ТОП 10:

Тема 5 Природа психики Психика и мозг. Психофизиологическая проблема .



Место общей психологии

Основные принципы психологии (Рубинштейн СЛ )

Р все п явл рассм в движ измен позн лиш в

ЕС не т прояв но и форм в Д

ДП обуслов внеш возд и образом жизни и изм с изм внеш услов

А-

Спредпол многообр источн и дв сил пс разв

Ц

Д п

Вывод 1………………………………….2……………………………………3………………………………..

Тема 3 Основные этапы развития представлений о предмете психологии .

«Основные психологические школы»

Направления Предста-вители Предмет исследования Метод исследования Основные идеи Психол. практика «+» и «-»
Психол сознания     Сознание        
Бихевиоризм            
Глубинная психология       Психоанализ      
Гуманистическая психол            
Гештальт психология            
Когнитивная психол              
Отечественная психология              

 

Тема 4 Методы психологии

 

Метод

Методология –

Парадигма

Научный подход

  Естественно-научный подход Гуманитарный подход
цель    
Человек    
Методы    
позиция    
Результат    
Огранич    

Организационные методы ( кл БГ Ананьева )

Название Характеристика
Сравнительный  
Лонгитюдный  
Комплексный  

Интерпретационные методы ( кл БГ Ананьева )

Название Характеристика
Генетический метод  
Структурный метод  
Объективные методы  
Наименование метода, его виды Определение Пояснение Отличительные особенности Требования, условия использования Достоинства и недостатки  
Наблюдение,          
эксперимент,          
Тесты          
анализ продуктов деятельности          
Графология          
Опрос,1 беседа (интервью)          
2 анкета          
математические методы          
Контент анализ            
Субъективные методы исследования
Наименование   Определение   Отличительные особенности Требования, Достоинства и недостатки
Интроспекция        
самоотчет,          
включенное наблюдение          
Эмпатическое слушание        
беседа как диалог          
биографический          
Идентификация        
Герменевтика          
Интуиция          
               

Методы практической психологии

 

Название Характеристика
Психологическое консультирование  
Психологическая коррекция    
Психологический тренинг    
Психотерапия    

 

Методы психотерапии

Название психотерапии Причины аномального поведения Цели помощи Методы помощи Особенности психотерапии
Психоанализ        
Клиент-центрированная терапия        
Гештальт терапия        
Рациональная терапия        
Бихевиоральная терапия        

 

 

Тема 5 Природа психики Психика и мозг. Психофизиологическая проблема .

Психика

Функциональные блоки мозга(А.Р.Лурия)

Функциональная система(П К Анохин)

Понятие ФО (Ухтомский АА Леонтьев АН)

Ретикулярная формация

Общее строение нервной системы

П?

п-О-аспох

ММВ

ОРП

ПСС

ЧР

СБ

 

П= П=ОТРАЖЕНИЕ Условия психической деятельности Особенности ПО А С П Ох Функции психики Отражение Регуляция Приспособление   Классификация П Я Формы Уровни  

Функциональная организация мозга по А.Р. Лурия

Блоки мозга Структуры мозга функции
Блок тонуса коры    
Приема переработки храненения информации    
Программирования регулирования и контроля    

Психофизиологическая проблема

ПФП С П Ф   ПФВ ПФП   Д В   СП   ФС+ФС+ФС   ФО    
  Вклад в решение ПФП
Павлов И.П (240)  
Бернштейн Н А 241  
Анохин П К  
Ухтомский А А 243  
Леонтьев А.Н  
Шадриков ВД  
     

Современное решение ПФП

 

Функциональный орган индивида (по А.А.Ухтомскому)

 

Леонтьеву АН

 

 

Вывод стр 245 П- своеобр Ф О Ч кот строит его повед (А А Ухтомский)

 

Тема 6 Возникновение и развитие психики в филогенезе

Раздражимость

чувствительность,

объективный критерий психики

условия возникновения психического отражения

Стадии и уровни развития психики №5 стр97

 

В и РП

.А .П .Б…. Н

ГЛ

ФО

БО_Р с.р.на БИО (св с ОВ)

ПО Ч на АБИО (не связ с ОВ НО.

