Т. 12. Формы политической власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т. 12. Формы политической власти



Т.12. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

(4 ЧАСА)

  1. Народ и народовластие. Понятие «народ» и его правовой статус. Конституционные основы народовластия и формы его проявления. Институты представительной и непосредственной демократии.
  2. Форма правления в Республике Беларусь.
  3. Политическая система общества, ее принципы и особенности.
  4. Государство – важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.
  5. Конституционно-правовой статус иных элементов политической системы общества – политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов.
  6. Гражданское общество: понятие, характерные особенности, конституционно-правовые основы.

Форма правления в Республике Беларусь.

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.).

В научной литературе существуют два основных подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица – главы государства, монарха или президента.

С точки зрения широкого подхода форма правления – это характеристика организации, структуры и взаимоотношений органов государственной власти.

В теории права выделяют две основные формы правления – монархию и республику, в рамках которых имеется собственная классификация форм правления. Так, республика, главной чертой которой является выборность главы государства на определенный срок, подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от объема полномочий и особенности взаимодействия высших органов власти:

- президентская республика;

- парламентарная республика;

- смешанная республика, которая иначе может называться полупрезидентской или полупарламентарной.

Следует отметить определенную условность и ограниченность данной классификации, поскольку каждое государство обладает собственной, отличной от других, спецификой, и его форма правления определяется исходя из множества разных факторов, включающих исторические особенности развития, политический режим, принципы организации государственной власти, реальный объем полномочий высших государственных органов, взаимоотношение государства и церкви и др.

Так, президентская республика в силу ряда причин может перерастать в суперпрезидентскую, милитаристскую. Наблюдаются тенденции расширения либо сужения полномочий парламента соответственно в президентской либо парламентарной республике. Смешанная республика в зависимости от конкретного объема полномочий государственных органов и особенностей их взаимодействия может тяготеть как к парламентарной, так и к президентской республике.

Определимся с самыми общими чертами видов республиканской формы правления.

Парламентарная республика.

Президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом, либо особой коллегией (например, в Германии – Федеральное собрание).

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).

Президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты).

Правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, возможен вариант, при котором президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.

Президентская республика.

В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США – косвенным). Наиболее жестко реализован принцип разделения властей, а взаимодействие между ними происходит на основе принципа сдержек и противовесов.

Президент является главой государства и исполнительной власти одновременно. Он назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента – сената). В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером (так называемый административный премьер), но фактическим руководителем правительства остается президент. Президент не вправе досрочно распустить парламент. Министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку.

Смешанная республика.

Республики со смешанной формой правления обладают отдельными чертами парламентарной и президентской республик, но совокупность этих черт создает новое качество. Роль президента в такой республике велика. Он, как правило, избирается внепарламентским путем, т.е. непосредственно гражданами. Хотя правительство должно опираться на парламентское большинство, но ответственность оно несет не только перед парламентом, но и перед президентом. Поэтому в республике со смешанной формой правления назначение и увольнение в отставку главы правительства и других его членов президентом не носит чисто формального характера, как в парламентарной республике. В определенных случаях президент может председательствовать на заседаниях правительства. В республиках со смешанной формой правления президент имеет право отлагательного вето в отношении актов парламента, а также право досрочного роспуска парламента. Смешанная форма правления существует во Франции, Польше, России, Казахстане и др.

Что касается формы правления в Республике Беларусь, то уже из самого названия государства можно определиться с изначальной категорией – республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). Конкретную разновидность данной формы можно определить путем анализа конституционно-правовых норм, а также реальной расстановки политических сил в государстве.

С момента обретения независимости и до момента внесения изменений и дополнений в Конституцию (1996 г.) Беларусь являлась президентской республикой, однако после указанных событий система государственных органов, их роль и объем компетенции претерпели существенные изменения, касающиеся в первую очередь усиления властных полномочий главы государства. Анализ конституционных норм позволяет говорить о Республике Беларусь как смешанной республике, которая вобрала в себя черты как президентской, так и парламентарной:

1. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом (ст. 81) – что характерно для президентских республик;

2. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина ст. 79). Как видно, Президент формально не является главой исполнительной власти (что не характерно для президентских республик), однако фактически руководит ею (назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; имеет право отменять акты Правительства). Ст. 106 устанавливает: «Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь».

3. Президент может в определенных случаях распустить Парламент, а последний имеет право выразить вотум недоверия Правительству (что свидетельствует об ответственности Правительства перед парламентом) – это характерно для парламентарных республик.

Несмотря на трансформацию белорусской формы правления от президентской к смешанной компетенция главы государства не только не стала меньше, но наоборот увеличилась за счет возможности роспуска Парламента, двойной ответственности Правительства, законотворческих функций (возможность издания актов, имеющих силу закона) и других полномочий.

