Тема 3. Политические и правовые воззрения в средние века – 2 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Политические и правовые воззрения в средние века – 2 часа.



1. Политико-правовая мысль средневекового общества Западной Европы.

2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

3. Средневековая юридическая мысль.

4. Проблемы государства и политики в политической и правовой мысли Арабского Востока (VII-XV вв.).

5. Исторические судьбы мусульманской политико-правовой доктрины

6. Развитие русской политико-правовой мысли в XI-XIV вв: «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона; политическая программа Владимира Мономаха; политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

Литература для конспектирования по теме семинара

1. Фома Аквинский. О правлении властителей

2. Иларион. Слово о законе и благодати //Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т.3 – Политическая мысль в России: X – первая половина XIX века. – М., 1997. С. 28-32

3. Владимир Мономах. Поучение // Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т.3 – Политическая мысль в России: X – первая половина XIX века. – М., 1997. С. 43-48

4. Коран ( главы: «Военные трофеи»; «Покаяние»;

5. а также суры (главы), посвященные проповедям, регулирующим имущественные и правовые отношения. (См.: // Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т.1 – Зарубежная политическая мысль: истоки, эволюция. – М., 1997.– С. 213-218)

6. А.-Н. аль Фараби. Гражданская политика // Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т.1 – Зарубежная политическая мысль: истоки, эволюция. – М., 1997.– С. 220-221

7. А.-Н. аль Фараби. Афоризмы государственного деятеля // Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т.1 – Зарубежная политическая мысль: истоки, эволюция. – М., 1997.– С. 221- 223

8. А.-Н. аль Фараби. Слово о классификации наук. Раздел 5. «О гражданской науке, юриспруденции и догматическом богословии». // Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т.1 – Зарубежная политическая мысль: истоки, эволюция. – М., 1997.– С. 224-227

9. Ибн Хальдун. ПРОЛЕГОМЕНЫ к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». // Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т.1 – Зарубежная политическая мысль: истоки, эволюция. – М., 1997.– С. 245-251

Темы для сообщений на семинарском занятии:

1. Мусульманское право

2. Коран и Сунна

Литература для подготовки сообщений:

1. Р.Давид. Основные правовые системы современности. Перевод с фр. – М., 1988. – 495 с.

2. Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М., 1986. – 254 с.

3. Основы религоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М., 1994. – 368 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В процессе освоения основной проблематики политико-правовых доктрин Средневековья следует иметь в виду, что эти процессы обусловливались, прежде всего, дроблением Западной Европы на множество феодальных государств. Важное место в феодальном обществе и государстве занимала католическая церковь. Католицизм был основной силой, объединившей западноевропейский мир. Мировоззрение Средних веков в Западной Европе было теологическим. Под пяту церкви попадает и государство. Политико-правовые воззрения обусловливались идеологическим господством церкви. В свою очередь, идеологи церкви обосновывали проблемы собственности, права, свободы через призму отношений сюзеренитета и вассалитета.

Однако отношения государства и церкви складывались не везде одинаково. В частности, на Руси в период образования единого Русского государства становление политико-правовой идеологии проходило под угрозой внешней опасности, под влиянием процесса принятия христианства, православия. Несмотря на то, что церковь долгое время оставалась крупным феодалом, важную роль в упрочении политической власти сыграли идеи возвеличения государства, борьбы с ересями, идеи моральной ответственности государя за благополучие подданных и государства.

Политико-правовое развитие Руси в данный период следует рассматривать в контексте особенностей исторического развития общества и государства в целом. Россия никогда не видела ни ренессанса, ни реформации, ни даже рационализма, ни просветительства в том глубоком смысле, какой носили эти движения на Западе. В России не было господства и либерально-буржуазной демократии, завершением которой и вместе с тем протестом против которой является социализм. Россия не знала также теократии в европейском смысле слова. Из достижений западноевропейской культуры Россия издавна обрела только одно: сильную государственную власть. Особенности развития государственной власти были менее всего связаны с процессом секуляризации или с борьбой с теократией и определялись, прежде всего, православной верой.

В то же время господствующий на обширных просторах Арабского халифата ислам стал мировой религией. Острые социально-политические противоречия и конфликты нашли отражение в политико-правовых учениях. Особенности всех течений ислама были таковы, что основой власти считали осуществление религиозных предписаний. При этом государство было тесно связано с общиной верующих, богословие – с правом, религия – с политикой.

Средние века некоторые исследователи называют «детством» цивилизации, которое во всем предопределило будущее: в этот период зародился строй мышления наций, сформировались темы культуры народов, которые в будущем наполняли содержанием структуры политико-правового сознания общества. Не следует лишь констатировать упадок интеллектуальной культуры в Средние века. Гораздо важнее понять, что этот период был вызван необходимостью приспособить политико-правовые взгляды к условиям той эпохи, что в недрах средневековой цивилизации зарождались политико-правовые доктрины эпохи Возрождения. Пониманию этого способствует обращение студентов к первоисточникам, самостоятельная работа по составлению конспектов.

Литература:

1. Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т. 1, 3. - М.: Мысль. - 1997.

2. Аль-Фараби. Избранные трактаты. – Алматы, 1994.

3. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. – М., 1998.

4. Гиздатов Г.Г. Мир ислама в лицах. – Алматы, 2001.

5. Давид Р. Основные правовые системы современности. Перевод с фр. – М., 1988. – 495 с.

6. Жильсон, Этьен. Избранное: В 2-х т. – Т. 1: Томизм: Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб., 1999.

7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М., 1995

8. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. - М., 1996. - 736 с.

9. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред О.Э. Лейста. –М., 2000.

10. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник для вузов по специальности «Правоведение» / Авт. колл. Е.А.Воротилин, О.Э.Лейст, М.Ф. Мамликова и др. / Под общ. ред. О.Э.Лейства. – М., 1998.

11. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. Малахова В.П. – М., 2000.

12. История политико-правовых учений / Под ред. Хорошилова А.Н. – М., 2001.

13. Ибн Сина. Избранные философские произведения: Жизнеописание. Книга знания, указания и наставления. Книга о душе. – М., 1980. – 550 с.

14. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение/ Авт. колл. Л.С..Васильев, В.Г.Графский, Н.М.Золотухина и др. / Ответ. ред. В.С.Нерсесянц. - М., 1986.

15. История политических и правовых учений: XIX век / Авт. колл. В.Г.Графский, А.И.Кобзев, А.И.Зорькин и др. / Ответ. ред. П.С.Грацианский. - М., 1993.

16. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев. – Майкоп, 1997

17. Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М., 1986. – 254 с.

18. Чанышев А.А. История политических учений: Классическая западная традиция: Античность – первая четверть ХIХ в. – М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.006 с.)