ОВ П СР

 

Отражение -способность отвечать на воздействия

филогенез-постепенное изменение форм органического мира в процессе эволюции

Антропопсихизм-Пан Био Нейропсих

Виды отражения:

Физическое

БиологическоеРаздражимость биотические или био значимые воздействия

но

Психическое О- чувствительность-

Объективный критерий появления психики-

Поведение

Ощущение

2 аспекта ПО

объективный субъективный =

Условие возникновения ощущений

Нервная система как особый воспринимающий аппарат

Диффузная сетевая

Узловая ганглиозная

Н\с гол и спин мозг

Кора мозга лоб доли

3 стад развития психики(А.Н. Леонтьев )

Сенсорная

Перцептивная

Интеллект

 

Фабри см табл стр 114 –2001г

 

Основные понятия темы

Сознание

Рефлексия

ВПФ

Знаки

Интерпсихическое

Интрапсихическое

интериоризация

  П животных Сознание человека
Происхождение    
НПФ   ВПФ
Функции .    
Особенности поведения    
Особенности мышления    
Особенности языка    
Главные отличия    
     

Сознание

Причины возникновения сознания:

1.

 

Знаки-

Интерпсихическое

Интрапсихическое

Интериоризация

В П Ф

1 социальны-

2 опосредованы

3 произвольны

Рефлексия

 

Раздел 2 Психические процессы

Тема 1 Ощущения и восприятие .

 

Тема 1 Ощущение восприятие
роль,значение    
Понятие определение ПпООС….Н ПпОЦО ……
Механизмы Деятельность анализатора Р---- П…………..ГМ Совм Д ОЧ + ПМВ В как Д перцепции
Теории подходы Авторы Закон Вебера=Фехнера=    
классификации Виды формы По модальности ЗСООВ По положению рецепторов Э Д и К И П По модальности ЗСООВ Виды В формы Времени Движения пространства
Свойства Общие КИДП Порог(нижний верхний) Чувствительность(А О Р) Адаптация синестезия сенсибилизация компенсация Ц П К О И С
Нарушения Факторы влияющие   Галлюцинации иллюзии  
Методики      
Рекомендации по развитию    

Сравнительная таблица

 

Ощущение   восприятие
   
   
   
   

Тема 2 Внимание

Определение  
Сущность внимания его роль функции  
Физиологические механизмы Доминанта АА Ухтомский
Теории внимания   Т Рибо Д Узнадзе теория П.Я. Гальперина Внимание как внутренний контроль  
Классификация Виды
Виды Хар-ки Условия возн Ф М Пример
Непроизвольное Л в и п - В У СКР ОР  
Произвольное Н на ц + ВУ ПЦ 2 СС Д  
послепроизвольное У при - ВУ в в Д + И Д  

 

свойства У К Р О П
Нарушения Отвлекаемость Рассеянность
Закономерности    
Особенности развития Конец 1 года , 4-5 лет, 6-7 лет
Факторы   Характер раздражителя Сила Новизна Контрастность Структурная организация материала     Отношение к потребностям    
Диагностика  

 

 

