Глава 1. Классификация информации по разным признакам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Классификация информации по разным признакам



Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»)

 

 

Естественно-географический факультет

 

 

Кафедра естественнонаучных дисциплин, безопасности жизнедеятельности

и туризма

 

 

Web–технологии экологии

и природопользования

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Гляциология»

 

Выполнила студентка:

группы Г-Г 151

Чиркова Екатерина

Андреевна

______________

(подпись)

Научный руководитель:

д. геолого-минер н.

Гусев Анатолий Иванович

Оценка________________

«_____»_____________2017 г.

 

_______________

(подпись)

 

 

Бийск – 2017

Оглавление

 

 

Введение 3

Глава 1. Классификация информации по разным признакам 7

1. 1. Свойства информации 8

1. 2. Носители информации (данных) 10

1. 3. Информационные процессы 11

1.4. Информационное поле. Информационная среда. 14

Информационное пространство 14

Глава 2. Кодирование информации 19

2.1. Понятие кодирования. Цели кодирования. 19

Код. Длина кода 19

2.2. Кодирование символьной информации 22

2.3. Кодирование чисел в ЭВМ 24

2.4. Кодирование графической и 26

звуковой информации в ЭВМ 26

Заключение 28

Литература 32

 

 


Введение

Понятие “информация” является одним из фундаментальных понятий в современной науке и потому не может быть строго определено через более простые понятия. Можно лишь, обращаясь к различным аспектам этого понятия, пояснить, проиллюстрировать его смысл. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. С появлением вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. Термин “информация” происходит от латинского “informatio” - ознакомление, разъяснение, представление, изложение, осведомленность. Первоначально, до середины ХХ века, под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) [11, c. 7]. С середины ХХ века, в связи с прогрессом технических средств коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и т.п.) и в особенности с ростом объема передаваемых сообщений, появилась необходимость научного определения понятия информации в технических науках, обеспечивающих развитие средств связи, и в новой науке, оформившейся к тому времени – информатике. Понятие информации стало общенаучным понятием, т.е. общим для всех частных наук. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами [7, c. 41]. В настоящее время понятие информации широко используется в ряде наук, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Смысл, вкладываемый в это понятие в каждой из названных сфер, различен.

В быту под информацией понимаются сведения, сообщения, передаваемые людьми различными способами [11, c. 7].

С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. Философский энциклопедический словарь трактует это понятие следующим образом. “Информация – 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)” [17, c. 217]. Данное определение понятия информации не является полным, поскольку, как отмечалось выше, дать такого определения нельзя. Это определение опирается на трактовку природы информации в диалектическом материализме, исходящем из первичности материальной информации по отношению к идеальной и глубокой связи информации с отражением. Информацию как философскую категорию рассматривают как один из атрибутов материи, отражающей структуру материи. В эволюционном ряду вещество ® энергия ® информация каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем. что людям было труднее его распознать, выделить и использовать в чистом виде. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, вероятнее всего. Указанную последовательность познания природы человечеством. В материалистической литературе сложились две основные концепции информации: 1) как формы отражения, связанной с самоуправляемыми системами; 2) как аспекта стороны отражения, которая может передаваться, объективироваться. В философии существуют и другие определения информации, не являющиеся общепризнанными в настоящее время. Например, английский кибернетик и биолог У.Р. Эшби определяет информацию на основе категории разнообразия [3, c.11-14], а А.И. Иезуитов, в созданной им “философии взаимодействия”, определяет сущность информации как взаимодействие материального и духовного начал [5]. Проблема информации привлекает философов, так как является одной из наиболее актуальных и фундаментальных в условиях современной научно-технической революции, характеризующейся, в частности, передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления об явлении или объекте окружающего мира [7, с.41]. В информатике, так же как и в философии, существуют разные подходы к определению данного понятия. В рамках теории информации “информация – это первичное, неопределяемое понятие” [12, c. 87]. Авторы учебника под редакцией Н.В. Макаровой [7] дают следующее определение данному понятию. “ Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний ” [7, с.41]. Данная точка зрения наиболее распространена, базируется на философском определении данного понятия и разделяется авторами других учебников и пособий [11, 9, 8]. Совершенной иной подход к определению понятия информации можно видеть в учебнике под редакцией С.В. Симоновича: “ Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов “ [6, c. 13]. В этом определении устанавливается связь между данными и методами их обработки. Информация определяется через два других понятия – данные, методы, - которые, в свою очередь, требуют определения. Под данными авторы понимают зарегистрированные сигналы, но определения сигналу не дают. Это трактование понятия “данные”, как можно видеть ниже, отличается от общепринятого. Итак, можно сделать вывод о том, что приведенное определение понятия “информация” является неполным. Оно более приближено к определению понятия информации, используемому в вычислительной технике.

