературы.

Британский поэт Эдмунд Спенсер (1552-1599) начал свою литературную карьеру в качестве переводчика, затем стал теоретиком поэзии, а затем перешел от теории к практике с помощью серии достаточно успешных произведений, кульминацией которых стал романтический эпос Королева Фей (The Faerie Queene). Написанная на архаическом языке, напоминающем язык Библии Короля Джеймса, Королева Фей посвящена рыцарской доблести, которая контрастирует с древним миром, частью которого она является, и миром нынешним. Каждая книга описывает одну из рыцарских добродетелей, которая воплощается в том или ином персонаже; все двенадцать книг должны были изобразить человека, воплощающего в себе все рыцарские добродетели и оберегающего Британию, а именно короля Артура. Книга Спенсера не просто рассказывала о феодализме и рыцарстве; это так же была религиозная и политическая аллегория для персонажей современного мира и критика бесчестного поведения королей и королев нынешней Британии. Первые три книги (из предполагаемых двенадцати) были опубликованы в 1590, а затем, в 1506 году, появились еще три. К сожалению, замок Спенсера был уничтожен во время войны в 1598 году. Если и существовали рукописи оставшихся частей, то, скорее всего, они так же погибли в огне. Спенсер умер в следующем году, и его книга так и не была завершена. Несмотря на это, Королева Фей считается величайшей романтической поэмой английской литературы.

Драматург, актер и поэт Вильям Шекспир (1564-1616) написал большую часть своих пьес между 1595 и 1611. Хотя большая их часть была посвящена истории или мифам, некоторые из них представляли собой настоящие фантазии и оказывали довольно значительное влияние на драматургов и авторов на протяжении еще многих веков после смерти Шекспира. Из всех его пьес, особую важность для изучения фэнтезийной литературы представляют два произведения: Сон в Летнюю Ночь (Midsummer Night’s Dream) и Буря (The Tempest). Действие Сна в Летнюю Ночь происходит в идеализированной древней Греции и мире Фей, где основную роль играют романтические дилеммы, которые, в конце концов, разрешаются с помощью магии, обмана и чистой души. Буря посвящена истории мага, которого зовут Просперо, и который был изгнан на магический остров и стал повелителем магических существ, которые живут там. Когда у него появляется возможность бросить вызов тем, кто был в прошлом важен для него, Просперо одурманивает их и подвергает магическим испытаниям.

Хотя пьесы, подобные Гамлету (Hamlet), Кимбелине (Cymbeline), Зимней Истории (The Winter’s Tale) и Макбету (Macbeth) так же отличаются значительным количеством магических элементов, их действие при этом происходит в реальном мире, тогда как две упомянутых ранее пьесы все же ближе к фэнтези. Сон в Летнюю Ночь и Буря являются центральными в понимании того влияния, которое драма оказывала на фантастическую литературу, и считаются одними из основных источников развития фэнтезийного жанра.

Английский писатель и поэт Джон Мильтон (1608-1674) является одним из величайших представителей английской литературы, и в основном известен своим потрясающим произведением, принадлежащим к жанру религиозной фэнтези, которое называется Утраченный Рай (Paradise Lost) (1667), и которое его современники называли величайшим из всех эпических произведений. Мильтон провел первую часть своей жизни в качестве поэта, а затем занялся общественной деятельностью и стал членом правительства Кромвеля. После Реставрации, Мильтона отправили в тюрьму и конфисковали имущество из-за того, что он был связан с предыдущим режимом. Слепой, старый и фактически оказавшийся в изгнании из-за его политических предпочтений, Мильтон начал работать над своей книгой, описывающей падение ангелов и человечества. 12-томная эпическая поэма Утраченный Рай оказалась необычайно популярной. Затем, в 1671 году, Мильтон написал книгу Обретенный Рай (Paradise Regained), посвященную искуплению грехов человеческих Иисусом Христом и возвращением утраченного. К сожалению, вторая книга оказалось хуже первой, и ей не суждено было добиться такой же популярности.

Англичанин с ирландскими корнями, Джонатан Свифт (1667-1745) был политиком, клерком, популярным сатириком и политическим комментатором, настоятелем Собора Святого Патрика в Дублине, а так же политическим писателем, которого одновременно презирали и почитали. На протяжении всей своей жизни, Свифт пытался влиять на общественное мнение, выражая недовольство ирландцев Англией и перенося свой ироничный “человеконенавистнический” подход на свои произведения. Больше всего он известен своими жестокими, политическими выпадами, замаскированными под сатиру, подобными Умеренному Предложению (A Modest Proposal) (1729), но его Путешествия в Несколько Отдаленных Уголков Мира Лемуэля Гулливера (Travels into Several Remote Nations of the World, by Lemuel Gulliver) (1726) (чаще именуемые Путешествиями Гулливера (Gulliver’s Travels)) являются истинным шедевром, хотя политические издевки и остроумная критика человеческой природы часто игнорируются читателями, сосредотачивающими свое внимание на фантастических элементах.

