Статья 17. Права и обязанности субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 17. Права и обязанности субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги



1. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, вправе:

1) участвовать в конкурсах на предоставление специальных социальных услуг, услуг по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах, оказываемых за счет бюджетных средств, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о государственном социальном заказе;

2) предоставлять специальные социальные услуги на платной основе;

3) осуществлять оценку и определение потребности в специальных социальных услугах;

4) запрашивать и получать необходимую информацию от местных исполнительных органов для проведения оценки и определения объема и видов специальных социальных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

2. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, обязаны:

1) соблюдать стандарты оказания специальных социальных услуг;

2) создавать условия, необходимые для предоставления специальных социальных услуг;

3) уважать достоинство получателей специальных социальных услуг и членов их семей;

4) обращаться гуманно и не допускать дискриминационных действий по отношению к получателям специальных социальных услуг и членам их семей;

5) обеспечивать конфиденциальность при предоставлении специальных социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

6) обеспечивать подготовку и повышение квалификации социальных работников.

 

Об утверждении Методических рекомендаций

по организации деятельности социального

работника в сфере здравоохранения

 

 

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах», ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

Министр С. Каирбекова

 

Утверждены приказом

Министра здравоохранения

Республики Казахстан

От 20 декабря 2011 года № 907

Методические рекомендации

По организации деятельности социального работника

В сфере здравоохранения

 

Общие положения

 

1. Настоящие методические рекомендации по организации деятельности социального работника в сфере здравоохранения (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах».

2. Методические рекомендации предназначены для социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере здравоохранения (далее – социальные работники).

3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:

специальные социальные услуги – комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

социальный работник – работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям;

социальный работник медицинской ориентации - работник, владеющий начальными умениями и навыками медицинского ухода, специальными знаниями в области социальной работы и социальных технологий, а также в сферах правовых, психологических и нравственных особенностей жизнедеятельности человека; обеспечивающий социальную защиту и реабилитацию различных групп населения, помогающий пациентам выйти из трудной жизненной ситуации, оптимально сохранив социальные функции;

медико-социальная помощь – это совокупность медицинских, социально-психологических и профилактических услуг для человека, семьи и сообщества, направленная на восстановление, сохранение, укрепление здоровья населения через удовлетворение его потребностей и нужд для обеспечения социального благополучия и улучшения качества жизни, оказываемых социальным работником;

социальная работа – это деятельность, которая способствует социальным изменениям в обществе, решению проблем в человеческих взаимоотношениях и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Она основывается на теориях человеческого поведения и социальных систем и включается в процесс на этапе, когда человек взаимодействует с окружающей средой. Фундаментальные принципы социальной работы - права человека и социальная справедливость – (определение Международной федерации социальных работников (МФСР);

Кодекс этики Международной федерации социальных работников определяет основные профессиональные ценности, принципы и стандарты профессиональной этики, который включает 6 задач и служит для социальных работников руководством по профессиональному поведению.

Объектами медико-социального воздействия является все население, но приоритет отдается категориям лиц, имеющим выраженные медицинские и социальные проблемы, в соответствии с целевыми группами, определенными настоящим приказом.

Субъектами социально ориентированного здравоохранения являются: социально ориентированные медицинские учреждения и организации, органы управления, социально ориентированные медицинские работники (врачи, медицинские сестры), социальные работники медицинского профиля, социально ориентированное население.

К социально ориентированным медицинским учреждениям и организациям относятся: медико-социальные и медицинские учреждения и организации, имеющие в своем штате социальных работников и социально ориентированный медицинский персонал, работающих в тесном сотрудничестве с социальными службами, государственными, общественными, международными организациями и т.п.

4. Социальная помощь в сфере здравоохранения оказывается социальным работником, имеющим высшее (социальное, психологическое, педагогическое, медицинское образование, переподготовку (повышение квалификации) по специальности «Социальная работа» и (или) социальным работником, имеющим техническое и/или профессиональное или послесреднее образование (по социальной работе, по медицинскому, психологическому, педагогическому профилям), повышение квалификации по профилю.