В вычислительной технике под информацией понимаются данные, последовательность символов, сигналов [12, c. 87; 2, c. 50]. Это понятие включает в себя “все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования” [11, c. 8]. Здесь с понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные. “ Сигнал (от латинского signum – знак) представляет собой процесс, несущий информацию. Сообщение – это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи. Данные – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ ” [11, с. 8]. Рассмотрим взаимосвязь информации и данных. Данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, однако данные не тождественны информации. Наблюдая излучения далеких звезд, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией, зависит еще от очень многих обстоятельств. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные. Например, если написать номера телефонов и показать кому-либо, то эти цифры будут восприняты как данные, так как не представляют сведений. Если же рядом с ними записать фамилии и т.п., то цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию. Теперь поясним, что означает представить в “формализованном виде”. В философии “формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях” [17, c.743]. В математике “формализованный язык, формальный язык – искусственный язык, характеризующийся точными правилами построения выражений и их понимания” [10, c.609]. Таким образом, представить информацию (данные) в формализованном виде означает представление информации (данных) формализованным языком. Именно формализованные языки используются для представления информации (данных) в ЭВМ.

Носителями информации в вычислительной технике являются сигналы. В качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т.д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо комбинацией нескольких параметров. Сигнал может быть непрерывным и дискретным. “Сигнал называется непрерывным, если его параметр в заданных пределах может принимать любые промежуточные значения. Сигнал называется дискретным, если его параметр в заданных пределах может принимать отдельные фиксированные значения” [11, c.8]. В зависимости от вида сигнала различают две формы представления информации (данных) – непрерывную и дискретную.

 

1. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 7. – С. 41 – 55.

1.1. Осипова

1.2. Пушкин

1.3. Гоголь

2. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 8. – С. 39 – 50.

Ø Лермонтов

Ø Ломаносов

Ø Щедрин

3. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. – М.: Наука, 1990.


Свойства информации

 

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства [7, c.47 – 48; 6, c. 15 – 16].

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы обработки вносят меньший субъективный элемент. Например, принято считать, что в результате наблюдения фотоснимка природного объекта или явления образуется более объективная информация, чем в результате наблюдения рисунка того же объекта, выполненного человеком. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается.

Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются

показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем.

Достоверность [‡‡‡‡] информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Достоверность информации измеряется вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи.

Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность. Адекватность информации – это определенный уровень соответствия создаваемому с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

Доступность информации - мера возможности получить ту или иную информации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но у[§§§§]старевшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость разработки адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, например, основаны многие системы шифрования данных с открытым ключом. Не владеющие ключом для чтения данных, могут заняться его поиском, поскольку алгоритм работы ключа доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация потеряет актуальность.

Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Не всегда достаточным является выполнение требования выражать информацию на родном языке. Один и тот же объект (явление) обсуждают с ребенком трех лет и со старшеклассником на родном языке, но при этом еще обязательно учитывают уровень развития собеседника.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.
 
 

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны четыре классификационных понятия точности. 1) Формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа. 2) Реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется. 3) Максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы. 4) Необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют: 1) правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие; 2) обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления. Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую (смысловую) емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных. Для информационной системы с увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и ее репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.

