Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строительных специальностей вузов

Поиск

 

 

 

МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1988

 

ББК 22.151.3

Н 36

УДК 515

 

Начертательная геометрия и черчение: Метод. указания и кон- трольные задания для студентов-заочников строительных специ­альностей вузов / В. Н. Семенов, В. В. Константинова, О. В. Геор­гиевский, В. П. Абарыков. – М.: Высш. школа, 1988. – 112 с.: ил.

 

ББК 22.151.3

517.4

 

 

Учебное издание

Семенов Вадим Николаевич,

Константинова Валентина Владимировна,

Георгиевский Олег Викторович,

Абарыков Валерий Павлович.

 

 

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ЧЕРЧЕНИЕ

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников строительных специальностей вузов

Зав. редакцией А. В. Дубровский. Редактор Н. С. Сафронова. Мл. редактор Н. М. Иванова. Художественный редактор Л. К. Громова. Технический редактор Т. Д. Гарина. Корректор Г. И. Кострикова

Н/К

Изд. № От-699. Сдано в набор 27.04.88. Подп. в печать 05.08.88. Формат 70×l00 . Бум. офс. № 2. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Объем 9,1 усл. печ. л. 18,52 усл. кр.-отт. 9,55 уч.-изд. л. Тираж 90000 экз. Зак. 1288. Цена 25 к.

Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14.

Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129041, Москва, Б. Переяславская ул., д. 46

© Издательство «Высшая школа», 1988

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Содержание и объем контрольных ра­бот по начертательной геометрии и черче­нию соответствуют учебной программе Ми­нистерства высшего и среднего специаль­ного образования СССР, утвержденной Учебно-методическим управлением по выс­шему образованию в 1985 г., а количество контрольных работ — учебному плану Ми­нистерства высшего и среднего специального образования СССР, утвержденному 16 января 1984 г. (ТЗ-4611).

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение начертательной геометрии и черчения необходимо для приобретения знаний и навыков, позволяющих состав­лять и читать технические чертежи, проект­ную документацию, а также для развития инженерного пространственного воображения. Общим для начертательной геометрии и черчения является метод построения изображений, называемый методом проеци­рования. В начертательной геометрии изучают теоретические основы этого мето­да, в черчении – его практическое использование. Знания по построению изображений, решению проекционных задач, при­обретенные в начертательной геометрии, правила составления и оформления черте­жей, изученные в черчении, находят широ­кое применение при разработке проектов и осуществлении их в натуре.

Основная форма работы студента-заочника — самостоятельное изучение ма­териала по учебнику, учебным пособиям; знакомство с положениями ГОСТов и дру­гих официальных документов; основная форма отчетности по пройденному мате­риалу – конспекты, выполненные домашние и аудиторные графические контрольные ра­боты, зачеты и экзамены.

Конспекты. Роль конспекта при изуче­нии учебного материала велика, так как конспектирование приучает студента само­стоятельно мыслить и коротко формули­ровать основные положения курса. Объем конспектов не регламентирован. Качество конспектов преподаватель проверяет на консультациях, экзамене, зачете.

Контрольные работы. В процессе изуче­ния начертательной геометрии и черчения студенты выполняют пять домашних контрольных работ: три на первом курсе (I, II – по начертательной геометрии и III – по начертательной геометрии и черчению, часть I) и две на втором курсе (IV и V – по черчению, часть II),

Каждая контрольная работа проходит две стадии проверки: первая – рецензиро­вание листов преподавателем (в присут­ствии студента или без него), вторая – устная защита листов студентом. На первой стадии студент должен получить от пре­подавателя за хорошо или удовлетвори­тельно выполненную работу допуск к за­щите, на второй – после успешной защиты выполненных заданий – карточку рецензен­та с зачетом контрольной работы. Вторая стадия проверки проводится после исправ­ления всех замечаний рецензента.

Задачи контрольных работ сопровож­даются пояснительными записками к ним. Объем, форму и требования к оформлению пояснительных записок устанавливает ка­федра. Задачи контрольных работ выпол­няются по индивидуальным вариантам. Ва­риант должен соответствовать последней цифре шифра – номера студенческого би­лета. Например, если шифр 478, студент выполняет вариант 8.