 

2. Основные задачи

 

5. Основными задачами социальных работников являются:

1) оказание социальных услуг и создание условий для преодоления трудной жизненной ситуации в случае ее возникновения;

2) оказание медико-социальной помощи на основе сотрудничества с субъектами социальной сферы;

3) осуществление своей деятельности в тесном взаимодействии с врачами, средними медицинскими работниками, психологами и оказание содействия им в понимании социальных и психологических аспектов заболеваний;

4) содействие в медицинской и психологической реабилитации пациента;

5) содействие улучшению безопасности пациента в период получения медицинской помощи и соблюдению его прав.

 

3. Организация деятельности

 

6. Деятельность социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере здравоохранения, организуется по территориальному принципу.

7. В своей работе социальный работник руководствуется Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах», другими действующими нормативными правовыми актами в области здравоохранения.

8. Выполнение своих обязанностей и реализацию своих прав социальный работник осуществляет на основе принципов Международного кодекса этики социальной работы, обеспечивая комплексный подход к личности пациента и его семье, облегчая его физическое и психическое состояние, а также поддерживая социальный и духовный потенциал больного.

9. Специальные социальные услуги осуществляются по видам и в объеме, утвержденными приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 630 «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения».

10. Повышение квалификации и переподготовку социальные работники проходят в медицинских организациях образования и науки (отдел повышения квалификации/ факультет повышения квалификации), в неправительственных и международных организациях, работающих в социально-психологической сфере.

11. Квалификация социальных работников должна соответствовать требованиям, утвержденным приказами Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 марта 2009 года № 134 « Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации» и от 26 ноября 2009 года № 791 «Об утверждении Квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения».

12. Согласно приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан
№ 693 от 10 октября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в приказ № 689 от 10 ноября 2009 года «О некоторых вопросах отраслевой системы поощрения» осуществляется денежное вознаграждение социальным работникам организаций первичной медико-социальной помощи по индикаторам оценки достигнутых результатов из средств республиканского бюджета, выделенных в виде целевых текущих трансфертов на дополнительный компонент к тарифу первичной медико-санитарной
помощи (далее - ПМСП).

13. Кабинет социального работника организуется в медицинских организациях для оказания социальной помощи, входит в состав отделений больниц, специализированных диспансеров, хосписов, отделений амбулаторно-поликлинических организаций, Центра семейного здоровья, Центра по профилактике и борьбе со СПИД, Домов ребенка и отвечает объему работы и характеру деятельности, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

14. Кабинет социального работника обеспечивается компьютерной техникой с доступом в глобальную сеть Интернет, телефонной линией, необходимой учетно-отчетной документацией, профессиональной литературой и раздаточным материалом для населения и пациентов.

15. Работа кабинета социального работника ведется согласно графику, утвержденного первым руководителем организации здравоохранения.

 

4. Функциональные обязанности

 

16. Функциональные обязанности предъявляются к следующим социальным работникам:

1) социальному работнику по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием);

2) социальному работнику по оказанию социальной помощи в сфере здравоохранения (средним образованием).

 

4.1. Функциональные обязанности социальных работников на уровне организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь

17. Функциональные обязанности социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием) включают:

1) проведение комплексной оценки проблем, нужд пациента, изучение степени факторов риска и защиты, планирование социальных программ (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж), администрирование социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента (приложения № 1, 2);

2) координация работы по организации целевых групп(приложение №3);

3) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинской организации для выявления пациентов, нуждающихся в медико-социальной помощи (приложение № 4);

4) организация проведения совместно с медицинскими работниками санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи (необходимости и методах контрацепции, профилактики нежелательной беременности у девочек-подростков, живущих половой жизнью, женщин репродуктивного возраста с экстрагенитальной патологией, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности);

5) организация проведения работы по информированности населения о факторах риска, профилактике и последствиях социально значимых заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, туберкулез, злокачественные новообразования, ВИЧ/СПИД, и другие);

6) информирование и активное участие в организации проведения скрининговых осмотров по раннему выявлению социально значимых заболеваний (участие в приглашении, в информировании о результатах осмотра);

