ТОП 10:

От Руси к России (IX-XVII вв.)



Баскак– татаро-монгольский чиновник, собирающий дань – «выход» – с покоренных земель, до конца XIII в. являвшийся и наместником хана в русских городах.

Большая соха – 400 – 600 га земли (в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца земли), облагаемые определенным налогом.

Бояре-кормленщики – те из бояр, которые «кормились» за счет отданных в их управление земель, оставляя часть собранных налогов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсужде­ния и решения важных общих дел (от «вещать» – говорить).

Вира– штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну. По «Русской Правде» вира в пользу семьи убитого выступает в качестве замены кровной мести.

Волхвы– древнерусское название жрецов, служителей древнерусского религиозного культа.

Гривна – весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси. Название происходит от шейного украшения из бронзы, железа, серебра, золота в виде обруча, которое носили на шее («загривке»). Гривной также являлся серебряный слиток определенного веса, который был различным в русских княжествах и в разное время.

Губа– округ.

Дань– натуральный и денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. Позднее это слово означало налог и феодальную ренту.

Десятина – десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. Была установлена князем Владимиром Святославичем вскоре после крещения Руси (988) и предназначалась первоначально для Киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями.

Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде» (пространная редакция) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость.

Заповедные лета – срок, в течение которого запрещался выход крестьян от помещиков в Юрьев день осенний. Начали вводиться с 1581 г. В обще­государственном масштабе введены указом царя Федора Ивановича в начале 90-х гг. XVI в.

Земский собор – собрание представителей различных сословий для решения важнейших государственных дел. Первый 3. с. созван в 1549 г., последний – в 1698 г.

Земщина– не включенные Иваном IV Грозным в «опричнину» земли.

Земщина управлялась земской Боярской думой, территориальными приказами, имела свои земские полки.

Золотая Орда – государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, внуком Чингисхана, существовало до конца XIV в., когда распалось на более мелкие ханства

Избранная Рада – круг лиц, объединившихся вокруг Ивана IV Грозного в конце 40 –50-х гг. XVI в. Впервые этот термин употреблен князем А.Курбским в «Истории о великом князе Московском». «Избранная рада» явилась инициатором и проводником многочисленных реформ конца 40-50-х гг., направленных на централизацию государства. В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с «Избранной радой», многие активные члены ее подверглись репрессиям.

Изгои– на Руси XI –XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения, большин­ство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связи с общи­ной, и из выкупившихся на свободу холопов.

Излюбленные головы – главы городской администрации, подчиненные напрямую центральной власти.

Князь– глава племени, союза племен, государства у славян и некоторых других народов. Князья, являвшиеся главами государственных образова­ний, назывались великими князьями. Позднее – дворянский титул.

Местничество – система раздельной иерархии в Русском государстве XV –XVII вв.: распределение служебных мест при назначении на воен­ную, административную и придворную службу, в котором решающую роль играл «ценз породы», т. е. происхождение, служебное положение и личные заслуги предков. Отменено в 1682 г.

Митрополит– (греч. – человек из города) – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Монархия – государственная форма правления во главе с монархом, единоличным правителем (князь, царь, король, император и т. д.), получающим право властвования по наследству (в основном). Монархия

может быть неограниченной (абсолютизм) и ограниченной, когда власть монарха регламентируется статьями конституции (конституционная).

Наместник – доверенное лицо князя в принадлежащей ему земле.

Оброк – ежегодный сбор денег или продуктов с зависимых крестьян помещикам. Оброк мог включать в себя и ремесленные изделия. На Руси продуктовый оброк появился в IX в. в виде дани, в XVI в. к нату­ральному налогу прибавилась и барщина, т. е. работа непосредственно на барской земле. Отменен продуктовый оброк в 1861 г., а денежный сохранялся до 1883 г. для временнообязанных крестьян.

Огнищанин – (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально млад­ший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства, в XI –XIII вв. – старший дружинник, ближайший советник князя, представитель высшей знати, «княжой муж», боярин.

Опричнина – 1) в ХIV –XV вв.: земельное владение, которое выделялось княгиням-вдовам; 2) название удела Ивана IV Грозного в 1565 –1572 гг. (с особой территорией, двором, учреждениями и войском); 3) политика Ивана Грозного в 1565 –1572 гг., военные, административные соци­альные и финансовые меры, направленные на усиление личной власти самодержца.

Пожилое – в XV –XVII в.в. пошлина, которую платил крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. Отменено в XVII в. в связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже – сама дань неопределенных размеров. Происхо­дило полюдье обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья князя Игоря (945) оно было отменено. С XI –XII вв. была введена фиксированная денежная повинность.

Посадник– с XII в. выборное должностное лицо в Новгороде, глава новгородской администрации, ведущий дела управления и суда, получа­ющий свои полномочия от новгородского веча.

Рядович – временно-обязанные, полусвободные смерды, попадавшие во временную зависимость в силу «ряда» - договора, на основании которого они работали на хозяина.

Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В исторической литературе существуют три точки зрения по вопросу о том, какой слой древнерусского общества обозначался термином «смерды»: 1) вся масса сельского населения, постепенно из свободного крестьянства оно становится зависимым; 2) только крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью; 3) особая группа зависимого полусвободного населения.

Судебник– краткий свод основных законов.

Тиун (слуга) – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах в XI –XV вв. В отдель­ных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

Уроки– размер дани.

Урочные лета – срок, в течение которого помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Введены впервые в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. отменяло урочные лета и вводило бессрочный сыск беглых крестьян, что означало оконча­тельное юридическое оформление крепостного права.

Холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (раб в русском феодальном обществе). Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу.

Церковный раскол – религиозно-общественное движение в середине XVII в. Поводом к нему послужила церковная реформа, начатая в 1653 г.

Челядь – название зависимого населения Киевской Руси (в IX –XII вв. – рабы). С XII в. слово «челядин» относилось к части зависимого населе­ния Руси, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIII –XIX вв. так называ­ли дворовых людей помещиков.

Юрьев день (осенний) – церковный праздник в честь св. Георгия 26 нояб­ря по старому стилю, совпадавший с окончанием годового цикла сельскохозяйственных работ. Судебник 1497 г. ограничил в общегосудар­ственном масштабе крестьянский переход неделей до и после Юрьева дня.

Язычество – обозначение нетеистических религиозных верований, религия самодовлеющего космоса. Для язычества характерно многобо­жие (политеизм).

Ярлык– грамота, выдаваемая монгольскими ханами князьям подвласт­ных им земель, митрополитам, дававшая право на владение землями, управление ими, семинар должностей и др.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.196 (0.007 с.)