Контрольная работа рецензируется в несброшюрованном виде и должна включать все листы, предусмотренные ее содержанием. В противном случае конт­рольная работа рецензентом не рассматри­вается. Контрольную работу возвращают студенту с пометкой о допуске к защите и замечаниями о недостатках работы на листе 2.

- 3 -
Преподаватель должен указать, что исправить, какую часть переработать или выполнить заново. Забракованные листы или задачи представляются при устной за­щите вместе с исправленными задачами или выполненными вновь. На стадии устной защиты со студентом проводится собеседование по теоретическим предпо­сылкам выполнения задач контрольных ра­бот и отдельным вопросам курса. Препо­даватель вправе аннулировать и передать на кафедру представленную контрольную работу, если при собеседовании убеждает­ся, что контрольная работа выполнена несамостоятельно или скопирована. Конт­рольные работы рекомендуется передавать (или отсылать) на рецензирование в сро­ки, предусмотренные рабочим планом изучения курса.

- 4 -
К выполнению следующей контроль­ной работы нужно приступать не ожидая ответа на предыдущую. Зачтенные конт­рольные работы приносят на экзамен или зачет обязательно сброшюрованными в альбом, снабженный титульным листом с содержанием.

Общие требования к оформлению конт­рольных работ. Материалы контрольных работ брошюруют в альбомы: «Начерта­тельная геометрия» – I и II контрольные работы; «Начертательная геометрия и черчение», ч. I – III контрольная работа; «Черчение», ч. II – IV и V контрольные работы. Обложкой к каждому альбому служит титульный лист с содержанием, выполняемый по форме рис. 1.

Листы контрольных работ альбома прочно сшивают нитками (веревочки, лен­точки, металлические зажимы и т. д. не до­пускаются). Брошюруемый торец с двух сторон аккуратно обклеивается полоской бумаги. Контрольные работы оформляют как текстовые документы по ГОСТ 2.105— 79* (СТ СЭВ 2667—80). Решение ряда задач в курсе черчения оформляют в виде графических документов – чертежей, Поле текстовых и графических документов огра­ничивается рамкой, внутри которой поме­щается основная надпись. Форма и разме­ры основных надписей, выполненных по ГОСТ 21.103 – 78 и используемых при оформлении контрольных работ, приведена на рис. 2: форма 1 предназначена для чертежей зданий и сооружений (планы, фасады, разрезы и т. д.); форма 2 – для первых листов чертежей строительных изде­лий; форма 3 – для первых листов тексто­вых документов, в том числе отдельно рас­положенной спецификации; формы 4а и 4б – для последующих листов чертежей изделий и текстовых документов. На рис. 2 также представлены примеры заполнения основных надписей (формы 3, 4а и 4б).

С целью экономии и бережного отноше­ния к чертежной бумаге, а также экономии средств, затрачиваемых на транспорти­ровку контрольных работ, задачи послед­них выполняют с двух сторон листа форма­та A3 (297×420 мм). На рис. 3 а, б пред­ставлена схема размещения рамки и основ­ной надписи на листах формата A3 или А4 в зависимости от типа документа (тексто­вой или графический) и от четности стра­ниц листа (нечетные или четные). Оборот­ная сторона титульного листа (с содержанием) используется для работы над ошиб­ками и оформляется как оборотная сто­рона текстового документа.

