Народ и народовластие. Понятие «народ» и его правовой статус. Конституционные основы народовластия и формы его проявления. Институты представительной и непосредственной демократии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народ и народовластие. Понятие «народ» и его правовой статус. Конституционные основы народовластия и формы его проявления. Институты представительной и непосредственной демократии.



Общепризнанно, что главным источником и носителем власти в государстве является народ. Верховная власть народа вытекает из принципа народного суверенитета, который является первичным и обуславливает деятельность всех иных субъектов политической системы в интересах и во благо народа.

Народ как главный субъект конституционно-правовых отношений закреплен в ст. 3 Конституции, где сказано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

Решения народа по своей юридической силе обладают верховенством над актами иных управомоченных субъектов. Это подтверждается и Конституцией Республики Беларусь, в которой сказано: «Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом» (ст. 77).

Необходимо дать определение понятию «народ». В самом общем смысле народ – исторически сложившаяся социальная общность, находящаяся под юрисдикцией государственного образования, обладающего суверенитетом.

Необходимо различать понятия «народ» и «нация», поскольку первое определяется территориальными пределами государства, а второе в первую очередь характеризуется общностью культуры, этнических черт и т.д. Тем не менее, в зарубежной литературе эти понятия иногда отождествляются. Однако в нашем случае понятие «народ» будет рассматриваться в самостоятельном контексте, отличном от термина «нация».

Народ является самостоятельным субъектом конституционно-правовых отношений, что не свойственно для других отраслей права. Его статус определен, прежде всего, Конституцией Беларуси (верховенство власти, формы ее проявления), а также иными законодательными актами (например, Избирательный кодекс, Закон «О местном управлении и самоуправлении», Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», Закон «О республиканских и местных собраниях» и др.).

Народ проявляет свою власть через различные видовые формы демократии, которые отражены в ст. 37 Конституции: «Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами. В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».

Кроме того, в Конституции закреплено право отзыва депутата, право инициировать проведение референдума. Народ может быть инициатором изменения и дополнения Конституции, ее толкования, обладает правом законодательной инициативы, правом обращения в государственные органы, может обсуждать важнейшие вопросы государственной и общественной жизни.

Д.М. Демичев предложил следующие формы проявления власти народа.

В зависимости от конечного субъекта власть народа может осуществляться:

- самим народом;

- частью народа, проживающего на соответствующей территории;

- избранными народом представителями;

- сформированными народом органами.

Он выделил три основные формы власти народа: государственная власть, общественная власть (например, домовые, дворовые комитеты) и смешанная общественно-государственная форма (органы местного самоуправления) [1].

В зависимости от форм волеизъявления народа общепринято выделять непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Как пишет Н.А. Богданова, непосредственная демократия исключает опосредующее звено при принятии решения народом. Это его прямое правление[2].

К формам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, отзыв, собрания граждан и другие предусмотренные законом формы. Причем некоторые из этих форм могут иметь как императивный, так и консультативный характер.

Представительная демократия осуществляется через демократически избранных представителей (депутатов), которые должны следовать воле народа.

! Референдум – изучить самостоятельно. Рассмотреть следующие вопросы: понятие, значение, виды, конституционно-правовое регулирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.004 с.)