Тема 3 Память

Определение Память Представление
Сущность и роль  
Физиологические механизмы теории памяти Ассоциативная т механизмов п Эббингауз Нейрофизиологич Хебб Д 1949 реверберация =циркуляция электроактивн в замкнутых цепях нейронов Мех долговр пам =устойчив измен синаптич проводимости и консолидация следов(закрепление) при многокр прох импульса через 1 и тот же синапс. Время К=10=15 мин ) Биохимическая Хиден Г Деятельностная Выготский Рубинштейн Леонтьев Зинченко Смирнов Лурия
Теории См выше
Классификация Виды По установке и времени сохранения Мгновенная иконическая= Кратковременная Оперативная= Долговременная ) Генетическая = по налич цели и уч воли произвольная непроизвольная По связи с пс проц: с восприятием :образная (зрит,слух,обон двиг) эмоциями=эмоциональная по связи с М механическая (Зубрежка) смысловая    
Индивидуальные особенности Продуктивность Объем Быстрота Точность Длительность Готовность  
Нарушения  
Закономерности   Эббингауз Закономерности запоминания)
Особенности развития Приемы и принципы запоминания Условия продуктивности П  
Факторы продуктивности   объективные Субъективные    
Диагностика  
         

Процессы П

Процессы памяти Хар ки особенности
Запоминание Запечатление( Непроизволь( Произв заучивание   Зинченко П И Смирнов АА Эффект Зейгарник
Сохранение    
Воспроизведение Узнавание (опора на воспр) Актуализация сохр(матер сам всплыв в пам) Припоминание-   Реминисценция =  
Забывание   процесс утраты четкости и объема данных п

 

 

Мышление

 

.Понятие

Сущность Специфика М

Обобщенно

Опосредовано-

Роль

Ф механизмы =

Психологические

Виды М

По форме генезу Наглядно -действенное наглядно - образное, словесно-логическое = По характеру решаемых задач Теоретическое понятийное (познание законов и правил) практич ( эмпирическое)
По степени новизны Репродуктивное Творческое(создание новых идей) По степени разверн и осознанности Интуитивное( сверн во врем ,быстрое нерасчленен ,миним осозн) аналитическое

Дивергентное=порожд ориг идей,допускающ сущ неск прав отв на 1

Конвергентн=связ с реш зад им 1 един прав ответ

Теории и механизмы мышления

Ассоциативная теорияМ-

М как решение задач,

Развитие мышления

Ж Пиаже см 5-299Гальперин П Я Теория поэтап формир у д 5 5 25

Интеллект=№ 5модель интеллекта разобр самост интеллект М и

Творческое М

Диагностика тесты И –совокупн зад Амтхауэра Штур Векслера Прогр матрицы ДЖ Гилфорд разраб 14 субтест креативн Т Е Торренса тест креативности вербальной изобразит дорис и др батар из 12 тестов

 

 

Тема Речь

Речь=

Язык=

Роль формир С и М

Функции

Экспрессивная-

Комуникативная=

интеллектуальная=

Сигнификативная)= обобщение=

 

Ф мех= Ц Брока Ц Вернике

 

Виды речи

Внешняя

Внутр речь=

 

Устная = Диалогич= Монолог=

Письменная =

Аффективная=

Свойства речи=

Содержательность=

Понятность =

Выразительн=

Действенность=

Развитие речи

1 Доречевой=

речевой= около 1 года перв слова звукокомпл к 2 г в словаре 25 слов 6л 15000

грамм=смыслов

Развитие речи

От речи для др к речи для себя а не наобор

От комуникации к планир и регулир

От элемент мех к высш уровню

 

Нарушения р

Афазии =

Теории речи

Т научения речь врожд осн мех научен через+подкрепл

Т Хомского= специфич задатки к усв речи

Т когнитив речь за от присущ с рожд способ воспр и перер информ связ с раз М

Психолингвист

Сущ феномен эгоцентр речи 3-7 л описан Пиаже

 

 

Тема Воображение

Определение  
Сущность и роль  
Физиологические механизмы теории памяти  
Теории подходы Брушлинский АВ.Уоллес, Альтшуллер ………………………
Классификация Виды По волевому усилию: пассивное (грезы Активное Мечта= По степени А Воссоздающее творческое
Индивидуальные особенности Романтичность Прозаичность = Фантазерство
Нарушения  
Закономерности    
Особенности развития Развитие В Факторы  
творчество   Этапы ЗКСОП    
Диагностика     Приемы В  
  определение пример
Агглютинация    
Гиперболизация    
Схематизация    
Акцентирование    
Аналогия    
             