Все текстовые и графические документы выполняют в соответствии с госу­дарственными стандартами СПДС (Системы проектной документации для строитель­ства) и ЕСКД (Единой системы конструк­торской документации). Они должны отли­чаться выразительностью, аккуратностью и четкостью графического исполнения. Толщину и тип линий принимают в соот­ветствии с ГОСТ 2.303-68* (СТ СЭВ 1180 – 78). Условия задач, все геометриче­ские построения выполняют с помощью чертежных инструментов, карандашом 2Т, Т, вначале тонкими линиями (0,2 мм), а затем линии видимого контура обводят карандашом ТМ сплошной линией толщи­ной 0,6...0,8 мм, линии невидимого контура – штриховой 0,3...0,4 мм, все остальные – тонкой линией 0,2 мм. Дополнительные требования к оформлению графических изображений отмечены в соответствующих; указаниях к решению конкретных задач. Надписи и буквенно-цифровые обозначения на листах и в основной надписи выполняют стандартным шрифтом по ГОСТ ЕСКД 2.304 – 81 (СТ СЭВ 851 – 78 – СТ СЭВ 855 – 78). На рис. 4 приведены примеры русского алфавита (кириллица), арабские и римские цифры шрифта А без наклона (а) и с наклоном около 75° (б).

Высота шрифта для размерных чисел и буквенно-цифровых обозначений принята 3,5 мм, для цифровых индексов – 2,5 мм. Номера задач на листах выполняют шрифтом высотой 5 или 7 мм и обводят в кру­жок диаметром 10... 14 мм. На чертежах необходимо оставлять все линии графических построений и риски для нанесения надписей, буквенных и цифровых обозна­чений, размерных чисел.

Аудиторные работы. Три аудиторные контрольные работы по начертательной геометрии, предусмотренные учебной про­граммой Минвуза СССР, и аудиторные самостоятельные работы по черчению вы­полняют на практических занятиях в пе­риод лабораторно-экзаменационной сессии или при проведении очных занятий, орга­низуемых институтом (УКП) в течение учебного года. Их цель — систематизация и закрепление учебного материала, подготовка к экзамену и зачетам и дополни­тельный контроль знаний студентов по изучаемым курсам. Содержание, требова­ния и порядок проведения контрольных и самостоятельных аудиторных работ по графическим дисциплинам определяет ка­федра.

- 5 -
Организация рабочего места. Для вы­полнения в домашних (общежитии) усло­виях графических работ по начертательной геометрии и черчению, а в дальнейшем расчетно-графических, курсовых и диплом­ах работ необходимо к началу их вы­полнения приобрести и привести в рабочее состояние индивидуальный чертежный инструмент, приспособления и материалы (табл.1).

 

- 6 -
Рис. 2

Чертежную доску оборудуют «плаваю­щей» рейсшиной (рис 5). Один конец лески прочно крепится (завязывается) на петле I (рис. 5,6). Свободный конец лески перебрасывается через нижние пазы роликов А и В (рис. 5, в) и пропускается (не закрепляясь) через петли II и III. Далее леска перебрасывается через верхние пазы роликов А и В, натягивается до легко­го звучания и ее свободный конец за­крепляется (завязывается) на петле IV. Цифры на леске (рис. 5, а) указывают последовательность движения свободного конца лески при установке «плавающей» рейсшины. Способ изготовления петель представлен на рис. 5, г.

 

Рис. 4, а

 

 


Для обеспечения горизонтального поло­жения рейсшины необходимо один из ро­ликов А и В освободить от лески, вы­ровнять рейсшину и вновь накинуть леску на освобожденный ролик, «Плавающая» рейсшина обеспечивает стабильность нане­сения горизонтальных линий на чертежах.

- 7 -


Рис. 4, б

 

 


Вертикальные линии наносятся угольниками Покупные угольники обязательно проверяются на вертикальность их катетов (рис. 6, а). Пластмассовые угольники перед каждой графической работой необходимо промывать с мылом и насухо протирать.

Ряд практических советов подготовки к работе чертежных инструментов и при­способлений: правильно заточить карандаш и навести острие грифеля (рис. 6, б); пра­вильно навести острие грифеля циркуля (рис 6, в); навести грифель на наждачной бумаге, приклеенной к кусочку деревянной линейки (рис. 6, г); выполнить на обычном листе в клеточку шаблон для равномерного нанесения размерных линий и чисел, буквенных и цифровых обозначений, а так­же надписей (рис. 6, д).

