Под мелодию дети заходят в класс, приветствуют гостей и занимают места за игровыми столами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под мелодию дети заходят в класс, приветствуют гостей и занимают места за игровыми столами.



Цели урока: расширение и углубление сведений о баснях И. А. Крылова; проверка знаний о теоретико-литературных понятиях: «басня», «аллегория», «афоризм»; обогащение словарного запаса; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен, создание иллюстраций); воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, магнитофон с записями басен И.А. Крылова, плакаты с высказываниями, с кроссвордом, черный ящик, сигнальные карточки, жетоны, костюмы участников инсценировок, иллюстрации к басням и рисунки детей.

Ход урока.

Организационный момент.

Под мелодию дети заходят в класс, приветствуют гостей и занимают места за игровыми столами.

Вводная беседа.

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок – игра. На этом уроке мы вспомним басни И. А. Крылова.

Учитель показывает портрет писателя.

- Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека, Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлён баснописец в бронзе. В Санкт – Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около

«дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?

Ответы детей.

- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться, Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что–то новое и важное о себе и о людях.

Чтение учителем и детьми с плакатов на доске высказываний о Крылове:

«Он превзошёл всех известных нам баснописцев.» (А.С. Пушкин)

«Басни Крылова _ книга мудрости самого народа.» (Н.В. Гоголь)

«Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым» (В.Г. Белинский).

Работа над теоретико- литературными понятиями.

Крылов был драматургом, издателем, но всемирную известность ему принесли басни, которые он написал уже в зрелом возрасте. Им создано более 200 басен. Они сделали Крылова знаменитым уже при жизни.

Что же такое – басня?

- Басня близка к народному творчеству. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка).

- Басня наполнена аллегорией. Подберите синонимы к слову «аллегория» (иносказание, эзопов язык).

- Объясните значение выражения «эзопов язык» (Вынужденное иносказание, речь, которая наполнена недомолвками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом).

- Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, т. е. со страницы книги перешли в нашу речь. Это произошло потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строке передать основную мысль басни, её мораль

- Что такое мораль басни? (Поучение, которое даётся в начале или в конце её).

А сам Крылов о себе говорил (учитель читает на доске - с плаката):

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

- Какие пороки, что это за пороки, вы скажете в конце урока.

Далее учитель называет номинации конкурса, в которых будут соревноваться учащиеся.

Номинация первая — “Выразительное чтение басен наизусть”

В ней принимают участие чтецы - представители от каждой из трех команд. Какую басню наизусть будут читать дети - решает жребий (на уроках литературы были выучены наизусть басни Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Зеркало и Обезьяна».)

Номинация вторая – “Знаток басен И.А. Крылова”

Викторина (тур I).

За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон. Принимают участие все, победитель определяется по итогам двух туров.

Назовите героя басни.

Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья);

Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок);

Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк);

Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);

Она попала “в большие забияки”. (Моська);

Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);

Его “захлопнула злодейка - западня”. (Чиж);

У него всё вокруг только “моё”. (Волк);

Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);

Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);

Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет» (Проказница Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка);

«Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло». О ком это? (Ворона)

Лиса, не видя сроду…С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива». - С кем встретилась лиса? (Со львом)

Учитель: Внимание! «Чёрный ящик».

Из какой басни строка?

Как под каждым ей листком

Ты всё пела? Это дело.

Кроссворд «Басни Крылова»

Дети заполняют кроссворд, по мере отгадывания на доске вывешиваются рисунки_ отгадки героев басен. За правильный ответ- жетон.

Кого «по улицам водили, как будто на показ»? (Слон);

Кто смеялся «вперед чужой беде»? (Голубь);

Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна);

У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»? (Муравей);

Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона);

Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак);

Кто «без драки» хочет «попасть в большие забияки». (Моська).

Номинация четвёртая – “Иллюстратор басни”

Авторы иллюстраций показывают свои работы, называют басню, эпизод в ней, объясняют свой замысел.(читают отзыв- рецензию на выбранную басню). Учитель потом рисунок учащегося вывешивает на доску.