Свойства информации учитываются, например, при разработке информационных систем. На методическом уровне разработки информационной системы целиком определяются такие параметры качества информации, как репрезентативность, содержательность, достоверность, доступность, устойчивость. Параметры актуальности, своевременности, точности и достоверности обусловливаются в большей степени также на методическом уровне, однако на их величину существенно влияет и характер функционирования системы, в первую очередь ее надежность. При этом параметры актуальности и точности жестко связаны соответственно с параметрами своевременности и достоверности.

 

Информационные процессы

 

Информационные процессы, т.е. процессы передачи, хранения и переработки информации, всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. Люди обмениваются устными сообщениями, посланиями, передают друг другу просьбы, приказы и т.п., хранят старые письма, документы, размышляют над полученными известиями. Все это информационные процессы. При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называется информационными коммуникациями. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным. Выделяют следующие информационные процессы [11, c. 11].

Сбор информации – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем – аппаратно. Например, человек может получить информацию о движении поездов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т.д.). Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, от задачи обмена информацией (передачи).

Обмен информацией – это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель – принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник. Обмен информацией производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Если объект относится к неживой природе, то он вырабатывает сигналы, непосредственно отражающие его свойства. Если объектом-источником является человек, то вырабатываемые им сигналы могут не только непосредственно отражать его свойства, но и соответствовать тем знакам, которые человек вырабатывает с целью обмена информацией.

Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, бумаге, фото и т.д.). Процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации называется накоплением информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию. Часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, она потребуется в дальнейшем.

Хранение информации – это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки. Хранение информации процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться, счет предметов с помощью камешков и т.д. Различная информация требует разного времени хранения: исторические документы – несколько столетий, проездной билет – только в течение поездки. Способ хранения информации зависит от ее носителя. Основными хранилищами информации являются для человека – память, для общества – библиотеки, архивы, музеи, патентные бюро и компьютерные хранилища – базы и банки данных, информационно-поисковые системы, электронные энциклопедии.

Исследования в 1990 г. показали [2, c. 40], что 92% всей деловой информации хранится на бумаге, лишь 1% - на магнитных дисках, 2% - на магнитных лентах и 5% - в микрофильмах. По оценкам специалистов, с 1995 г. по 2005 г. общее число используемых бумажных документов увеличится только вдвое, тогда как количество электронных документов будет удваиваться ежегодно. Соотношение бумажных и электронных документов таково: к XXI в. человечество выйдет к границе 50/50, а к 2005 г. на бумаге останется лишь треть всех документов.

Обработка информации – это упорядоченный процесс преобразования информации, производимый по строгим формальным правилам. Под обработкой данных в информатике понимают операции, связанные с хранением, поиском, сортировкой и воспроизведением данных [15, c. 173]. Обработка данных может вестись в реальном времени, т.е. по мере их поступления.

Поиск информации – это извлечение хранимой информации [2, c. 41]. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

 

В любом информационном процессе можно выделить отдельные операции с данными (информацией). Основными из них считают следующие [6, c. 18].

Формализация данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, т.е. повысить их уровень доступности.

Фильтрация данных – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень «шума», а достоверность и адекватность данных должны возрастать.

Сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации.

Архивация данных – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом.

Защита данных – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных.

Транспортировка данных – прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом.

Преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую. Преобразование данных часто связано с изменением типа носителя. Например, книги можно хранить в бумажной форме, в электронном виде или на микропленке. Необходимость преобразования данных часто возникает при их транспортировке. Например, при транспортировке цифровых потоков данных по каналам телефонных сетей (которые изначально были ориентированы только на передачу аналоговых сигналов в узком диапазоне частот) необходимо их преобразование в некое подобие звуковых сигналов, чем занимаются специальные устройства – телефонные модемы.

Полный список возможных операций с данными составить невозможно. Миллионы людей занимаются созданием, обработкой, преобразованием и транспортировкой информации. На каждом рабочем месте выполняются свои специфические операции, необходимые для управления социальными, экономическими, научными, промышленными и культурными процессами. Можно сделать вывод, что работа с информацией может иметь огромную трудоемкость, ее следует автоматизировать. Решить проблему автоматизации обработки информации позволили ЭВМ.