Политические партии.

Политическая партия – это активная часть общества, объединенная общими целями, ставящая своей задачей завоевание, удержание и использование государственной власти в определенных целях.

Признаки:

- продолжительность существования;

- организационная структура;

- общность целей, идеалов, интересов;

- стремление к власти;

- поиск народной поддержки.

Партии – это один из важнейших компонентов политической системы. Они активно участвуют в политическом процессе: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации и т.д.

От других общественных объединений партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством.

Функции партии:

- выработка определенной программы;

- привлечение новых членов в партию;

- участие в формировании и контроле за деятельностью органов государственной власти;

- мирное разрешение социальных конфликтов;

- национальная интеграция;

- идеологическая функция;

- формирование и выражение политической воли народа.

! Самостоятельно изучить виды партий.

Конституционализация партий – закрепление принципов деятельности и статуса политических партий в конституциях. Наиболее активно данный процесс стал протекать после Второй мировой войны и был связан с развитием демократических институтов в различных государствах. Конституционные нормы о политических партиях касаются различных аспектов их деятельности, но в основном содержат лишь общие принципы регулирования (плюрализм партий, запреты определенного вида партий, установление пределов деятельности и т.д.).

Законодательная институционализация партий – регулирование деятельности партий посредством законов (прежде всего, о политических партиях). Законодательные нормы о политических партиях могут быть объединены в следующие группы:

- определение понятия политической партии, ее роли в политической системе;

- порядок создания и прекращения деятельности политических партий;

- требования к идеологии и программным положениям;

- требования к организационному строению и порядку деятельности;

- финансово-экономическая база;

- взаимоотношения партий с публичной властью (участие в выборах, формирование органов власти, принятие решений);

- запреты и ограничения, касающиеся деятельности партий.

Партийные системы.

Для стран с демократическим режимом характерно наличие нескольких политических партий и соответственно определенной партийной системы.

Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных групп с противоречащими друг другу интересами. Каждая социальная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Партийные системы отличаются значительным разнообразием, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями каждого государства.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.

2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме многопартийности абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

3. Двухпартийные системы представляют собой своеобразную разновидность многопартийности.

Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая – оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.

4. Однопартийные системы существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др.).

5. Выделяются и так называемые «беспартийные системы». Например, в ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт ОФЭ, Оман, Саудовская Аравия) все партии запрещены как разрушающие единство уммы — мусульманской общины «правоверных».

Организационная структура современных политических партий достаточно разнообразна и зависит от целого ряда факторов, в числе которых первостепенное значение имеют специфика самих партий, их исторические особенности и национальные традиции. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. Соответственно им по организационной структуре принято различать организационно оформленные и организационно неоформленные партии.

Организационно оформленные партии имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессиональную. В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, платит партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.

Партии, относящиеся к данной группе, представляют собой обычно относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Такие партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как дополнение к членству индивидуальному.

Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов, на них не распространяется партийная дисциплина. Деятельность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к «улавливанию голосов избирателей»; их основная задача – добиться победы на выборах.

Общественные объединения.

Близки политическим партиям (группа людей, объединенных общими целями и интересами), но отличаются от них: политическая деятельность не является их основной задачей, они не борются за овладение государственной властью. Чаще всего их задачи – социальная, экономическая защита граждан.

Тем не менее, общественные объединения косвенно участвуют в политическом процессе, влияют на политические отношения (путем поддержки той или иной партии или даже коллективного членства в ней; оказания материальной помощи; выражения интересов определенной группы людей, которые учитываются при построении партийного курса партий, принятии государственных решений и т.д.).

Деятельность общественных объединений, также как и политических партий, в общих моментах урегулирована нормами конституций, а более подробно – иными законодательными актами государств.

Признаки:

- добровольность;

- негосударственность;

- некоммерческий характер деятельности.

Виды:

1) По организационной структуре:

- общественные организации (имеют устав, программу, центральные и местные органы управления, членство);

- общественные движения (не имеют в совокупности указанных выше элементов, но отдельные присутствуют).

2) По характеру деятельности:

- социально-экономические;

- социально-культурные;

- образовательные;

- правозащитные;

- спортивные и др.

Важнейшее место среди общественных объединений занимают профсоюзы, целью которых является экономическая и социальная защита своих членов, т.е. работников наемного труда. Формы влияния на политическую жизнь: моральная и материальная поддержка кандидатов; заключение договоров о взаимных обязательствах; коллективное членство в партиях; идеологическое влияние.

Т.12. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

(4 ЧАСА)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.039 с.)