 

Самостоятельные дополнения :

 


Раздел 2 Психические процессы

  Ощущение восприятие внимание память мышление речь воображение
роль,значение              
Понятие определение              
Механизмы                
Теории подходы                
Авторы теорий                
классификации Виды формы              
Индивид особенности типы              
Факторы влияющие              
Методики                
Рекомендации по развитию              

 


Тема Эмоции и чувства

Место среди психических явлений

Эмоции=

 

Чувства

 

Эмоции от франц emotion= волнение Чувства
   
   
   
  амбивалентность

Теории Э

Эволюционная теория Ч.Дарвина    
Физиологическая теория У.Джемса-КГ.Ланге1884-18895=    
  Таламическая теория КеннонаУ Ф Барда-1927 28    
Активационная теория Линдснея Хебба    
Биологическая теория П.К. Анохин    
Биологическая теория П.К. Анохин    
нитив теор Фестингера  
1966 Информ теория Симонова П В Э=П(НИ-ИИ) Где Э= 4следствия 1.П=0 Э=О 2 Э=0 когда НИ=И И 3  

Эмоции

     

Физиол мех

 

Роль   Функции 1.Сигнальная 2)регулятивная 3 оценочная 4 Экспрессивная 5 комуникатив

Классификация эмоций

По знаку + и –

По хар потр био и дух

по вл на Д (по Канту)

Вундта

Изард Э

Дадонову

Альтруистич-потр в помоши

Комуникативные потр в О

Глорич-слава глория в самоутверждении

Праксические

Пугнические 9Пугна борьба потр в преод опасн

Романтические

Гностич0гнозис знание

Эстетич

Потр в гармонии гедонистич=удовл потр в комфорте

Аккизитивные накопление коллекционир

Согл Д у чел есть жэм направленность душевная меддодия их созвучие лежит в основе дружбы и любви

Состав эм профиль Л по дадонову

По силе и длительности

  определение Пример
Чувства    
Аффект    
Страсть    
Настроение    
Ч тон    

 

Высшие чувства

  Описание объяснение пример
Нравственные    
Интеллектуальные    
Праксические    
Эстетические    

 

Развитие

 

Диагностика

 

Тема Психические состояния

· Место среди психических явлений Теоретические подходы.

· Понятие

·

· Актуальностьпроблемы ПС

· Теоретические подходы в трудах

·

·

Роль-

В раб Ганзена В А Юрченко В Н выделено 4 уровня в структуре ПС

Ф

ПФ

П

СП

Свойства

Ц-

У-

П

Вывод

 

 

Функции ПС :

А………………….Р……………………………И

Фо

Классификация и виды

по доминир компон

личностные опред самой Л или ситуативные(ситуацией Л трев сит трев)

глубине(

времени

вл на Л осозн)

Ганзен В А 3 гр ПС

Аффективные(

Праксические(

Состояния внимания

- Активационные состояния=

- Вдохновения

Скуки и апатии-

Тонические Утомление –

переутомление

Монотония

- Псих напряженность

- Эмоциональное выгорание-_

Сущность

- Теор подходы-наиб изв Г Селье 36

- Теор агрессии З. Фрейд А. Бандура

- Доллард Миллер

- Нейро биол теор Карли82объясн агресс компл физиол мех(крысы)

-

Ф.О.

