Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ХХ век: от России к СССР, от СССР к России

Поиск

Ассимиляция – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Беженцы – лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

Военный коммунизм – экономическая политика советского государства,

проводившаяся в период иностранной военной интервенции и граждан-
ской войны, в 1918 –1920 гг. После окончания гражданской войны и интервенции в условиях массового недовольства населения военно-коммунистический курс в марте 1921 г. был заменен НЭПом.

Добровольческая армия – одно из главных военных формирований белого движения в годы гражданской войны в России.

Иммигранты – граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территории другого государства по полити­ческим, религиозным, экономическим и другим причинам.

Индустриализация – переход от аграрной экономики к промышленной, процесс создания крупного машинного хозяйства. Индустриализация в России началась еще до революции, однако до 1917 г. она не смогла развернуться в полной мере. В СССР индустриализация была в значи­тельной мере осуществлена в годы первых пятилеток (1929 –1940 гг.) невиданно быстрыми темпами и с большими издержками, в ущерб пропорциональности и сбалансированности экономического развития.

Коллективизация – процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства. В основном коллективизация была проведена в 1929 –1933 гг., причем господствовали насильственные методы ее осуществления. Коллективи­зация в качестве одного из элементов включала раскулачивание – репрессии по отношению к зажиточной части деревни, затронувшие также значительную часть средних слоев крестьянства.

Культурная революция в СССР – составная часть плана социалистичес­ких преобразований, выдвинутого В. И. Лениным и включавшего, поми­мо культурной революции, индустриализацию и кооперативное преобра­зование деревни. Культурная революция включала преобразование системы народного образования и просвещения, подъем технической грамотности, глубокие изменения в культуре, искусстве, быту в духе принципов коммунистической идеологии.

Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика, проводившаяся Советским государством с марта 1921 г. до начала 30-х гг. Целью НЭПа считалось построение социализма при использова­нии товарно-денежных отношений и установлении устойчивых экономи­ческих связей между государственной промышленность и крестьянским хозяйством.

«Оттепель» – условное название периода в истории СССР с середины 50-х до середины 60-х гг., непосредственно связанного с деятельностью Н. С. Хрущева. Поэтому «оттепель» часто называют также «хрущевской». «Оттепель» вызвала широкий отклик среди населения СССР, особенно творческой и технической интеллигенции, молодежи.

Перестройка – период в истории СССР, охвативший вторую половину 80-х гг. до распада Советского Союза в 1991 г. Начало этому периоду было положено решениями апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. Новый курс начал проводиться под руководством М.С. Горбачева.

Российский парламент – органы законодательной власти в Российском государстве, созданные царским правительством под натиском револю­ции 1905 –1907 гг. Возрождение независимой законодательной ветви власти началось в конце 80-х гг. XX в.

Тоталитаризм (от лат. – цельность, полнота) – одна из форм государ­ственного устройства, характеризующаяся полным, всеохватывающим (тотальным) контролем за гражданами во всех сферах жизни. Тоталитар­ным режимам свойственны огосударствление систем жизнеобеспече­ния, неограниченность законом полномочий властей, отсутствие каких-либо прав и свобод граждан, милитаризация общественной жизни, применение репрессий против инакомыслящих, против любых проявле­ний неподчинения, несогласия.

Эмиграция – выезд граждан из своей страны в другую страну на постоян­ное место жительства (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам.

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа предполагает внимательное ознакомление студента с «Программой учебного курса», так как этот документ служит основным ориентиром в ходе подготовки студента как в целом по предмету, так и по отдельным темам, определяя место и объем каждого рассматриваемого вопроса в общем контексте курса.

Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:

- изучение понятийного аппарата дисциплины;

- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;

- работу над основной и дополнительной литературой;

- работу над периодическими и имеющимися на кафедре или в библиотеке аналитическими материалами;

- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);

- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;

- самостоятельная работа студента при подготовке к зачету;

- самостоятельная работа студента в библиотеке;

- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

- изучение электронных учебных материалов (электронных учебников и т.п.), прикладных компьютерных программ;

- консультация преподавателя дисциплины.

· Особое внимание следует обращать на понятийный аппарат, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Изучая материал, необходимо в каждой теме четко уяснить основные понятия и термины. Краткая характеристика этих данных содержится в «Исторической энциклопедии», а также в различных справочниках и учебных пособиях. В данном учебно-методическом комплексе также представлен краткий глоссарий (понятийный аппарат) важнейших исторических терминов.

· Важное место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.

Одной из важнейших активных форм является лекционный курс. Лекция преподавателя представляет собой авторский курс предмета и не является пересказом какого-либо учебника или учебного пособия. Записи лекций впоследствии в ходе самостоятельной работы целесообразно дополнять сведениями из источников и лите6ратуры, с тем, чтобы их использование в ходе семинарских занятий и последующего изучения стало стимулом к самостоятельной студенческой творческой деятельности.

· Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

· Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных в учебно-методическом комплексе учебников и учебных пособий, затем переходить к хрестоматийному материалу, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.

Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом если уже на первых курсах обучения студент определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломной работы на выпускном курсе.

· При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что та или иная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми курсами. Более того, именно синтез полученных ранее знаний и текущего материала по курсу делает подготовку результативной и всесторонней. На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.

Для достижения этой цели необходимо:

1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

3) изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;

4) тщательно изучить лекционный материал;

5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

6) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных экономических категорий, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента.

· Ответственным этапом учебного процесса является сдача зачетов. Бесспорным фактором успешного завершения очередного семестра является кропотливая, систематическая работа студента в течение всего семестра. В этом случае подготовка к зачету будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине.

В начале семестра рекомендуется по всем изучаемым предметам получить вопросы для сдачи зачета, а также использовать в процессе обучения программу, учебно-методический комплекс, другие методические материалы, разработанные кафедрой по той или иной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение студентом существа того или иного вопроса за счет: а) уточняющих вопросов преподавателю; б) подготовки доклада на отдельные темы, наиболее заинтересовавшие студента; в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах; г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.

Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого студента, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.

После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к зачету, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материала, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.

Для систематизации знаний, и понимания логики изучения предмета в процессе обучения рекомендуется пользоваться программой соответствующего курса, включающей в себя разделы, темы и вопросы, определяющие стандарт знаний по каждой теме.

Учебный курс «Отечественная история» завершается экзаменом. Перед ним проводятся индивидуальные и групповые консультации. Экзамен проводится по билетам в форме свободной беседы, в которой экзаменуемый может выражать и свою точку зрения с соответствующей аргументацией.

При подготовке к экзамену в период сессии конструктивным является коллективное обсуждение выносимых на экзамен вопросов с сокурсниками, что позволяет повысить степень систематизации и углубления знаний.

Целесообразным является решение тестов по изучаемому предмету, предлагаемых преподавателем на семинарских занятиях, а также широко представленных в специальных изданиях. Это позволит выявить как общие, так и более узкие вопросы предмета, которые требуют соответствующего уточнения.

Перед консультацией по предмету следует составить список вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем.

· Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом Академии.

Это работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня студентов как очной, так и заочной формы обучения, в том числе: а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе; б) изучение книг, журналов, газет - в читальном зале; в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога; г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки Академии.

При подготовке докладов, рефератов и иных форм итоговой работы студентов, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации – учебные пособия для ВУЗов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.

Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы. Весьма позитивным при этом также следует считать попытку студента выработать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.

 

Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам. Выбор оптимального получения информации зависит непосредственно от студента.

Одним из методов организации самостоятельной работы является создание электронно-обучающих порталов.

Электронно-обучающий портал размещается в корпоративной или локальной сети (Интернет) и поддерживается соответствующим сервером.

Каждая кафедра имеет свою собственную страницу (сайт), на которой размещает необходимую информацию для самостоятельной работы студентов.

Поиск информации осуществляется с помощью сайта Академии www.atiso.ru. Выход на корпоративный обучающий портал может быть осуществлен либо через Интернет, либо через локальную сеть Академии.

Для помощи студенту в самостоятельной работе в сети Интернет используются:

программы ICQ (Pro, Lite, Trillian, Miranda, QIP),

Интернет-телефония Skype, MSN messenger, Same-Time и др.;

сайты по темам дисциплины периодических изданий (журналов и т.п.), официальных органов (государственной власти, управления и т.п.), и др.

Указанные обновляемые средства дают возможность не только текстового общения студента с преподавателем, но и файлообмена и проведения индивидуальных или конференц-консультаций.

· Электронные учебные материалы и прикладные компьютерные программы по дисциплине в целом или ее отдельным разделам могут быть представлены в виде:

- электронных учебников;

- прикладных компьютерных программ, содержащих тесты для оценки знаний студентов, деловые игры и другие материалы для использования при изучении дисциплины;

- методических указаний по использованию прикладных компьютерных программ и электронных учебных материалов (электронных учебников и т.п.).

Электронные учебные материалы и прикладные компьютерные программы по дисциплине могут быть представлены в электронных версиях учебно-методических комплексов изучаемой дисциплины.

 

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..3-5

1. Программа учебного курса «Отечественная история»…………..6-12

2. Сетка часов учебного курса ……………………………………. 12

3. Основная и дополнительная литература………………………… 12-16

4. Тематические планы семинарских занятий на осенний семестр..16-31

5. Тематические планы семинарских занятий на весенний семестр 31-48

6. Формы текущего и итогового контроля:

А/ Вопросы к зачету ………………………………………………48-50

В/ Вопросы к экзаменам…………………………………… 50-53

7. Проверочные тесты перед экзаменом……………………………….53-60

8. Словарь терминов (глоссарий)……………………………………. 61-73

9. Методические рекомендации по самостоятельной работе

студентов ………………………………………………….. 73-80

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.01 с.)