Б1.Б.20 «Безопасность жизнедеятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.Б.20 «Безопасность жизнедеятельности»



 

по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация выпускника: бакалавр

Очная, заочная и очно-заочная формы обучения

 

 

Екатеринбург, 2015 г.

 

Авторы–составители:

к.воен.н. В.А. Шестаков

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой регионального и муниципального управления

Протокол 21 мая 2015 г. № 7

 

 

Заведующий кафедрой регионального

и муниципального управления к.с.н., доцент Зерчанинова Т.Е.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины.. 3

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине. 4

3. Место дисциплины в структуре ОП ВО... 5

4. Объем дисциплины.. 5

5. Содержание и структура дисциплины.. 5

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 25

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 30

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 35

9.1.Основная литература. 35

9.2.Дополнительная литература. 35

9.3. Нормативные правовые документы.. 36

9.4. Интернет-ресурсы, справочные ресурсы.. 41

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 41

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Проблема безопасности жизнедеятельности человека и всего общества в современных условиях приобрела особую остроту. Она обсуждается на страницах газет и журналов, учеными и общественными деятелями, т.е. является объектом внимания всех слоев населения.

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от опасностей – важнейшая задача современности, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность личности, общества и государства. В настоящее время под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности – формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами занимается область научных знаний «Безопасность жизнедеятельности».

 

Актуальность дисциплины

Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности в настоящее время определяется рядом причин. Среди них следует выделить несколько основных:

- нарушение экологического равновесия природной среды в результате чрезмерного антропогенного давления на биосферу, что приводит к росту числа природных чрезвычайных ситуаций;

- рост числа техногенных аварий и катастроф при взаимодействии человека со сложными техническими системами, а в ряде случаев в силу их крайней изношенности;

- социально-политическая напряженность в обществе, в том числе множество локальных вооруженных конфликтов и не прекращающиеся террористические акты

 

Цель дисциплины:

- формирование у студентов навыков принятия грамотных, адекватных обстановке, управленческих решений по обеспечению безопасности населения и территорий в условиях повседневной деятельности и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- пропаганда знаний, навыков и умений, направленных на снижение внешних негативных факторов антропогенного, техногенного и естественного характера.

Задачи дисциплины:

-теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания;

- усвоение теоретических и правовых основ безопасности жизнедеятельности;

- изучение и эффективное использование системы искусственной защиты человека (средств индивидуальной и коллективной защиты) в условиях повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- профилактика травматизма, наркомании, алкоголизма и табакокурения;

- ознакомление с естественной системой защиты человека от опасностей среды обитания;

- формирование умений и навыков практической работы в системе органов государственной и муниципальной власти, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научно-исследовательских и образовательных организациях, коммерческих и некоммерческих организациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОК-9 Данная компетенция состоит в формировании способности использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций   Знать: З.1 – основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
Уметь: У.1 – ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Владеть: В.1 - основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС.  

Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является междисциплинарной и относится к профессиональному циклу ОП ВО. Студент должен обладать знаниями, умениями и компетенциями, полученными при изучении школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности». Дисциплина является предшествующей для изучения теории управления, основ государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы, административного, гражданского и конституционного права.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

 

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины, час.
Всего Семестр, курс
         
1. Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:            
лекционного типа (Л)            
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)            
практического (семинарского) типа (ПЗ)            
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)            
Самостоятельная работа обучающихся (СР)            
Промежуточная аттестация форма зачет зачет        
час.            
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3 108/3        
2. Заочная форма обучения (полный срок обучения)
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:        
лекционного типа (Л)        
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)        
практического (семинарского) типа (ПЗ)        
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)        
Самостоятельная работа обучающихся (СР)        
Промежуточная аттестация форма зачет зачет    
час.        
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3 108/3    
3. Очно-заочная и заочная (ускоренный срок обучения на базе СПО,ВО) - перезачет
                 

 

Форма итогового контроля: зачет по результатам балльно-рейтинговой системы (путем тестового контроля).

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание дисциплины

N п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН
Тема 1 Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 1.1. Системообразующие основы безопасности личности, общества и государства 1.2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 1.3. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности ОК-9 З.1., У.1., В.1.
Тема 2 Чрезвычайные ситуации. Защита от опасных воздействий 1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций 1.2. Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита от поражающих факторов 1.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Защита от поражающих факторов 1.4. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Защита от поражающих факторов 1.5. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них 1.6. Основы выживания в повседневной жизни, экстремальных ситуациях и в автономных условиях ОК-9 З.1., У.1., В.1.
Тема 3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 3.2.Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях 3.3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях ОК-9 З.1., У.1., В.1.
Тема 4 Организация гражданской обороны 4.1. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения 4.2. Организация защиты населения. Радиационная, химическая, биологическая защита. Защита населения путем эвакуации 4.3. Организация медицинской защиты населения. Мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурению и алкоголизму 4.4. Противопожарная защита населения, культурных и материальных ценностей. Инженерная защита населения ОК-9 З.1., У.1., В.1.

5.2. Структура дисциплины

Очная форма обучения

    Наименование разделов и тем   Количество часов       Всего часов Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Л ПЗ СмР
Раздел 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1. Системообразующие основы безопасности личности, общества и государства   2 i       Контрольные вопросы, Доклад, Рефераты, Тест 1. «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»
Тема 1.2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 2 i      
Тема 1.3. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности   2 i    
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации. Защита от опасных воздействий
Тема 2.1. Классификация чрезвычайных ситуаций         Контрольные вопросы, Решение проблемных ситуаций, Рефераты Тест 2. «Классификация чрезвычайных ситуаций», Домашняя контрольная работа № 1 по проблемам обеспечения безопасных условий жизнедеятельности
Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита от поражающих факторов        
Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Защита от поражающих факторов        
Тема 2.4. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Защита от поражающих факторов        
Тема 2.5. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них        
Тема 2.6. Основы выживания в повседневной жизни, экстремальных ситуациях и в автономных условиях   2i    
Раздел 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Тема 3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций         Контрольные вопросы, Решение проблемных ситуаций, Рефераты, Тест 3. «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)», Домашняя контрольная работа № 2 «Полномочия органов государственной власти по защите населения от чрезвычайных ситуаций»
Тема 3.2. Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях          
Тема 3.3. Организация и проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях        
Раздел 4. Организация гражданской обороны
Тема 4.1. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения 2       Контрольные вопросы, Решение проблемных ситуаций, Рефераты Тест 4. «Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС)» Тест 5. «Принятие управленческих решений в условиях риска», Итоговая контрольная работа (проект) «Действия сотрудников и студентов УИУ РАНХ и ГС при возможных чрезвычайных ситуациях»
Тема 4.2. Организация защиты населения. Радиационная, химическая, биологическая защита. Защита населения путем эвакуации        
Тема 4.3. Организация медицинской защиты населения. Мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурению и алкоголизму   2 i    
Тема 4.4. Противопожарная защита населения, культурных и материальных ценностей. Инженерная защита населения 2 i    
Итого по дисциплине:       108  

Заочная форма обучения (3,5 года)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.029 с.)