 

Информационное пространство

Один из подходов к определению понятий “информационное поле”, “информационная среда” и “информационное пространство” предложен авторами работы [14]. Они поясняют данные понятия на примере учебной деятельности школьника.

Мир, в котором живет человечество в целом и каждый индивид в частности, безусловно, един, но традиционно выделяют его материальную, энергетическую, временную, пространственную и информационную составляющие. Человек живет и действует в информационном пространстве, откуда он случайно или целенаправленно получает определенный объем информации (в виде чувственных образов, сведений, существующих теорий и гипотез и т.д.) и куда «возвращает» переработанную и каким-либо образом преобразованную им информацию (в виде чувственного опыта, знаний, теоретических размышлений и пр.). Для индивида информационное пространство представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. Объективность его определяется тем, что оно существует независимо от человека, формируется в результате жизнедеятельности всего человечества. Учитывая, что информация существует в системах как живой, так и неживой природы, следует принять положение, что информационное пространство распространено по всей вселенной. Как объективная реальность информационное пространство является многомерным образованием. К его измерениям можно отнести, например, время, степень методической обеспеченности информационных процессов и другие.

Субъективный характер информационного пространства проявляется в том, каким образом человек воспринимает и осознает его. То есть, это модель информационного пространства, существующая в сознании конкретного индивида, индивидуальное восприятие индивидом окружающего информационного мира, отношение к этому миру.

Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида. Вид этой деятельности определяет характер информационной среды. Так, учебная деятельность протекает в учебной информационной среде предмета, класса, школы и т. д. Информационная среда, в отличие от информационного пространства, требует специальных усилий по своему созданию (книги необходимо приобрести и обеспечить к ним доступ, компьютер необходимо смонтировать и установить на нем программное обеспечение и т. д.).

Информационная среда характеризуется:

· материальным обеспечением, т. е. наличием материальных носителей информации (литература, средства массовой информации, компьютеры, компьютерные сети и т. д.) и их хранилищ (библиотеки, архивы, видеотеки и т. д.);

· информационным обеспечением, т. е. возможностью доступа к материальные носителям информации, сформированностью навыков работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.);

· коммуникативным обеспечением, т. е. возможностью необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации, с друзьями и коллегами, с учителем, со специалистами в той или иной области.

Информационное пространство неравнозначно информационной среде. Существуя в одном и том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной среды в другую: например, из информационной среды дошкольника (в основном семья + детский сад) мы переходим в школьную учебную информационную среду, которая, в свою очередь, заменяется на учебную информационную среду вуза (или другого вида профессионального образования) или на информационную среду профессиональной деятельности. При смене профессии, рода занятий, увлечений также происходит переход из одной информационной среды в другую. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства. Человек может одновременно находиться в различных информационных средах, например, в учебной информационной среде школы, в информационной среде рыболовов-любителей (специальная литература, соответствующее общение и опыт и т. д.), в информационной среде виртуальной реальности (общение по сети Интернет, компьютерные игры). И хотя эти среды подчас очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое, оказывающее влияние на формирование его информационного поля.

Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет индивиду только возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.

Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информационная среда создается усилиями отдельной группы людей. Так, информационная среда учебной деятельности формируется:

· учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и пр.);

· педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

· государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Правильно организованная учебно-информационная среда позволяет ученику адаптировать ее к себе; и в этом ее принципиальное отличие от реальной информационной среды, в которой такая адаптация не всегда возможна.

Информационная среда может изменяться, совершенствоваться, но для этого требуются целенаправленные воздействия. Без приложения усилий никакого развития информационной среды происходить не будет и из средства формирования информационного поля учащегося она может превратиться в тормоз его развития в соответствии с общеизвестным законом: где нет развития, там начинается застой, а потом - деградация.