- 8 -
Экзамен. Экзамен по начертательной геометрии проводят после окончания изучения курса. На экзамен студент приносит: 1) зачетную книжку; 2) направление на экзамен; 3) конспект учебного материала; 4) альбом контрольных работ; 5) рецензии по контрольным работам; 6) лист чертеж­ной бумаги – заготовку для экзаменацион­ной работы, оформленный с двух сторон, по образцу рис. 3, а, с основной надписью формы 3; 7) чертежный инструмент и приспособления согласно рис. 6 и табл. 1. Студенту необходимо принести и вы­полнить графическую экзаменационную ра­боту на личной небольших размеров для бумаги формата A3 (297×420 мм) чертеж­ной доске или подрамнике с «плавающей» рейсшиной.

 

Рис. 5

 

 


Рис. 6

 

 

На экзамен допускают студентов, у ко­торых зачтены все предусмотренные рабочей программой контрольные работы и вы­полнены аудиторные контрольные работы.

Экзамен проводят по билетной системе. На экзамене студент должен решить две-три задачи и ответить в графической форме на теоретические вопросы экзаменационно­го билета. Кроме того, экзаменатору предоставляется право задавать дополни­тельные вопросы.

- 9 -
Зачеты. По курсу «Черчение» проводят два дифференцированных (с оценкой) за­чета. Один – часть I – на первом курсе; второй – часть II – на втором курсе. На за­четы (как и на экзамен) студенты прино­сят всю необходимую документацию и технические средства по перечню, указан­ному в разделе «Экзамен», на зачет по черчению (часть II) студенты приносят настоящие методические указания, которые сдают экзаменатору. К зачету допускают студентов, у которых зачтены все предус­мотренные рабочей программой контроль­ные работы и выполнены аудиторные ра­боты.

Таблица 1

Наименование Единица
1. Чертежная доска или подрамник для чертежей формата A3 (297×420 мм), шт. 2. Чертежная доска или подрамник для чертежей формата AI (594×841 мм), шт. 3. «Плавающая» рейсшина с роликами, шт. 4. Леска или капроновая нитка диаметром 0,5... 0,9 мм для «плавающей» рейсшины, м 5. Большие и маленькие угольники (желательно прозрачные) с углами 45×45×90° и 30X60X90°; длинная линейка (1000 мм), шт. 6. Чертежная бумага формата A3 (297×420), папка 7. Чертежная бумага формата AI (84I×1189), лист 8. Писчая бумага (в клеточку) формата А4 (210×297), пачка 9. Набор больших и маленьких лекал, комплект 10. Кнопки № 1, № 3, коробка 11. Клей ПВА или резиновый, шт. 12. Липкая лента, шт. 13. Чертежные карандаши твердости Т(Н), 2Т(2Н), ТМ(НВ), М(В), шт. 14. Тушь черная и цветная, шт. 15. Шариковые стержни черные и цветные, шт. 16. Резинка (ластик) мягкая, твердая для карандаша и туши, шт. 17. Готовальня, включающая циркуль, измеритель, рейсфедер, балеринку, шт. 18. Транспортир, шт. 19. Чертежная ручка с набором чертежных перьев, шт. 20. Перочинный нож или скальпель для заточки карандаша, шт. 21. Приспособление для заточки (наводки) грифеля карандаша (мелкая наждачная бумага, наклеенная на твердую основу), шт. 22. Перфорированное (на металлической или пластмассовой основе) приспособление для подчистки графических элементов чертежа, шт. 23. Шаблон для унифицированного нанесения размерных линий и чисел, буквенно-цифровых обозначений, шт. 24. Пенал (папка) для хранения чертежных инструментов и приспособлений, шт. 25. Цилиндрический тубус для хранения и переноски чертежей и чертежной бумаги формата А1 (594×841 мм), шт.   По 1 По 1    

 

На зачете студент должен выполнить зачетную графическую работу, указанную в зачетном билете, и ответить на вопросы билета и преподавателя. Зачетная графи­ческая работа в зависимости от части курса может состоять из следующих задач: построения сопряжений, изображения дета­лей с разрезами, выполнения эскизов де­талей с натуры и по аксонометрии, вы­полнения эскиза или рабочего чертежа де­тали по чертежу общего вида, чтения чертежа сборочной единицы строительной конструкции или сооружения и т. д.