Сын премьер-министра Британии, сэра Роберта Уолпола, Гораций Уолпол (1717-1797) стал одним из наиболее выдающихся авторов этого времени. Один из критиков сказал о нем “История Англии на протяжении большей части 18 века является всего лишь синонимом для работ Горация Уолпола”. Существует две причины того, что деятельность этого автора считается столь важной для развития фэнтези. Прежде всего, в 1747 году он купил дом на Земляничном Холме в Англии и превратил его в величественный, готический замок, что возродило интерес англичан ко всему готическому, начиная архитектурой и искусством и заканчивая поэзией и романистикой. Во-вторых (и это является более важным для нашей темы), Уолпол написал в 1764 году Замок Отранто (The Castle of Otranto), первый, настоящий готический роман, который заложил основы этого жанра для целых поколений будущих авторов.

Йоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832), или просто Гете, как его чаще всего называют, был одним из наиболее выдающихся представителей немецкой литературы, и вообще европейского романтизма, движения, которое поощряло выражение эмоций и фантазии. Хотя еще роман Печали Юного Вертера (The Sorrows of Young Werther) (1774) принес ему популярность, именно Фауст (Faust) (1808) закрепил за ним место одного из отцов-основателей фэнтезийной литературы.

История человека, который призывает Дьявола и предлагает продать ему свою душу в обмен на определенную плату только для того, чтобы, в конце концов, найти способ победить его, повторялась в жанре фэнтези бесчисленное количество раз. История Гете была основана на Докторе Фаустусе (Doctor Faustus), пьесе, написанной Кристофером Марлоу, но именно произведение Гете продолжает и до наших дней оказывать заметное влияние на фэнтези. Кроме того, перу Гете принадлежит Erlkоnig или Эльфийский Король (The Elf King), фантастическая поэма ужасов, которая много столетий вдохновляла писателей и музыкантов, включая и Франца Шуберта.

Многие поэты Викторианской Эры так же оказывали влияние на развитие фэнтези. Прежде всего, среди них следует отметить Альфреда Теннисона (1809-92). Теннисон, как и многие другие поэты этого времени, черпал вдохновение в мифах, героическом эпосе и романтизированной истории. К числу его поэм, написанных в подобном ключе, относится “Леди Шаллот” (1832), “Поедатели Лотоса” (1832), “Улисс” (1833) и Смерть Артура (Morte d’Arthur) (1842), которая стала заключительной частью наиболее выдающегося произведения Теннисона, 12-томного артурианского эпоса Королевские Идиллии (Idylls of the King) (1859, закончены в 1888). Этот эпос, пересказывающий уже ставшую классической историю, придал легенде новую силу и наделил её классическими элементами истории с мрачной критикой общества, цивилизации и варварства. Теннисона стали называть “Поэтом Народа”, и Королевские Идиллии стали необычайно популярными, причем текст этого произведения послужил источником вдохновения для многих поколений будущих авторов.

Необычайно плодовитый писатель, поэт, драматург и эссеист, француз Александр Дюма (1802-1870) больше всего известен своими авантюрными романами Три Мушкетера (The Three Musketeers) 1844 и Граф Монте-Кристо (The Count of Monte Cristo), 1845), хотя он так же успешно создавал и фэнтезийные произведения. Сверхъестественные элементы прослеживаются во многих его книгах, как, например, в случае с психической связью между главными героями Корсиканских Братьев (The Corsican Brothers) ( 1844), призраками из Замка Эппстейн (The Castle of Eppstein) (1844), Вечным Жидом из Исаака Лакведема (Isaac Laquedem) (1853), сверхъестественным противостоянием демонов и вервольфов в Волке-Лидере (The Wolf-Leader) (1857), и байроничными вампирами в его пьесе Вампир (1851). Дюма так же писал волшебные истории для детей: его произведения собраны в сборниках Призрачный Белый Заяц и Другие Истории (The Phantom White Hare and Other Stories) (1898) и Книга Волшебных Сказок Дюма (The Dumas Fairy Tale Book) (1924). Хотя по природе своей они не были фэнтезийными, авантюристские романы Дюма продолжали оказывать влияние на развитие фэнтези, выступая в качестве примеров отчаянной храбрости главных героев.

Шотландский писатель, поэт и министр, Джордж МакДональд (1824-1905) превзошел все остальные свои занятия своими достижениями в области фэнтези. Наиболее выдающимися его произведениями были Фантасмагории, Волшебный Роман для Мужчин и Женщин (Phantastes, A Faerie

Romance for Men and Women) (1858) и Лилит (Lilith) (1895). Эти книги похожи в некоторых аспектах – каждая из них описывает главного героя, который оказывается в фантастическом мире, наполненном символическим значением и архетипичными качествами, где он совершает путешествие-поиск, природа которого приводит его к откровениям относительно природы мира, добра и зла. Каждый из его романов полон различных аллегорий, иногда достаточно необычных, и Фантасмагории являются глубоко христианским (а точнее кальвинистским) произведением, причем на него очень сильно повлияла викторианская сентиментальность МакДональда. К числу других его произведений относятся короткие истории и трилогия детских фантазий.

В определенном отношении МакДональд был учителем К. С. Льюис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.015 с.)