7) информирование медицинских и немедицинских специалистов, пациентов и членов их семей об основных нормативных документах, регулирующих права человека, представление интересов пациента, групп больных в различных инстанциях;

8) согласование вопросов социальной защиты пациентов и членов их семей с руководителями и специалистами служб социальной защиты, органов юстиции, внутренних дел, опеки и образования; владение контактами и достоверной информацией о работе государственных, в том числе медико-социальных экспертных комиссий, медицинских организаций, центров социальной помощи, а также общественных и международных организаций по вопросам социально-психологической и правовой помощи (приложения
№ 5, 6);

9) решение вопросов социальной поддержки пациента, в т.ч. содействие в трудоустройстве, в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в направлении на усыновление, попечение, а также в направлении на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации (приложения № 5, 6);

10) участие в решении вопросов пребывания детей с ограниченными возможностями в специализированных детских садах, школах, школах-интернатах, санаториях, летних лагерях, оптимального обучения, в том числе профессионального, организации библиотечного обслуживания, медико-педагогической коррекции, обучении родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми-инвалидами, вовлечение их в общественные объединения родителей детей с аналогичными проблемами (приложения
№ 5, 6);

11) обучение лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, основам медико-психологических и социально-правовых знаний для формирования навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях (приложение № 7 – а, б, в, г);

12) содействие в создании инициативных клубов, групп поддержки самопомощи и взаимопомощи, выявление лидеров из сообщества;

13) подготовка и обучение волонтеров оказанию медико-социально-психологической помощи тяжелобольным, одиноким престарелым, лицам с ограниченными возможностями, организация их обучения навыкам поддержки и оказания социально-психологических услуг;

14) ведение необходимой документации по социальной работе (план работы социального работника, статистическая карта пациента, журнал регистрации индивидуальных консультаций, журнал посещений на дому, журнал по групповой работе с населением (с социально значимыми заболеваниями, поддержка само- и взаимопомощи, инициативные клубы, тренинговая деятельность, волонтерство), социальный паспорт семьи с планом развития семьи, отчеты о проделанной работе (далее - документация) (приложения № 8, 9).

18. Функциональные обязанности социального работника по оказанию социальной помощи в сфере здравоохранения (со средним образованием), осуществляющего свою деятельность под руководством социального работника с высшим образованием (при наличии) и заведующего отделением профилактики и социально-психологической помощи, дополнительно к вышеперечисленным функциональным обязанностям социального работника с высшим образованием включают:

1) проведение общей диагностики социальной ситуации пациента на приеме, на дому (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж) и определение пакета социальных услуг, согласованного со специалистом по социальной работе в сфере здравоохранения и медицинскими работниками (приложения №1, 2);

2) формирование следующих целевых групп для оказания им социальных услуг:

- неблагополучные семьи (конфликтные, кризисные, проблемные);

- малообеспеченные и бедные семьи, безработные;

- многодетные и неполные семьи с низким уровнем прожиточного минимума (за чертой бедности);

- пожилые люди старше 70 лет и одинокие пожилые старше 60 лет, в том числе лица, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и вследствие перенесенной болезни;

- пациенты с психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированные;

- пациенты с хроническими заболеваниями, часто обращающиеся (свыше 3-х раз в месяц) за медицинской помощью к врачу ПМСП и за скорой неотложной помощью;

- юные матери, матери-одиночки, многодетные, девочки-подростки, живущие половой жизнью, женщины репродуктивного возраста, страдающие экстрагенитальными заболеваниями, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности;

- лица с девиантным поведением среди детей и подростков, а также после суицидальных попыток;

- лица, подвергающиеся бытовому насилию (дети и подростки, женщины, мужчины);

- лица с ограниченными возможностями, в том числе дети, подростки, инвалиды;

- маргинальные группы (лица, страдающие наркозависимостью, алкоголизмом, бездомные, освобожденные из мест лишения свободы и т.д.) (приложение №3);

3) проведение социальных патронажей к лицам из целевых групп населения для оказания им социальных услуг, а также с целью выявления факторов риска, способствующих развитию и обострению заболеваний, управляемых на уровне ПМСП, с последующей передачей этих сведений медицинским работникам для своевременной организации и проведения лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому;