Консультации. Для студентов, прожи­вающих в том городе, где расположен институт или его учебно-консультационный пункт, могут быть организованы все виды учебных занятий: лекции, консультации, практические занятия. Для остальных сту­дентов преподаватели читают лекции, про­водят практические занятия и консульта­ции в период лабораторно-экзаменационной сессии. При изучении курса могут возникнуть вопросы. В этом случае нужно в устной или письменной форме обратить­ся на кафедру института или в учебно-консультационный пункт за разъяснением. Студент должен рационально использовать консультации, заранее подготовить вопро­сы, так как объем времени на них отведен минимальный.

 

- 10 -


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

И ЧЕРЧЕНИЮ

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Тема 1. Введение. Предмет начерта­тельной геометрии. Метод проекций. Цент­ральные и параллельные проекции. Поня­тие о проективном пространстве. Понятие о гомологическом и родственном соответ­ствиях. Инварианты параллельного проеци­рования.

Ортогональные проекции

 

Тема 2. Точка, прямая, плоскость. Систе­ма плоскостей проекций. Проекции точки, расположенной в разных углах простран­ства. Проекции прямой. Деление отрезка в данном отношении. Следы прямой. Опре­деление длины отрезка прямой и углов его наклона к плоскостям проекций. Взаимное положение прямых. Задание плоскости на чертеже. Прямые линии и точки плоскости. Теорема о проекциях прямого плоского угла.

Тема 3. Позиционные и метрические за­дачи. Прямая: параллельная плоскости, пе­ресекающая плоскость и перпендикулярная к ней. Плоскости: параллельные и пересе­кающиеся (построение линии пересечения).

Тема 4. Способы преобразования проек­ций. Сущность преобразования проекций способом замены плоскостей проекций и вращением вокруг линий уровня и проеци­рующих прямых линий. Основные задачи преобразования проекций.

Тема 5. Многогранники. Чертежи много­гранников. Пересечение многогранников плоскостью и прямой. Взаимное пересече­ние многогранников.

Тема 6. Кривые линии. Плоские и про­странственные кривые. Особые точки кри­вых. Касательная и нормаль к кривой.

Тема 7. Поверхности. Образование и за­дание поверхностей. Классификация поверх­ностей. Поверхности вращения (с прямой, криволинейной образующей и кривой обра­зующей второго порядка), линейчатые по­верхности с плоскостью параллелизма, ли­нейчатые винтовые поверхности (геликоиды, торсовые), каналовые и поверхности пере­носа. Понятие об определителе и очерке поверхности. Линия и точка на поверх­ности.

Тема 8. Пересечение поверхности плоско­стью и прямой. Пересечение поверхностей плоскостью частного положения. Кониче­ские и цилиндрические сечения. Общий прием построения плоских сечений. По­строение точек пересечения прямой линии с поверхностью.

Тема 9. Взаимное пересечение поверх­ностей. Принцип определения точек, общих для двух поверхностей. Характерные (опорные) точки пересечения. Способы се­кущих плоскостей и секущих сфер. Пере­сечения цилиндрических и конических по­верхностей общего вида. Видимость эле­ментов пересеченных поверхностей.

Тема 10. Развертки многогранных и кри­вых поверхностей. Общие принципы по­строения разверток поверхностей. Развер­тывание конических и цилиндрических по­верхностей общего вида. Приближенное развертывание неразвертывающихся по­верхностей. Построение точек и линий на развертке по их проекциям.

Тема 11. Плоскости, касательные к по­верхностям. Построение касательных плоско­стей. Нормаль к поверхности.

 

 

- 11 -


Аксонометрия

Тема 12. Основные положения и теоре­мы. Основная теорема аксонометрии. Обра­тимость аксонометрического изображения; вторичные проекции Виды аксонометрии и коэффициенты искажения. Треугольник следов плоскости аксонометрических проек­ций. Построения изображений в системе стандартных аксонометрий Решение основ­ных задач в аксонометрии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.169 (0.011 с.)