Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Логическая характеристика вопросов и ответовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного знания. Любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, выполняющее роль базиса или предпосылки вопроса. По семантической характеристике вопросы могут быть корректными и некорректными. Корректным, т.е. правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное непротиворечивое знание. Вопрос с ложным или противоречивым базисом считается некорректным, т.е. неправильно поставленным. По познавательной функции вопросы подразделяются на уточняющие, или ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы. Уточняющий вопрос направлен на выявление истинности выраженного в нем суждения. Восполняющий вопрос направлен на выяснение новых свойств исследуемых явлений. По структуре вопросы могут быть простыми и сложными. Простой вопрос не включает в себя в качестве составных частей других вопросов. Сложный вопрос включает такие вопросы, объединенные логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (конъюнктивными), разделительными (дизъюнктивными) и смешанными (соединительно-разделительными). Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на него. Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Среди ответов различают: 1) истинные и ложные (по семантической характеристике), 2) прямые и косвенные (по области поиска ответов), 3) полные и неполные (по объему информации), 4) краткие и развернутые (по грамматической структуре), 5) определенные и неопределенные (по степени точности).
Задания. 1. Проанализируйте следующие вопросы: 1) Если обвиняемые невиновны, то зачем они пригласили адвоката из-за границы? 2) Является ли подсудимый тем человеком, которым он действительно является? 3) Вы за то, чтобы в стране был большой или профессиональный парламент? 4) Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищение в крупных размерах? 5) Кто ваш любимый преподаватель? 6) Кто из ваших друзей обидел этого человека? 7) Продолжаешь ли ты заниматься танцами? 8) Кто в мире самый лучший? 9) Сколько лет нынешнему королю Франции? 10) Случаются ли всевозможные перемещения и прогнозы от проникновения в желания? 11) Диалог двух мальчишек: – Дай вон тому по башке! – Зачем? –Ты что, боишься? 12) Координаты точки А (6 см, 4 см), координаты точки В (2 см, 3 см), точка С находится от точки В на расстоянии 2 см. На каком расстоянии она находится от точки А? 2. Охарактеризуйте вопросно-ответные ситуации: 1) Греческого царя Анаксандрида спросили, почему геронты разбирают дело о смертной казни много дней и оставляют даже оправданного обвиняемого под судом. Царь ответил: «Много дней они судят потому, что в этих делах судьи, совершившие ошибку, уже не смогут ее исправить; обвиняемого же оставляют под судом потому, что по этому делу могут еще вынести и более правильное решение». (Плутарх. Застольные беседы.) 2) «Любопытно бы знать, – сказал философ, – если бы, примером, эту бричку нагрузить каким-либо товаром, солью или железными шинами: сколько бы потребовалось тогда коней? – Да, – сказал, помолчав, сидевший на облучке казак, - достаточное бы число потребовалось бы тогда коней». (Н.В. Гоголь.Вий.) 3) «– Почему вы производили фальшивые деньги? – К сожалению, я не умею делать настоящие.» (М. Третьяков. Поляки шутят.) г) «По каким побуждениям убил свою жену Позднышев? Что сделало его убийцей: ревность, ненависть, оскорбленное самолюбие? То, другое, или третье? Едва ли; и то, и другое, и третье». (П. Сергеич. Искусство речи на суде.)
Тема 5. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее в себе новое знание. Суждения, из которых делается вывод, называются посылками, а сам вывод – заключением. И посылки, и вывод могут быть как простыми, так и сложными суждениями. Требования к умозаключению для получения истинных знаний: а) связь между посылками по содержанию; б) истинность исходных суждений; в) соблюдение правил вывода. По характеру логической связи умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными и по аналогии.
Различают также непосредственные умозаключения – где заключение выводится в результате преобразования одной посылки и опосредованные, где заключение выводится из нескольких посылок.
Задания: 1. Установите посылки и заключение в следующих умозаключениях. 1) Если судья – потерпевший, то он не может рассматривать это дело. А так как этот судья – потерпевший, то он не будет участвовать в рассмотрении дела. 2) Так как все студенты юридических вузов изучают логику, то среди изучающих логику есть студенты юридических вузов. 3) Если некоторый человек, которого считают лжецом, утверждает, что он лжец, то его нельзя называть лжецом, так как в этом случае он говорит правду. 2. Установите вид следующих умозаключений. 1) Водород – газ, кислород – газ, метан – тоже газ. Все эти газы горючи. Следовательно, газы горючи. 2) Земля имеет атмосферу и спутник, у Марса тоже есть атмосфера и спутники. На Земле есть жизнь, вероятно, и на Марсе тоже есть жизнь. 3) Так как всякая акула – рыба, то некоторые рыбы – акулы. 3. Докажите, почему следующее высказывание не является умозаключением? «Небо голубое, солнце светит, и птицы звонко поют».
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.006 с.) |