Форма правления в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления в Республике Беларусь.



Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.).

В научной литературе существуют два основных подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица – главы государства, монарха или президента.

С точки зрения широкого подхода форма правления – это характеристика организации, структуры и взаимоотношений органов государственной власти.

В теории права выделяют две основные формы правления – монархию и республику, в рамках которых имеется собственная классификация форм правления. Так, республика, главной чертой которой является выборность главы государства на определенный срок, подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от объема полномочий и особенности взаимодействия высших органов власти:

- президентская республика;

- парламентарная республика;

- смешанная республика, которая иначе может называться полупрезидентской или полупарламентарной.

Следует отметить определенную условность и ограниченность данной классификации, поскольку каждое государство обладает собственной, отличной от других, спецификой, и его форма правления определяется исходя из множества разных факторов, включающих исторические особенности развития, политический режим, принципы организации государственной власти, реальный объем полномочий высших государственных органов, взаимоотношение государства и церкви и др.

Так, президентская республика в силу ряда причин может перерастать в суперпрезидентскую, милитаристскую. Наблюдаются тенденции расширения либо сужения полномочий парламента соответственно в президентской либо парламентарной республике. Смешанная республика в зависимости от конкретного объема полномочий государственных органов и особенностей их взаимодействия может тяготеть как к парламентарной, так и к президентской республике.

Определимся с самыми общими чертами видов республиканской формы правления.

Парламентарная республика.

Президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом, либо особой коллегией (например, в Германии – Федеральное собрание).

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).

Президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты).

Правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, возможен вариант, при котором президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.

Президентская республика.

В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США – косвенным). Наиболее жестко реализован принцип разделения властей, а взаимодействие между ними происходит на основе принципа сдержек и противовесов.

Президент является главой государства и исполнительной власти одновременно. Он назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента – сената). В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером (так называемый административный премьер), но фактическим руководителем правительства остается президент. Президент не вправе досрочно распустить парламент. Министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку.

Смешанная республика.

Республики со смешанной формой правления обладают отдельными чертами парламентарной и президентской республик, но совокупность этих черт создает новое качество. Роль президента в такой республике велика. Он, как правило, избирается внепарламентским путем, т.е. непосредственно гражданами. Хотя правительство должно опираться на парламентское большинство, но ответственность оно несет не только перед парламентом, но и перед президентом. Поэтому в республике со смешанной формой правления назначение и увольнение в отставку главы правительства и других его членов президентом не носит чисто формального характера, как в парламентарной республике. В определенных случаях президент может председательствовать на заседаниях правительства. В республиках со смешанной формой правления президент имеет право отлагательного вето в отношении актов парламента, а также право досрочного роспуска парламента. Смешанная форма правления существует во Франции, Польше, России, Казахстане и др.

Что касается формы правления в Республике Беларусь, то уже из самого названия государства можно определиться с изначальной категорией – республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). Конкретную разновидность данной формы можно определить путем анализа конституционно-правовых норм, а также реальной расстановки политических сил в государстве.

С момента обретения независимости и до момента внесения изменений и дополнений в Конституцию (1996 г.) Беларусь являлась президентской республикой, однако после указанных событий система государственных органов, их роль и объем компетенции претерпели существенные изменения, касающиеся в первую очередь усиления властных полномочий главы государства. Анализ конституционных норм позволяет говорить о Республике Беларусь как смешанной республике, которая вобрала в себя черты как президентской, так и парламентарной:

1. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом (ст. 81) – что характерно для президентских республик;

2. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина ст. 79). Как видно, Президент формально не является главой исполнительной власти (что не характерно для президентских республик), однако фактически руководит ею (назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; имеет право отменять акты Правительства). Ст. 106 устанавливает: «Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь».

3. Президент может в определенных случаях распустить Парламент, а последний имеет право выразить вотум недоверия Правительству (что свидетельствует об ответственности Правительства перед парламентом) – это характерно для парламентарных республик.

Несмотря на трансформацию белорусской формы правления от президентской к смешанной компетенция главы государства не только не стала меньше, но наоборот увеличилась за счет возможности роспуска Парламента, двойной ответственности Правительства, законотворческих функций (возможность издания актов, имеющих силу закона) и других полномочий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.006 с.)