Факторы влияющие

Эмоциональные состояния (виды)
Виды Определение сущность Виды Помощь и профилактика Факторы влияющие  
депрессия            
Стресс            
тревожность            
агрессивность            
Фрустрация            

На психофизиологическом

Психологическая

Социальная

Грановская Р М 3гр стратегий выхода из напряжения

1 ликвид или изменен проб

2 уменьш интенсив трев изменив .зрения,облегчение воздействия за счет ряда способов

3.Ключев роль имеет осознание жиз целей и ценностей

Подход Тутушкина Как пережить стресс

1. Научитесь планировать налич боль колл планов дезорганизует

2. ставьте достижим цели принимайте ограничения

3. сосред на + кач людей хвалите за то что вам в них нравиться избег критики

4. избегайте ненужн конкуренц

5. учитесь терпеть прощать Нетерпимость ведет к фрустр и гневу попыт почу что чув люди понять и принять

6. Профилактику-развлечения

7. регуляр физ упр

8. система расслаб

9. расскаж о своих неприят психотер

Методы

 

Воля

Воля=

Волевое действие

Волевое усилие-

Произвольное поведениепо схеме

Мотив (сильный хочу)

цель задача план реализация результата

Непроизвольное поведение-

Волевое поведение

Волевая регуляция=

Волевой человек

Психологические мех мы воли-

Локус контроля

Экстернальность

Интернальныйтип контроля

 

Ф М В дей связ с д мозга

 

Теории воли

Аристотель

мотивац подход кв В

ДекартГобсс Гартли

Левин К

Узнадзе ДМ

Божович ЛИ

Павлов ИП

Фрейд З, Юнг Фромм Хорни Адлер

Регуляц подход –воля как управление собой

Сеченов Басов Анохин Бернштейна

Выготский Воля= ВПФ

Селиванов Пуни АУ Смирнов БН Франкл В А Ассаджиоли Р

В К Калин

Вывод.Воля продукт к-и развития связ с труд Д =социальна

Волевые качества личности

Волевые качества Определение Пример
Сила воли Выдержка Решительность Целеустремленность Настойчивость Смелость Инициатива Самостоятельность Самообладание Исполнительность Уверенность в себе    

 

-Развитие воли и воспитание

1 С преобр непр пс проц в произ

2 с приобр контр над повед Преобразов непроиз пов в волев ,

3 с выраб волев кач личн

4 с созн постан все более труд целей

5 с формир нрав смысл сферы Л

Приемы самовоспитания воли

1 Приобр привычек преодол трудности систематически это тренир волю рассматривать препятствие как невзятую крепость делать все возм чтобы преодол

2 формир целей и мотивов видеть этапы достиж ц

3 невыполнение решений дезорг волю

4 строгая орг режима дня бороться с разбросанностью

5 систем зан спортом

Роль физ воспит Вывод зависит от родителей

Развитие воли

Методы изучения

 

Патологии воли Абулия-……………….)Апраксия

Упрямство-

Негативизм- слабоволие Лень-

Вывод

 

Эмоции и чувства

1.Место, роль среди психических явлений 2.содержание понятия ( (словарь), авторские определения 3. специфика сравнение с (близкими понятиями, связь с ними. 4 назначение (функции). 5 Структура структурные компоненты. 6 физиологические и психологические механизмы
 
7Психологические теории их авторы ..  
8принципы классификации (виды, типы, формы). 9закономерности, особенности ,свойства 10факторы, влияющие на явление 11.Закономерности развития, механизмы формирования в онтогенезе 12возрастные особенности , 13индивидуальные особенности (типы).
       
14Сравнительные характеристики чувство настроение аффект страсть
Эмоции   чувства Определение пример Определение пример Определение пример Определение пример
15 высшие чувства Нравственные Определение пример Интеллектуальные Определение пример Праксические Определение пример   Эстетические Определение пример  
16Нарушения   17методы изучения,     авторские методики. Выводы

ЛОС для самостоятельной работы самоконтроля и контроля по теме :

Психические состояния

1.Место, роль среди психических явлений 2.содержание понятия ( (словарь), авторские определения 3. специфика сравнение с (близкими понятиями, связь с ними. 4 назначение (функции). 5 Структура структурные компоненты. 6 физиологические и психологические механизмы
   