4) прохождение специальной подготовки по курсу доврачебной помощи с навыками парентеральных вмешательств (инъекции), измерение артериального давления, температуры, гигиенического массажа, смены повязок, манипуляции по профилактике пролежней и другое;

5) планирование ухода после выписки из стационара или хосписа; обучение пациентов, членов их семьи навыкам ухода, доврачебным манипуляциям; оказание помощи в решении личных проблем, связанных с болезнью, критическими периодами в его жизни;

6) участие в решении вопросов социальной поддержки пациента, опеки и попечительства (помощь в оформлении запросов, доверенностей, оформлении направления на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации);

7) содействие при необходимости в получении средств передвижения, различных видов протезирования и других технических средств реабилитации;

8) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений;

9) ведение документации по социальной работе.

 

4.2 Функциональные обязанности социальных работников на уровне организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход и организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД

 

19. Функциональные обязанности социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием) включают:

1) проведение комплексной оценки проблем, нужд пациента, изучение степени факторов риска и защиты, планирование социальных программ (социальная диагностика, социальное вмешательство, социальный диагноз, методы социальной терапии и социальный патронаж), администрирование социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента и клиента;

2) формирование следующих целевых групп для оказания им социальных услуг:

- лица, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом и вследствие перенесенной болезни или травмы;

- пациенты с психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированные;

- пациенты с заболеваниями, управляемыми на уровне ПМСП;

- юные матери, матери-одиночки, многодетные, девочки-подростки, живущие половой жизнью, женщины репродуктивного возраста, страдающие экстрагенитальными заболеваниями, в том числе с абсолютными противопоказаниями к вынашиванию беременности;

- лица с девиантным поведением среди детей и подростков, а также после суицидальных попыток;

- лица, подвергающиеся бытовому насилию (дети и подростки, женщины, мужчины);

- лица с ограниченными возможностями, в том числе дети, подростки, инвалиды;

- маргинальные группы (лица, страдающие наркозависимостью, алкоголизмом, бездомные, освобожденные из мест лишения свободы);

3) активное взаимодействие с врачами, медицинскими сестрами, психологами медицинских организаций и системы образования для выявления пациентов, нуждающихся в медико-социальной помощи;

4) проведение работы по информированности пациентов и членов его семьи о факторах риска, профилактике и последствиях социально значимых заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, туберкулез, злокачественные новообразования, ВИЧ/СПИД, и другие);

5) обучение лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, основам медико-психологических и социально-правовых знаний для формирования навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

6) решение вопросов социальной поддержки пациента, в т.ч. содействие в трудоустройстве, в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в направлении на усыновление, попечение, а также в направлении на медико-социальную экспертизу, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации;

7) взаимодействие и преемственность с соблюдением принципов прямой и обратной связи с социальными работниками организаций ПМСП путем передачи сведений о выписанных больных, нуждающихся в медико-социальной помощи;

8) ведение необходимой документации по социальной работе;

9) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений.

20. Функциональные обязанности социального работника (со средним образованием) дополнительно к вышеперечисленным функциональным обязанностям социального работника с высшим образованием включают:

1) содействие в обеспечении ухода за лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе оказания санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенический уход) с учетом состояния здоровья;

2) оказание помощи пациенту при приеме в организацию, оказывающую стационарную помощь, восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход и организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД, в адаптации к атмосфере и режиму клиники, обучение его навыкам самообслуживания, самоконтроля и общения;

3) планирование ухода после выписки из стационара или хосписа; обучение пациентов и членов его семьи навыкам ухода, доврачебным манипуляциям; оказание помощи в решении личных проблем, связанных с болезнью, критическими периодами в его жизни;

4) участие в решении вопросов социальной поддержки пациента, опеки и попечительства (помощь в оформлении запросов, доверенностей, оформлении направления на МСЭК, в дом престарелых и инвалидов, школы-интернаты, центры адаптации и реабилитации, специальные коррекционные организации);

5) информирование непосредственного руководителя о проделанной работе, возникающих проблемах, принятие совместных решений;

6) ведение документации по социальной работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.054 с.)