Информационное поле индивида - это субъективное отражение информационного пространства и информационной среды в сознании индивида и в его деятельности. Информационное поле человека формируется постепенно, в течение всей жизни путем осмысления явлений действительности, самообучения, обучения, общения и т. д. Оно включает в себя не только осознанные факты, события окружающей действительности, знания индивида, но и его мысли, планы, чувства, желания, представления, интуитивные догадки, озарения и пр.

Информационное поле человека характеризуется:

· опытом человека (приобретенным и генетически переданным), его умениями и навыками в конкретных видах деятельности (они определяют возможности личности в процессе обучения и деятельности);

· индивидуальными психологическими особенностями: типом восприятия, памяти, стилем мышления, быстротой реакции и т. д. (они определяют способности личности);

· личностными, общественными (групповыми) и профессиональными интересами и мотивами (они определяют потребности личности).

Информационное поле каждого индивида является сложным многомерным образованием. Оно имеет определенную структуру: опыт в той или иной мере осознан, знания каким-либо образом систематизированы.

Проиллюстрировать взаимосвязь рассмотренных понятий можно следующим рисунком.

 
 

В процессе любого общения (человек - человек, человек - природа, человек - книга, человек - компьютер и т. д.) информационные поля субъектов общения взаимодействуют и образуется (формируется) так называемое информационное поле передачи и восприятия информации (в дальнейшем - ИПоле). Процесс обучения также происходит в ИПоле, которое можно рассматривать как часть учебно-информационной среды, обеспечивающая создание системы коммуникаций, личностную ориентацию на деятельность субъектов педагогического процесса, фактически ИПоле выступает как результат взаимодействия информационных полей преподавателя, учащихся, коллектива учебной группы в рамках учебно-информационной среды.

 

J Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 7. – С. 41 – 55.

J Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. – 1998. - № 8. – С. 39 – 50.

J Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. – М.: Наука, 1990.


Код. Длина кода

Одну и ту же информацию можно выразить разными способами: проговорить, написать, выразить жестами и т.д. Для автоматизации работы с информацией, представленной в различных видах, очень важно унифицировать форму ее представления, т.е. выражать данные одного типа через данные другого типа. Для этого используют кодирование информации (данных). Естественные человеческие языки – это не что иное, как системы кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи. К языкам близко примыкают азбуки (системы кодирования компонентов языка с помощью графических символов). История знает интересные попытки создания “универсальных” языков и азбук. Подобная проблема универсального средства кодирования достаточно успешно реализуется в отдельных отраслях техники, науки и культуры. В качестве примеров можно привести систему записи математических выражений, телеграфную азбуку, морскую флажковую азбуку, систему Брайля для слепых и т.д.

При кодировании могут ставиться разные цели и, соответственно, применяться разные методы. Наиболее распространенными целями кодирования являются следующие [1, c.47]:

· экономность, т.е. уменьшение избыточности сообщения; повышение скорости передачи или обработки;

· надежность, т.е. защита от случайных искажений;

· сохранность, т.е. защита от нежелательного доступа к информации;

· удобство физической реализации (например, двоичное кодирование информации в ЭВМ);

· удобство восприятия.

Эти цели часто противоречат друг другу. Экономные сообщения могут оказаться ненадежными, так как они не содержат лишних символов, искажение любого символа может изменить смысл сообщения. Подробно исследует проблемы разумного сочетания экономности и надежности при передаче информации теория кодирования. В настоящее время немаловажным становится и защита информации от нежелательного доступа. Защита требует специальных способов обеспечения секретности (паролей, ключей и т.п.), что увеличивает объем хранимой информации и замедляет работу с ней.

На разных этапах сложного информационного процесса достигаются разные цели, поэтому информация неоднократно перекодируется, т.е. изменяет свое представление. Например, такая перекодировка происходит при передаче телеграмм. При решении задачи с помощью ЭВМ происходит превращение алгоритма решения задачи, написанного на естественном языке, в программу, записанную на языке программирования, далее происходят последовательно ввод, трансляция, работа программы и вывод результатов. На каждом из этапов происходит перекодирование информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.1 с.)