Итоги урока.

Крылатые крыловские слова.

Афоризмы Крылова

А ларчик просто открывался.

Слона – то я и не приметил.

Рыльце в пуху.

Полают, да отстанут.

А Васька слушает да ест.

Да только воз и ныне там.

Если голова пуста,

Медвежья услуга.

Что хвалит он Кукушку.

Демьянова уха.

В том, верно, мало толку.

Урок литературного чтения.

Тема: "Люблю природу русскую. Осень.

А.Фет «Ласточки пропали»".

(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературоное чтение»)

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;

развивающая – развивать образное мышление;

- совершенствовать лексической стороны речи;

- вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная - эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,

- прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание

к художественному слову;

- воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите слушать сказки, поэтому приготовила вам

подарок. Расскажу вам осеннюю сказку. (Автор читает сказку «Осенняя сказка»)

- Где мы оказались, слушая сказку?

- Какая осень в этой сказке?

- Какое настроение было у сказки?

- Спросим у автора о том, почему она решила написать такую сказку?

-Мы благодарим Полину за подарок и ждём новых интересных сказок.

Подготовительная работа.

- Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? (Страна Литературия)

- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)

- Кто живёт в этом городе?

- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?

- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.

3. Проверка домашнего задания.

- Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.

(На слайдах появляются портреты поэтов, а дети называют их имена)

На следующем слайде остаются портреты А. Плещеева и К. Бальмонта

- Ребята, почему я оставила портреты этих поэтов? (Их стихи об осени похожи по настроению)

- Докажем это.

- Послушаем ещё раз эти замечательные стихи. (Дети читают стихи А. Плещеева «Осень наступила» и К. Бальмонта «Поспевает брусника»)

Дети читают стихи наизусть.

Анализ чтения.

- Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.

Физпауза.

Рассказ учителя.

А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки. «Это не просто поэт, а, скорее, музыкант», - писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть)

Краткая последующая беседа.

- О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

Перечитывание и анализ.

Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

- Что представили?

- Что сказано о ласточках?

- Что значит «пропали»?

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- Что такое заря?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. (Слайд)

- Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Что значит «мелькала»?(Работа со словарём) (Показ действия на слайде)

- Где мелькала стая?

- Для чего автор использует слово «вон»?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

План:

Сила голоса.

4. Логическое ударение (выделение главного слова).

- Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

- Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Что услышали?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор?

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что услышали? (Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? (Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

- Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Почему?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Как они летят?

- Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

(Многоточие)

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

Работа над настроением.

- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

- Какой была осень в стихотворении «Ласточки пропали…»

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- В литературных чтениях приняли участие ____.Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

- В городе Поэзии сегодня открывается выставка, которая называется «Осень в стихах». Художники – иллюстраторы подбирают картины, которыми можно проиллюстрировать стихи поэтов об осени.

- Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.

- Сейчас будут показаны картины, а вы должны подобрать строчки из стихотворения

«Ласточки пропали…», которыми можно подписать эти картины.

Итог урока.

- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

- К какой осени ближе стихотворение А. Фета: к осени в сказке Полины или к осени в стихах А. Плещеева и К. Бальмонта. Докажите.

- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Цели урока: расширение и углубление сведений о баснях И. А. Крылова; проверка знаний о теоретико-литературных понятиях: «басня», «аллегория», «афоризм»; обогащение словарного запаса; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен, создание иллюстраций); воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, магнитофон с записями басен И.А. Крылова, плакаты с высказываниями, с кроссвордом, черный ящик, сигнальные карточки, жетоны, костюмы участников инсценировок, иллюстрации к басням и рисунки детей.

Ход урока.

Организационный момент.

Под мелодию дети заходят в класс, приветствуют гостей и занимают места за игровыми столами.

Вводная беседа.

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок – игра. На этом уроке мы вспомним басни И. А. Крылова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.118 с.)