7Психологические теории их авторы ..  
8принципы классификации (виды, типы, формы). 9закономерности, особенности ,свойства 10факторы, влияющие на явление 11.Закономерности развития, механизмы формирования в онтогенезе 12возрастные особенности , 13индивидуальные особенности (типы).
    ц у п    
Эмоциональные состояния
  Определение сущность Виды Помощь и профилактика Факторы влияющие  
депрессия          
Стресс          
тревожность          
агрессивность          
Фрустрация            
Способы регуляции          
Методы изучения          

 

ЛОС для самостоятельной работы самоконтроля и контроля по теме :

Воля

1.Место, роль воли среди психических явлений 2.содержание понятия ( (словарь), авторские определения 3. специфика сравнение с (близкими понятиями, связь с ними. 4 назначение (функции). 5 Структура структурные компоненты. 6 физиологические и психологические механизмы
 
7Психологические теории воли их авторы ..  
8принципы классификации (виды, типы, формы). 9закономерности, особенности ,свойства 10факторы, влияющие на явление 11.Закономерности развития, механизмы формирования в онтогенезе 12возрастные особенности , 13индивидуальные особенности (типы).
       
14Нарушения     15методы изучения,     авторские методики.    
Вывод ы            

 

 

ЛОС для самостоятельной работы самоконтроля и контроля по теме :Личность

1.Место понятия Личность среди психических явлений 2.содержание понятия Сущность Отличительные особенности Роль
   
7Психологические теории их авторы ..
АнаньевБГ Индивид     Личность   Субъект   индивидуальность     Платонов Структура Л Петровский АВ. Леонтьев АН
Рубинштейн СЛ   Божович Л.И.     Критерии сформированности Л   Социализация Этапы
факторы, влияющие на явление этапы. развития,   Типологии Личности Тип=
         
15методы изучения,            
             

Вывод ы

 

Место общей психологии

Основные принципы психологии (Рубинштейн СЛ )

Р все п явл рассм в движ измен позн лиш в

ЕС не т прояв но и форм в Д

ДП обуслов внеш возд и образом жизни и изм с изм внеш услов

А-

Спредпол многообр источн и дв сил пс разв

Ц

Д п

Вывод 1………………………………….2……………………………………3………………………………..

Тема 3 Основные этапы развития представлений о предмете психологии .

«Основные психологические школы»

Направления Предста-вители Предмет исследования Метод исследования Основные идеи Психол. практика «+» и «-»
Психол сознания     Сознание        
Бихевиоризм            
Глубинная психология       Психоанализ      
Гуманистическая психол            
Гештальт психология            
Когнитивная психол              
Отечественная психология              

 

Тема 4 Методы психологии

 

Метод

Методология –

Парадигма

Научный подход

  Естественно-научный подход Гуманитарный подход
цель    
Человек    
Методы    
позиция    
Результат    
Огранич    

Организационные методы ( кл БГ Ананьева )

Название Характеристика
Сравнительный  
Лонгитюдный  
Комплексный  

Интерпретационные методы ( кл БГ Ананьева )

Название Характеристика
Генетический метод  
Структурный метод  
Объективные методы  
Наименование метода, его виды Определение Пояснение Отличительные особенности Требования, условия использования Достоинства и недостатки  
Наблюдение,          
эксперимент,          
Тесты          
анализ продуктов деятельности          
Графология          
Опрос,1 беседа (интервью)          
2 анкета          
математические методы          
Контент анализ            
Субъективные методы исследования
Наименование   Определение   Отличительные особенности Требования, Достоинства и недостатки
Интроспекция        
самоотчет,          
включенное наблюдение          
Эмпатическое слушание        
беседа как диалог          
биографический          
Идентификация        
Герменевтика          
Интуиция          
               

Методы практической психологии

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.254.197 (0.06 с.)